Глумление над георгиевской лентой. Кто смеётся над Победой и Россией?
В последнее время излюбленным объектом критики и даже откровенных нападок и глумления со стороны практически всех антигосударственных и антироссийских сил стала георгиевская лента. Ее критикуют, ругают и высмеивают украинские наци и российские либералы, причем поборникам американской «демократии» вторят и некоторые патриоты, которые убеждены, что георгиевская лента символом Победы 1945 года не является.
В отличие от украинских наци, для которых георгиевская лента просто вражеский знак (запрещенный, кстати, на Украине), российские патриоты утверждают, что в годы Великой Отечественной войны георгиевская лента не использовалась или использовалась очень редко и не носила той смысловой нагрузки, которую придали ей уже в постсоветский период отечественной истории. Некоторые из них называют георгиевскую ленту едва ли не символом Русской освободительной армии генерала-предателя Власова. Например, известный журналист Александр Невзоров, говоря о георгиевской ленте, заявил, что ее носили предатели генерал Власов и атаман Шкуро, а в Красной Армии она была сначала вообще неизвестна, а затем использовалась редко и то после 1943 года.
Стали нападать на ленточку и некоторые коммунисты, которые обвиняют российскую власть в том, что она подменила подлинные символы Великой Победы георгиевской лентой. Почитав – послушав откровения этих людей, наши сограждане, не особо искушенные в вопросах истории Великой Отечественной войны, даже начинают сомневаться в георгиевской ленте как в символе Великой Победы. Неужели георгиевские цвета и правда не имеют никакого отношения к победоносной Красной Армии и ее бессмертному подвигу в 1941-1945 гг.?
Начнем с краткой истории самой георгиевской ленты. Двухцветная лента была учреждена императрицей Екатериной II 26 ноября 1769 года во время русско-турецкой войны, однако еще с 1730-х годов черный и желтый цвета считались цветами Российской империи. В 1913 г. был принят статут, который гласил, что георгиевской называется «лента о трёх чёрных и двух оранжевых полосах, носимая через правое плечо». Наибольшее распространение георгиевские цвета получили в годы Первой мировой войны – в связи с массовыми награждениями героев войны орденами Святого Георгия. Полные георгиевские кавалеры имели право носить георгиевскую ленту в зимнее время поверх борта шинели.
Во время Гражданской войны георгиевская лента активно использовалась в Белом движении, которое не стало отказываться от «царских» наград дореволюционного образца. В Советской России, вплоть до начала Великой Отечественной войны, георгиевская лента вышла из употребления. Однако, практически сразу же после начала войны у руководства страны и верховного командования возникла потребность в возрождении развитой системы награждений как отдельных военнослужащих, так и частей и соединений Красной Армии и Военно-морского флота.
Подлинным символом Великой Победы георгиевская лента стала уже 9 мая 1945 года. Именно тогда, на следующий день после подписания Акта о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии, Президиум Верховного совета СССР учредил новую государственную награду – медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Как мы знаем, колодку этой медали обтягивает именно георгиевская лента. Медаль «За победу над Германией» стала одной из самых массовых наград СССР. Ей было награждено 15 миллионов человек, включая практически всех военнослужащих действующей армии, а также тех, кто был комиссован, демобилизован или переведен в тыл по ранению или иным причинам. Таким образом, миллионы советских граждан начиная с 1945 года стали носить георгиевскую ленту на груди – на медали «За победу над Германией».
Но и до Великой Победы георгиевская лента активно использовалась в Красной Армии и на флоте. Начнем с того, что еще осенью 1941 года, всего через несколько месяцев после начала войны, было принято решение о присвоении наиболее отличившимся в боях частям, соединениям, кораблям звания «гвардейских». 18 сентября 1941 года «за боевые подвиги, за организованность, дисциплину и примерный порядок» наименование «гвардейских» было присвоено 100-й, 127-й, 153-й и 161-й стрелковым дивизиям, которые были переименованы в 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю гвардейские стрелковые дивизии.
Символом гвардии стала георгиевская лента. 10 июня 1942 год народный комиссар ВМФ СССР адмирал флота Николай Кузнецов подписал приказ, разрешающий использование георгиевской ленты на бескозырках матросов гвардейских кораблей и соединений и знака в виде пластины расцветки георгиевской ленты, который носился на груди. Таким образом, с первого года войны георгиевская лента стала использоваться в Красной Армии и Военно-морском флоте в качестве гвардейского знака отличия. Самые героические и боеспособные части Красной Армии и ВМФ имели право на ношение георгиевской ленты. Во время Великой Отечественной войны были созданы гвардейские полки, дивизии, корпуса и армии.
К концу Великой Отечественной войны наименование «гвардейских» носили 11 армий и 6 танковых армий, 40 стрелковых, 12 танковых, 9 механизирвоанных, 14 авиационных и 7 кавалерийских корпусов, 215 дивизий, 18 боевых кораблей и множество воинских частей различных видов вооруженных сил и родов войск. Службу в гвардейских частях и соединениях проходили миллионы советских военнослужащих, все они также обладали правом на ношение гвардейского отличительного знака – георгиевской ленты.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 «Об учреждении ордена Славы I, II и III степени» был учрежден новый орден – орден Славы. Им могли быть награждены за личные заслуги военнослужащие – рядовые, сержанты и старшины, а в ВВС – и младшие лейтенанты. Статус и цвет ленты ордена Славы практически полностью воспроизводил знаменитый Георгиевский крест – одну из самых известных и уважаемых наград Российской империи. Только у ордена Славы было три степени, а у «Георгия» - четыре. Когда встал вопрос о создании нового советского ордена, которым можно было бы награждать солдат, сержантов и старшин Красной Армии, первоначально его планировали назвать именем Баграотиона. 2 октября 1943 года начальник тыла Красной Армии генерал Хрулев представил Сталину четыре варианта эскизов нового ордена. Сталин одобрил идею художника Николая Москалева о том, что орден будет носиться на георгиевской ленте, и принял решение ввести три степени ордена Славы.
За годы Великой Отечественной войны орденами Славы III-й степени было награждено около миллиона советских военнослужащих, еще более 46 тысяч военнослужащих получили орден Славы II степени и 2678 военнослужащих – орден Славы I степени. Полными кавалерами ордена Славы трех степеней стали 2671 человек, в том числе четыре женщины. За бой на левом берегу реки Вислы 14 января 1945 года орденами Славы были награждены все рядовые, сержанты и старшины 1-го батальона 215-го Краснознамённого полка 77-й гвардейской Черниговской Краснознамённой орденов Ленина и Суворова стрелковой дивизии, после чего батальон стал именоваться «Батальоном Славы».
Орден Славы стал действительно солдатским орденом. Им награждались рядовые «рабочие войны», которые каждый день рисковали своими жизнями на поле боя, выполняя простые, но очень сложные и опасные задачи. Кавалеров ордена Славы уважало командование, а они, рядовые, сержанты и старшины, могли чувствовать определенное превосходство над офицерами, поскольку были награждены за конкретные подвиги, за личный вклад в приближение Великой Победы.
Список подвигов, за которые предусматривалась возможность награждения орденом Славы, впечатляет. Так, им могли наградить солдата, сержанта или старшину, если он первым ворвался в ДЗОТ, ДОТ, окоп или блиндаж противника и уничтожил его гарнизон; лично захватил в плен офицера войск противника; ночью снял вражеский сторожевой пост или дозор или взял его в плен; уничтожил вражеский пулемет или миномет; из личного оружия сбил самолет противника; уничтожил вражеский склад; захватил неприятельское знамя в бою; спас знамя своей части от захвата противником во время боя; продолжил выполнение боевой задачи, находясь в горящем танке; под огнем противника проделал проход в проволочных заграждениях противника для своего подразделения; оказывал помощь раненым под огнем противника в течение нескольких боев; получив ранение, после перевязки вновь вернулся в строй для дальнейшего участия в боях.
Давали орден Славы и летчикам в звании не выше младшего лейтенанта – за то, что летчик-истребитель уничтожил от 2 до 4 самолетов-истребителей противника или от 3 до 6 самолетов-бомбардировщиков противника; летчик штурмовой авиации - за уничтожение от 2 до 5 танков противника или от 3 до 6 паровозов, или эшелона противника, или за уничтожение на аэродроме противника не менее 2 самолетов; летчик штурмовой авиации – уничтожил в воздушном бою 1 или 2 самолета противника; экипаж бомбардировщика – за уничтожение мостов, эшелонов, складов, штабов, железнодорожных станций, электростанций, плотин, военных кораблей, катеров противника; экипаж разведчика – за успешно выполненную разведку позиций противника, в результате которой были получены ценные сведения.
«Орден Славы был учреждён только в 43 году, особой популярностью, даже известностью на фронте не пользовался», - заявил в одном из своих выступлений «критик» георгиевской ленты Александр Невзоров. Что ж, конечно, маститому телеведущему лучше знать, что такое популярность, но они, герои фронта, и не гнались за популярностью. Они воевали, убивали врага, погибали, получали ранения и награждались орденом Славы.
Если учесть, что орденом Славы были награждены более миллиона военнослужащих Красной Армии, вряд ли можно назвать его «непопулярным». В армии кавалеры ордена Славы, как уже отмечалось выше, пользовались особым уважением, как и после войны, в ветеранской среде, почитали тех, кто получил орден Славы, а уж полные кавалеры ордена Славы приравнивались едва ли не к Героям Советского Союза. Орденом Славы награждались наиболее достойные и смелые воины. Все они с гордостью носили на груди орден с лентой георгиевских цветов. И после этого находятся те, кто не считают георгиевскую ленту символом Великой Победы?
Откуда же родился миф о том, что георгиевская лента – едва ли не власовский символ? Начнем с того, что коллаборационистов из числа русских и других народов СССР, воевавших на стороне гитлеровцев, всегда награждали собственно германскими наградами, а также специально учрежденными для РОА и других подобных формирований орденом «За храбрость» и медалью «За заслуги». В германской наградной системе георгиевские ленты и георгиевские кресты отсутствовали. Естественно, среди коллаборационистов присутствовали белоэмигранты, в том числе участники Первой мировой и Гражданской войн, которые могли носить на своих мундирах георгиевские кресты, полученные ими еще в бытность службы в русской императорской армии. Но это никоим образом не означает, что георгиевская лента была штатной власовской наградой или использовалась в других коллаборационистских формированиях. В Красной Армии тоже воевали георгиевские кавалеры – участники Первой мировой войны, причем было их в составе РККА несоизмеримо больше, чем в РОА или других предательских структурах. Таким образом, тиражируемый миф о «власовской георгиевской ленте» является не более чем очередной попыткой очернения истории Великой Отечественной войны и памяти советских граждан, сражавшихся против гитлеровских захватчиков.
Георгиевскую ленту с полным правом можно считать давним и очень почетным символом русской воинской славы. Не случайно она вызывает такое бешенство у русофобов всех мастей. Уже в постсоветский период георгиевская лента приобрела новые смыслы. Во-первых, она стала символом памяти о Великой Отечественной войне и дани уважения ее ветеранам. Когда современный молодой человек надевает георгиевскую ленту, украшает ей свой автомобиль, он пусть и на таком поверхностном уровне, но все же проявляет уважение к памяти героических предков, защитивших Советский Союз от захватчиков.
Во-вторых, новое прочтение георгиевской ленте дали события 2013-2014 гг. на Украине. Георгиевская лента превратилась в символ русского мира, в олицетворение русской идентичности тех людей, которые ее используют (вне зависимости от их этнической или конфессиональной принадлежности). Во враждебных России странах георгиевская лента трактуется однозначно – как символ России, и в этом плане наши противники честнее многих наших сограждан, которые придумывают и распространяют самые причудливые мифы о георгиевской ленте...
ссылка