Цитата сообщения K_Irene
Православная Церковь празднует происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.
14 августа - Начало Успенского поста,
Православная Церковь празднует происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.
Первый Спас... Начало Успенского поста
Августовские «Спасы»
Август богат календарными воспоминаниями. Некоторые приобрели общекультурный характер и знакомы всем, даже не слишком церковным людям. В первую очередь это относится к так называемым "Спасам". Беда лишь в том (и это не единственная наша «беда»), что в церковном календаре таких названий нет! При этом Первый Спас (1/14 августа) именуется в народе «медовым», Второй (6/19 августа) – «яблочным», а Третий (16/29 августа) – «ореховым», «хлебным». Славянское слово «Спас» (Спаситель) – одно из богословских имен Иисуса Христа, Которому посвящены и многие другие праздники. Совершенно очевидно, что основа церковных торжеств – не сельскохозяйственная и тем более не кулинарно-гастрономическая, а потому эти фольклорные названия не имеют к ним никакого отношения. Постараемся понять – какие же реальные события скрыты за «Спасами»? Сначала – о первом из них.
Первый Спас
Этот праздничный церковный день (14 августа по новому стилю) совмещает в себе несколько знаменательных событий.
Изнесение Креста
Первое праздничное воспоминание – это «Изнесение Животворящего Креста Господня».
За этим названием стоят жизненные реалии давних лет. Дело в том, что в столице Византии, Константинополе, в связи с частыми в августе болезнями, существовал обычай носить крест по улицам и дорогам, как бы преграждая путь не¬видимо крадущейся пагубе. Накануне праздника драгоценный крест, включавший в себя сохранившиеся частицы дерева Голгофского Креста, торжественно переносили из царской сокровищницы в главный собор Империи – храм Святой Софии, и полагали на престоле. С этого дня и до Успения Богородицы, в течение двух недель, по всем улицам города проносили крест в процессии, а затем вновь возвращали в императорские палаты. К этому обычаю присоединился ещё один – освящение воды, которое происходило в придворной церкви в первый день каждого месяца. Постепенно местный константинопольский праздник Изнесения Креста распространился по христианскому Востоку, а у нас на Руси появился в XV веке. При этом освящение воды на источниках стало напоминать о крещении Руси, начавшемся, согласно преданию, именно в этот день.
Всемилостивый Спас
Второе церковное событие сегодняшнего дня – празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В его основе – память о чудесных знамениях от иконы Спасителя, сопровождавших сражения с сарацынами византийского императора Мануила (1143–1180) и битву с болгарами русского князя Андрея Боголюбского в 1164 году. К этому присоединяется еще один эпизод. По свидетельству византийского историка Никиты Хониата, впереди триумфальной процессии императора Мануила, после разгрома паннонцев в 1167 г., «ехала серебряная с позолотой колесница, запряженная белыми, как хлопья снега, конями, а на ней стояла икона Богоматери, непобедимой защитницы и соратницы царя».
Кто такие Маккавеи?
Кроме того, в этот же день празднуется память ветхозаветных мучеников – священника Елеазара, семи юных братьев, их матери Соломонии и многих других, принявших мученическую смерть в 166 году до н. э. Тогда антиохийский (сирийский) монарх Антиох IV Епифан (175–164 г. до н. э.), в состав империи которого входила Палестина, воздвиг беспощадное гонение на богооткровенную религию Моисея, издав декрет, повелевающий всем евреям отречься от веры в Единого Бога и поклоняться мифологическим греческим богам. Он осквернил Иерусалимский храм, установив там языческий жертвенник и переименовав его в храм Зевса Олимпийского. Все, выказавшие неповиновение, предавались пыткам и мучительной смерти...(1 Макк. 1:56–57, 60–61).
Мученики были названы Маккавеями в память о сыновьях священника Маттафии. Вместе с отцом они бежали в горы, возглавили восстание против тирана и, после многолетней борьбы, создали последнее в ветхозаветной истории независимое Иудейское государство (142–63 до н. э., до прихода римлян), управлявшееся династией Маккавеев (иначе – Хасмонеев). Прозвище «Маккавей» (еврейское слово Маккаби значит «Молот») получил сначала один из них, Иуда, наделенный талантом военачальника и поражавший врагов, как молот. (Об этом можно прочесть в библейских I и II Маккавейских книгах и у еврейского историка Иосифа Флавия.)
Семь святых мучеников Маккавеев:
Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, мать их Соломония и учитель их Елеазар
Сегодня же – память и ряда других святых, но, по традиции, акцентируются события, о которых мы только что прочли. С этого дня начинается двухнедельный
Успенский пост (до 28 августа).
В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину, малое освящение воды 14 августа по новому стилю совершается до или после литургии. По традиции, вместе с освящением воды совершается освящение меда. Поэтому в народе праздник получил название «Медовый Спас».
Совершая празднество в честь Креста Господня, Православная Церковь возносит Свои усердные молитвы к Самому Господу о том, чтобы Он силою Креста Своего ограждал верующих от всех врагов видимых и невидимых на всех путях земной жизни.