-Цитатник

Шьем новогодний валенок в русском стиле за 1 час - (0)

Нашла на Ярмарке Мастеров вот МК,понравилось нужно обязательно сделать!:)http://www.livemaster.ru/to...

Котлетки "С любовью"/ "With Love" cutlets - (0)

Я снова по немногу возвращаюсь к свой любимой системе Fly lady. Я не очень опытная летунья, но ос...

20 пледов крючком и спицами - (0)

  ...

Пирог "Рукавица Деда Мороза" - (0)

Новогодний пирог из слоеного теста и ароматной, сочной начинкой в виде рукавицы Деда Мороза ...

Шьём новогодних гномов. - (0)

Очень понравились такие гномы. Сшить их очень легко и быстро, потому что сама игрушка получается ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Дети_и_я

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.12.2013
Записей: 247
Комментариев: 32
Написано: 297


Создание монтессори-среды для ребенка от 0 до 3-х лет

Воскресенье, 11 Мая 2014 г. 19:44 + в цитатник
 

Ребенок впитывает все, что его окружает и часть того, что его окружает остается с ним навсегда. Поэтому создание среды дома обязательно.  Конечно, ребенку необходимо свое рабочее место, в котором он был бы действительно хозяином: мог бы без посторонней помощи что-то достать или убрать на место, знал, где что находится, и что с этим можно делать. То есть полки с детскими вещами должны располагаться низко и быть открытыми или легко открывающимися. И, наоборот, то, что не предназначено для ребенка, должно находиться однозначно вне пределов его досягаемости. Хорошо, если ребенок имеет возможность самостоятельно выбирать себе одежду, накрывать на стол (хотя бы для себя). И, кроме того, при оборудовании помещения необходимо учитывать ограниченные пока возможности ребенка в обращении с отдельными вещами и в поддержании порядка. А значит, это помещение не должно быть перегружено вещами, вещи должны быть функциональными и красивыми. Они могут быть хрупкими, но не должны при этом быть ценными, чтобы ребенок учился обращаться с ними бережно, но не возникало бы семейных драм из-за неизбежных на первых порах поломок. 

Лучше всего, если у ребенка будет своя отдельная комната. Но возможно создать развивающую среду и общей комнате, выделив в ней место. 

Цвета. Лучше, если цвета в интерьере (стены, занавески и шторы, мебель) будут приглушенными. Яркие цвета и множество акцентов будут раздражать и переутомлять психику ребенка. Если комната темная, то лучше выбрать светлые цвета в интерьере. Стены без рисунков, либо с еле заметным рисунком (крупные рисунки угнетают психику). Цвета так же как и весь интерьер должны сочетаться, это будет воспитывать эстетический вкус вашего ребенка.Можно разместить на стенах картины. Они должны быть в зоне видимости ребенка на расстоянии 30 см. Для новорожденного ребенка лучше повесить черно-белые рисунки с изображением геометрических фигур, он сможет отслеживать границы. 6a0147e1d4f40f970b014e8861327e970d-800wi (700x466, 145Kb)
В возрасте 2-3 недель можно повесить рисунки с более сложными формами. С месяца малыш может рассматривать цветные картинки, но лучше, чтобы на них по-прежнему был белый фон, а на фоне какой-либо предмет. 
6a0147e1d4f40f970b016305c13818970d-800wi (640x427, 125Kb)

Здорово, если полки будут украшать статуэтки или шкатулки, или что-то еще, это опять же воспитывает эстетический вкус. Важно, чтобы декоративных элементов не было слишком много. 
Свет. До месяца не яркий свет, после месяца - яркий. В идеале хорошее естественное освещение. 
 
Материалы. Материалы и пособия для ребенка не должны быть дорогими, их не должно быть жалко. Большинство материалов можно изготовить самим.

Температура. Для новорожденного 20-24 градуса, постоянная. Температурный режим каждый выбирает для себя сам, в зависимости от того, занимаетесь ли вы закаливанием ребенка. 

Влажность. От 50-70%. В идеале использовать увлажнитель, потому что при низкой влажности иссушается слизистая оболочка. Для измерения влажности существует прибор - гигрометр, его не сложно преобрести. 

Размер комнаты. Максимально возможный. Но и в маленькой квартире вполне можно создать хорошие условия для развития малыша.


Для создания монтессори-среды используется зонирование. В организации пространства нужна система так же, как и в любом другом деле. Вещи, служащие одной цели, используемые вместе, должны и храниться вместе. Могут быть отдельные зоны (например, для рисования, чтения, работы с конструктором, подвижных игр), отдельные полки, ящики, коробки и т.п. Хорошо, если способ хранения предоставляет ребенку возможность достаточно легко и целенаправленно воспользоваться этими вещами, не вываливая при этом на пол все остальное из шкафа, и без особых затруднений сложить их обратно. 

Комната повторяет всю квартиру. Первые два месяца ребенок будет привыкать к комнате, его не нужно выносить из нее (если есть такая возможность). 

Зонирование комнаты меняется в зависимости от возраста ребенка. 

От рождения до 5-ти месяцев.
Зона сна. До 1,5-2-х месяцев малыш спит в специальной корзинке. Когда ребенок рождается, для него важно создать условия близкие к тем, что были в утробе матери. Необходимо ограничить пространство и оставить лишь немного места для движений. Это только для сна. 
6a0147e1d4f40f970b016767c2fb8d970b-800wi (319x480, 160Kb)
После 2-х месяцев корзинка меняется на кровать. Можно сразу устроить спальное место, а в него сначала ставить корзинку, а потом ее убрать и укладывать спать ребенка на уже знакомом месте. Кровать - это 1,5-2 матрас (в зависимости от общего пространства можно увеличивать и уменьшать размеры кровати). Матрас должен быть не более 10 см высотой. В первое время можно снизу подстеливать полотенчико для безопасного скатывания ребенка. Развитие движения происходит не только во время бодроствования, но и во сне. Поэтому ребенок должен двигаться во сне, соответственно ему нужно как можно больше места для этого. Он также должен сползать с кровати без помощи взрослого, самостоятельно и это должно быть безопасным для его здоровья. Когда используется кровать на ножках и с решеткой у ребенка нет ни возможности совершать в ней активные движения, ни почувствовать край и выработать инстинкт самосохранения. Если малыш спит на матрасике, он скатывается с него ровно один раз, после этого он чувствует край и уже не скатывается. С практической точки зрения низкая кровать еще удобна тем, что вы можете ложиться рядом с малышом и кормить его, а после того как он уснет аккуратно вставать, не побеспокоив его, что очень сложно осуществить при перекладывании ребенка в детскую кроватку.
6a0147e1d4f40f970b014e8a3c9f3b970d-800wi (640x480, 152Kb)
Зона сна используется только для сна, в ней не должно быть игрушек, в ней не кормят, в малыш только спит и все создано для этого. Хорошо, если зона сна находится в самой темной части комнаты.
Когда малыш научиться ползать, он сможет заползать на кровать самостоятельно, равно как и выползать из нее. Давая такую свободу действий, мы способствуем формированию у ребенка правильного отношения ко сну. Сон - это не обязывающая процедура, это естественный процесс, который ребенок совершает испытывая усталость.
 
Зона кормления. До 5 месяцев ребенка кормят грудью в идеале, если нет возможности кормить грудью, используется искусственное вскармливание, но оно происходит в точно таких же условиях, как при естесственном кормлении. Место для кормления - это удобное место для мамы - кресло, стул, пуфик или что-то другое, но главное, чтобы мама чувствовала себя в нем комфортно и могла расслабиться. Рядом должен быть столик, на котором находиться все, что может понадобиться маме во время кормления (салфетки, настольная лампа, блокнот с записями о кормлении). Лучше выбирать освещенное место для этой зоны. Кормление - время устанвления отношений. Нельзя во время кормления смотреть телевизор, пользоваться телефоном или компьютером. Это время для двоих. Мама должна отодвинуть все свои важные дела, переговоры на другое время. Если мама еще чем-то занимается, она дает понятие ребенку, что кормление - это дело не особо важное и в будущем могут возникнуть проблемы с прикормом и питанием.
6a0147e1d4f40f970b019aff2f146f970b-800wi (1) (640x468, 120Kb)
 
Зона ухода. Зона ухода совмещает в себе три зоны: переодевания, мытья и туалет. Зона переодевания. Здесь располагается шкафчик, полка или комод с необходимыми чистыми вещами ребенка, пеленальный столик, корзина для мелочей, корзина для грязного белья, корзина для подгузников.
6a0147e1d4f40f970b015434a5f9fb970c-800wi (640x427, 134Kb)
6a0147e1d4f40f970b01543228707e970c-800wi (640x426, 114Kb)
Пеленальный столик. Главное, чтобы он был безопасным, но в любом случае не оставляйте ребенка на столе без присмотра. Если у вас появилась необходимость оставить ребенка одного на небольшой промежуток времени, то лучше оставьте его на полу. 

Место для купания можно организовать либо в комнате ребенка, либо в ванной. Купание ребенка - это не просто механический момент, это установка отношений. Поэтому купание должно быть максимально приятным. Должна быть подходящая температура, время, малыш должен быть сытым. Не стоит купать ребенка каждый день. В зоне для купания нет игрушек. Если вы видите, что малыш начинает играть, то можно ему сказать: "Ты хочешь играть? Тогда заканчивай умываться, пойдем в игровую"
В зоне находится ванночка, мыло в мыльнице, коврик под ванночку, кусочек ткани вместо мочалки, полотенце, чистые вещи для переодевания после купания. 
Можно использовать травы для ванны (необходимо заранее проконсультироваться, какие травы можно использовать). 
 
Зона движения. Располагается в самой светлой части комнаты. В этой зоне размещается матик средней упругости размером 1м на 1м, 2м на 2м или других размеров в зависимости от размеров комнаты. На матик стелиться простынь. Рядом располагается зеркало (у стены) высотой до 0,5 метра. Ребенок очень рано узнает себя в зеркале и смотря на себя он изучит свое тело и свои движения. 6a0147e1d4f40f970b016767c2c511970b-800wi (640x480, 163Kb)
Рядом полка, у которой не более 2-х ярусов, она открытая, с закругленными, безопасными краями. На полочках игрушки ребенка, предметы для наблюдения. Всего предметов не должно быть больше 6. Полки нужны для того, чтобы ребенок мог брать (а в будущем и убирать) игрушки самостоятельно, чтобы каждая игрушка или книга имели свое место и были хорошо видны. Расставлять игрушки на полке следует просторно, чтобы их было легко брать и ставить на место, тем самым сохраняя порядок. Не нужно сразу ставить все материалы, которые у вас есть, лучше периодически заменяйте старые новыми. В зоне движения можно расположить подушки для безопасности. Можно повесить мобиль над головой. 6a0147e1d4f40f970b0177429e5877970d-800wi (640x427, 184Kb)
Необходимо менять пособия и игрушки малыша, возвращать, убранные на хранение, ранее неиспользованные вашим малышом книги и игрушки. Это делается после наблюдения за тем, что ребенок на самом деле использует, и удаляются те предметы, которые им игнорируются или которые он перерос. 

6a0147e1d4f40f970b01a5117cc165970c-800wi (700x557, 191Kb) 
Пока ребенок маленький, взрослый объясняет ему, чем они занимаются. "Ты проснулся. Пойдем есть. Ты поел, давай пойдем заниматься" Если постоянно носить ребенка, у него замедляется физическое развитие (нет возможности отрабатывать движения), поэтому постепенно приучаем ребенка лежать одного (5-10 минут).  
 
Среда для ребенка от 5 до 12 месяцев.

Дети в этом возрасте активно двигаются, начинают ползать. В идеале обезопасить всю квартиру. Для этого необходимо лечь на пол и в таком положении изучить весь дом на предмет безопасности. Вы увидите, что видит ребенок, за что он может потянуть, что может взять в рот и куда ему захочется засунуть ручку или пальчик. На что следует обратить внимание:

1. Розетки. Защищаем фиксаторами.

2. Горшки с цветами. Керамический горшок может разбиться, если ребенок его опрокинет. Множество комнатных растений ядовитые. Убираем, где ребенок цветы не достанет. Можно оставить то растение, которое не ядовитое и которое вам не жалко. 

3. Шнуры на полу. Прикрепить к стене, поднять на уровень выше, обязательно посмотреть, не сдернет ли это ребенок и не упадет ли на него что-нибудь. 

4. Занавески и шторы короткие до батареи. 

5. Убираем все ценные и бьющиеся вещи, все что жалко.

6. Закрываем DVD проигрыватель и другую небезопасную и ценную технику.

7. Ручки сковородок всегда разворачиваем в сторону плиты.

8. Убираем бытовую химию из доступа для ребенка, проветриваем помещение после использования.

9. Обогреватели закрываем защитными экранами, такие же существуют для плиты. 

10. Выдвижные полки и шкафчики закрываем защитными задвижками, закрывашками. 

11. Все, что можно опрокинуть на себя из предметов мебели прекрепляем к стене (например, тумбочки и стелажи).

12. Если в доме есть лестница, то нужно учить ребенка ей пользоваться. Сначала ставим перегородку, чтобы ребенок не имел к ней доступа. Потом двигаем перегородку на 2-з ступени. В результате малыш пробует спускаться и подниматься по открытым ступеням, позже переносим перегородку дальше, потом совсем убираем. 

13. Унитаз. Если есть доступ к унитазу и ребенок может пострадать при изучении его, можно установить защитный щит.

14. Безопасность окон, балконов. Лучше, если к окну вообще невозможно будет залезть. Москитная решетка не выдерживает тяжести ребенка!

15. Если есть в доме что-то небезопасное для ребенка, например, папина мастерская с инструментами, перегораживаем это место, чтобы ребенок не имел туда доступа.

16. Если шкаф закрывается на ключ, убираем ключ и делаем дубликат.

17. Если замки в дверях закрываются на ключ, то вешаем его высоко, чтобы ребенок не достал его и не закрылся. Если замки на защелке, то необходимо, чтобы их можно было легко открыть с другой стороны взрослому, если малыш случайно закроется.

В определенный момент защиты постепенно снимаются, чтобы ребенок имел представление об опасности.
 
Не стоит создавать дома антибактериальные условия. Это вредно для формирования иммунитета. 

Зона сна. Остается матрасик. Если использовалось для безопасного спуска ребенка полотенчико, то теперь его можно убрать. Ребенок может самостоятельно слезть и отправиться путешествовать по комнате. Поэтому важно, чтобы среда была безопасной. Если за пределами комнаты есть что-то небезопасное, то закрываем дверь или ставим перегородку.

Если ребенок был приучен спать с родителями, кладем его спать отдельно. На первый раз он будет кричать и уснет в итоге под дверью спальни родителей, на второй раз покричит меньше, на третий раз он просто не будет спускаться со своей кровати, потому что будет знать, что родители его не возьмут в свою кровать. Важно не идти на уступки, а четко сказать: "Теперь ты спишь отдельно" и всем своим поведением и действиями это показывать.
6a0147e1d4f40f970b017616d9f4f1970c-800wi (640x424, 128Kb)
Зона кормления. Остается место для мамы, она продолжает кормить ребенка. Добавляется столик для прикорма и стульчик. Лучше, если стол и стульчик будут тяжелыми, чтобы малыш их не опрокинул. Стол и стульчик нужны будут недолго, поэтому имеет смысл взять их у кого-нибудь из знакомых, кому они уже не нужны или поискать в интернете. Важно как вы презентуете первый прием пищи ребенку. Постелите на стол красивую скатерть, купите длянего настоящую красивую посуду, которую вы можете себе позволить и которая по размеру подойдет малышу. Сами садитесь рядом. Все подается на позитиве, как на праздник. Мама кормит тем, что она приготовила для малыша (отварная морковка, яблочное пюре или что-то другое). После первых месяцев прикорма ребенка можно сажать за общий стол. Есть такое стул - трип трап, он удобен для человека любого возраста, особенно для малыша. 
6a0147e1d4f40f970b019b01bb1f5f970d-800wi (649x433, 150Kb)

6a0147e1d4f40f970b019b009d36a3970b-800wi (700x292, 139Kb)
 
6a0147e1d4f40f970b016765732f2b970b-450wi (450x592, 128Kb)
Зона ухода и переодевания. Если ванночка располагалась в комнате ребенка, то теперь перемещаем ее в ванную комнату. Переодевание на пеленальном столике переносим сначала на переодевание на коврике, потом на стульчике. 
Место для переодевания. Шкафчик с чистыми вещами малыша. Стульчик или небольшой коврик, зеркало, столик для прихорашивания. 
6a0147e1d4f40f970b017ee942d06a970d-800wi (640x427, 153Kb)

6a0147e1d4f40f970b019affeec6be970b-800wi (640x427, 129Kb)

6a0147e1d4f40f970b0147e271e608970b-320wi (320x480, 126Kb)

6a0147e1d4f40f970b016766ddf775970b-800wi (640x427, 111Kb)
Зона движения. Ребенок активно ползает, начинает ходить. Можно разместить устойчивые пуфы, для того, чтобы ребенок мог ходить с опорой. Матик убирается в 8-9 месяцев. Зеркало остается, либо заменяется на высокое с поручнем, чтобы малыш мог держась за него подниматься и отрабатывать движения, наблюдая за отражением в зеркале. На полке с игрушками ребенка теперь остаются только безопасные предметы. Можно добавить библиотеку - книга с полочками и стульчик, креслице или диванчик, на котором удобно просматривать книги. 

6a0147e1d4f40f970b0154330b82f6970c-800wi (700x466, 200Kb)
 
6a0147e1d4f40f970b017c34691269970b-800wi (640x427, 184Kb)
Среда для ребенка от 1 года до 3-х лет.
Зона сна. простая кровать под матрас высотой в голень ребенка. Ребенку уже не нужно так активно двигаться во сне. Когда переходим к другой кровати, ставим ее на то же место.

6a0147e1d4f40f970b017615b16805970c-800wi (598x395, 140Kb)
 
Зона кормления. Ребенок ест вместе со взрослыми, как взрослый - самостоятельно. Появляется столик и стул для сервировки и кулинарии, для перекуса, питья. Появляется полка на кухне (нижний ящик стола), где хранится посуда ребенка и приборы для кулинарии, все безопасное. Также выделяется место для щеточки, веника, совка, фартука для ребенка. 

6a0147e1d4f40f970b019affef4716970d-800wi (640x427, 116Kb)

6a0147e1d4f40f970b017743e0d04b970d-800wi (400x600, 200Kb)

6a0147e1d4f40f970b0163039d51fa970d-800wi (640x427, 162Kb)
 
Зона прихожая. В прихожей выделяется место под детский стульчик, размещается крючок на удобной высоте для вещей ребенка или детская  вешалка. Коврик под обувь или обувная полка, можно выделить нижний ярус на обувной полке взрослых.

6a0147e1d4f40f970b01901beeb2f9970b-320wi (320x480, 126Kb)
Зона переодевания не меняется.
 
6a0147e1d4f40f970b017ee5ef1c95970d-800wi (642x293, 116Kb)
Зона ванна и туалет. Появляется горшок. Горшок всегда находится в туалете, рядом располагается сменная чистая одежда, стульчик, чтобы малышу было удобно переодеться, корзина для грязного белья. В ванной появляется крючок для полотенца на удобной для малыша высоте, подставка для раковины, чтобы ребенок мог дотянуться и вымыть руки. В идеале - детский туалет и раковина. У ребенка появляется своя зубная щетка, свой стаканчик для ополаскивания рта и другие принадлежности. 
6a0147e1d4f40f970b0176151f1d65970c-800wi (640x427, 125Kb)

 
6a0147e1d4f40f970b017d3dea4e5c970c-800wi (641x479, 166Kb)
Зона движения. Полка, на ней меняются игрушки по возрасту.  Не должно быть слишком много пособий в определенный момент времени. Несколько корзин или лотков для хранения инструментов или игрушек, которые используются на данный момент достаточно. Не кладите слишком много элементов в каждую корзину. К примеру, если ребенок имеет 100 элементов конструктора «Лего», то ему сложно будет с этим управляться. Начните с 10 – 15 элементов в корзине. Постепенно, добавляя все больше элементов, он сможет научиться собирать «Лего» полностью.
Размещается стол и стульчик. Если два ребенка, то лучше, чтобы для каждого был свой стол. Добавляются материалы для ручного творчества: пластилин, краски, клей, ножницы, бумага, хранящиеся в отдельных коробках, доступных для самостоятельного пользования ребёнка.
6a0147e1d4f40f970b014e8ab65708970d-800wi (640x427, 140Kb)

6a0147e1d4f40f970b019affef419b970d-800wi (640x427, 198Kb)

6a0147e1d4f40f970b01538ebaa9e7970b-800wi (700x466, 178Kb)

<iframe src="http://vk.com/video_ext.php?oid=105367864&id=167489082&hash=9a00efde76eff0eb&hd=2" width="607" height="360" frameborder="0"></iframe>

Для статьи использованы  лекции Абрамовой Тамары, монтессори-педагога 0-3, Санкт-Петербург, Монтессори школа "Золотая бусина", информация с сайтов
http://rastemvmeste.spb.ru/organizatsiya-montessori-sredy-doma?showall=&start=9,
 
www.voilamontessori.com,
 
http://firefly74.ru/kak-podgotovit-montessori-sredu-doma/, 
 
http://33cows.blogspot.ru/2012/07/blog-post_25.html, 
 
http://www.babyblog.ru/user/ulchik2-1/3051393, 
 
http://www.howwemontessori.com
 


 


 
Рубрики:  Советы, идеи по воспитанию и развитию ребенка
Метки:  

Алда   обратиться по имени Вторник, 03 Июня 2014 г. 20:23 (ссылка)
Про зеркало я не знала! "Зона сна используется только для сна, в ней не должно быть игрушек, в ней не кормят" - ой, нарушаю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 04 Июня 2014 г. 15:03ссылка
Я в восторге от идеи с зеркалом. Дети правда с таким осмыслением следят за своим отражением. Ну а по поводу нарушений - статья все-таки об идеальных условиях, к ним можно стремиться.
Аноним   обратиться по имени Зеркало и крепление Воскресенье, 16 Ноября 2014 г. 15:09 (ссылка)
Спасибо большое за статью! Сейчас как раз продумываю среду для моего сына 3 мес.
Подскажите,пож, как проще закрепить зеркало около мата? И как закрепить мобиль над зеркалом?
И банальный вопрос...не продует ли малыша на полу?) Наверное,нет, но немного в голове есть боязнь)))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 21 Ноября 2014 г. 20:29ссылка
Пожалуйста! К сожалению, не могу дать рекомендаций по поводу крепления зеркала, это лучше к мастерам) Продуть малыша может, если проветривать, когда он в комнате и в том случае, если он не закален. Но обязательно должен быть матрасик в двигательной зоне, на котором малышу будет тепло и комфортно. Есть несколько способов крепления мобилей - написала отдельно здесь - http://www.liveinternet.ru/users/5488639/post344151237/
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку