-Цитатник

Шьем новогодний валенок в русском стиле за 1 час - (0)

Нашла на Ярмарке Мастеров вот МК,понравилось нужно обязательно сделать!:)http://www.livemaster.ru/to...

Котлетки "С любовью"/ "With Love" cutlets - (0)

Я снова по немногу возвращаюсь к свой любимой системе Fly lady. Я не очень опытная летунья, но ос...

20 пледов крючком и спицами - (0)

  ...

Пирог "Рукавица Деда Мороза" - (0)

Новогодний пирог из слоеного теста и ароматной, сочной начинкой в виде рукавицы Деда Мороза ...

Шьём новогодних гномов. - (0)

Очень понравились такие гномы. Сшить их очень легко и быстро, потому что сама игрушка получается ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Дети_и_я

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.12.2013
Записей: 247
Комментариев: 32
Написано: 297


В показе важно многое

Среда, 07 Октября 2015 г. 00:00 + в цитатник

Я наконец-то учусь на монтессори-педагога. И чем дольше я на него учусь, тем больше понимаю, что выучиться на него очень трудное дело, мало связанное с количеством прослушанных лекций, просмотренных презентаций, прочитанных первоисточников. Это такая мощная работа на собой, и это порой пугает. Но я уверена, что через какое-то время смогу собрать, переварить и транслировать свои знания и умения и (хоть бы мне повезло) мастерство. Учусь у Валентины Михайловой (Санкт-Петербург), основательнице монтессори-школы Михайловой. Читает курс Валентина и ее супруг Алексей. Безумно интересно, каждый день пролетает на одном дыхании и обучение проходит в комфортном режиме - один рабочий день раз в неделю (если с наблюдениями утром) в течении учебного года. 

А рассказать я хотела о своих открытиях по поводу презентаций. Столько тонкостей важны при показе! Я опишу здесь, что мне показалось важным:

1. В презентации материала должна быть раскрыта идея материала. Я не знаю, читала ли я об этом раньше и слышала ли, но точно скажу, что сегодня это до меня дошло. А понятным это стало, когда нужно было показать ребенку переливание с помощью воронки. В этом материале на подносе стоят два прозрачных устойчивых сосуда, один из них с узким горлышком, второй наполнен жидкостью, воронка, губка. И что тут казалось бы сложного - берешь воронку, вставляешь в узкое горлышко и переливаешь, потом обратно. А как здесь показать идею воронки? В чем вообще идея воронки? В том, что через нее можно перелить жидкость в сосуд с узким горлышком не пролив. Это можно показать ребенку, проведя пальцем сначала по контору воронки, потом по узкому горлышку бутылки, например. 

2. В показе большую роль играют материалы - то, как они выглядят, насколько они удобны, удобно ли их перемещать и убирать за собой, укомплектованы они или что-то стоит добавить/убрать, насколько они безопасны, удобны в использовании ребенком, сможет ли с этими материалами успешно справиться ребенок. Например, хорошо бы в материале с жидкостью иметь губку на случай разливания. Лучше до работы в классе попробовать расставить материалы, посмотреть, как это сделать лучше, чтобы было удобно показывать ребенку и чтобы не было лишних движений и суеты. Ребенок будет воспроизводить то, что вы ему покажете. 

3. Важен контакт педагога с ребенком. На курсе мы тренируемся показывать друг другу презентации. Внимательность, открытость и доброжелательность педагога очень важны для ребенка. Я была в восторге, когда увидела первую презентацию Валентины - столько тепла и внимания и все взаимодействие при этом было живым, а не отработанным до автоматизма. Могу отметить, что выражается это в контакте глазами, в повороте туловища, в интонациях, выдержанном темпе, ответах взрослого на готовность ребенка приступить к действию, в улыбке  и во многом другом, но это неповторимо, на мой взгляд. Просто если взрослый будет работать над своими коммуникативными способностями и отношениями с людьми, если он будет открыт для общения, то контакт с ребенком будет установлен своими, присущими ему, способами. Но это, повторюсь, только на мой взгляд. Контакт - это не только что-то внешнее, это некая внутренняя связь с ребенком, когда ты чувствуешь, что он уже готов или что ему что-то не понятно, а он боится спросить, или он хочет что-то потрогать или рассмотреть, а выразить это не может, а ты отзываешься на эти импульсы, потому что знаешь и чувствуешь. 

4. Темп. Показывать нужно медленно. И при этом важно чувствовать темп каждого ребенка - кому-то можно чуть быстрее показать и он сможет понять действие и не потеряет интерес, кому-то понадобиться больше времени. Важно делать небольшие паузы во время показа. 

5.  Голос. В классе все стараются выполнять действия негромко, чтобы не мешать работе других людей. И показ нужно тоже делать негромко. Для меня открытие, что тихий голос богат интонациями и привлекает внимание, может завораживать так, что дыхание замирает. Важно так же слышать уверенность в голосе, а также доброжелательность.

6. Слова. Здесь, как и во многом другом, важно найти середину между нагромождением ненужных и отвлекающих слов и совершенной тишиной. Важно вводить в словарный запас ребенка новые слова и обозначать для него новые предметы, и в то же время сохранять тишину во время действия, чтобы ничего не отвлекало ребенка. 

7. Ясность. Что действительно завораживает, так это простота. Чудесно, когда все ясно, когда понятно что и для чего в материале, когда все движения ясны и ребенку понятно действие. 

8. В каждом материале есть так называемая "точка интереса" - это самое удивительное во всем действии. Например, просеиваем манку, перемешанную с фасолью. Точка интереса - в одной мисочке только фасоль, а в другой только манка. 

9. Время на  самостоятельную работу. Когда вы показали завершенное действие, если у ребенка возникло желание еще позаниматься с этим материалом, можно дать ему такую возможность. Вы можете отойти на время и периодически смотреть, на каком этапе он находится или сидеть рядом, но "ослабить" свое внимание. 

10. Законченность действий. У каждой презентации должен быть завершающий этап. Обычно это уборка материала и возвращение его на место. Если ребенок какое-то время занимался самостоятельно, то важно показать ему, как его убрать.  

11. Акцентность. Важно в показе правильно расставить акценты. Так мы подчеркиваем важные моменты, идею материала, обозначаем движения.

12. Каждое крупное движение делится на более мелкое. Так легче воспринимать действие ребенку. Отделять движения друг от друга лучше небольшими остановками. 

13. Передача инициативы ребенку. После того, как вы показали завершенное действие, которое ребенок понял и готов повторить, можно передать ему инициативу. Те действия, которые ребенок уже умеет делать сам, давайте ему возможность выполнить самостоятельно (переноска подноса, сворачивание/разворачивание коврика и другое).

14. Избегайте шаблонности и механичности.

15. Время насладиться результатом. Если ребенок что-то создал, важно дать ему возможность побыть с этим, возможно, он захочет это кому-то показать, или полюбоваться сам. 

15. Красота движений, простота и продуманность действий. 

16. Завораживающий эффект. Он чувствуется в презентациях, но откуда он берется, я пока что не знаю. Если кто-то разгадает эту тайну, поделитесь:)

foto-kosmos-19 (700x477, 193Kb)

Серия сообщений "Из моей практики":
Часть 1 - О развитии бытовых навыков
Часть 2 - Загоняем в лидерство
...
Часть 11 - Лень-двигатель прогресса и причина вырождения
Часть 12 - Когда ребенок выходит на чтение. Подборка интересных игр (3-7 лет)
Часть 13 - В показе важно многое
Часть 14 - Праздник к нам приходит...
Часть 15 - Подарки детям: что и как выбрать?


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку