-Рубрики

 -Цитатник

Без заголовка - (0)

КАРИН: "если в саду растет это дерево - всегда будут деньги", - считают японцы Сколько уже жив...

Без заголовка - (0)

Как попадают в бутылки кораблики и евлогии: История необычного искусства ...

Без заголовка - (0)

Новогодние кролики) Код: Код: Код: Код:

Без заголовка - (0)

Рамочка 9 Мая     ...

Без заголовка - (0)

рамка для любых записей ВАШ ТЕКСТ

 -Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) Темы_и_схемы Camelot_Club Сама_овца Best_of_Callery Только_для_женщин Questions_LiveInternet
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ Madame_Frames

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.12.2013
Записей: 1757
Комментариев: 900
Написано: 6620


Особняк Святополк-Четвертинских

Среда, 16 Февраля 2022 г. 11:25 + в цитатник


false

Один из интереснейших памятников архитектуры конца XIX столетия — Особняк Святополк-Четвертинского — находится в центре Москвы, в десяти минутах ходьбы от станций метро «Краснопресненская» и «Баррикадная».


false

false

Особняк был построен в 1887 году по заказу князя Бориса Владимировича Святополк-Четвертинского, женатого вторым браком на вдове обер-полицмейстера Арапова (прославившегося своим умением зарабатывать на госслужбе самыми экзотическими способами, например, сдавая пожарных в аренду театральным антрепренерам в качестве статистов). Замечательное здание кто-то метко окрестил "романтичным французским замком".

false
Герб рода Святополк-Четвертинских

Построили здание два архитектора: Пётр Самойлович Бойцов и Альфонс (Александр) Гекторович Венсан. Творческое наследие Бойцова насчитывает несколько десятков зданий, но он был самоучкой и не имел официального права на производство строительных работ. Поэтому работа распределялась следующим образом — по проекту Бойцова вели строительство другие архитекторы. Так было и с наши особняком, построенном в стиле французского Ренессанса с элементами барочной архитектуры.

false

false

false

Вход в здание заглублён под сводчатую сень, к которой примыкает выразительная металлическая ограда со спиральными завитками. Крыша разновеликая, щипцовая, имеет мансардные выносы с волютами. Фасады отделаны рустом. Щипец сени крыльца, одновременно являющегося балконом, украшен гербом.

false

false

false

Особую ценность представляет внутреннее убранство особняка, которое в ходе реставрации, проведённой в 1980-х годах, было практически полностью восстановлено. Парадные залы оформлены в готическом стиле, почти все помещения отделаны деревом. Деревянная резьба, выполненная по эскизам П.С.Бойцова и отличается тончайшей проработкой деталей. Его зять Павел Александрович Шмидт был известным российским мебельным фабрикантом, за качество работы которого можно было ручаться.

false
Графиня Александра Андреевна Олсуфьева и граф Алексей Васильевич Олсуфьев

В конце 1890-х годов наследники князя Святополк-Четвертинского продали дом на Поварской графине Александре Андреевне Олсуфьевой, статс-даме, гофмейстерине великой княгини Елизаветы Федоровны. Графиня Олсуфьева всегда была при дворе – сначала статс-дамой императрицы Марии Федоровны (супруги Александра III), а с 1892 года – гофмейстериной великой княгини Елизаветы Федоровны, при дворе которой она служила до 1909 года.

false

false

false

false

false

Олсуфьевы также были известны как благотворители, графиня Александра Андреевна была действительным членом Московского благотворительного общества 1837 года. Фактически единственной хозяйкой здания была Александра Андреевна Олсуфьева, дочь крупнейшего фарфоропромышленника Андрея Михайловича Миклашевского и Дарьи Васильевны Олсуфьевой, которая приобрела дом у наследников скоропостижно скончавшегося князя Владимира Борисовича Святополк-Четвертинского.

false

false

false

Интересным человеком была Александра Андреевна и люди возле неё. Её муж граф Алексей Васильевич Олсуфьев был одновременно её дядей, а её единокровная сестра Мария стала матерью гетмана Украины с 29 апреля по 14 декабря 1918 года Павла Петровича Скоропадского. Александра Андреевна родила и воспитала двух сыновей: Андрея Алексеевича (1870-1933), у которого родились дочь и сын, и Василия Алексеевича (1872 – 1924) — 4 дочери и сын.

false

false

false

Одна из внучек, Дарья Васильевна Олсуфьева родилась в этом доме. Остальные внучата родились в Италии, где у их родители была вилла, и бабушка с дедушкой смогли увидеть их лишь, когда они приезжали в гости в Москву в возрасте уже нескольких месяцев. Жизнь внуков оказалась связанной с Италией, которые месте с матерью Ольгой Павловной перебрались из революционной Москвы в 1917 году сначала в Кисловодск, а затем через Батуми в Италию.

false

Семья Олсуфьевых жила в своем особняке на Поварской до 1917 года. После революции особняк был национализирован. В здании после революции какое-то время проходили заседания Вольной Академии духовной культуры, существовавшей с 1919 по 1923 год, которые вёл которые знаменитый философ Николай Александрович Бердяев. Затем здесь жили представители городской бедноты вплоть до 1925 года, на смену им пришел отдел Детских учреждений при ВЦИК, а в 1932 году по инициативе Максима Горького здание передали Союзу писателей. Здание стало прообразом МАССОЛИТа в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита".

false

Этот особняк был масонской ложей, дворянским гнездом, ночлежкой, конторой писателей и рестораном. Здесь по дубовой лестнице поднимается тень императора Александра III и неожиданно зажигается хрустальная люстра, подаренная Сталиным.

false

false

Здесь выпивали, ссорились и мирились представители советской культурной элиты, исключали из писателей Пастернака и обмывали договор о завершении холодной войны Михаил Горбачев и Рональд Рейган. Простому смертному в этот «литературный заповедник» попасть было невозможно. Теперь здесь находится клуб-ресторан "ЦДЛ".

false

false

Поднявшись на несколько ступеней, видим мемориальную доску и фото Сергея Михалкова, который жил в доме напротив и практически каждый день приходил сюда. Кессонные потолки и стены отделаны дубом. Сохранилась даже деревянная столярка на окнах.

false

Над входом, в который мы вошли, в наличнике изображен цветок, может, 4-х листный клевер. По легенде, изгнанная из рая Ева взяла с собой именно такой цветок. У друидов он символизирует: Огонь (уверенность и сила), Воду (удача, богатство), Землю (гармония и здоровье) и Воздух (любовь и семья). В особняке такие цветы будут встречаться часто.

false

false

false

false

Справа в коридоре вход в Большой каминный зал. Очень красивы здесь деревянные обои с навершиями-пинаклями. На камине можно тоже видеть пинакли и герб Святополк-Четвертинских. Герб очень знакомый, напоминает герб Москвы, но в зеркальном отражении.

false

false

Кстати, все камины в этом особняке действующие, их чистят. Это был кабинет. Вообще на первом этаже была как бы мужская половина, на втором — женская и детская.

false

Дальше за дверью находилась маленькая спальня. Здесь ничего не сохранилось. На стенах висят литографии. Проходная комнатка, в которой после революции находилась цирюльня Моисея Маргулиса. На полу сохранилась метлахская плитка 1887 года. Эта плитка малого размера изготавливалась из цветной фарфоровой массы. На нее наносили глазурь и обжигали в специальных печах. Она сохраняет цвет и очень прочная. Ее еще называют ковровой из-за завершающего кантика.

false

false

false

false

false

false

А дальше находится один из самых роскошных залов — Дубовую столовую. Витражное окно, огромная люстра, картины, кессонный потолок из светлого дуба, черный рояль со старинными фотографиями, камин и галерея второго этажа. Здесь резные колонны из сандалового дерева, которые вырезал сам Петр Бойцов. А сандаловое дерево привез из Индии (контрабандой) хозяин особняка Борис Святополк-Четвертинский, заядлый охотник и путешественник.

false

false

Громадная люстра, свисающая с потолка, это вообще экспериментальный образец. Ее планировали повесить в метро Кропоткинская, так как там должен был быть выход к Дворцу Советов. Сталин подарил эту люстру Максиму Горькому в особняк Рябушинского, который был предоставлен пролетарскому писателю после его приезда в Россию. Но тот дом был мал для нее, и люстра нашла свое место здесь, в ЦДЛ.

false

false

false

Резная лестница ведет на второй этаж. Она сделана из дуба, без единого гвоздя, поскрипывает. Граф Алексей Олсуфьев отказался ее чинить, потому что на втором этаже проводил заседания запрещенного масонского общества, и по скрипу лестницы масоны могли услышать, что кто-то идет, и успевали скрыться по черному ходу. Когда-то император Александр III сломал на ней ногу.

false

Сейчас здесь вход для «избранных», об этом говорит надпись: «Только для членов Московского Столичного клуба и их гостей».

false
Зеленое лицо, угадывающееся в кустах на картине — возможно, отсыл к готическому мотиву «зеленого человечка»

На стене огромная картина, воссоздающая старый гобелен. На ней изображена итальянская вилла Олсуфьевых. Эта вилла, можно сказать, спасла им жизнь, когда они, пытаясь после революции покинуть Россию, заявили, что у них есть жилье в Италии. Если знать и присмотреться, то в кустах можно увидеть лицо художника.

false

Дальше небольшая бывшая детская спальня. На стене тканый ковер и литографии. Когда-то здесь на кроватях с балдахинами спали 4 девочки — внучки Олсуфьевых. Одна из них, Мария, по приглашению Вознесенского, приезжала в Москву. Поэт пригласил ее в ЦДЛ. Каково же было ее удивление, когда она попала в дом, где провела детство. Мария стала переводчицей, переводила Вознесенского, Пастернака, Булгакова, Солженицына.

false

Дверь из бывшей детской ведет в бывшую игровую комнату. ЦДЛ — это не музей, и все комнаты, это кабинеты ресторана. Везде стоят столы. На нем стоят старинные фарфоровые статуэтки и тарелки с кобальтовой сеткой, изготовленные Ленинградским фарфоровым заводом. Узор, который напоминает пересечение лучей прожекторов, придумала ленинградская художница Анна Яцкевич в годы блокады. В этой комнате также есть эркер, деревянный потолок и обои, камин.

false

false

false

false

false

false

Есть в доме комната, где можно увидеть настоящий масонский костюм. Дело в том, что граф Алексей Олсуфьев был масоном, и в этом помещении проходили собрания массонов. Костюм был выкуплен на аукционе Сотбис членом Московского столичного клуба несколько лет назад за 25 тысяч евро. Сейчас в бывшем масонском кабинете находится сигарная, причем курить можно только сигары. Балкон со столом и креслами выходит на Поварскую улицу, на Государственный театр киноактера.

false

Спуститься вниз можно по винтовой потаенной лестнице. Если бы не было видно ручки в стеновой панели, то никто бы и не подумал, что здесь есть дверь на лестницу. Очень удобно было для тайных собраний масонов.

false

false

Если пройти через Дубовую столовую можно попасть в буфетную. При Олсуфьевых здесь была большая библиотека. Здесь стоят шкафы-витрины, сделанные по эскизам Бойцова. В витринах находятся штофы: водку в бутылках на стол не ставили, все переливали в штофы. Водочный король Смирнов даже сам рисовал эскизы к своим штофам. В противоположной витрине находятся спиртометры и походная стеклянная рюмочка в футляре с бархатом.

false

false

false

Этот дом связывает две улицы: Поварскую и Большую Никитскую. На Поварской парадный вход. Со стороны Б.Никитской еще один вход, это здание было пристроено в 1955 году, архитектор Аркадий Аркин. Это вход для пришедших на концерты или спектакли. Именно сюда в печальные даты приходят для прощаний.

false
фирменное пироженое Шахматы

false

false

false

false

РS: После осмотра особняка можно выпить чашечку кофе с фирменным пироженым "Шахматы" в АРТ-кафе. Тоже очень атмосферное местечко.

блог Сударушки

 


Рубрики:  Россия/Москва
Архитектура/особняки и дома

Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку