-Цитатник

Без заголовка - (0)

Иван Ребров. Удивительный, неповторимый, прекраснейший голос!!! Иван Ребров(фф) (Ivan Rebroff,...

Без заголовка - (0)

Вечерний звон - Ivan Rebroff   Об артисте: Иван Ребров (Ivan Rebroff, настоящее имя —...

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
21:25 02.02.2014
Фотографий: 5

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Тома_Шаталова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 53




Ничто не вечно под луной...


Стихотворение моего племянника Владимира Потапенкова

Пятница, 10 Мая 2019 г. 23:52 + в цитатник

Величайшему скрипачу

Даниилу Бессонову (на 7 марта 2020)

В Петербурге белые ночи,

Спят каналы, дремлет Нева.

Дни длиннее, ночи короче,

Синева надо мной, синева.

 

И над городом северной дали,

Над простором воды, площадей,

Отражаясь в воде, как в кристалле,

Звуки скрипки сияют в ней.

 

Настоящие, чистые звуки

В тихом шорохе первой листвы.

Это Ангела нежные руки,

Гениальной кисти холсты.

11.03.2019


Стихи моей сестры

Среда, 05 Февраля 2014 г. 21:46 + в цитатник

 




Потапенкова Лариса

Сестре Тамаре посвящается


Этот день ноября – юбилейная дата,
Радостный повод для встречи друзей,
Было их больше, ты помнишь, когда-то,
Но самых надёжных соберёт юбилей!

В юбилеи подводят итоги, и всё же
Не итожь…Налегке в новый день перейди.
Будет он лучшим потому, что не прожит,
Потому, что его предстоит пережить.

С перезвоном хрустальных бокалов
Будут тосты звучать в твою честь,
Добрых слов ты услышишь немало.
Ну, что мне добавить?.. Спасибо за то, что ты есть!

В Обсерватории, в нашем маленьком храме,
Где простые иконы над амвоном висят, 
Мы сегодня свечу зажигаем
За здоровье твоё, за тебя, за тебя!
17.11.12




VeraZ
 

 



Потапенкова Лариса

Всё когда-то увянет…Так надо.
Облетевший не оплакивай сад.
Только миг отведён листопаду,
На рябинах лишь миг эти гроздья горят.

Вспомни лето…В ромашках поляна
Там за домом, среди лип и кустов.
Зелёные кроны качались над нами,
Как ажурные пологи диких шатров.

Это наш уголок…Нам 14 и 16…
Мы с тобою в начале неизвестной судьбы.
Ни любви, ни измен…Только радость,
Только чистая радость в груди.

Зной июльский, стрекочут цикады,
Запах мёда, смолы и цветов.
Раскрытые книги лежат с нами рядом,
Роман Бальзака, Блока томик стихов…

Улыбнись нашим детским мечтаньям,
На мгновенье одно на поляну вернись,
Полной грудью вдохни тот воздух бальзамный,
Улыбнись… Улыбнись… Улыбнись…



 

 

 
 




Потапенкова Лариса


Любимой сестре Тамаре

Вместо праздничного поздравления
Ветер ноябрьский сухой
Несёт запах листьев тленный,
Наполненный холодом и тоской.

Ах, это предзимье…Природы недуг, 
Капризы погоды и настроенья.
То слёзы подступят, то радостно вдруг,
И ждёшь ты чего-то в смятеньи.

Надень же наряд свой зелёный, 
Чтобы слился он с зеленью глаз.
И гитару возьми, пусть аккордами вздрогнет
Серебро её струн, оживших сейчас.

Пусть взорвут тишину эти звуки,
Хабанера звенит и влечёт за собой,
Плещет море, кубинка танцует,
И дробят каблучки под прибой!
1.10.12



 

VeraZ
 

 


Метки:  

Худ. Рокотов Ф.

Среда, 05 Февраля 2014 г. 21:20 + в цитатник

 Портрет А.П.Струйской


 Портрет А.П. Струйской
1772. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Поэт Николай Заболоцкий

     ПОРТРЕТ
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
 

Метки:  

Худ. Боровиковский В.

Среда, 05 Февраля 2014 г. 21:17 + в цитатник

. Портрет сестёр Гагариных


В.Боровиковский
(1757 - 1825)
Портрет А. Г. Гагариной и В. Г. Гагариной
1795г, холст, масло75 Х 69,2 cм
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

На рубеже XVIII — начала ХIХ века Боровиковский обратился к новому для него типу группового семейного портрета. Это позволило художнику внести новые качества в открытую им форму лирического портрета.

К числу наиболее удачных относится портрет сестер Гагариных. В его композицию вводится жанровое действие. Две молодые девушки, одетые по-домашнему, заняты музицированием. Mладшая — играет на гитаре и смотрит в нотный лист, который держит старшая сестра. Изящные позы, живые глаза, нежные овалы юных лиц, тонкие переливы серебристо-серых, фиолетово-розовых и голубых тонов, приветливая природа. Изысканная ярко-красная гитара не вносит диссонанс, а лишь подчеркивает светлые образы сестер.

Хотя замысел этой картины близок идеям сентиментализма, показывая идиллию домашнего быта и нежные чувства, рождаемые музыкой, все же он несет в себе значительный элемент новизны: в основу его поло жен мотив активного действия. В соответствии с ним и характеры девушек уже не скрыты тенью неопределенной мечтательности: в них больше конкретности и естественности.

Умело использован почти квадратный формат холста, на котором удачно скомпонованы две фигуры. Пейзажному фону в картине отведена небольшая роль. Зато предметы быта: одежда, гитара, ноты — занимают почти половину живописной поверхности. Новое проявляется и в объемно-пластической трактовке формы: художник пользуется нехарактерным для него прежде светотеневым контрастом в лицах. Колорит портрета построен на противопоставлении сближенных тонов, без применения рефлексов. По-прежнему мягки сочетания серого с розовым, жемчужно-белым, несколько озвученные ярким цветом гитары. Эти не столь значительные изменения в композиции и цвете существенно меняют тот лирико-эмоциональный образ, который был найден Боровиковским в предшествующее десятилетие.
 

 Портрет Е.А. Нарышкиной


В.Боровиковский
(1757 - 1825)
Портрет Елены Александровны Нарышкиной
1799г, холст, масло, 72 x 59 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва.



Елена Александровна Нарышкина (Суворова-Рымнинская) (1785- 1855), княгиня, дочь обер-камергера Александра Львовича Нарышкина, мать - Мария Алексеевна Сенявина, дочь известного адмирала. Родители Елены Александровны были близкими людьми при дворе и пользовались одинаково расположением императоров Павла и Александра I.
Юная Елена Александровна была фрейлиной императрицы. 15 лет вышла замуж за князя Аркадия Александровича Суворова (1780-1811). Брак этот не был счастливым для Елены Александровны, ее муж не был создан для семейной жизни.
В 26 лет княгиня Суворова осталась вдовой с четырьмя малолетними детьми. После смерти мужа она уехала за границу, жила там продолжительное время, лишь изредка и ненадолго возвращалась в Россию, поскольку ее слабое здоровье требовало пребывание в теплом климате.

В 1814 году княгиня Елена Александровна была в Вене, где отец ее, А.Л. Нарышкин, состоял во время Венского Конгресса.
На блестящих балах и празднествах, которыми сопровождался этот небывалый съезд императоров, королей и принцев всей Европы, княгиня Суворова, благодаря своей красоте и обаянию, привлекала всеобщее внимание. Она занимала видное место среди высшей европейской аристократии.

Елена Александровна обладала хорошими музыкальными способностями и приятным голосом. Композитор Д. Россини написал в ее честь кантату на известный мотив: "Ах, зачем было огород городить", повторенную им затем в финале второго действия оперы "Севильский цирюльник".
В 1823 году княгиня Суворова вступила во второй брак с князем Василием Сергеевичем Голициным и остальную часть своей жизни провела на юге России, в Одессе, Симферополе и в крымском имении мужа "Василь-Сарай".
До самых последних дней жизни, почти потеряв зрение, княгиня Елена Александровна Голицина сохранила свежесть ума и чарующую приветливость, которые делали ее приятной и интересной собеседницей. Она была другом В. Жуковского, состояла в постоянной переписке со слепцом-поэтом И. Козловым, ей посвятил стихотворение А.С. Пушкин:

Дано об ней воспоминанье
Ее минутное внимание
Отрадой долго было мне.
Твердил я стих обвороженный,
Мой стих, унынья звук живой.
Так мило ею повторенный,
Замеченный ее душой...
 
 
 

Метки:  

Имена и их значение

Среда, 05 Февраля 2014 г. 21:12 + в цитатник

Список имён и их значение

 


Метки:  

Чудеса из стекла

Среда, 05 Февраля 2014 г. 21:10 + в цитатник

 


























Метки:  

Худ. Репин И.Е. - Иван Грозный и сын его Иван

Среда, 05 Февраля 2014 г. 21:07 + в цитатник

 



Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1885

Замысел "Ивана Грозного" традиционно принято связывать с трагическими событиями русской истории 1881 года - убийством царя Александра II и казнью народовольцев. В названии картины дата 1581 очевидно рифмуется с 1881 годом. Эта связь подкреплена широко известной фразой самого Репина: "Современные, только что затягивавшиеся жизненным чадом, тлели еще не остывшие кратеры... Страшно было подходить - не сдобровать... естественно было искать выхода наболевшему трагизму в истории... Чувства были перегружены ужасами современности" . Менее известен другой факт, связанный с идеей создания картины. Во время путешествия по Европе в 1883 году на Репина сильное впечатление произвело зрелище боя быков, в связи с чем он писал: "Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют ... влекущую к себе силу... В то время на всех выставках Европы в большом количестве выставлялись кровавые картины. И я, заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой, сейчас же принялся за кровавую сцену Иван Грозный с сыном. И картина крови имела большой успех" . Таким образом, для Репина оказалась привлекательной не только историческая, но и, так сказать, "эстетическая" сторона события - случай из истории послужил поводом для создания эффектного живописного зрелища. Случайный исторический эпизод - ссора Грозного с сыном и смерть царевича вследствие удара посохом - представлен как "вечная" коллизия: картина Репина - своего рода предостережение, изложенная в живописной форме притча на тему "не убий". "Кажется, что человек, видевший хотя раз внимательно эту картину, навсегда застрахован от разнузданности зверя, который, говорят, в нем сидит", - так формулировал это Крамской. Не исторический, а психологический аспект события занимает Репина. Историчен лишь мастерски написанный антураж. Красноречивые подробности - опрокинутое кресло, покатившийся посох, лужа крови на ковре - "комментируют" происшедшее. Ужасающая мука раскаяния на лице Грозного и кротость умирающего царевича, со слезами на глазах прощающего обезумевшего от горя отца - на этом контрасте построен весь сюжет картины. Картина, экспонированная на XIII передвижной выставке, была запрещена к дальнейшим показам высочайшей цензурой. Третьякову, купившему картину, предписывалось "не допускать для выставок и вообще не дозволять распространения ее в публике какими-либо другими способами".

Метки:  

Худ. А. Иванов - Явление Христа народу

Среда, 05 Февраля 2014 г. 21:03 + в цитатник

 


Содержание картины всем более или менее известно. Иоанн Предтеча, крестящий иудейский народ на берегу Иордана во имя ожидаемого Спасителя, вдруг видит идущим Того, во имя Которого он крестит.

Бледное, исхудалое лицо Предтечи, его огненный взор и страстные речи, все движения этой прекрасной, величественной фигуры потрясают присутствующих и страхом, и надеждой. На Иоанне Крестителе короткая одежда из верблюжьего волоса, опоясанная кожаным поясом, сзади с плеч спадает желтоватая мантия. Своими духовными очами Иоанн Предтеча прозревает идущего вдали по береговой возвышенности Мессию. Весть эта произвела сильное волнение среди собравшегося народа, этот момент А. Иванов и изобразил на своей картине.

На полотне зритель видит идущих с холма людей, а также уже совершивших омовение и располагающихся слушать пророка. А он говорит о том, что нужно встретить некоего гостя, который еше вдали, но скоро будет здесь, хотя еще не все обстоит так, как должно быть. Обращаясь к толпе, среди которой были уже и учителя этого народа (фарисеи, саддукеи и др.), он восклицает: "Порождения ехидны! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же плоды, достойные покаяния!" Все вмиг подчиняются его словам и устремляют свои взгляды в ту сторону, откуда тихим, но твердым шагом идет по земле Он.
На весьма выгодном для картины отдалении идет по жесткому каменистому пути Тот, путь Которого должен был быть усеян цветами. Тихим и твердым шагом идет Он взять на Себя грехи всего мира и умереть на кресте. Как мог художник в фигуре Спасителя (и на таком расстоянии) выразить его божественную мудрость, величие, кротость духа и решимость на подвиг?
Все в Нем изобличает Его божественное происхождение, все говорит о том, что Человек Сей - не от мира сего. Даже неясность в очертаниях лика Христа была в намерениях художника, чтобы не останавливать зрительского воображения. Непостижимость Духа Божия не мог вполне объять дух никакого смертного и представить Его, каким Он есть.

Метки:  

Худ. Тропинин В.А.

Среда, 05 Февраля 2014 г. 20:56 + в цитатник

 


Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль

Василий Андреевич Тропинин ( 1780 - 1857) - живописец-портретист, родился в селе Карповка Новгородской области крепостным человеком графа А. Маркова, впоследствии отпустившим его на волю.

Девяти лет от роду был определен своим господином в воспитанники Императорской Академии Художеств, образовался в ней под руководством Щукина и, окончив ее курс в 1804 году, поселился в Москве, где и трудился до конца своей жизни. В1823 году он за картины «Кружевница», «Портрет художника О. Скотникова» и «Нищий старик» был утвержден в звании так называемого «назначенного» академика (то есть кандидата в академики). Через год, представив «Портрет медальера К. А. Леберехта», Тропинин стал полноправным академиком.

Близко схваченное сходство, выразительность, гармоничный, хотя и не особенно блестящий колорит и добросовестная законченность исполнения в портретах Василия Тропинина отводят этому трудолюбивому и скромному в жизни художнику одно из первых мест среди русских живописцев одной с ним специальности. Из многочисленных его произведений, сверх вышеупомянутых, наиболее замечательны портреты: два его собственных (в Московском публичном музее и в академии художеств), императора Николая I (1825, в Московском архиве министерства иностранных дел), Д.П. Татищева (в Академии Художеств), И.И. Дмитриева (в Академии Наук), H. Карамзина , А. Пушкина , H. Гоголя , К. Брюллова , Н. Уткина (все пять - в Третьяковской галерее, в Москве), А.Е. Лазарева, князя С.И. Гагарина и некоторые др.
 
 

"Кружевница"


Портрет А.С. Пушкина


Женщина в окне (Казначейша)


Золотошвейка


Девушка-украинка в пейзаже


Портрет Е.И. Карзинкиной


Портрет Е.П. Протасьевой


Гитарист


Портрет Н.М. Карамзина


Портрет К.П. Брюллова
 

Метки:  

Худ. Василий Перов

Среда, 05 Февраля 2014 г. 20:50 + в цитатник

5558181_ohotnikinaprivale (600x388, 101Kb)

 

5558181_ohotnikinaprivale_1_ (550x345, 867Kb)

                                                                       Охотники на привале

 

Картину "Охотники на привале"  Перов написал в 1871 году. В этом произведении 
художник изобразил трех охотников отдыхающих на привале, после удачной 
охоты. Художник Перов надо признаться и сам был страстным любителем 
охоты. Не раз в своей жизни художник видел подобные сцены, потому, как 
сам был участником всяких веселых баек, пересудов и небывалых рассказах 
об охоте со своими товарищами охотниками после трудной но интересной 
охоты. Отобразить подобную сцену на холсте, показать разные характеры 
действующих лиц, без всяких обиняков, можно сказать даже так, тема 
близкая духу простого народа. В результате на картине три охотника с 
добычей, не два и не четыре а три, вообщем святая троица на фоне 
вечернего, несколько унылого пейзажа, в облачном небе еще летают птицы, 
чувствуется небольшой ветерок, сгущаются тучи. Тщательно прописана 
художником фактура предметов натюрморта, без сомнения все выглядят без 
задоринки живо, здесь охотничьи трофеи, метко убитый заяц, куропатки, 
охотничьи ружья, рожок с сетью и другая охотничья атрибутика необходимая
для охоты. Но это все не главное в картине, задачей Перова в этом 
произведении все таки три охотника с их разными характеристиками. Самая 
ярко выраженная фигура в картине Охотники на привале это конечно пожилой
с виду охотник, страстно рассказывающий своим сотоварищам о своих явных
или не совсем приключениях на охоте, фрагмент из того, что 
приблизительно он рассказывает: Вот досада разведя руки в сторону, 
второго зайца упустил а он был аж в два раза больше первого, первого то я
удачно подстрелил. Второй товарищ, что посередке средних лет, тоже 
опытный охотник с иронией слушает пожилого охотника, почесывает ухо, 
можно сказать рассказчик явно вызывает у него саркастическую усмешку 
своей охотничьей, очередной и неправдивой байкой и он явно не доверяет 
ему, но при этом послушать все равно интересно, думает он. Молодой 
охотник, что справа внимательно и доверчиво выслушает расказни старого 
прожженного охотника, вполне вероятно он и сам тоже, что то хочет 
поведать и о своей охоте на куропатку, но старик явно не дает ему и 
слова сказать.

 

 

5558181_chayepitiye (508x442, 55Kb)

                                                        Чаепитие в Мытищах                                                    

 

 Картина "Чаепитие в Мытищах" 
была написана Перовым в 1862 году, заказанная художнику администрацией 
города Мытищи. В мае месяце 1775 года царица Екатерина 2 решившая в то 
время посетить Свято-Сергиеву лавру, по дороге шествия царского эскорта в
районе Мытищ, ей предложили утолить жажду в одном из многих родников, 
Екатерине вода показалась очень вкусной, что побудило императрицу издать
указ провести из Мытищинских родников водопровод до Москвы. Пить чай в 
Мытищах считалось хорошим тоном из необычайно вкусной воды в источниках 
на территории Мытищ. Сюжетом Чаепитие в Мытищах послужили реальные 
события, которые Перов часто наблюдал в разных подмосковных окраинах 
важных и самодовольных монахов за чаепитием, не раз видел художник 
оборванных калек попрошайничавших на улицах около усадеб, которых обычно
прогоняли служанки. Картина Чаепитие в Мытищах Перова это обличительно 
жанровая картина, в которой, художник подробно старался описать 
действительные события того времени, как бы высмеивая сытую и 
зажравшуюся публику крепостной России. Пытаясь уйти от академической 
живописи, Перов отразил картину Чаепитие в серо коричневых оттенках, как
бы показывая эту серость обыденной жизни своими живописными средствами.
Чаепитие в Мытищах произвели огромное впечатление на прогрессивную 
публику того времени на выставках в Москве и Петербурге, современники 
называли Перова сатириком-жанристом, глубоко понимающим русскую жизнь.


Метки:  

Поэты серебряного века. Николай Туроверов

Среда, 05 Февраля 2014 г. 20:36 + в цитатник

 

5558181_85475970_1333279737_oficer_LeybGvardii_Atamanskogo_polka_NNTuroverov (464x604, 53Kb)

 

    Николай Николаевич Туроверов - уроженец станицы Старочеркасской, донской
казак. Перед войной он закончил реальное училище, а с началом войны в 
1914г. поступил добровольцем в Лейб-гвардии Атаманский полк, воевал, 
потом -ускоренный выпуск Новочеркасского военного училища и снова фронт.
После Октября вернулся на Дон, и в отряде есаула Чернецова сражался с 
большевиками. Участвовал в Ледяном походе, был четырежды ранен. В ноябре
1919 г. стал начальником пулеметной команды Атаманского полка, музей 
которого потом вывез во Францию. За несколько месяцев до исхода 
награжден Владимиром 4-й степени. На одном из последних пароходов 
врангелевской эвакуации покинул Крым.
Затем был лагерь на острове Лемнос, Сербия, Франция. Во время Второй 
Мировой войны воевал с немцами в Африке в составе 1-го кавалерийского 
полка французского Иностранного легиона, которому посвятил поэму 
"Легион". Вернувшись в Париж, работал в банке и активно участвовал в 
жизни белоэмигрантов - казаков. Создал "Кружок казаков-литераторов", 
возглавлял Казачий Союз, был главным хранителем уникальной библиотеки 
генерала Дмитрия Ознобишина.
Умер поэт Туроверов в 1972г. и похоронен на знаменитом кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
В России вышла книга его стихов: Туроверов Н.Н. Двадцатый год - прощай, Россия! - М., 1999.

                     ***
Одинаково для бедных и богатых
Светит солнце и цветут цветы,
В небо поднимаются закаты,
Звезды ниспадают с высоты.

Одинаково Господь внимает
Всем молитвам и прощает всех.
Кто же нам с тобою посчитает
Нашу нежность за великий грех.

                   ***
Так и ночью узнаешь наощупь
В темноте знакомые черты.
Стала ты доступнее и проще,
Но рабынею не стала ты.

И в неволе, в нищете, в позоре,
Черным воздухом мучительно дыша,
Всё еще гуляет на просторе
Смерти не подвластная душа.



                ***
Ничего не сохранила память
Из того, что сердце берегло.
Все, что было неразлучно с нами
Отлетело, отсняло, отцвело.

Каждый день рождается впервые.
Что такое память и к чему?
Каждый день ворота золотые
Раскрываются в Господнем терему.



                 ***
Еще сердце, как будто, исправное;
Но не верит больше стихам.
Только лучшее самое главное
Перед смертью тебе передам.

И ты щедро станешь разменивать
Серебро на медный грош, —
Уверять, что я на Тургенева
Безответной любовью похож.


1922
— "В скитаниях весел будь и волен,
Терпи и жди грядущих встреч, —
Тот не со Мной, кто духом болен,
Тому не встать, кто хочет лечь.

Простор морей, деревья пущи
И зреющий на ниве злак
Откроют бодрым и идущим
Благословяющий Мой знак.

В лицо пусть веет ветер встречный, —
Иди — и помни: Я велел".
Так говорил Господь, и млечный
На темном небе путь блестел. 




1922

         СОЧЕЛЬНИК

Темнее стал за речкой ельник.
Весь в серебре синеет сад, 
И над селом зажег сочельник
Зеленый медленный закат.

Лиловым дымом дышат хаты,
Морозна праздничная тишь.
Снега, как комья чистой ваты,
Легли на грудь убогих крыш.

Ах, Русь, Московия, Россия,
Простор безбрежно снеговой,
Какие звезды золотые
Сейчас зажгутся над тобой.

И всё равно, какой бы жребий
Тебе ни бросили года,
Не догорит на этом небе
Волхвов приведшая звезда.

И будут знать и будут верить,
Что в эту ночь, в мороз, в метель
Младенец был в простой пещере
В стране за тридевять земель. 



1926

Помню горечь соленого ветра,
Перегруженный крен корабля;
Полосою синего фетра
Уходила в тумане земля;

Но ни криков, ни стонов, ни жалоб,
Ни протянутых к берегу рук, —
Тишина переполненных палуб
Напряглась, как натянутый лук,

Напряглась и такою осталась
Тетива наших душ навсегда.
Черной пропастью мне показалась
За бортом голубая вода. 



1926

Над весенней водой, над затонами,
Над простором казачьей земли,
Точно войско Донское, — колоннами
Пролетали вчера журавли.

Пролетая печально курлыкали,
Был далек их подоблачный шлях.
Горемыками горе размыкали
Казаки в чужедальних краях. 



1938

Я знаю, не будет иначе.
Всему свой черед и пора.
Не вскрикнет никто, не заплачет,
Когда постучусь у двора.

Чужая на выгоне хата,
Бурьян на упавшем плетне,
Да отблеск степного заката,
Застывший в убогом окне.

И скажет негромко и сухо,
Что здесь мне нельзя ночевать
В лохмотьях босая старуха,
Меня не узнавшая мать. 



1930

О, как нам этой жизни мало,
Как быстро катятся года.
Еще одна звезда упала,
Сияв над нами, отсияла,
Не засияет никогда.

Но береги наш дар случайный,
Идя с другим на брачный пир,
Возвышенный, необычайный,
Почти неощутимый, тайный, —
Лишь нам двоим доступный мир. 

1938



1941

                    ДИАЛОГ

"Что ты найдешь в стране печальной,
В твоей стране среди снегов?
Зачем ее холодной тайной
Твоя отравлена любовь?

Зачем ты ждешь ее ответа,
Когда ты должен быть ничей
Как этот ветер, иль как этот
Незамерзающий ручей.

Что надо жизни человечьей?
Что ищешь ты? Тебя здесь ждет
Мое вино и сыр овечий,
Домашний хлеб и дикий мед.

Живи со мною на свободе
И пей из кубка моего
За жизнь, в которой все проходит
И не проходит ничего."

"... Я внял тебе. Внимай мне тоже
О дальней родине моей,
И знай, что нет страны моложе,
И человечней и нежней;

Что труден путь ее извечный,
Но ей нельзя с него свернуть,
Когда над ней сияет Млечный,
Единственный на свете, путь;

Когда ведет к всемирной лире,
Сквозь кровь, сквозь муки и гроба,
Ее чудеснейшая в мире
Неповторимая судьба."


              ***
 Учился у Гумилёва
На всё смотреть свысока,
Не бояться честного слова
И не знать, что такое тоска.

Но жизнь оказалась сильнее,
Но жизнь оказалась нежней,
Чем глупые эти затеи
И все разговоры о ней.


                ***
Есть стихи, которых не повторишь.
Знаю, не к лицу мне грусть.
Зря ты их меня читать неволишь,
Зря запоминаешь наизусть.

А потом не понимаешь шуток
И не веришь в беззаботный смех,
Для тебя любовь, как первопуток,
Для меня — уже последний снег.



                ЗАКАТ

                  Сияй, сияй, прощальный свет
                  Любви последней, зари вечной.
                                                Тютчев.



Распустились розы на глазах, —
Я слышал шорох распусканья.
Ну, что ты, милая в слезах,
Еще не кончено свиданье.

Приподнялся и упал закат
На твои несдержанные слезы,
На меня лежащего, на сад,
На нераспустившиеся розы. 

1965 


Метки:  

Вероника Тушнова

Среда, 05 Февраля 2014 г. 20:25 + в цитатник

 

Нам не случалось ссориться
Я старалась во всем потрафить.
Тебе ни одной бессонницы
Не пришлось на меня потратить.
не добычею,
Не наградою,-
была находкой простою,
Оттого, наверно, не радую,
потому ничего не стою.
Только жизнь у меня короткая,
только твердо и горько верю:
не любил ты свою находку-
полюбишь потерю...
 
 
 
Какие на свете слова есть – 
Тяжёлые, словно свинец…
Не верила я, что сломаюсь,
А вот оказалось – конец.

Когда ты на пламечко дунул,
Весь мир сгоряча прокляня,
Наверное, ты не подумал,
Как будет темно без меня.

 

 

В чем отказала я тебе, скажи?
Ты целовать просил —я целовала.
Ты лгать просил,—как помнишь, и во лжи
Ни разу я тебе не отказала.

Всегда была такая, как хотел:
Хотел — смеялась ,а хотел — молчала...
Но гибкости душевной есть предел,
И есть конец у каждого начала.

Меня одну во всех грехах виня,
Все обсудив и все обдумав трезво,
Желаешь ты, чтоб не было меня...
Не беспокойся —я уже исчезла.

Метки:  


Процитировано 1 раз

Галина Косарева

Вторник, 04 Февраля 2014 г. 20:59 + в цитатник
 
'Не знаю, сколько жить придётся
И сколько раз встречать зарю,
Ну а пока что сердце бьётся,
За каждый день благодарю!
 
Благодарю за хлеб насущный,
Что щедро дарит нам земля,
Что стороной обходят тучи,
И рядом есть со мной друзья.
 
Благодарю, что солнце светит,
Что не покрылось сердце льдом,
Когда так много зла на свете,
И что гребу ещё веслом! 

Метки:  

- новая серия фотографий в фотоальбоме

Воскресенье, 02 Февраля 2014 г. 21:25 + в цитатник

А.З. - посвящение Тамаре Ш.

Воскресенье, 02 Февраля 2014 г. 20:49 + в цитатник

А.З. (посвящение мне).

 Не скажу тебе ласковых слов, 
Чтобы чувствам твоим не гореть.
Я совсем уж, совсем нездоров, 
Лучше мне одному догореть.

Ждёт меня впереди лишь беда,
Одиночества хмурый край.
Пронеслись, отшумели года...
То ли ад был мне в них, то ли рай?

Нет, не дам тебе счастья, друг мой,
Не рождён я высоко летать.
Пусть все беды твои вслед за мной
Потихоньку пойдут умирать.

Оставайся же чистой всегда,
Обо мне никогда не жалей.
И свои с сединою года
Унесу я из жизни твоей.
                      1977г

Метки:  

Шаталова Тамара, пробы пера.

Воскресенье, 02 Февраля 2014 г. 20:43 + в цитатник
             Раздумья

Обещал позвонить, но так долго молчишь,
И закралась мне в сердце тревога:
Вдруг "сюрприз" давней осени ты повторишь
И попросишь прощенья у Бога.

И опять жизнь пойдёт как с пустого листа,
И в душе будет вновь непогода.
Но и ты будешь долго платить по счетам
"Чёрной осени" этого года...

Если я в измышленьях своих неправа,
Будут встречи, звонки и дорога,
Заберу я обратно упрёков слова,
Попрошу Я прощенья у Бога.
                                 2003г.
 

 

                        ***  
И снова встреча через много лет, 
Как будто сон волшебный мне приснился.
Забыта горечь всех обид и бед, 
И мир вокруг внезапно изменился.

Я все друзьям да и себе лгала,
Что уж давно к тебе я охладела,
И лишь при встрече нашей поняла,
Что и душа кипит моя, и тело.

В тебе же я не чувствую волненья, 
И скупо нежность ты проявишь вдруг.
И мучаюсь я ревностью, сомненьем:
Любви былой осталась капля, друг?

"От дрязг семейных хоть на время скроюсь"-
Подумал ты и в гости пригласил,
Но понял, что продолжить нашу повесть
Душевных у тебя не хватит сил.

Да, был РОМАН, теперь же только ПОВЕСТЬ,
Роман кипит страстями, повесть - нет.
Скажи мне: я права? Давлю на совесть,
Что получу правдивый я ответ.

И мне не надо лести и обмана,
Мне искренность твоя всего важней.
Я бременем души твоей не стану,
Останусь памятью тех прошлых дней.
                                 2003г
 
                  Лиде

Пусть в душе твоей будут сомнения
И любовные томят ожидания-
Это лучше, чем в том быть уверенной,
Что твоя жизнь - одно прозябание.



                     ***
Уж остыла душа моя, тело остыло...
Я любила тебя...(Неужели любила?)
Может, эта любовь в долгом сне  мне приснилась,
В летаргическом сне? Я проснулась, она испарилась.
 
 
                      ***
Я люблю круженье листьев клёна,
Когда одна брожу в тиши лесной.
Как эти листья падают спокойно,
Так дни мои проходят чередой.

Я помню золото той осени глубокой
И эту встречу через много лет.
Ты был такой и близкий, и далёкий-
Ушедшей чистой юности привет.

Ты был растерян, я в волненьи тоже,
А так хотелось многое сказать!
Как жаль, мы ничего уже не можем
Хоть что-то в нашей жизни поменять.

Прошли года, уж много пережито,
И ничего не повторится вновь,
Но в глубине сердец своих открытых
Храним мы нашу первую любовь.

   

                   ***


Недавно вновь я посетила
Давно забытые места, 
Воспоминанья оживила,
Сбылась заветная мечта.

Шекшово, Гостево и Суздаль...
Как там хотелось побывать
И вспомнить молодость и удаль,
На двадцать лет моложе стать!

А в древнем Суздале гулянье,
Народ нарядною толпой.

Лишь Гостево - одно названье,

Давно уж нет деревни той.

Мы снова там одни на свете,
Деревня бывшая молчит,
И временами шалый ветер
Сад одинокий оживит.

И вновь так тихо, так пустынно,
Лишь ворон каркнет изредка,
Да мы с тобой нарвать рябину
Спешим опять издалека.

Ах, Гостево,тобой живу я,
Осталось счастье в тех садах!
Я вспоминаю поцелуи 
И вкус рябины на губах.
 

Метки:  

Александр Межиров

Воскресенье, 02 Февраля 2014 г. 20:26 + в цитатник

 

Они расставались, когда
С позором своим навсегда
Она примириться решала,—
Решала, что я виноват,
Не муж, не любовник, не брат,—
И этим себя утешала.

Когда же с позором своим
Она подневольно простилась,
И жизнь кое в чем упростилась,
Я стал ей и вовсе чужим.

А был я не муж и не брат
И не по призванью любовник,—
Свидетель и, значит, виновник,—
Я был перед ней виноват.

Свидетель всегда виноват,
А значит, и я перед нею.
Я был чем-то больше, чем брат,
И верного мужа вернее.

Свидетель побед и утрат,
Я был обречен на изгнанье,
Поскольку виновен заране,
Заранее был виноват.

 
Обьяснение в любви...

 И обращается он к милой:
- Люби меня за то, что силой
И красотой не обделен.
Не обделен, не обездолен,
В поступках - тверд, а в чувствах - волен,
За то, что молод, но умен.

Люби меня за то хотя бы,
За что убогих любят бабы,
Всем сердцем, вопреки уму,-
Люби меня за то хотя бы,
Что некрасивый я и слабый
И не пригодный ни к чему.

1954
 

Все разошлись и вновь пришли,
Опять уйдут, займутся делом.
А я ото всего вдали,
С тобою в доме опустелом.

Событья прожитого дня,
И очереди у киоска,
И вести траурной полоска -
Не существуют для меня.

А я не знаю ничего,
И ничего не понимаю,
И только губы прижимаю
К подолу платья твоего.
 
 
 
Зачем, зачем нам обживать
Смешную эту комнатушку -
Такую узкую кровать,
Такую жёсткую подушку,
Глаза на правду закрывать,
Безумье называть судьбою?..
Зачем, зачем нам обживать, 
Когда не жить, не жить с тобою?..

 

 


Мне комнаты в привычку обживать,
Но не могу никак обжить вот эту -
Скольжу по навощённому паркету
И падаю на смятую кровать.

Не то, чтобы сомненье одолело,
Не то, чтобы мерещились враги,
А не могу обжить - такое дело! -
Перешагни порог и помоги.

 
У человека в середине века
Болит висок и дёргается веко.
Но он промежду тем прожекты строит,
Всё замечает, обличает, кроет,
Рвёт на ходу подмётки, землю роет.
И только иногда в ночную тьму,
Все двери заперев, по-волчьи воет.
Но этот вой не слышен никому.

Метки:  

Татьяна Плотникова

Воскресенье, 02 Февраля 2014 г. 20:03 + в цитатник

 


Так плачет старый саксофон...
Слезами музыка полна...
Когда-то где-то жил-был Он.
И где-то там жила Она.

Сердца связались в узелки - 
Не развязать, не разорвать...
Так звуки музыки легки,
Они всё могут передать.

Любовь бездонна и чиста,
Все мысли лишь о Нём, о Ней..
Река у крытого моста 
В слезах невыплаканных дней.

Он не был стар и одинок -
Он в мыслях с Ней, а с Ним - Она...
За счастья горького глоток
Они помучались сполна.

Всё так давно... Она и Он...
Объятья укрывает тень...
Играет старый саксофон,
И плачет загрустивший день.

Метки:  

Без заголовка

Воскресенье, 02 Февраля 2014 г. 18:59 + в цитатник

"Всё будет хорошо! Я узнавала!"-
Гласила надпись на асфальте мелом.
И долго я в раздумии стояла
И уходить, признаюсь, не хотела.

Простая и коротенькая фраза, 
На первый взгляд - не мудрая такая,
Но сколько оптимизма дарит сразу
И радостных улыбок зажигает!

Всё будет хорошо! Конечно, будет!
И хочется поверить в это смело!
Как здорово дарить надежду людям,
Пусть даже на асфальте мелом...

(Автор неизвестен)


Метки:  

Женщина с печальными глазами

Воскресенье, 02 Февраля 2014 г. 18:54 + в цитатник

 

Женщина с печальными глазами
Тихо уходила от любви
И ждала, чтоб только ей сказали:
"Ты нужна, прошу, не уходи!"

Женщина с печальными глазами
Понимала, это не судьба...
Вновь себе придумала, страдала,
Вот и получилось, как всегда.

Женщина с печальными глазами
Уходила тихо, не спеша...
Ну, а вдруг, а вдруг? Нет, не сказал он,
Значит, в самом деле, не нужна.

Метки:  

Картины Шишкина И.И.

Воскресенье, 02 Февраля 2014 г. 18:46 + в цитатник

5558181_ (427x600, 65Kb)

Крамской И.Н - портрет Шишкина.И.И.

 

5558181_Shishkin___Dybki (600x354, 77Kb)

Дубки

5558181_Shishkin___Lesnie_dali_ (600x426, 69Kb)

Лесные дали

 

5558181_Shishkin___Na_severe_dikom (426x600, 60Kb)

На севере диком

 

5558181_Shishkin___Roj (600x410, 99Kb)

Рожь

 

5558181_Shishkin___Sosnovii_bor (600x426, 131Kb)

Сосновый бор

 

5558181_Shishkin__Dybi_v_starom_Petergofe (600x396, 112Kb)

Дубы в старом Петергофе

 

5558181_Shishkin__Dybi (415x592, 139Kb)

Дубы

 

5558181_Shishkin__Korabelnaya_rosha (600x391, 128Kb)

Корабельная роща

 

5558181_Shishkin__Les_vecherom (600x419, 111Kb)

Лес вечером

 

5558181_Shishkin__Lesnoe_kladbishe (600x354, 120Kb)

Лесное кладбище

 

5558181_Shishkin_Ytro_v_sosnovom_lesy (600x360, 95Kb)

Утро в сосновом лесу


Метки:  

Стихи моей сестры

Суббота, 01 Февраля 2014 г. 21:08 + в цитатник
Потапенкова Лариса (РТ, г.Зеленодольск)
 
Кто ты и что ты - случайный ли встреченный
Или последней весны благодать?
Может быть, стану твоею невенчанной,
Только бы сердцем себе не солгать.

Пристальный взгляд твой серо-пронзительный
Тревогой неясной смутил.
Только на миг вспыхнул луч ослепительный,
Что-то забытое он пробудил.

Странная встреча...Встреча вечерняя.
Нет, не судьба. Уже поздно мечтать.
Минуло всё... В наших душах осенних
Солнцу любви не сиять.

                             март 2003г.

 

   
                  ***
        Утро в деревне
Сквозь оконца резные
Проскочили лучи озорные,
Разбудили они тишину, 
Разметали по горнице тьму.

Новый день наступил, улыбнулся,
На заборе петух встрепенулся.
И на утренний гимн петуха
Отозвался рожок пастуха.

Заскрипели колодцы лениво,
Расплескались бадейки шумливо.
Из ворот полусонно дыша
Овцы в стадо спешат.

Потянуло дымком из трубы,
Затеваются в доме хлебы...
Жизнь свой круг начинает...
Для кого-то заря, для кого-то закат догорает.

                               март 2003г
 
 
               ***
Вот и выпали на землю росы,
Снова лето за моим окном.
Растрепало у берёзы косы
Озорным весёлым ветерком.

Обронила туча тёплый ливень
На асфальт бурлящею рекой.
Так и хочется в поток игривый
Выбежать девчонкою босой.

От зари под самой крышей дома
До заката мечутся стрижи,
Ненасытно там и неуёмно
Верещат стрижата - малыши.

                     июнь 2001г      

                ***
Счастья нет, есть обман и мираж,
Долгих лет заблужденье, 
Вот и окончен роман наш,
И нет у него продолженья.

"Одиночество - мудрых печать."
Может быть...Поживу и узнаю.
Я свободу как дар принимаю,
Как дарованную благодать.

                            2001г

                   ***
Вернулись северные ветры,
Весна замешкалась в пути.
Её, наверно, за беспечность
Старуха держит взаперти.

А за окном, как над ковчегом,
Свод неба хмурый и чужой.
И клочья мартовского снега -
Как седина на мостовой.

Всё ловит взгляд нетерпеливый
Луч солнца в хаосе небес.
Любви ушедшей миг счастливый
В душе завьюженной воскрес.

                               2002г

                   ***
Бесится сивера... Слякоть душевная,
Снятся всё старые сны,
Дни беззаботные, радости прежние,
Ещё невстреченный и неразвенчанный ты.

Снова семнадцать...Весна и цветение,
Ландышей первый букет,
Всё - ожидание, чувств вознесение,
Первый над Волгой счастливый рассвет.

                                          2002г

                   ***
Где истина, где ложь,
Ты различить мне не даёшь,
Всё лжёшь и лжёшь.

Но знаешь ты и знаю я:
Уже пришла в наш дом она -
Разлучница - беда.

Так лучше сразу разруби
Тот узел злой и уходи,
И вслед мне не гляди...
Меня не жди.

                        2003г

                 ***
Как пагоды вершины сосен, 
А старый бор - волшебный храм.
И кружит голову смолистый
Хмельной зелёный фимиам.

Под ноги брошен золотистый
Ковёр игольчатый чудной,
Его плетёт старуха с мшистой
Лохматой тёмной бородой.

Здесь в летний зной нас обжигало
Настоем хвойным родника,
Потоком радостным бежала
Здесь детства светлая река.

Мы были счастливы когда-то
Не по причине, просто так...
Звучит в душе тех дней соната
Издалека. издалека...
     
        Обсерватория.2003г

Метки:  

Стихи моей сестры

Суббота, 01 Февраля 2014 г. 19:50 + в цитатник
         Потапенкова Лариса

                       Томе

Снова дорога, Челнинская трасса,
Знакомый неблизкий маршрут.
Мелькают осенние тусклые краски,
И длинные тени бегут.

И справа, и слева то холмы, то овраги,
Чернеют полей лоскуты.
Мосты пробегают и речек зигзаги,
Деревни, мечети, кресты.

Звуков и света свист и мельканье-
Кто на восток, кто на запад спешит.
Ловлю вдалеке берегов очертанья,
Где Кама зажата в гранит.

И вот под ногами плотины асфальт,
Мерцают огни над Челнами,
И ввысь устремлённый гигант-автоград,
Как призрак, встаёт из тумана.

Последние метры скрипят тормозами,
Расцвечен зонтами перрон.
Встречают радостными голосами
Челнинцы прибывший вагон.
............................................

Вижу зелень распахнутых глаз
И волос рыжеватый цвет.
Как похожа сестра сейчас
На маму ещё довоенных лет!
                              1996г
 
 

                     ***

Беснуется октябрьский ветер,
Разносит в клочья облака,
Не зажигай сегодня света,
Налей шампанского в бокал.

Мы у камина сядем рядом
В уютном отсвете огня.
И пусть бокалов звон хрустальный
Нам станет завершеньем дня.

Не надо слов, не надо тостов,
Всё нами сказано давно.
Мы друг за друга выпьем просто
Вот это с искрами вино.
                                2007г
 
 
   
                             ***
Торопливо ушло бабье лето,
Рвёт сентябрь с рябины листы.
Мы друг другу с тобой не давали обета,
Не клялись мы друг другу в любви.

Но, сорвавшись с орбит изначальных,
Мы несёмся навстречу судьбе
То ли к радости, то ли к печали -
Неизвестно ни мне, ни тебе. 
                                     2004г
 

Метки:  

Стихи моей сестры

Суббота, 01 Февраля 2014 г. 19:46 + в цитатник

 

          Потапенкова Лариса

                        ***

Купола...Позолота и звоны...
Сквозь столетия брошенный мост.
Сединой старины убелёны
Монастырские стены - державы форпост.

Эти белые храмы и церкви простые
В городах суетливых, в деревеньках глухих -
Родники православья святые,
Что поили Россию в испытаньях лихих.

Как мечом и огнём ни пытались
Вырвать веру из наших сердец,
Из руин и из пепла опять поднимались
Золотые кресты - русской славы венец.

Перед ликами мудрых и древних
Головами склонясь, постоим,
И внимая молитвам вечерним,
Знамением крестным себя осеним.
                              Суздаль.сент.2003г.
 
 
 
                ***
Шуршал по крыше моросей,
Царапал стёкла до утра.
Была бессонница, и с ней
Рождался стих из-под пера.

Ложился он легко на диво
На лист тетради записной.
Бежали мысли торопливо
Вперегонки одна с другой.

Мне дороги часы ночные,
Когда, наедине с собой,
Я уношусь в края иные,
Счастливые...Бог мой!
                         март 2003г.

               ***
Свист и скрежет, и стон,
Шабаш света и тени.
Лес бунтует, пленён
Дикой пляской метели.

Всё несётся то прямо, то вспять,
Нарушая законы природы.
Визг и хохот, ни зги не видать,
Люцифер правит бал непогоды.

Мир исчез в этом хаосе снежном,
Небо где, где земля, не понять.
Я хочу в этом вихре мятежном
Закружиться и пропасть.
                            февр.2003г.

 

Метки:  

Без заголовка

Пятница, 31 Января 2014 г. 18:38 + в цитатник
/img.imgsmail.ru/r/blogs/bubble/bubble_r.gif" target="_blank">http://img.imgsmail.ru/r/blogs/bubble/bubble_r.gif); background-color: transparent; width: 8px; background-position: 0% 0%; background-repeat: no-repeat repeat;">   /img.imgsmail.ru/r/blogs/bubble/bubble_bl.gif" target="_blank">http://img.imgsmail.ru/r/blogs/bubble/bubble_bl.gif); background-color: transparent; width: 23px; height: 15px; background-position: 100% 0%; background-repeat: no-repeat no-repeat;">  
Началось все как глупая шутка.
Не моя. Я была не при чем.
Но вцепилась коварно закрутка
В мою душу каленым ключом.
Завязала, зарыла, убила
Одиночество, разум. И кровь
Страшным вирусом мне заразила,
А названье болезни - любовь.
 
(Немер ибн эль Баруд - аргентинский поэт)

 


Метки:  

Дневник Тома_Шаталова

Пятница, 31 Января 2014 г. 17:51 + в цитатник
Живу, как умею. Увлекаюсь гитарой, английским, живописью.


Поиск сообщений в Тома_Шаталова
Страницы: [1] Календарь