-Метки

ЖЗЛ атлас стран мира, погода, праздники балет барды бисквиты кексы куличи манники рулеты печенье и др. блинчики оладьи беляши блюда из круп блюда из курицы утки гуся кролика индейки блюда из курицы, утки, гуся, кролика, индейки блюда из молочных продуктов блюда из мяса и субпродуктов блюда из мясного фарша блюда из мясного фарша и субпродуктов блюда из овощей блюда из рыбы блюда разные блюда с грибами война вышивка вяжем варежки перчатки митенки вяжем варежки, перчатки митенки вяжем карманы застежку спицами вяжем карманы, застежку спицами вязание - реглан вязание горловины и воротника спицами вязание детям вязание крючком вязание линии плеча проймы рукава вязание мужчинам вязание на спицах(сайты ссылки советы) вязание на спицах(сайты, ссылки, советы) вязание набор-закрытие петель спицами вязание носки следочки тапочки рейтузы вязание носки следочки тапочки рейтуы вязание секреты мастерства спицами вязание спицы узоры вязание уроки начинающим вязание-реглан вязаные аксессуары вязаные аксессуары крючком вязаные женские жилеты вязаные женские пуловеры джемпера свитеры вязаные платки палантины шарфы шали шапки диабет живопись запеканка шарлотка сырники здоровье зеленая аптека знаменитые люди имбирь интересно-позновательное интересные исторические .... канзаши цветы из ткани кино - театр книги книги омар хайам книги рекс стаут книги федор углов кровеносная система куклы зверушки и другие игрушки кулинария- (микс) кулинария-заготовки впрок кулинария-напитки кулинария-салаты соусы холодные закуски лазанья легенды мифы сказания притчи лоскутная аппликация лоскутные блоки лоскутные изделия (разное) лоскутные одеяла лоскутные прихватки моделирование и конструирование одежды москва музыка новогоднее рождество нужные и полезные сайты обучение ли.ру и пк обучение(грамота) оперетта оформление дневника пасха пироги с разной начинкой пирожки булочки пирожки плюшки булочки ватрушки пончики сочники пицца хачапури лепешки лаваш чебуреки поделки из бумаги подушки полезные вещи полезные советы поэзия православие христианство и ... православие христианство и .... православие христианство и.... психология псков, северо-западный регион россии. пушкин рукоделие сад-огород санкт-петербург - ленинград свадьба сказки поговорки загадки раскраски мультики смотри-читай сумки кошельки органайзеры портмоне супы разные схемы для стежки ( для пэчворка квилта) тесто приемы разделки теста украшение пирогов торты пирожное крем глазурь помадка торты пирожные крем глазурь помадка третьяковская галерея узоры рисунки фото учимся играя хлеб хлеб - всему голова швейная машина швы декоративные ( копилочка) швы декоративные (копилочка) шитье шитье для детей и ...домашнего уюта шторы ламбрекены шьем домашнюю обувь шьем постельное белье покрывала юридические тонкости

 -Цитатник

g>Легко вяжется, удобная на ноге пятка "Универсальная". - (0)

g> 12 + вкусных блюд из картофеля - (0)

Steak Lovers Блюда из картофеля на любой вкус БУДЕТ ВКУСНО! Картофельные цветы:...

«Крылья ангела» — невероятно вкусное печенье, которое съедается за 3 минуты - (0)

Печенье — это универсальный десерт, который хочется отведать в любое время года и ...

ng>Сочная, мягкая, ароматная томлёная говядина - старая проверенная классика! - (0)

Сочная, мягкая, ароматная томлёная говядина - старая проверенная классика! + читать дальше ] ...

>Нежное слоеное тесто и красивая форма - печенье в виде косички. - (0)

Творожное печенье в виде косички: нежное слоеное тесто и красивая форма Печенье остается мягким и н...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в пожарская

 -Подписка по e-mail

 


g>«Мраморный еврей»

Пятница, 29 Ноября 2019 г. 05:44 + в цитатник
Цитата сообщения ЕЖИЧКА strong>

Портрет_скульптора_Марка_Матвеевича_Антокольского (476x700, 313Kb)
Портрет работы Васнецова

Пока профессура выживала «дерзкого еврея» из Академии художеств, его скульптуру заприметил император Николай II. С тех пор Марк Антокольский не знал отбоя от заказчиков в России и Европе.

Марк Антокольский прославился, прежде всего, в Европе – в академических кругах России до конца дней на него все смотрели с недоверием. Сначала из-за того, что еврей, да из низших слоёв, а потом – из-за стоимости его работ, на взгляд многих, завышенной: богатые европейские евреи сметали все, что выходило из рук Антокольского. Новым словом в скульптуре стиль Антокольского тоже стали называть не сразу, поначалу детальный мир его работ считался признаком низкого жанра. Его биография вообще ярко показала, с каким трудом в России принимается все новое. Но Марк Антокольский умел заставить обстоятельства работать на себя – возможно, даже не задумываясь об этом.

Ставший впоследствии Марком Мордух был седьмым ребёнком в семье еврейского трактирщика. Биографы называют бедность и нелюбовь самыми устойчивыми воспоминаниями скульптора о детстве. Они жили под Вильно, в небольшом местечке Антокольно – теперь это один из районов Вильнюса. Мемориальная доска с именем скульптора на стене дома, где он родился – на Ратушной площади Старого города, – уцелела при немецкой оккупации и дожила до наших дней.
800px-Ivan_IV_by_Antokolsky_by_shakko_01 (514x700, 472Kb)
«Иван Грозный»

Отец настаивал, чтобы все дети в семье имели ремесленное образование. Мордух сначала оказался в бригаде мастеров, которая занималась реставрацией костёлов на территории нынешней Литвы и Беларуси. Было много работы по дереву, в которой он преуспел. Тогда же вырезал с репродукции картины Ван Дейка «Христос и Богоматерь» деревянный крест. Чтобы привлечь к себе внимание, сделал из кости небольшой портрет губернатора города Вильно Владимира Назимова – и передал его превосходительству. Удивительно близко в то время жили люди: губернатор обратил внимание отца Мордуха на выдающиеся способности сына и настоял на том, чтобы он отпустил мальчика учиться. Так в 19 лет он перестал зваться Мордухом и стал вольнослушателем Академии художеств в Петербурге Марком Антокольским.

С нуля пришлось учиться не только композиции и рисунку, но и грамоте – до приезда в столицу он знал только идиш. Долгое время, прежде чем отправить письмо важному адресату, Антокольский отдавал текст на вычитку кому-то из более сведущих в русской грамматике товарищей. Соседом по комнате оказался Илья Репин, с которым они долгое время близко дружили. Впечатленный религиозностью Марка, Репин как-то написал портрет Антокольского – в талите за утренней молитвой.
800px-Mephisto_by_Mark_Antokolski,_marble_(GTG,_after_1883)_by_shakko_09 (700x525, 319Kb)
«Мефистофель» (1883)

За свои первые горельефы «Портной» и «Скупой» студент Антокольский получил золотую медаль академии и стипендию в 29 рублей. На жизнь её, впрочем, не хватало, потому он не отказывался ни от какой работы: вырезал номера на бильярдных шарах из кости, лепил амурчиков. «Нападение инквизиции на евреев» – такой сюжет был у его первой крупной работы, которая готовилась к выпускному экзамену. Жанровая композиция в интерьере, до наших дней дошла лишь её восковая копия. Действие в замкнутом пространстве до тех пор было возможно изображать только в живописи. Одни профессора находили его эскиз дерзостью, писал скульптор, другие – упадком, а третьи – фантазией и даже бредом больного человека. Работу не приняли.

Тем временем он подал заявку на участие в ежегодном конкурсе академии. Герой для конкурса выбирался актуальный и масштабный, а сюжет – лаконичный. Иван Грозный – при всём противоречии своей огромной личности – был фигурой популярной. Теперь мы знаем эту работу – мраморный тиран на царском троне за секунду до вспышки гнева. На его коленях – синодик с именами жертв, и при мысли о врагах он правой рукой впивается в поручень престола. Крест, камешки чёток, складки одеяния – это детали. В целом же – монументальная хладность и величие царственной драмы в пластической воле белого мрамора.
800px-Jesus_by_Mark_Antokolski_(1876,_GTG)_by_shakko_04 (700x583, 426Kb)
«Христос»

Это было ещё одной дерзостью Антокольского, он тогда даже мастерской собственной не имел. Для работы над скульптурой – после долгих хлопот и хождения по начальственным кабинетам – он получил маленькое помещение под крышей академии. Перед работой съездил в Москву, посетил Оружейную палату, зарисовал подлинный трон царя, одеяние одолжил в костюмерной Большого театра. Скульптуру обсуждали все еще до того, как она была закончена. В итоге профессура отказалась даже подниматься в мастерскую. С рекомендации Григория Гагарина, вице-президента Императорской Академии художеств, визит молодому художнику нанесла Великая княгиня Мария Николаевна – президент Императорской академии, дама просвещённая и благорасположенная к талантам. Ей скульптура очень понравилась, потому администрация заторопилась подготовить и визит императора Александра II.
800px-MAntokolski_Mermaid (525x700, 409Kb)
«Русалка» (1900)

Суета в академии установилась невозможная: белили лестницы, проводили газ, стелили ковры. И вот император в студенческой мастерской. Он статую одобрил – и даже купил её в бронзе для «Эрмитажа» за восемь тысяч рублей. Победу Антокольского в конкурсе руководству академии пришлось признать – Марку выдали звание академика. Для такой чести по тем временам художнику требовалось иметь и опыт, и регалии – Марк же получил все на следующий день после царского визита. Мраморная копия Ивана Грозного была сделана для Третьякова. Гипсовую копию Ивана Грозного приобрёл Кенсингтонский музей Лондона, что и стало первым шагом скульптора к мировой известности.

После Ивана Грозного он проснулся знаменитым и востребованным. Однако для еврея, если он не делался выкрестом, не был наследником купцов высших гильдий и не обнаружил к себе чьего-то высшего расположения, жизнь в России была изнурительна даже в чисто бытовом плане. И он поехал в Европу.
RR5216-0113R (695x700, 649Kb)
Золотая памятная монета 50 рублей Центрального Банка России 2016 года
Монета Банка России – 150-летие основания Русского исторического общества. 50 рублей, золото, пруф, реверс. Рельефное изображение скульптуры М. Антокольского «Нестор-летописец», вдоль канта – надпись: «РУССКОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ОСН. В 1866 Г.». Художник: А.Д. Щаблыкин. Скульптор: А.Н. Бессонов. Чеканка: ru:Санкт-Петербургский монетный двор

С римским периодом связана история создания знаменитой теперь скульптуры Петра I. Антокольский с пристрастием изучал первого российского императора – собирал изображения всех гравюр, портретов и бюстов самодержца. Иван Крамской специально для него сделал рисунки с посмертной маски царя. Эскиз Антокольский создавал из итальянской глины, которая отчаянно не лепилась, а потом кусками отваливалась в процессе сушки. Наконец, в 1872 году была отлита гипсовая копия, которая отправилась в Москву на первую Политехническую выставку – к 200-летнему юбилею со дня рождения Петра. Антокольского опять ругали за излишнюю детализацию. Императора в его интерпретации называли военным маньяком, резким и страшным, как шпага, впивающаяся в землю у его ног. Заказов не поступило, и статуя на долгие годы поселилась в подвале Академии художеств, где ветшала от петербургской сырости и холода.
1-skupoj (506x700, 351Kb)
Слава нашла её на Всемирной выставке в Париже через пять лет. Антокольский вывез Петра из России в Рим – для реставрации, а потом отправил на выставку. Парижская публика работу оценила высоко. Только после этого российское правительство повелело установить памятник в Петергофе перед дворцом Петра I Монплезир. Позже Антон Чехов стал одним из инициаторов установки копии статуи Антокольского в Таганроге. В переписке с членом городской управы он заверял адресата, что лучшего памятника великому Петру и быть не может. Для переговоров по поводу отливки бронзовой фигуры и доставки её в Россию Чехов лично ездил в Рим встречаться с автором. Со временем такой же Пётр появился в Архангельске и Петербурге, сегодня их семь, но памятник в Таганроге – единственный сохранившийся до наших дней, отлитый под непосредственным руководством Антокольского. Отливкой мастер оказался на редкость доволен.
103978161_large_3455057_Evreiportnoi__1864__Gorelef__Derevo (569x700, 350Kb)
Спустя ещё 20 лет именно его изображение Петра I появилось на царской пятисотрублёвой купюре. По этому поводу Антокольский написал министру экономики графу Витте письмо, в котором напомнил, что у издателей при тиражировании произведений принято передавать создателю несколько авторских экземпляров. Государственный банк России вскоре выслал ему четыре купюры. Пётр I представлен и на современных банкнотах того же достоинства, но уже совсем другой ценности. На них, кстати, таганрогская версия памятника. По этому поводу, кстати, предыдущий мэр Таганрога Сергей Шило даже пытался судиться с Центробанком – требовал компенсацию за использование изображения.
Antokolsky_0442 (401x600, 295Kb)
Надгробие на могиле Антокольского

Сам Антокольский писал, что делал Петра, вообще не думая о деньгах, и был полностью поглощен образом его величия, но деньги автора не спрашивают. Вскоре российский промышленник и меценат Савва Мамонтов заказал Марку статую Иисуса Христа. В интерпретации Антокольского Иисус был простой и спокойный, близкий, как брат. В хитоне и сандалиях, с натруженными ногами, со связанными руками. Без венца и креста – просто человек. Ни христианам, ни иудеям, по мнению автора, такая идея понравиться не должна была: первым ввиду удаления от канона, вторым – по причине самой фигуры Христа. Но на сей раз публика приняла работу сразу и с восторгом – так скульптура прошлась по крупным выставкам страны, не обращая внимания на бухтение местечковых критиков. Заказчик несколько лет ожидал работу, прежде чем смог установить ее в своём доме.

Много лет спустя, уже в XX веке, Музей изобразительных искусств Орсе в Париже и Тель-Авивский музей ревностно делили между собой наследие мастера, определяя заодно и его принадлежность. В результате французское правительство согласилось на передачу в музей Тель-Авива нескольких работ Антокольского. Там был в том числе и Иисус. Эксперты называли деньги, вырученные за это музеем Орсе, «баснословными».

Алена Городецкая
https://jewish.ru/

Рубрики:  ИСКУССТВО
ЖЗЛ
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку