О Бабе-Яге пишут и думают много разного! Исследователь украинского и русского фольклора А. Подъяпольский убедительно доказывает, что Баба-Яга родом из Индии, а имя Яга – не что иное, как женский род от слова «йог». А вот по мнению ученого Ю. Росциуса, доказательством прилета на Землю в далеком прошлом космических кораблей являются сказки о бабе-яге: «Начнем со ступы, на которой летает эта старушка. Она представляет собой тело цилиндрической формы, удивительно напоминающее контуры современной ракеты. Такое сходство усиливается составом материала, из которого сделана ступа у бабы-яги – она металлическая. Полет бабы-яги сопровождается характерными явлениями, похожими на те, что возникают во время полета ракет и мощных реактивных самолетов: "Вдруг слышит Иванушка непомерную бурю и сильный ветер, деревья стали пригибаться до самой земли, которые выворачивало, которые ломало". Тогда легко объяснить и тесноту избушки, и отсутствие в ней привычных окон и дверей, и курьи ножки. В них угадывается ажурное взлетно-посадочное устройство. В одном из вариантов сказки рассказывается о том, для чего еще могут служить черепа, охраняющие избушку. Василиса приходит к бабе-яге за огнем. Та дает ей череп с огненными глазами. Василиса возвращается домой. И здесь происходит невероятное с точки зрения людей, живших много веков назад, – глаза черепа разгораются ярким светом, из них выходят жгучие лучи, которые превращают злую мачеху и ее дочерей в пепел. Нашему современнику нечего и объяснять, что девушка получила в дар от пришельца из космоса лазерное оружие, неумелое обращение с которым привело к трагедии.» Вполне объясним этим предположением и пугающий облик бабы-яги: «Это разумное существо прилетело с другой звезды, и трудно предположить, что голова, тело и конечности его будут схожи с человеческими». (М.Таранов «Интересная газета. Загадки цивилизации» № 9 2007 г. ). Пусть ученые доказывают что хотят, по мере своей учености, а нам милей и ближе с детства знакомый образ Главной Бабы-Яги Советского Союза - Георгия Милляра (1903-1993). Многое в творческой жизни Георгия Милляра связано с именем известного мастера детского кино А. А. Роу. «В 16 сказках Роу Милляр сыграл 30 ролей, то есть в каждой сказке у него было по 2-3 образа. А коронной, конечно же, стала роль Бабы-Яги, на которую пробовались многие известные актрисы, в том числе и Фаина Раневская.
Это сейчас кажется, что Милляр – идеальная Баба-Яга, а тогда сказка только-только зарождалась, и режиссер даже не мог определиться, какой должна быть Яга: уродиной или красавицей. И режиссер далеко не сразу утвердил Милляра в этой роли. Но Милляр оказался убедителен: «Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется, а она тут же реснички себе подрисует. Да и физически это тяжело, а я все стерплю». Шутки и афоризмы Милляра передавались среди артистов. «Алфавит Милляра» – своего рода литературно-кинематографический раритет. Его переписывали от руки, перепечатывали, но Георгий Францевич постоянно добавлял что-нибудь новое. Например, на «Б»: «Богиня кинематографа – Хмельпомена». Или на «В»: «Валидол – аристократическая закуска к коньяку». Актеры, гримеры и костюмеры, с которыми работал Милляр, рассказывают, какой это был увлеченный, самоотверженный и изобретательный актер. Он сам разрабатывал костюмы, придумывал походку и мимику героев, вставлял свои «фишки» (например, забавно скрючивал большой палец руки), правил сценарий. Помните, «Ква-ква-квалификацию» в «Королевстве кривых зеркал»? Это Милляр. И Бабу-Ягу тоже он родил. «В Ялте я старушку увидел – коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба-Яга? – говорил Милляр. – А еще обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить». Это был очень скромный человек, а многие пользовались его доверчивостью. Материально он так себе ничего и не заработал. Ни дачи, ни машины… Правда, выпить любил, но никогда не опускался. Одевался скромно, но чистенько и ладненько. На концерте обязательно был в отглаженной рубашке с бабочкой, в петлице – хризантема. Дома тоже не позволял себе расслабляться и ходить в мятом. Накануне 85-летнего юбилея Георгия Милляра пригласили выступить перед детьми в киноконцертном зале «Россия». Он узнал, что в зале 850 мест, накупил школьных альбомов для рисования и, разрезая листы на две части, на каждой из них цветными карандашами нарисовал летящую в ступе Бабу-ягу и подписал: «С любовью, Г. Ф. Милляр». Он говорил, что «хотел оставить подарочек каждому ребетеночку». И нарисовал 850 картинок… Рано утром в назначенный день достал свой старенький, но аккуратненький и чистенький костюмчик, надел любимую бабочку и сел ждать звонка… Но так и не дождался… То ли концерт отменили, то ли Милляра вычеркнули из списка выступающих, но за 85-летним актером никто не приехал и даже не посчитал нужным сообщить ему о том, что все отменяется… Картинки с нарисованными Бабусями разошлись среди знакомых и соседей, а оставшиеся штук 20 сейчас хранятся в пыльной папочке в Музее кино.» (Татьяна Богданова, АиФ № 21 (27) от 3 ноября 2003 г.) Георгий Милляр снялся в 56 фильмах, многие из которых стали классикой и до сих пор смотрятся детьми: 1938 По щучьему веленью 1939 Василиса Прекрасная 1941 Конек-горбунок 1952 Майская ночь, или Утопленница 1957 Новые похождения Кота в сапогах 1959 Марья-искусница 1961 Вечера на хуторе близ Диканьки 1963 Королевство кривых зеркал 1964 Морозко 1964 Обыкновенное чудо 1969 Варвара-краса, длинная коса 1972 Золотые рога 1975 Финист – ясный сокол 1976 Деревня Утка 1976 Пока бьют часы и так далее. Георгий Милляр сыграл 30 больших ролей, принимал участие в дубляже 70-и картин, озвучивал сотню мультипликационных фильмов. А еще играл в театре Театр им. Маяковского. Ну и, конечно, нельзя обойтись без замечательных бабок-ёжек из мульфильма «Летучий корабль». © Союзмультфильм, 1979 г. Режиссёр: Гарри Бардин , автор текста песни Ю.Энтин, автор музыки М.Дунаевский:
Растяни меха, гармошка, Эх, играй, наяривай, Пой частушки, бабка-ёжка, Пой, не разговаривай! |
|
Повернула я домой, Снова чёрт идёт за мной. Плюнула на плешь ему И послала к лешему! |
Я была навеселе И летала на метле, Ой, сама не верю я В эти суеверия! |
|
Самый вредный из людей – Это сказочник, злодей! Вот уж врун искусный, Жаль, что он невкусный! |
Шла лесною стороной, Увязался чёрт за мной, Думала – мужчина. Что за чертовщина? |
|
Растяни меха, гармошка, Эх, играй, наяривай, Пой частушки, бабка-ёжка, Пой, не разговаривай! |
"РАМКИ от НАТАЛИ"
|