![](//s020.radikal.ru/i700/1410/15/fee5493f3607.jpg)
Терема являются интересным памятником русской архитектуры и быта XVII в. Комнаты в них имеют низкие сомкнутые своды, стены и потолки покрыты многокрасочной росписью, выполненной в XIX в. художником Т. Киселевым по рисункам академика Ф. Г. Солнцева. Древняя живопись в Теремах не сохранилась, за исключением отдельных фрагментов. Наличники окон, подоконники и порталы украшены резьбой. В окна вставлено цветное стекло XIX-XX вв. В старину в окнах была разноцветная слюд.
От разноцветных стекол, изразцовых печей и расписных стен Теремов веет далекой, сказочной стариной. Мебель — в стиле XVII в. Скамьи и стулья обиты венецианским бархатом. Когда-то шкафы и поставцы были наполнены золотой и серебряной посудой, которая сейчас сохраняется в Оружейной палате. В золотых и серебряных клетках сидели певчие птицы.
Теремной дворец построен на месте древних дворцов Василия III и Ивана IV в 1635-1636 гг. русскими зодчими Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефйлом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Нижние этажи дворца — более раннего времени, но из-за многочисленных переделок утратили свой древний вид.
При росписи Теремного дворца не жалели золота. По данным летописей, даже крыши и желоба были расписаны и позолочены, а дверные проемы украшены расписанной и вызолоченной резьбой.
![](//s017.radikal.ru/i425/1410/c9/3caabcc2304b.jpg)
Во время перестройки дворца в XIX веке лестница, ведущая в парадные покои Теремного дворца, была переделана. У начала лестничного марша, опираясь передними лапами на гербовые щиты с изображенными на них вензелями Николая I, как стражи, стоят два каменных льва. Они выполнены Сантино Кампиони в 1845 году из мячковского камня.
![](//s020.radikal.ru/i718/1410/e6/dbd7b967d802.jpg) ![](//s015.radikal.ru/i332/1410/7f/1eb07c8d2425.jpg)
Обходная галерея
![](//s010.radikal.ru/i313/1410/3e/9dea8008c8eb.jpg)
Первая комната называется Передней или Проходными сенями, имеет низкие сомкнутые своды со стрельчатыми окнами, резные деревянные подоконники и изразцовые печи. С XVII в. она называлась Передней. Здесь утром собирались бояре, ожидая выхода царя
![](//s017.radikal.ru/i436/1410/9f/5b2b4417a51a.png) ![](//s014.radikal.ru/i329/1410/b1/ed512365035a.jpg) ![](//s016.radikal.ru/i337/1410/83/f75d02193d8b.jpg) ![](//s014.radikal.ru/i329/1410/9e/f24e4fbfc42f.jpg)
Вторая комната — Гостиная, где происходило «сидение царя с бояры» и в редких случаях, в знак особой милости, принимались иностранные послы.
Третья комната — Престольная, или царский кабинет. В «красном» углу комнаты стоит царское кресло, покрытое бархатом.
![](//s04.radikal.ru/i177/1410/3f/e55ca89e5eb2.jpg) В XVII в. это была самая красивая и самая недоступная комната из всего дворца. Лишь по утрам ближайшие к царю бояре входили в нее, чтобы бить челом.
![](//s019.radikal.ru/i635/1410/e7/540a77c94096.jpg)
Превосходным украшением кабинета царя является изразцовая печь. Кафельное, иначе "ценинное", или изразцовое дело пришло в Россию из Голландии в XVI веке и к концу XVII века достигло высокого совершенства, прежде всего в Москве и Ярославле. Изразцовые печи Теремного дворца выполнены с особым мастерством. В Тронной горнице печь когда-то была сделана из изразцов нежно-фиолетовых оттенков. В XIX веке изразцы заменили на красные, в тон росписи комнаты, стены которой в XIX веке стали пурпурными с выписанными на них золочеными гербами всех областей России.
![](//i004.radikal.ru/1410/19/dbaa6ad28c79.jpg)
Среднее окно комнаты, украшенное с фасада резным белокаменным наличником, называлось Челобитным. Из него опускался ящик, куда каждый мог додать царю челобитную грамоту. В простонародье этот ящик называли Долгим, так как челобитные подолгу лежали здесь, никем не читаемые. Отсюда и пошла поговорка: «Не откладывай дело в долгий ящик».
![](//s012.radikal.ru/i319/1410/42/c1a54d1200d9.jpg)
Четвертая комната — Опочивальня. В ней находится резная деревянная кровать с балдахином, сделанная в стиле XVII в. Эта комната, как и все предыдущие, принадлежала только мужской половине царской семьи. Покои цариц и царевен находились в другом месте и до наших дней не сохранились.
![](//i008.radikal.ru/1410/b8/939ecea20917.jpg)
Из Опочивальни боковая дверь ведет в небольшую комнату-Молельню, где обычно вечером и утром молился царь.
![](//s14.radikal.ru/i187/1410/20/3b3b8d3c34ea.jpg)
|