-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Маслячок

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.01.2014
Записей: 140
Комментариев: 1
Написано: 162





О коллекционировании открыток

Воскресенье, 02 Февраля 2014 г. 18:32 + в цитатник

О коллекционировании открыток
1 МаяВ торжественный день 7 ноября, под Новый год, в солнечный Май на необъятных просторах СССР миллионы людей получали почту, в которой были и поздравительные телеграммы, и простые письма, и красивые художественные открытки...







Приезжая со всех концов страны в Москву, люди увозили c собой на память o ней виды столицы и ее достопримечательностей.

A многие, не имея возможности побывать в Москве или Ленинграде, в Киеве или Тбилиси, получали представление о этих городах по красочным открыткам.

Школьник, искусствовед, студент, рабочий, художник, колхозник, учитель мог тогда по художественным открыткам получить представление o шедеврах мирового искусства, хранящихся в Третьяковской галерее, Русском музее, Эрмитаже и в других сокровищницах изобразительного искусства.

Художественная открытка — это не только одно из средств связи между людьми, не только приятный сувенир, но прекрасное средство эстетического воспитания, информации и пропаганды.

Среди разнообразных форм и видов коллекционирования собирание открыток представляется наиболее увлекательным, имеющим большую познавательную ценность.

K сожалению, даже сейчас, в СМИ вопросы коллекционирования открыток почти не затрагиваются. B данной статье предлагается методика коллекционирования открыток, то есть предпринимается попытка изложить основные моменты коллекционирования открыток: определение, историю предмета, методику коллекционирования, складывающуюся, как известно, из собирания, систематизации, классификации и полезного использования.
Определение



Под открыткой (открытое письмо, почтовая карточка) понимают многокрасочное или одноцветное изображение на тонком картоне определенного формата (9 х 14 см, чаще 10,5 х 15 см). Изображение может быть воспроизведено любым способом: типографским, литографским, офсетным, фотографическим, рисовальным, раскрашиванием и т. п.

Все виды существующих открыток могут быть разделены на следующие категории:
А. Открытки — репродукции различных предметом изобразительного искусства (картин, скульптур и т. п.).
Б. Открытки — репродукции фотографий.
В. Открытки — оригиналы цветных или одноцветных фотографий.
Г. Открытки — рисованные оригиналы (карандаш тушь, пастель, гуашь и т. д.)


Наибольшее количество коллекционеров собирает первые две категории открыток. Открытки — рисованные оригиналы имеют большое распространение в Китае (акварель) и Японии (тушь).
Немного истории



В дореволюционной России художественные открытки были доступны только привилегированным сословиям, так как продавались по довольно высоким ценам и являлись, поэтому своеобразным предметом роскоши. Открытки тогда стоили 5 (черно-белые) и 10 копеек (цветные). При последнем царе Николае II корова стоила от 8 до 10 рублей, килограмм хлеба стоил 5 коп., мяса – 30 коп., 100 граммов шоколада – 15 коп., осетрины – 8 коп., ведро отборных помидоров стоило 8 коп., а на копейку тебе насыпали полный карман семечек.
Кстати, даже с началом войны в 1915 году цены на базарах были вполне сносные. Так, рождественский гусь стоил 85 копеек, утка – 40, курица – 30, а куропатка – всего 15 копеек. Говядина и баранина шли примерно по 25 копеек за килограмм. Пуд мороженого молока вообще обходился в… 50 копеек.

B старой России c ее слабо развитой полиграфией количество открыток было весьма незначительно. Наибольшее место в выпуске этой продукции занимали издания петербургской фирмы Голике и Вильборг, издававшей, как правило, сентиментальные открытки, принадлежащие кисти таких художников, как C. Соломко, П. Туман, Ф. Сычков, Елизавета Бем и другие.

Главным монополистом, распространявшим наибольшее количество художественных открыток в России, было французское издательство И. Лапина (Париж). C этим издательством на русском рынке в конце ХIХ и в начале ХХ в, конкурировали парижская фирма Дельта, дрезденская фирма Штенгеля, лондонские — Гауфа, Рафаэля, Туна, шведская — Гранберга и другие иностранные фирмы.

Хорошую продукцию издавал Русский музей, но для печатания открыток он привлекал иностранные фирмы.

После 1917 года издание открыток в Советской России было сосредоточено в Государственном тресте «Графическое дело», который издавал художественные открытки небольшим тиражом — 5-10 тысяч экземпляров.

B конце двадцатых годов в Ленинграде был создан «Комитет популяризации художественных изданий», который выпустил большое количество прекрасных открыток. Уже тогда типография имени Федорова давала высокохудожественную продукцию, подчас превосходящую более поздние издания этой же типографии.

B начале тридцатых годов начала издавать открытки СФА («Советская филателистическая ассоциация»), a в тридцатых годах развернуло свою деятельность издательство Изогиз. В конце тридцатых годов изданием художественных открыток занимаются Филателистическая контора Когиза и издательство «Искусство».

B годы Великой Отечественной войны выпуск этого вида продукции, естественно, сократился. Но сразу, же после войны Военное издательство выпустило большую серию художественных открыток, посвященных великим победам советского народа.

Постепенно увеличивалось количество издательств, выпускающих художественные открытки, и число типографий, их печатающих. В последующие годы издательства СССР, откликаясь на то или иное событие, стали выпускать наборы открыток, посвященные определенному юбилею или выставке.

«Советский художник» в 1952 г. подготовил набор «Н. B. Гоголь в иллюстрациях советских художников» и Изогиз серию «Выставка польского изобразительного искусства в Москве».

B 1953 г. «Советский художник» выпускает два набора, посвященных H. A. Некрасову и A. M. Горькому.

B 1954 г, вышли в свет наборы открыток «Л. H. Толстом в иллюстрациях советских художников», «300-летие воссоединения Украины c Россией», серия, посвященная 20-летию смерти художника M. Б. Грекова. В этом же году Изогиз выпустил комплекты открыток, репродуцирующих картины c вы ставок чехословацкого, финского и индийского изобразительного искусства.

B 1955 г. в Изогизе вышел набор красочных «Рисунков B. A. Серова к сказкам A. C. Пушкина», издана интересная серия открыток «По Индии», серия открыток — репродукций произведений художников Китая, Монгольской Народной Республики, Индии, Кореи и Японии, хранящихся в Государственном музее восточных культур.

B больших количествах издавались специально подготовленные открытки. Так, в 1954 — 1955 гг., издательством «Правда» выпущена большая серия открыток c видами Москвы. Удачными среди них являются цветные фото Шагина и Бальтерманца.

Среди праздничных и поздравительных открыток следует отметить маркированные открытки, выпущенные Министерством связи СССР.

B последующие годы увеличивались тиражи открыток, расширялась их тематика. Отдельные открытки стали издаваться тиражами в несколько миллионов.

Открытка в те дни глубоко вошла в быт и жизнь советского народа.
Методика коллекционирования



Собирают и хранят открытки многие. Почти в каждой семье есть альбом, в котором хранятся и случайно купленные и присланные друзьями открытки-сувениры. Но собирательство само по себе отнюдь не является коллекционированием, которое требует известной целеустремленности.

По отношению к открыткам эти цели могут быть самыми разнообразными: архитектор предпочитает собирать виды городов, зданий, скульптур; историк собирает открытки на исторические темы; искусствовед — репродукции картин определенных художественных школ или определенных художников.

Но часто тематическая направленность коллекционера не совпадает c его специальностью. B этом случае тематика определяется склонностями человека и его художественным вкусом, жаждой познавательной, исследовательской мысли, требующей накопления материала перед решением той или иной задачи.

Начиная коллекционировать открытки, их собирают в альбомах. C ростом коллекции в альбомах оставляют только наиболее красивые, редкие, выдающиеся открытки или открытки, посвященные наиболее важному для коллекционера вопросу. Остальные открытки рекомендуется хранить в специальных ящичках. Ящички могут быть изготовлены из любого материала (картон, фанера, белая жесть, пластмасса}.

Ни в коем случае не следует открытки наклеивать ни в альбом, ни на отдельные листы.

Следующей ступенью коллекционирования является систематизация, которая тесно связана c принятой коллекционером классификацией. Исходная начальная классификация открыток предполагает деление на следующие отделы и подотделы.

I. Открытки — репродукции картин (цветные и одноцветные):
a. шедевры мирового искусства: отечественного, западноевропейского;
б. современных художников: советских, стран народной демократии, прочих.
II. Открытки — репродукции цветных и одноцветных фотографий: виды Москвы, виды столиц союзных республик, курорты и живописные места, портреты выдающихся деятелей, фото старинной утвари посуды, безделушек и т. п.
III. Открытки — репродукции со специально подготовленных рисунков, плакатов, панно и т. д., праздничные, юбилейные, поздравительные, пригласительные, агитационные плакаты-миниатюры и т. д.

Каждый отдел и подотдел в свою очередь может быть подразделен на классы либо по хронологическому, либо по алфавитному, либо по другому признаку.

Так, у одного коллекционера каждый подраздел классифицируется по тематическому признаку: портретная живопись, жанровая живопись, пейзажи, натюрморты, цветы и т. д.

Другой коллекционер собирает и классифицирует по другому признаку — по месту хранения предмета искусства: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Киевский государственный музей, Музей изящных искусств имени A. C. Пушкина.

Третий коллекционер классифицирует все открытки по фамилиям художников в алфавитном порядке.

Естественно спросить: кто же из них прав? Ответить на этот вопрос сложно, только узнав, какую цель или задачу преследует коллекционер, собирая открытки, Коллекцию открыток на исторические темы целесообразно систематизировать в хронологическом порядке. Собиратель портретов будет совершенно прав, если он сначала систематизирует их по предметно-тематическому признаку (обществемно-политические деятели, ученые, писатели, композиторы, художники и т, д.), а затем внутри каждого класса расположит портреты по алфавиту.

Систематизация и классификация — это не только условие для свободной и быстрой ориентировки в коллекции, это не только познавательный процесс, но и необходимая ступень для полезного использования данной коллекции.

Неправильно считать, что полезное использование коллекции ограничивается только экспонированием ее на тех или иных выставках, Известно, что многие учителя используют открытки для иллюстрации уроков в школе. Гримеры в театрах используют открытки для придания артисту портретного сходства. Искусствовед иллюстрирует открытками свою работу. Архитектор сопоставляет по открыткам рисунки и пропорции зданий. Историк по открыткам следит за изменениями быта, уклада, одежда, пейзажа, техники и т, п.

Таких примеров можно было бы привести множество.

Несмотря на огромное распространение открыток, их коллекционированию уделяется недостаточно внимание, и этим только можно объяснить отсутствие каталогов, перечней изданий, фондовых музейных коллекции. Этим же объясняется отсутствие специальных выставок и недостаточность информации по этому вопросу.

Художественная открытка – это миниатюрный плакат, гибкое, проникающее оперативное средство агитации и пропаганды, которое проникало в самые уголки СССР и в другие страны. На небольших листках плотной бумаги шли во все концы мира изображения различных сторон жизни советского общества, строителей коммунизма. Открыткам надо уделять такое внимание, которое они действительно заслуживают.

Рубрики:  разное


Поиск сообщений в Маслячок
Страницы: [1] Календарь