Барочные наряды
Первые балеты в России не были самостоятельными представлениями. В XVII веке их показывали между актами драматической пьесы — сценами, или сеньями. Балеты тогда так и назывались — междусенья. Движения почти не отличались от элементов традиционных бальных танцев, а костюмы исполнителей по фасону напоминали обычные для того времени праздничные наряды. Отличала их только излишняя, «театральная» отделка: воланы, сборки и россыпь камней. Представления старались обставить помпезно, торжественно, с множеством декораций и передвижных элементов.
Для женских ролей, которые часто исполняли юноши, использовали длинные платья на специальном куполообразном каркасе и с несколькими подъюбниками, а для мужских — расшитые камзолы и панталоны. Танцоры надевали модные в то время туфли на каблуках, делали высокие сложные прически и носили вычурные головные уборы.
Крепостной театр в Останкино
Следуя придворному этикету, старательно и неловко шаркая ножками, танцовщицы выступали в длинных юбках, под которые пододевали каркасы, чтобы юбки распускались широким колоколом. Туфли на каблуках, тяжёлые головные уборы, парики завершали неудобный костюм, сравнительно долго сдерживающий развитие техники танца.
Костюмы часто не соответствовали ролям: художники создавали их, не зная содержания балета, телосложения актёра и танца, который ему придётся исполнять.
Первые костюмы для определённой роли появились в начале XVIII века, когда балет стал отдельным представлением. Усложнилась хореография, из-за этого мужские сценические одежды становились легче, а женские — ещё и более открытыми.
Танцовщица М. Камарго
Впервые укороченную юбку использовала в Париже в 1730 году французская танцовщица Мари-Анн Камарго. Новое платье открывало щиколотки балерины. Камарго дополнила свой танец двумя новыми элементами. В прыжке антраша балерина быстро перекрещивала ноги в воздухе, а в прыжке кабриоль — отводила ногу назад. Камарго гастролировала и на сцене Императорских театров, поэтому моду на подобные платья переняли русские танцовщицы.
Ампир
В. Тропинин. Портрет танцовщицы
Т. С. Карпаковой. 1818
|
А. Истомина в образе Флоры
|
В начале XIX веке в моду вошёл стиль ампир с лёгкими полупрозрачными платьями. Танцовщицы стали отказываться от стягивающих корсетов, которые мешали движениям. Громоздкие костюмы на кринолинах сменились струящимися сценическими нарядами, которые шили по подобию древнегреческих одеяний — туник. Туфли на каблуках постепенно заменили сандалиями на манер древнеримских или атласной обувью на плоской подошве. Её крепили на ногах с помощью длинных изящных лент — так появились пуанты.
В костюмах в стиле ампир выступала известная русская балерина Евдокия Истомина, которой посвящал строки Александр Пушкин.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьёт, то разовьёт
И быстрой ножкой ножку бьёт.
/Александр Пушкин. Из романа «Евгений Онегин»/
Портрет А. И. Истоминой. Музей Пушкина.
Между 1815 и 1818 годами, автор А (?) Винтергальтер
Самым успешным балетом с участием Истоминой стал спектакль «Зефир и Флора», где танцовщица сыграла богиню цветов. Его поставил в 1818 году балетмейстер Шарль Дидло. Истомина танцевала в пышном платье — но без кринолина — и с цветочным венком на голове.
Главные партии в балетах Дидло исполняла и другая балерина — Мария Данилова. В спектакле с её участием «Амур и Психея» впервые появились сложные механические декорации. Тогда художники создали платье, в котором спрятали специальное крепление: с помощью тросов балерину поднимали над сценой. По одной из версий, это платье стало причиной её гибели. Во время репетиций механизм дал сбой — тросы резко натянулись, и Данилова получила травму.
Истоминой и Даниловой приписывают первый на русской сцене танец на пальцах ног.
Первая пачка и танцы на пуантах
Со временем костюмы становились ещё более открытыми. В наряде, который сегодня принято называть пачкой, впервые станцевала итальянка Мария Тальоне в 1832 году. Пачка представляла собой многослойную юбку, закреплённую на корсаже. Корсаж застегивали сзади на крючки и затягивали лентами. Юбку шили из воздушной ткани или марли — в этом случае её приходилось накрахмаливать перед каждым выступлением.
Мария Тальони в балете «Сильфида», литография 1832 года
|
Мария Тальони в балете “Зефир и Флора”
Вот так выглядела первая пачка,
теперь она называется “шопенка”
|
В пачке Тальони сыграла роль Сильфиды в одноименном балете на сцене Гранд-Опера. Хоть наряд и прикрывал колени балерины, первое время его считали неприлично коротким. Пачки использовали и в России, в романтических балетах Мариуса Петипа. Балетмейстер усовершенствовал технику танца: в спектаклях появились сложные прыжки, вращения — пируэты, фуэте. Юбки стали ещё короче.
А. Шалон Танцовщицы королевского балета
Па-де-катр. 1840
|
Ж. Брандар. К. Гризи в балете "Жизель"
Литография
|
Тогда же, в «Сильфиде», Тальони впервые показала танец на пуантах — для этого туфли снабдили твёрдым носком с плоским окончанием. Балерины поднимались на кончики пальцев и до Тальони, но именно она продемонстрировала цельную композицию, а не отдельные элементы. В 1839 году танцовщица вместе с отцом, балетмейстером Филиппо Тальони, приехала в Петербург. За два года в России она выступила в 105 балетах.
Романтический балет
Как пачка прижилась в России. Царская Россия отличалась консервативностью и не сразу приняла новинку. Это произошло только спустя полвека. Но именно в нашей стране пачка снова видоизменилась. Новатором стала прима Большого театра Аделина Джури в начале 1900-х годов. Капризной особе не понравилась длинная юбка, в которой ей предстояло позировать перед фотографами. Балерина просто взяла ножницы и отхватила приличный кусок подола. С тех пор пошла мода на короткие пачки.
|
Анна Павлова выступала
в длинной и широкой юбке
|
Галина Уланова в роли Джульетты
|
Майя Плисецкая в балете
Р. Щедрина “Конёк-горбунок”
|
На пуанты в XIX веке вставали и мужчины. Подобные элементы демонстрировал танцовщик Николай Домашев в балете Хосе Мендеса «Приключения Флика и Флока». Спектакль показывали в 1888–1889 годах на сцене Большого театра.
Авангард и современные костюмы
В начале XX века балетные наряды стали ещё смелее. В 1911 году танцовщик Вацлав Нижинский впервые вышел на сцену в облегающем трико. Это стоило ему должности в Императорском театре: императрица Мария Фёдоровна присутствовала на балете и оскорбилась внешним видом премьера.
Вацлав Нижинский
Матильда Кшесинская в балете
«Талисман», ок. 1910
|
Анна Павлова, 1920-е
|
Для балета «Парад» в антрепризе Сергея Дягилева в 1917 году Пабло Пикассо создал наряды из картонных коробок разных цветов. Такое одеяние позволяло танцорам совершать минимум движений — и весьма примитивных. Премьера балета прошла со скандалом, некоторые зрители даже выкрикивали «Смерть русским!».
Для главного героя в балете Артюра Онеггера «Икар» Сальвадор Дали предложил костыль вместо крыла и муху на проволоке вместо головного убора. Однако балетмейстер Серж Лифарь, который ставил спектакль, отказался от этой идеи в пользу более лиричного костюма.
Интересна коллекция костюмов конца XIX начала XX века представляющая образцы сценографии того времени. Тут и работы А. Бенуа, К. Коровина, В. Дьячкова, Е. Пономарева, К. Вальца, А. Арапова, Г. Голова.
В. Дьячков эскиз костюма Одетты
2-й акт. Большой театр. 1919
|
В. Дьячков. Эскиз костюма Одилии к балету
"Лебединое озеро". Большой театр. 1919
|
Балерины облачались и в привычные пачки, и в смелые стилизованные наряды — восточные костюмы в «Шехерезаде» Николая Римского-Корсакова, этнические комплекты в «Весне священной» Игоря Стравинского.
А. Головин. Эскиз костюма для
Т. Карсавиной в роли Жар-птицы 1910
|
В. Ходасевич Эскиз костюма к балету
Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан». 1944
|
Позже чем техничнее становился танец, тем проще одевали танцоров. В балетах Джорджа Баланчина, которые отличались сложной хореографией и высоким темпом, балерины и солисты облачались в обтягивающее трико. Сам балетмейстер говорил: «Нужно отбросить сюжет, обойтись без декораций и пышных костюмов. Тело танцовщика — его главный инструмент, его должно быть видно».
Во второй половине XX века на европейской сцене и в США мужчины могли выступать в одном бандаже, который больше походил на нижнее белье. «Невозвращенец» Рудольф Нуреев в спектакле «Спящая красавица» в Национальном балете Канады и вовсе предстал обнажённым в одной из сцен. В СССР выходили на сцену в бандаже, трико и штанах-ватонах, которые обтягивали только бедра. Открытые мужские костюмы можно было увидеть в балете «Спартак» — танцоры выступали в набедренных повязках и с элементами доспехов.
В наши дни сценографы не ограничиваются определённым фасоном, но в классических балетах используют традиционные костюмы.
CharlotteYouthBallet "Спящая красавица"
В «Лебедином озере» и «Спящей красавице» балерины танцуют в коротких пачках. Окружность таких юбок зависит от роста танцовщицы, длины её ног и их формы. Пачка может быть плоской и держаться параллельно полу, а может быть с пышным низом и слегка опущена. В «Шопениане» или «Сильфидах» по-прежнему выходят на сцену в «шопенках» — воздушных пачках до колен или ниже. Пышную юбку до колена можно увидеть и в «Жизели», а Джульетту из «Ромео и Джульетты» танцуют в хитоне — струящемся однослойном платье. Мужские партии в романтических балетах исполняют в трико и колете — верхней части костюма. Колет застегивается сзади, но иногда, чтобы он не расстегнулся, его зашивают прямо на артисте.
[1] Костюм к характерному танцу к балету "Ромео и Джульетта"
[2] Костюм к балету "Дон-Кихот"
[3] Костюм к балету "Ромео и Джульетта"
[4] Костюм к балету "Коппелия"
Александр Стоянов и Екатерина Кухар, балет "Жизель"
Красочно украшенная классическая балетная пачка на форме платья