-Цитатник

ДЖИНСОВЫЕ СУМКИ - (0)

Джинсовые сумки

Необычный парад… костюмированный парад собак - (0)

Парад чихуахуа в Америке В честь праздника Каждый год в мае в Вашингтоне проходит грандиоз...

Без заголовка - (0)

Старички рулят! Вот, это пластика!

10 УБИЙСТВЕННЫХ АРОМАТОВ ОТ КОМАРОВ - (1)

10 убийственных ароматов от комаров ...

ОВОЩИ, КОТОРЫЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНО САДИТЬ РЯДОМ - (0)

Овощи, которые целесообразно садить рядом Овощи, которые целесообразно садить рядом 1...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в бабушка3

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.12.2013
Записей: 8688
Комментариев: 405
Написано: 9540


Досье на Снегурочку!

Понедельник, 22 Декабря 2014 г. 01:28 + в цитатник
Цитата сообщения Vedma_ELENA Досье на Снегурочку!

 







Кто из вас, друзья мои, в детстве не интересовался самым простым вопросом, приходящим в юные головы каждый Новый год: кто такая Снегурочка? Внучка она Деду Морозу или дочка? Маленькая девочка или молодая женщина? Всегда ли она сопровождает Мороза и есть ли у народов других стран?

В отличие от ее дедушки, Снегурочки не было в русских народных обрядах. Однако ее легко можно было найти в фольклоре. В нем судьба ее была незавидна: рожденная на свет зимой - вылепленная из снега - она часто находила свою погибель, слишком доверившись людям. Наверняка, многие из вас помнят, как Снегурка таяла, прыгая через костер. Таково окончание многих сказок о ней. И с точки зрения народной мифологии, это вполне объяснимо: Снегурочка - дитя холода и морозов. Она - сезонный персонаж, дух, живущий лишь зимой. И с наступлением весны ей пора покинуть мир, превратившись в облако пара.

Поначалу Снегурочка была все-таки дочкой Мороза. По крайней мере, таков ее статус в знаменитой пьесе Александра Островского и, соответственно, одноименной опере Римского-Корсакова.

Происхождение Снегурочки до конца так и не выяснено, однако, существует несколько наиболее вероятных версий. Так, ее появление в народном фольклоре объясняют культом "сезонных" духов и славянским обрядом похорон Костромы, которую сжигают при проводах зимы или иногда топят в реке. В северных областях языческой Руси присутствовала традиция изготовления идолов изо льда и снега. Существует версия и о том, что Снегурочка пришла к нам из древней, еще кельтской традиции приносить в жертву божеству - Великому Старцу Севера - юных девушек. В период Зимнего солнцестояния их раздетыми привязывали к деревьям в лесу и оставляли замерзать. Северный Старец, как и Дед Мороз, ходил с мешком, но в мешке были вовсе не подарки: после себя он оставлял только мертвецов. Принесенная жертва должна была задобрить злобное божество. Знаменитый сказочный персонаж Морозко - один из "родственников" Великого Старца Севера. Такой же недобрый, он тоже требовал жертв. Мешок был дан ему, чтобы собирать дань, а посохом он наказывал за непослушание. Но и его можно было умилостивить, отдав ему молодую девственницу, оставленную в лесу.
В традиции новогодних празднований Снегурочка появлялась еще до революции, но лишь в тридцатых годах она стала полноценной "напарницей" Дедушки Мороза и оформилась как самостоятельный персонаж. Помогли ей в этом педагоги того времени, включившие снежную девочку в сценарии новогодних Ёлок. Конечно, трагическое происхождение Снегурки было отложено на второй план. И поначалу преобразившаяся из жертвы в дочку, она, наконец, стала внучкой. Веселая девочка, она все время встревала в разговор дедушки и детишек. Выдавала его тайны и делала общение более непосредственным. Ей помогали в этом всяческие зайчики, снежинки и другие праздничные герои.
Наша Снегурочка - персонаж по-своему уникальный. В мировых традициях женские новогодние персонажи существуют, но они самостоятельны. Снегурка же не ходит сама по себе, она лишь "напарница" Деда Мороза. В Италии, к примеру, детишек посещает старушка Бефана - по происхождению ведьма. С собой она носит мешок подарков, что роднит ее с Дедом Морозом. В Молдавии и некоторых областях Украины празднуют новый год с Маланкой - "царицей" соответствующего обрядового действа. Но такой героини, как Снегурочка, у других народов нет.
Сегодняшней нашей гостье посвящены не только русские народные сказки. Самое знаменитое написанное о ней произведение - упомянутая уже опера. Великий русский композитор Николай Римский-Корсаков создал ее в 1881 году, вдохновившись произведением Островского. Римский-Корсаков говорил, что опера далась ему с "удивительной легкостью и скоростью". В сказке, по которой она поставлена, Снегурочка - дочь непримиримых Мороза и Весны.

Снегурочка стала героиней мультфильмов и произведений кинематографа. В 1952 году на экраны вышел мультфильм "Снегурочка". В конце 60-х - одноименный фильм. В 1964 - картина "Морозко", тоже имеющая к нашей гостье некоторое отношение.

По сей день Снегурочка остается любимой новогодней гостьей, которую дети ждут к каждой праздничной Ёлке. И, несмотря на спорное и неоднозначно положительное происхождение, снежная девочка теперь приносит только радость.

Обратимся к реальной истории происхождения нашей русской Снегурочки. 

Известно, что боги когда-то родятся, некоторое время живут в сознании людей, а потом умирают, стираясь из памяти. 

В великой русской культуре XIX века произошло чудо рождения новой Богини, которая уже никогда не исчезнет из памяти русского народа, покуда наш русский народ будет существовать. 

Для понимания этого русского культурного явления не следует ошибочно полагать, что новых богов способен создавать лишь хитроумный еврейский народ, а другие народы в своем творчестве и традициях должны непременно плясать под дудку только еврейских религиозных фантазий. Как показывает история культуры XIX и XX веков, русские люди тоже не лыком шиты. Было бы неплохо, если бы и в нынешнем XXI веке русские об этом не забывали. 


С древнейших времен люди делали подобия человека из разных материалов (т.е. скульптуры), иногда воображая свои скульптуры ожившими (вспомним древний миф о Пигмалионе и Галатее). 

Образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в северных сказках. В записанном исследователями русском фольклоре XIX века Снегурочка тоже фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила. 

Наиболее вероятно, русская народная сказка о Снегурочке была сочинена где-то в середине XVIII века, возможно, под влиянием северных сказаний, пришедших через русских северных поморов, а затем интерпретировалась в устном творчестве различных рассказчиков. Так на Руси появились варианты этой волшебной сказки. 

В русских народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега именно как живой человек. Славянской Богиней Снегурочку сделал в 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский, подарив ей в родители славянских богов Деда Мороза и Весну-Красну. А у богов, как известно, рождаются боги. 

Русская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты. 

Порожденная творчеством русского народа сказка о Снегурочке — явление уникальное во всем мировом сказочном творчестве. В русской народной сказке «Снегурочка» нет ни одного отрицательного персонажа! Такого нет ни в одной другой русской сказке и в сказках иных народов мира. 

Изумительная русская культура XIX века породила еще одно подобное уникальное произведение — оперу «Иоланта», в которой тоже нет ни одного отрицательного персонажа, и вся фабула тоже строится на борьбе добрых благородных героев с неблагоприятными природными обстоятельствами. Вот только в опере «Иоланта» герои (с помощью достижений науки) побеждают, а в народной сказке «Снегурочка» героиня гибнет под воздействием неодолимой силы земной природы. 

Современный образ языческой Богини Снегурочки, имя которой однокоренное со словами "снеговик" и "снег", — сравнительно недавнее порождение великой русской культуры XIX века. 

Наша божественная русская Снегурочка возникла как литературный персонаж. 


Первоначальное исследование народных сказок о Снегурке провел А. Н. Афанасьев (см. второй том его труда «Поэтические воззрения славян на природу», 1867 год). 

Под влиянием сведений о сказочной снежной девочке, полученных от Афанасьева, в 1873 году А. Н. Островский пишет поэтическую пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь славянских богов Деда Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время праздничного ритуала почитания вступающего в свои права славянского бога весеннего солнца Ярилы в День весеннего равноденствия (в день начала астрономической весны, который у наших древних предков-язычников был и первым днем Нового года). 

Позже писатели и поэты превратили Снегурочку во внучку — боги не рождаются в результате единичного творческого акта отдельной личности, а всегда кумулируют в себе многие идеи народа. 

Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года. 

Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов (в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове), а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского. 

К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом). Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих (в меховой шубке), участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге. 

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо «вписалась» в программы городских рождественских елок. 

Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала. 

В период репрессий 1927–1935 годов Снегурочка вдруг пропала. 

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. 

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему – до сих пор неизвестно. 

В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок. 

 

Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. С тех пор на Снегурочку каждый Новый год перекладываются обязанности, с которыми на американской и западноевропейской рождественской елке Санта Клаус успешно справляется сам. А под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных ВУЗов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых. 

Следуя нашей чудесной русской новогодней традиции, сейчас европейского новогоднего Деда тоже начала сопровождать прекрасная внучка: 

 

 


Резиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же? 

На звание «родового гнезда» дочери Мороза и Весны претендуют два места. В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде бы, и родина Снегурочки. 

Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова. 

Снегурочка загадочно молчит и не открывает адрес своего проживания. Наверное, опасается назойливых репортеров. 

Впрочем, два из секретных адресов Снегурочки нашей редакции SuperCook.ru все же удалось заполучить: 
Россия, 156000, г. Кострома, ул. Ленина 3, Снегурочке 
и 
Россия, 156000, г. Кострома, ул. Лагерная, д. 38. Терем Снегурочки
 
На эти адреса Снегурочке можно отправлять письма в надежде получить ответ от Снегурочки или от ее добрых помощников. 

 

 
Кострома. Терем Снегурочки летом.

 

 
Кострома. Терем Снегурочки зимой.


А вот у Деда Мороза официальных резиденций сразу несколько. В 2006 году в московском парке Кузьминки открылась еще одна резиденция Деда Мороза. Здесь же построили двухэтажный домик и для его внучки. Деревянный терем выполнен в «луковичном» стиле по проекту костромских мастеров. Говорят, Снегурочке в нем тоже очень нравится. 

Если ты захочешь послать письмо или открытку Деду Морозу обычной почтой, пиши на очень простой адрес: 
Куда: Север 
Кому: Деду Морозу 

(индекса не надо — этот адрес на почте все знают, и письмо обязательно дойдет, можешь быть уверен) 

Или ты можешь написать на письме полный почтовый адрес Дедушки Мороза
Россия, 162390, Вологодская область, г. Великий Устюг, Деду Морозу 

 

 
Дед Мороз и Снегурочка в вотчине Деда Мороза, что в 15 км от Великого Устюга.

 



Рубрики:  интересно
интересно
праздники
традиции
язычество
немного познавательной истории

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку