-Рубрики

 -Цитатник

Без заголовка - (0)

КАРИН: "если в саду растет это дерево - всегда будут деньги", - считают японцы Сколько уже жив...

Без заголовка - (0)

Как попадают в бутылки кораблики и евлогии: История необычного искусства ...

Без заголовка - (0)

Новогодние кролики) Код: Код: Код: Код:

Без заголовка - (0)

Рамочка 9 Мая     ...

Без заголовка - (0)

рамка для любых записей ВАШ ТЕКСТ

 -Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) Темы_и_схемы Camelot_Club Сама_овца Best_of_Callery Только_для_женщин Questions_LiveInternet
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ Madame_Frames

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.12.2013
Записей: 1757
Комментариев: 900
Написано: 6620


Усадьба Абрамцево

Суббота, 09 Июля 2022 г. 17:54 + в цитатник


false

Впервые Абрамцево, а точнее, пустошь Обрамкова, упоминается в письменных источниках 17 в. Усадьба расположена в живописнейшем местечке на побережье левого притока Клязьмы – реке Воря.


false

false

«Обрамково» от древнерусского «обрамок» (в обрамлении леса, реки). Обрамково – довольно непривычное нашему слуху звучание, более похожее по смыслу словам «обрамлять» или «ограничивать». Спасаясь от Орды, люди уходили в глухие уголки, чаще всего это были холмы среди непроходимых лесов, обрамленные с двух-трех сторон рекой или ручьями. Отсюда и происходит название местности Обрамково, которое позднее, в начале 19 века стало называться Абрамцево.

false

false

Еще в далеком 16 веке территории Обрамково и соседней деревни Мутовки были помещичьей собственностью некого Волынского. К началу 18 столетия имением стал владеть Ф.И.Головин, ушедший в отставку после 20-летней службы на флоте Петра Первого. В Абрамкове он осядет почти на полвека, и именно им создастся общий облик усадьбы, ее построек и их расположений, который практически сохранился до нашего времени.

false

Высокий берег реки Воря займет одноэтажное господское деревянное сооружение, окруженное хозяйственными строениями на западе, регулярным парком, спускающимся к Воре – на востоке, фруктовым садом на севере и проселочной дорогой на юге. Эта единственная дорога соединяла усадьбу с Хотьковским монастырем, откуда шли пути к Троице-Сергиевой Лавре и к Москве. Небогатый и небольшой Господский дом был окружен на диво живописными и богатейшими охотничьими и рыболовными угодьями, а также ягодно-грибными лесами.

false

В конце 18 века усадьбу приобретает Л.В.Молчанов, при котором господский дом надстраивается мезонином. Парковый спуск к реке украшается террасой, а около реки появляется искусственный пруд, существующий и поныне. А уже с 1843 года хозяевами усадьбы русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Именно с этого момента можно отсчитывать начало ее «особенной истории». Здесь писатель создал свои лучшие произведения: "Воспоминания", «Семейная хроника», а также знаменитую сказку «Аленький цветочек».

false
Сергей Тимофеевич Аксаков

Аксаков был образованным человеком и его дом с удовольствием посещал цвет культурной жизни России: И.Тургенев, Н.Гоголь, М.Щепкин, Ю.Самарин, А.Хомяков, М.Погодин, М.Загоскин и многие другие. Именно здесь, в кругу семьи Аксаковых, Гоголь впервые читал главу из второй части "Мёртвых душ" в августе 1849 г.

false
Савва Иванович Мамонтов

В 1859 году, после смерти С.Т.Аксакова, Абрамцево переходит к одной из его дочерей. Но все строения заколачиваются и не используются в течении 10 лет, по истечении которых усадьба продается известнейшему потомственному российскому предпринимателю и благородному покровителю деятелей искусства - Савве Ивановичу Мамонтову. Обустраивая и обновляя усадьбу, он старался максимально сохранить "Аксаковский дух".

false
Прижизненные издания С.Аксакова, написанные в Абрамцево

false

Через пять лет после женитьбы на купеческой дочери Елизавете Сапожниковой, молодые супруги покупают Усадьбу Абрамцево, пришедшую к этому времени в явное запустение. Хотя можно было купить более дешевое и более солидное усадебное хозяйство, Мамонтовы остановили свой выбор именно на бывшей Аксаковской усадьбе, хранящей в памяти присутствие писательско-актерского контингента, приезжающего сюда к «старику Аксакову». С 1870 по 1880 годы ремонт был проведен в основном доме усадьбы, полностью перестроились Людская и Кухня, среди дворовых построек появились сооружения амбара, сарая, ветряной водокачки. А чуть подальше каретный сарай с конюшней, и строения скотного двора. В бывшем фруктовом саду были оборудованы теплично-оранжерейные строения, где вырастали даже персики, присутствующие в интерьере знаменитой картины Серова «Девочка с персиками».

false
Савва Мамонтов и участники Абрамцевского кружка

Савва Мамонтов был большой ценитель и знаток искусства и помогал молодым талантам. Многие годы в его имении отдыхали и работали лучшие художники тех лет: И.Репин, В.Суриков, брат с сестрой Поленовы, братья Васнецовы, И.Левитан, М.Врубель, М.Нестеров, И.Остроухов, К.Коровин и многие другие. Приезжали сюда музыканты и актеры, например, Ф.Шаляпин. Именно здесь Виктор Васнецов написал свои картины «Три богатыря» и «Аленушка», Валентин Серов – «Девочку с персиками», Михаил Нестеров - «Видение отроку Варфоломею».

false

false

В поместье в 1878 г. был образован Абрамцевский художественный кружок. В нем собирались деятели, стремившиеся к развитию русского национального искусства. Их опорой было изучение народного творчества. Прямо в усадьбе чертились оригинальные архитектурные проекты, создавались живописные полотна, возрождалось старорусское гончарство, ставились новаторские спектакли. В близком взаимодействии художники мамонтовского кружка незаметно для себя черпали друг у друга идеи для дальнейшей деятельности.

false

false

false

false

false

Благодаря неравнодушному участию мамонтовских кружковцев в Абрамцево появился уникальный народный промысел, известный и сегодня – Кудринская резьба по дереву. Эта мастерская стала местом обучения и последующей работы для многих умельцев из ближайших населенных пунктов. Хотьковские, мутовские, кудринские, ахтырские умельцы получали здесь бесплатное декоративно-художественное образование. Для них было организовано преподавание рисунка и живописи, давались навыки работы с резательными инструментами. Кстати, выпускникам мастерской по окончании учебы преподносился ценный подарок – набор инструментов.

false

false
Резной буфет, выполненный по эскизам Е.Поленовой

false

Резную мебель из Абрамцево можно было приобрести в специальном московском магазине, и, несмотря на то, что она была не из дешевых, спрос на нее был довольно велик. Соединение фольклорных элементов крестьянского мастерства с современным направлением модерна сделал абрамцевскую мебель довольно модным брендом среди зажиточной части больших городов. Сегодня кудринское производство перенесено в Хотьково, где под него создана Фабрика художественных изделий, а в Абрамцевском художественно-промышленном колледже им. В.Васнецова готовят мастеров для этой фабрики.

false
Майоликовый камин М.Врубеля

false

false

А к 1890 году появилась гончарная мастерская, где созданием изразцовых печей вдохновенно занимался М.Врубель. Позже в ней налаживается производство майоликовых каминов, декоративной керамической посуды и скульптур.

false
Панно М.Врубеля на фасаде гостиницы Метрополь

В самом конце 19 века Савву Тимофеевича арестовывают на основании дела о финансовых махинациях и сажают в тюрьму. Хотя впоследствии его оправдывают и освобождают, материально он потерял практически все. Однако, Усадьба Абрамцева, оформленная на его жену, осталась владением их семьи. С.Мамонтов в дальнейшем занимался перевезенной в Москву керамической мастерской, изделия которой по проектам Врубеля, Коровина, Васнецова украсили собой фасады Метрополя и Третьяковской галереи, залы Ярославского вокзала.

false
Александра Саввишна Мамонтова.1918 год

После революции национализированное Абрамцево получило от Наркомпроса Охранную грамоту. Тот день - 10 октября 1918 г. - считается Днем рождения музейного заповедника. Первым создателем его была младшая дочь Саввы – Александра Саввишна.

false
С.И. Мамонтов с дочерями Александрой и Верой

Музей просуществовал до 1932 года, после чего на усадебных территориях для трудящихся на ниве искусства организуется Дом отдыха. На другом берегу Вори сооружается поселок Художников. В нем жили и создавали свои творения выдающиеся художники советского времени: П.Кончаловский, В.Мухина, И.Грабарь, Б.Иогансон, Р.Фальк, И.Машков, А.Шмаринов, В.Горяев и другие мастера, которые продолжили лучшие традиции Абрамцевского художественного кружка.

false

Дом отдыха к 1938 году становится Санаторным учреждением для работников образования. Во время Второй мировой войны бывшая абрамцевская усадьба занимается военным госпиталем. С 1947 г. усадьба снова стала наполовину музеем, наполовину санаторием Академии наук. Хранителем восстановленного музея стал сын Саввы Мамонтова – Всеволод. Всю территорию усадьбы музей обрел в 1977 г. На территории усадьбы расположились несколько строений, каждое со своей историей. Все они теперь музеи с уникальными коллекциями.

false

false

false

false

false

Главный дом, в котором жили Аксаковы и Мамонтовы и гостили их творческие друзья - это двухэтажное деревянное здание с двумя флигелями. В нем обустроен музей, где сохранена обстановка барского дома: мебель, некоторые картины, созданные в усадьбе, книги, печь, покрытая изразцами, сделанными Врубелем. Здесь можно увидеть картины Серова, Репина, Врубеля и других художников-гостей Мамонтова.

false

false

false

false

false

Возле усадьбы расположены два деревянных строения. Одно из них было кухней, а теперь является музеем крестьянского быта. Здесь можно увидеть предметы крестьянского обихода, привезённые из экспедиций со Среднего Поволжья, Архангельских земель, Вологодской и Московской губерний.

false

false

false

false

Второе здание - Мастерская в псевдорусском стиле. Возведено оно было в 1873 г. по проекту В.А.Гартмана. В разное время в мастерских создавали свои шедевры: В.Васнецов, И.Репин, В.Серов, работали М.Антокольский и экспериментировал с формами С.Мамонтов. В наши дни с 2016 г. в помещении мастерской открыта постоянная экспозиция работ Михаила Врубеля. Здесь можно увидеть несколько его живописных полотен и в большом объёме керамику великого русского художника: печные изразцы, вазы в стиле модерн, керамическую сюиту «Снегурочка» и «Египтянку».

false

false

false

false

false

Тремок 1877–1878 гг. постройки продолжает череду зданий в псевдорусском стиле. Автор этого необычного строения — И.Н.Петров, работавший под псевдонимом Ивана Павловича Ропета. Дом украшает великолепная деревянная резьба, в одном из помещений находится роскошная печь. Первоначально постройка использовалась как баня, но в наши дни в залах собрана мебель, интерьерные украшения и бытовая утварь, выполненная по эскизам Е.Д.Поленовой, долгое время возглавлявшей мастерскую.

false

false

false

false

false

Идея создания церкви в собственном парке усадьбы появилась у Саввы Морозова в 1881 г., воплощать замысел хозяин усадьбы доверил В.Д.Поленову. Художник создал эскизы, взяв за основу стилистическое решение храма под Новгородом — Спаса на Нередице. Работу над проектом продолжил В.М.Васнецов. Он изменил решение фасадов и добавил больше декоративных элементов в их оформление.На финальной стадии в исполнении росписей, изразцов, мозаичного пола и других работах по отделке интерьеров участвовали едва ли все участники мамонтовского кружка.

false

Отличительной особенностью храма стал иконостас, иконы в котором были выполнены в реалистичной манере, что было новаторством. Да и сама церковь стала первым и образцовым произведением русского модерна. Её освящение прошло в 1882 г. Церковь стала фамильной усыпальницей семьи. Здесь погребены: Андрей (сын Мамонтовых), Вера (дочь Мамонтовых), Елизавета Григорьевна Мамонтова, Сергей (внук Мамонтовых), сам Савва Иванович Мамонтов.

false

false

За аллеей с пионами расположена скамейка, которую Врубель лично отделал изразцами ручной работы. Скамью установили в усадьбе по сохранившимся эскизам через пять лет после смерти художника в 1915 г. Она выполнена из изразцов мамонтовского производства с изображением священных птиц Алконост. Сегодня для сохранности этот памятник искусства находится внутри прозрачного саркофага.

false

Сказочная избушка на курьих ножках - это сруб, который стоит на бревнах. На двускатной крыше конек с резной головой коня. Сени крыты соломой. Фронтоны украшены изображениями совы и летучей мыши. Проектировал её для детей Мамонтова в 1883 г. В.М.Васнецов. Внешний вид строения впечатляет проработкой деталей конструкции и деревянной резьбой, в том числе стилизованных сказочных птиц и зверей.

false

Недалеко от входа в усадьбу стоит «каменная баба». Два таких древних изваяния привезли сюда в 19 в. из харьковских степей. Вторая "баба" стоит возле деревянной избушки.

false

false

Поленовский дом не поражает архитектурными изысками и является скорее исторической достопримечательностью усадьбы Абрамцево. Возведено здание было в 1882 г. артелью плотников из близлежащих деревень для новобрачных — художника В.Д.Поленова и Н.В.Якунчиковой. В доме находилась мастерская живописца, в большом зале проводились домашние спектакли.

false

На территории усадьбы 80 лет назад был построен лечебный корпус - двухэтажное белое здание в колониальном стиле. Именно в этом доме отдыха для работников искусства Вера Мухина создала макет скульптуры «Рабочий и колхозница». Здесь отдыхала Любовь Орлова, режиссер Григорий Александров и другие творческие люди СССР.

false

В усадьбе «Абрамцево» снято несколько художественных фильмов: «Накануне» 1959,
«Солярис» 1972, «Первая любовь» 1995, «Савва» 2008, «Два дня» 2011.

false Верхний пруд

Таким образом, уже на протяжении полутора веков усадьба Абрамцево является приютом и примером для творческих людей, вдохновляя на новые произведения. Не ждите от Абрамцево пышных дворцовых интерьеров и богатой обстановки. Здешние обитатели были известными людьми, но без графских привычек. Ценили близость к природе и с радостью ее описывали кто пером, кто кистью. Это место удивительно не только по своей красоте, но и по внутреннему укладу. Ценность поместья состоит в ее творческом наследии. Здесь вышли в свет произведения именитых писателей и шедевры живописи.

false

Понедельник и вторник – выходные. Последний четверг месяца – санитарный день. Парк работает каждый день в обычном режиме. В Главный музейный дом можно попасть только в составе экскурсии.


блог Сударушки

 


Рубрики:  ремесла/народные промыслы
Архитектура/особняки и дома
история
Россия

Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку