-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ВЕКша_100

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.12.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 868


Банное

Воскресенье, 13 Апреля 2014 г. 20:13 + в цитатник


Во все времена и почти у всех народов была славная традиция ходить в баню. Это место не только дарило чистоту человеческому телу, но и давало людям возможность душевно отдохнуть, забыть о проблемах.

В.П.Рассохин. Бани на Неглинной

Издавна в Москве существовали общественные и домашние бани. Располагались они вдоль многочисленных рек и речушек. Бани были примитивными. Вот как описывает один путешественник наши бани: “И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется емкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе… И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах – радость и улыбка”. Народ московский мылся один раз в неделю. Банным днем считалась суббота. Обязательно мылись по случаю какого-нибудь великого праздника или по семейным торжествам, как, например свадьба.

В 1808 году в Москве свои двери для посетителей распахнули Сандуновские бани. История возникновения Сандуновских бань овеяна романтикой и связана с любовной интригой, которая случилась в Санкт-Петербурге за много верст от Москвы. В XVIII веке жил и работал в Петербурге актер, по имени Сила Николаевич Сандунов. Происходил он из грузинского дворянского рода Зандукели. Его родители жили в Москве. С раннего возраста Сила увлекся театром. Для себя Сила Николаевич выбрал амплуа комедийного актера. Выступал на сцене Петровского театра в Москве. Потом переехал в Петербург. После своих выступлений Сила Сандунов срывал бурные овации. Публика его просто боготворила. Но особой популярностью он пользовался у слабого пола. Сила заводил бурные романы, пока однажды всерьез не влюбился в очаровательную оперную певицу Лизаньку Уранову. Она была воспитанницей Петербургского театрального училища. И, вдобавок к этому, имела могущественную покровительницу в лице самой Екатерины Великой. Императрицу, как и ее придворных, очаровывал нежный голос юной Лизаньки. Лизавета Уранова ответила взаимностью Силе Сандунову, и все было бы у них хорошо, если бы «на сцене жизни» не появился отрицательный герой, граф Безбородко. Уже немолодой граф настойчиво предлагал свои ухаживания Урановой, но та ему отказывала. Тогда разозленный граф решил отомстить молодой паре и извести их из театра. Но юная Елизавета Уранова благодаря своей смекалке смогла противостоять графу и направить ход событий в благоприятное для себя и своего избранника русло. На одном из своих выступлений в театре Елизавета Уранова вдруг упала на колени перед Екатериной II и передала ей записку. В этом послании были описаны все интриги графа Безбородко и его сообщников, направленные против неё и Силы Сандунова. Императрица пришла в ярость и решила оградить двух влюбленных от беды. В скором времени молодые обвенчались, а посаженной матерью на свадьбе была императрица. Вдобавок к солидному приданному Екатерина II подарила своей подопечной очень дорогое бриллиантовое украшение. В 90-х годах XVIII века Сила Николаевич с женой перебрался в Москву, где решил открыть свое дело. Но денег катастрофически не хватало. Тут-то и пригодились подаренные императрицей на свадьбу бриллианты. На берегу реки Неглинки Сила Николаевич выкупает землю и строит бани с роскошными интерьерами. После открытия бани стали популярны среди разных слоев общества, и как писал Гиляровский, здесь «бывала вся грибоедовская и пушкинская Москва». В этих банях любил попариться великий русский поэт Александр Пушкин. После того, как двое банщиков хорошенько отхаживали поэта вениками, Пушкин любил сразу же окунаться в деревянную кадку с холодной водой, где обязательно должны были плавать кусочки льда!

После смерти Сандунова бани несколько раз меняли своих владельцев, пока в конце XIX века знаменитые Сандуновские бани не перешли к дочери миллионера-лесопромышленника Ивана Фирсанова Вере Ивановне. В свои 20 лет Вера Ивановна, потеряв любимого отца, становится одной из самых богатых женщин в Москве. Чуть позже разводится с ненавистным мужем, выкупив у него для себя свободу и независимость за 1 миллион рублей. Вокруг молодой и богатой женщины всегда крутится много кавалеров. Из всех поклонников она выбирает гвардейского поручика Алексея Ганецкого и вскоре выходит за него замуж. Ганецкий, обладавший предпринимательской жилкой, уговаривает Веру Ивановну вложить огромную сумму денег в переустройство Сандунов. Перед тем, как перестраивать бани, Ганецкий всерьез занялся изучением банного дела. Он объездил все страны Востока и Запада, где банное дело наиболее культивировано. Полученные знания Ганецкий применил в ходе строительства новых бань в Москве, где соединились лучшие традиции банного искусства разных народов. Все прежние корпуса Сандуновских бань были снесены, и на их месте возведены новые здания. Автором проекта назначили сначала архитектора Б.В. Фрейденберга, а завершил строительство в 1896 году С.М. Калугин.

Новый комплекс включал бани для разных слоев общества: для высшего класса и простолюдинов. Отделения были мужские и женские, а также семейные.Помыться и попариться в «Сандунах» можно было за 5, 10, 50 копеек, и 10 рублей брали за вход в номерные бани. В главном корпусе на первом этаже находились магазины, в том числе, нотное издательство и магазин П.И. Юргенсона. На втором — меблированые квартиры. В одной из них снимали жилье Антон Павлович Чехов и Ольга Книппер. На третьем этаже – номерные бани

Особая атмосфера и знаменитый на всю Москву и за ее пределами Сандуновский пар привлекал сюда незаурядную и известную публику. Своим присутствием Сандуновские бани отметили Чехов, Рахманинов, Гиляровский, Шаляпин и многие другие. Кстати, Федор Шаляпин считал, что пар «Сандунов» благоприятно влияет на его связки, придавая голосу особое звучание. Все интерьеры здесь отличаются богатой и неповторимой отделкой. В холле второго этажа мужских бань высшей категории есть ажурные перила, которые имеют свое продолжение в картинах на стене.

Около 70-80% всех интерьеров Сандуновских бань сохранились с XIX века.

Поражает своим великолепием Мавританский зал, зал отдыха

Между двух арок установлен декоративный элемент, небольшой столбик. Именно к таким столбам привязывали пойманных с поличным банных воров. Любой человек мог, проходя мимо привязанного вора, выместить на нем свою злобу. Преступников держали у столба целый день. Очень часто такие люди оставались на всю жизнь калеками, либо не выдерживали побоев и умирали

Помещение для мытья. Мраморные плиты скамеек старые. На старых фотографиях видно, что до революции сами лавки были более изящными, да и плитка красивая лежала по всему полу.


Для любителей приватности есть отдельные номера

 


Готический зал, где отдыхают после бани

Самый большой, и, должно быть, самый первый бассейн в дореволюционной Москве. Размер бассейна 15х6 м, глубина 1 м до 1,93 см. Температура воды 28-29°С.

Нынешняя статую Посейдона появилась здесь уже в современное время, до революции здесь также стоял Бог морей, но в более шикарном виде.

Текст: Мария Антоненко

Рубрики:  Архитектура
Москва
История
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

bosanova   обратиться по имени Понедельник, 14 Апреля 2014 г. 17:13 (ссылка)
Как шикарно! Спасибо за интересный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку