Проходят десятилетия, а творения Владислава Городецкого остаются любимыми и известными. Овеянные легендами и почти сказочные, эти здания пробуждают в людях самые теплые чувства.
Я опять возвращаюсь к знаменитому киевскому архитектору Владиславу Городецкому...
Мы с вами уже осмотрели костел Св. Николая, караимскую кенасу и Художественый музей. Посетили самое необычное здание в его творчестве - Дом с химерами, который находится рядом с Верховной Радой. Сейчас в этом здании находится Малый зал приёмов президента Украины.
Потому сегодня предлагаю вам прогулку по Киеву, чтобы рассмотреть несколько зданий, которые имеют отношение к Городецкому.
В это сейчас трудно поверить, но сравнительно недавно, в конце 19 века, в самом центре Киева, там, где сейчас находится Крещатик, располагалось огромное имение Фридриха Фридриховича Меринга (1822-1887 г.г.). Это была очень известная в Киеве личность. Заслуженный профессор Киевского университета имел обширную практику среди состоятельных пациентов, но малоимущих лечил абсолютно бесплатно. За что киевляне его просто боготворили. Пишу о Меринге, так как Городецкий имеет к этой семье прямое отношение. Именно Городецкому было предложено перепланировать огромную усадьбу Меринга , разбив её на четыре улицы. На одной из них мы сейчас и находимся. В 1996 году эту улицу назвали именем Городецкого, а раньше её звали Николаевской (наверняка, в честь правившего тогда Николая Первого).
Вот эта улица. Согласитесь, что лондонский красный автобус выглядит на ней как-то инородно. И такие автобусы встречались мне довольно-таки часто на улицах Киева. Это не декорация - внутри находится кафе. Не удивлюсь, если скоро в Киеве появятся английские красные телефонные будки.
Смотрим на большой и красивый дом. Ул. Городецкого, 5. Сейчас здесь находится Национальная музыкальная Академия Украины им.Чайковского.
А до 1914 года это был шикарный, многозвездочный ( по сегодняшней оценке) отель "Континенталь". Городецкий принимал участие в оформлении его интерьеров. К слову сказать, знаменитый архитектор был еще и первоклассным дизайнером, и не только помещений. Он пользовался большой популярностью среди великосветских дам, так как выполнял заказы на эскизы экстравагантных нарядов и даже дамских туфелек. Заказывали Городецкому и ювелирные украшения. Оказывается, он подобно Сулейману Великолепному имел большую страсть к изготовлению миниатюрных изделий из золота, инкрустируя их драгоценными камнями. Что же касается супруги Городецкого - Корнелии Йозефовны, то её гардероб заказывался только по рисункам знаменитого супруга.
Смотрим на старинную фотографию отеля "Континенталь", мысленно заходим в ресторан и видим шикарнейший зал, оформленный Городецким в стиле Людовика 14-го. Выбираем отдельный кабинет - глаза разбегаются : то ли выбрать кабинет в турецком стиле, то ли в старонемецком, то ли в тирольском. После изысканного обеда можно было зайти и в читальный зал, где царствовал мавританский стиль.
Перед зданием всегда стояло много извозчиков, которые встречали гостей на вокзале и с шиком привозили в отель...
К сожалению, пожар, который случился 24 июня 1941 года полнстью уничтожил все интерьеры Городецкого.
Но я все-таки зашла внутрь. Но увы... Сейчас это абсолютно казенное учебное заведение. И даже бюст мне показался очень знакомым. Но при ближайшем рассмотрении Ленин оказался Петром Ильичом Чайковским.
Следующее здание, расположенное через несколько домов, проектировал сам Городецкий. Построено он в 1895-1897 г.г. Внешне здание значительно изменилось - архитектор проектировал и было построено только три этажа. Дом был взят в аренду Киевским отделом Российской сельскохозяйственной фирмы "Работник". Это было солидное предприятие, которое занималось продажей с/х машин из США, Канады, Англии, Швеции, Германии и Франции. По окончании арендного срока дом достроили и он стал жилым доходным домом.
Фасад дома очень красив. Чувствуется рука и вкус Городецкого.
В 1918-1919 г.г. в этом доме размещалось военное министерство Украинской Народной Республики. Похоже, что сейчас это жилой дом.
Следующий дом также спроектирован Городецким. Его приобрел мебельный магнат и австрийский подданный Йозеф Кимаер, разместив в нем мебельную фабрику и мебельный салон. Главный фасад сохранился полностью.
На верху здания фронтон со скульптурной группой. Кто там изображен - не могу вам точно сказать. Возможно, Меркурий - покровитель торговли и ремесел. В замковых камнях окон изображены кадуцеи, т.е. крылатые жезлы Меркурия - символы мира и торговли.
Проходим в конец улицы Городецкого и попадаем на площадь Ивана Франка. Здесь находится Украинский театр драмы и комедии им. Ивана Франка. Там тоже Владислав Городецкий оставил свой след. Плафон в зрительном зале выполнен по его рисункам. Кроме того Городецкий принимал участие в разработке декораций для пьес и костюмов для артистов.
Смотрим на фотографию. Слева - часть здания театра, а вдали мы можем увидеть знаменитый Дом с химерами, на крыше которого можно разглядеть хвосты диковинных рыб. Здесь Городецкий жил с семьей с 1903 по 1912 г.г. Очень жаль, что мне не удалось туда подойти поближе. А пока почитайте, как его описывает искусствовед С.Гиляров: "Призматическая масса его четырех этажей густо украшена скульптурой из бетона, С углов крыши спускают свои усы-щупальпы безобразные дельфины, их хвосты, переплетаясь, четко профилируются на фоне неба. На спинах дельфинов сидят женские фигуры с трезубцами в руках; вдоль карнизов разместились огромные лягушки; по стволам колонн, обрамляющих парадный вход, вылезают бодрые ящерицы; в орнамент капителей вплетены морды носорогов, а наличники окон изображают слоновьи головы». Еще пышнее решены внутренние интерьеры. Парадная лестница обрамлена с двух сторон сказочными птицами, хватающими острыми когтями белые мраморные ступеньки. Над всем этим возвышается скульптурная композиция из двух огромных фантастических рыбьих фигур, винтообразно закрученных и увитых водорослями. Сверху водоросли увенчаны цветами, в которые вмонтированы лампочки в белых матовых шарах".
После революции дом национализировали и это, конечно чудо, что, пережив несколько революций и войн, он остался жив и невредим. В 2004 году Дом с химерами отреставрировали - а что там сейчас - я уже вам сообщала.
Посмотрим на еще один дом, построенный по проекту Владислава Гоодецкого. Раньше, до революции он считался одним из самых красивых домов Киева. Его построил купец Первой гильдии Лейба Бендерский. Так его и зовут по сей день - дом Бендерского.
Так дом Бендерского выглядит сейчас. В 1930 году фасад дома был хорошо "отреставрирован", так как пышное убранство было заклеймлено как архитектурные излишества, которые мешают строительству социализма. А в 1943 году при отходе немцев дом пытались взорвать, что и удалось, но частично. Дом еще раз реставрировали. В результате этого от Городецкого практически ничего не осталось. Д.Малаков пишет, что только ограда парадных ступеней хранит "почерк" киевского архитектора.
Всё-таки удивительным человеком был Владислав Городецкий. Не думаю, что он брался за любое предложение только из желания подзаработать. Он был далеко не бедным. Удачная женитьба, удачно вложенный капитал, собственные заводики, фирмы, известность в высокопоставленных кругах, деловые партнеры... И тем не менее - проектирование канализации с теплыми сортирами, общественных зданий, доходных домов, промышленных предприятий, кладбищенских мавзолеев, перепланировка земельных участков, дизайн помещений, одежды, ювелирных украшений, - причем всё это исполнялось на самом высоком уровне.
Думаю, что вам известен этот логотип. Множество витаминных и лекарственных препаратов выпускаются на этом предприятии.
И пусть это не покажется вам странным, но здание этого завода также имеет отношение к Владиславу Городецкому. Его супруга - Корнелия-Жозефина была дочерью известного "пивозаводчика" Йозефа Марра. Когда Иозеф Марр начал расширять своё производство и строить новое здание, то конечно же архитектором был приглашен Городецкий - ведь все-таки зять! Но пивзавод в этом здании просуществовал только один год - началась Первая мировая война...
Сейчас там находится витаминный завод, который снабжает своей очень прибыльной продукцией многочисленные аптечные заведения по всей Украине.
Узнала об этом отсюда
Еще одно здание добавим в коллекцию архитектора Владислава Городецкого.
Для меня Владислав Городецкий - это человек с множеством загадок. Почему от такого известного в свое время человека, которого знал весь Киев, осталась одна-единственная фотография киевского периода в его жизни, которая и "гуляет" по всему Интернету?
В Киевском Пассаже, недалеко от Крещатика и от Майдана (которые теперь известны всему миру) недавно установлен очень удачный, как мне кажется, бронзовый памятник Городецкому. Установлен на средства спонсора, который пожелал остаться неизвестным. Авторы памятника скульпторы — Владимир Щур и Виталий Сивко, архитектор Владимир Скульский .
Видим очень элегантного и чемного (тоесть учтивого) мужчину средних лет, который присел на минутку, чтобы выпить филижаночку кавы. Но что-то его очень заинтересовало. Возможно, мимо проходит красивая молодая панянка-киевлянка... Но это так - мои фантазии.
В памятнике много намеков на личность архитектора. Столик и венские стулья как бы говорят нам, что продаются они в мебельном салоне, который проектировал Городецкий. А крепкий кофе - это была его слабость. Но кофе должен был быть только со свежайшими и прохладными сливками. Не для этого ли в хозпостройках Дома с химерами всегда содержались коровы, а сливки хранились в ледовне-кладовке с глыбами льда, возможно, из Симферополя. Так как там у Городецкого был заводик углекислоты и искусственного льда, который он сам и спроектировал.
Но самое примечательное - это книга, небрежно лежащая на столике. Еще раз любуемся, как элегантно держит красивый мужчина чашечку кавы и читаем: "В.В.Городецкий. Въ джунгляхъ Африки".
Представляете, это его собственноручно написанная и оформленная книга. То есть Городецкий был еще и художником-акварелистом и писателем.
Ну и, конечно же, охотником, причем - охотником мирового класса. Сибирь, Монголия, Тибет, Турция, Кавказ, Восточная Африка...
В 1893 году Городецкий становится членом "Императорское общество правильной охоты", которое находилось под Высочайшим покровительством Императорского дома Романовых до 1917 года.. Между прочим, Николай Второй был активным членом этого общества и страсть как любил пострелять оленей, кабанов и зубров. А потом картинно фотографировался на фоне целой горы убитых животных. Нашла интересную фотографию известных членов этого общества на охоте. Так что не будем осуждать Городецкого за эту страсть.
Тем более, что он был стрелком мирового класса, участвуя во всевозможных соревнованиях по стрельбе в Западной Европе и привозил оттуда не только денежные премии, но и призовые ружья. Кстати, был знатоком стрелкового оружия и охотничьих собак. Дружил с графом Юзефом Потоцким, который также был знаменитым охотником и известным хозяином своего имения в Антонинах, где неоднократно устраивал так называемые парфосные охоты, куда съезжалась вся аристократическая верхушка. (Я как-нибудь соберусь и напишу об этом удивительнейшем, но умирающем городке.)
На фотографии начало парфосной охоты в Антонинах. Мне хочется думать, что и герой моего поста также посещал эти высокопоставленные охоты.
В поисках фотографий Городецкого, я изучила его книгу "В джунглях Африки". Помещу несколько иллюстраций и фотографий из книги. Напомню, что текст, оформление и фотографии книги - Владислава Городецкого.
И книга, и фотографии чрезвычайно интересные. Правда, несколько напрягает просмотр убитых животных. Честно скажу - не люблю охотников. Но возможно, если бы я жила в то время, то моё отношение к этим запланированным и развлекательным убийствам было бы иным. Гумилёв ведь тоже ездил в Африку охотиться. А Теодор Рузвельт считался охотником номер один. И как модно было нежить барские ножки на медвежьей шкуре...
Но как узнать, кто из этих охотников - Владислав Городецкий?
Осень 1911 - весна 1912 - вот как долго длилось путешествие Городецкого в джунглях Африки. Похоже, что на этот вояж было потрачено столько средств, что уже осенью 1912 года Городецкий закладывает свой Дом с химерами (так его стали называть гораздо позже) в Киевское общество взаимного кредита. Но даже таким образом архитектор не смог рассчитаться с долгами, и Дом был продан.
А затем была революция, Переход Киева из рук в руки. Затем советская власть, которой знаменитый архитектор оказался абсолютно ненужным. А может, он и сам не хотел сотрудничать с новой властью... Всё недвижимое имущество было экспроприировано, но никто к счастью не заинтересовался Городецким , как буржуазным элементом. В 1920 году он уезжает в Польшу.
И опять много неясного. Владислав Городецкий был приглашен в Волынскую губернию для реставрации дворцового комплекса Вишневецких. Небольшое местечко Вишневец, которое когда-то называли "Польским Версалем", было резиденцией известных польских магнатов Вишневецких, затем оно перешло к Мнишекам (помните Марину Мнишек?). Много интереснейших исторических событий происходило там. Но вот точной даты, когда же Городецкий руководил там ремонтно-восстановительными работами нет. То ли до Первой мировой войны, то ли после 1921 года, когда, согласно Рижскому договору, Волынь была присоединена к Польше.
Фотография дворцового комплекса, который реставрировал Городецкий отсюда
Оказывается, в Тернопольской области жили родственники архитектора. Там, в селе Зарваныця (Зарваниця) он приобретает земельную делянку и лес, которые затем дарит своему родственнику, ставшему лесничим в том лесу. Периодически Городецкий приезжал туда поохотиться. Печально, но в феврале 1940 года, когда эти земли вновь отошли к Украине, родня Городецкого была сослана в Сибирь.
Сейчас Зарваница - это центр греко-католической церкви в Украине. Здесь построен огромный паломнический центр. И теперь я думаю - кто знает, может быть именно эти земли и тот лес, где паломники идут по Крестному Пути, принадлежали когда-то Городецкому...
В Польше Городецкий работает архитектором в министерстве общественных работ. Это были не очень выдающиеся работы: рынок, бойни, водонапорная башня, электростанция, казино.
Затем Городецкого приглашают на работу в бюро американской фирмы "Генри Улен и Ко", где он проектирует мясокомбинат и бани. Очевидно, эти работы понравились, так как следует приглашение этой же компании поехать в Персию и занять должность архитектора "Синдиката по сооружению персидских железных дорог". В Интернете читаем, что в Тегеране Городецкий проектирует театр, вокзал, дворец шаха, отели... Показывают даже дворец, который, как оказывается сооружен еще в 19 веке иранским зодчим Гаджи Мугаммад Гасаном.
Следующие фотографии и текст из статьи Екатерины Криконюк. "...Как видим, Городецкий не причастен к строительству этого архитектурного памятника.
Еще один дворец, предполагаемо проектированный Городецким ... "По словам одного из работников отеля, первичные документы здания утеряны, а с ними – и фамилия архитектора. Однако сохранились изразцы, на обратной стороне которых четко прочитывается год их производства – 1309 по солнечной хиджре, т.е. 1930 по христианскому календарю. В контексте сообщений некоторых исторических источников о том, что отель Гачсар возведен по приказу шаха Резы Пехлеви, год, указанный на кафеле, кажется вероятной датой завершения его строительства.
Перед дворцом “Шамс” привлекает к себе внимание скульптура льва. Похожий лев подстерегает у входа в Национальный художественный музей в Киеве. На дворе гостиницы Гачсар, вероятно, также построенной нашим земляком, и речь о которой пойдет дальше, стоят две скульптуры львиц. Не являются ли они отголоском-воспоминанием авантюрных сафари Городецкого?
Городецкий умер от сердечного приступа в начале 1930 года, и, если это случилось в гостинице, как утверждают некоторые исследователи, то не этот ли дом в Гачсари стал последним пристанищем для польско-украинского архитектора?
И, наконец, третий возможный проект нашего земляка в Иране – Железнодорожный вокзал. Теперь уже мы точно знаем, что Железнодорожный вокзал Тегерана, планировку которого кое-кто из украинских авторов ошибочно приписывает Владиславу Городецкому, в действительности построен Тагерзаде Бегзадом. Имя этого иранского художника вернул из небытия известный исследователь современной архитектуры Ирана Виктор Даниэль, опубликовав два года назад книгу “Тагерзаде Бегзад” на основе достоверных источников и документов".
Должна отметить, что Д.Малаков - исследователь творчества Городецкого утверждает, что дворец шаха, как и железнодорожный вокзал проектировал именно Городецкий. Что еще раз говорит нам о том, сколько загадок оставил после себя Лешек Дезидерий Владислав Городецкий.
Предыдущая фотографию ж/д вокзала в Тегеране, как и последующие, были сделаны уважаемым romchykd, который был в Иране, искал здания, в проектировании которых принимал участие Городецкий. И самое главное, посетил его могилу и оставил небольшую памятку с далекой родины - флажок Украины.
Последняя фотография Владислава Городецкого. Архитектору - 66 лет.
В 1929 году Владислав Городецкий в последний раз берет охотничье ружье в руки. Он охотится на южном побережье Каспийского моря. Удачна или нет была эта охота - мне не известно. Наверное, все-таки жаркий климат Ирана, тоска по Родине , чужая страна с её менталитетом и обычаями камнем легли на тонкую душу и чувствительное сердце талантливого архитектора. 3 января 1930 года он умирает от сердечного приступа.
Последним прибежищем Владислава Городецкого стало римско-католическое кладбище Долаб в Тегеране. Кто провожал его в последний путь? Была ли рядом с ним в этот скорбный час супруга, дети, друзья, знакомые? Ничего не знаю.
А что же было потом? А потом было 63 года полного забвения. Лишь в 1993 году по инициативе Музея истории Киева могилу Городецкого разыскали и привели в порядок работники Посольства Украины в Исламской Республике Иран.
" NIECH MU OBCA ZIEMLA BEDZIE LEKKA" - ДА БУДЕТ ЗЕМЛЯ ЧУЖБИНЫ ЕМУ ЛЕГКА".
На скромном могильном камне две даты - дата рождения и смерти. Как всё просто и как лаконично.
А между ними - целая жизнь талантливого человека, застывшая музыка которого по сей день дает нам возможность надеяться на то, что красота всё-таки спасет мир...