-Рубрики

 -Цитатник

Без заголовка - (0)

КАРИН: "если в саду растет это дерево - всегда будут деньги", - считают японцы Сколько уже жив...

Без заголовка - (0)

Как попадают в бутылки кораблики и евлогии: История необычного искусства ...

Без заголовка - (0)

Новогодние кролики) Код: Код: Код: Код:

Без заголовка - (0)

Рамочка 9 Мая     ...

Без заголовка - (0)

рамка для любых записей ВАШ ТЕКСТ

 -Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) Темы_и_схемы Camelot_Club Сама_овца Best_of_Callery Только_для_женщин Questions_LiveInternet
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ Madame_Frames

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.12.2013
Записей: 1757
Комментариев: 900
Написано: 6620


Особняк С. П. Рябушинского в Москве

Среда, 04 Августа 2021 г. 13:37 + в цитатник


false

Особняк Рябушинского — городская усадьба, построенная архитектором Фёдором Шехтелем для предпринимателя Степана Рябушинского в 1900—1903 годах. Является одним из наиболее ярким примеров раннего модерна в русской архитектуре.


false

false
Степан Павлович Рябушинский с женой Анной Александровой и сыном Борисом

Степан Павлович Рябушинский — русский предприниматель, банкир, коллекционер, меценат, вместе с братом Сергеем основавший один из первых в России автомобильный завод АМО. После окончания Московской практической академии коммерческих наук он становится управляющим торговой частью «Товарищества мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями» и входит в права совладельца семейного банкирского дома. В 1897 году женился на Анне Александровне Прибыловой.

false Федор Осипович Шехтель

Строительство городской усадьбы Степана Рябушинского началось летом 1900 года на Малой Никитской улице, в самом центре Москвы. Воплощение замысла Степан Рябушинский поручил архитектору Фёдору Шехтелю, неординарные творения которого производили на предпринимателя особенно сильное впечатление

false

false

Уже к 1902 году работы по строительству были завершены, и роскошный особняк сразу же стал достопримечательностью. Три издательские фирмы — М. Кампель, П. фон Гиргенсон и Шерар, Набгольц и К° — в 1903–1905 годах издавали открытки с изображением усадьбы Рябушинских.

false
Икона Божьей Матери Одигитрия из коллекции Рябушинского

В нескольких комнатах второго этажа владелец расположил свою коллекцию икон, которая считалась самой большой в России. Степан Рябушинский много времени посвящал исследованию и реставрации дониконовской иконописи и приложил немало усилий для развития этой малоизученной области искусствоведения. В 1904 году он превратил галерею третьего этажа в реставрационную мастерскую и пригласил для работы известных московских реставраторов — Алексея Васильевича и Александра Алексеевича Тюлиных. В стенах особняка они восстановили такие древнерусские иконы из коллекции Рябушинского, как «Архангел Михаил», «Одигитрия», «Митрополит Пётр».

false
Домовая церковь

Степан Павлович Рябушинский планировал открыть в своем доме музей икон. Война и революция помешали Рябушинскому открыть музей. Его коллекция икон была национализирована и разделена между государственными музеями. Несколько десятков икон из коллекции мецената хранятся в Государственной Третьяковской галере.

false

false

false

false

false

Окна индивидуальны по размеру, форме и декоративному оформлению, которое сочетается с рисунком ограды лоджий. Решётки окон напоминают вьющиеся ростки дерева, а балконная решётка уподоблена рыбьей чешуе. Спираль являлась авторской особенностью орнаментики Шехтеля: в особняке, помимо растительных завитков, примечательны также созданные из спирали глаза сов на балконах.

false

false
фрагменты фасадной росписи

Верхняя часть здания украшена проходящим по периметру широким мозаичным фризом с изображением орхидей. Окна и их обрамления, фриз и карниз особняка намеренно укрупнены Шехтелем для создания эффекта, выделявшего здание на фоне остальных. Визуально одинаковые оконные проёмы четырёх этажей на самом деле последовательно уменьшаются, придавая постройке большую высоту

false

false

Здание имеет чёткое символическое деление: первый этаж олицетворяет подводный мир, второй — воздушный, а третий — горный. Парадная лестница в форме волны символизирует бесконечное движение. Её прототипом является лестница в особняке Иветт Гильбер архитектора Харвье Шелкопфа.

false

Изогнутый парапет лестницы переходит в витраж, знаменующий встречу воды и воздуха. Атмосфера подводной жизни воссоздаётся благодаря цветовому оформлению: сочетание серо-зелёного мрамора, из которого изготовлена лестница, светло-зелёных стен и игры света, созданной с помощью соседства тонированных стёкол витражей и матового потолка

false

Когда поднимаешься по лестнице на второй этаж, то обращаешь внимание на старые шкафы, установленные по стене дома. На них стоят керамические вазЫ и скульптурЫ. Интерьеры, конечно же, изменились. До революции не было никаких шкафов. Это было "море" с волной и фантастической медузой.

false

Небезынтересный балкончик над лестницей похож на дракона или сову. Брови этого зверя образуют собой МХАТовскую чайку – символ, нарисованный Шехтелем для А.П.Чехова. Вот это стремление увести от реальности, чтобы дом не раскрывался, чтобы чувствовалась некая тайна - особенность стиля модерн. Архитектурное пространство модерна - философское пространство.

false

false

false

false

false

false

false
Крышка комода с колоритной горгульей

false

false
Капитель колонны, украшенная лилиями и саламандрам

false

false

false
Даже старый вытертый паркет потрясает своими узорами.

false

false

false

Мельчайшие элементы декора в здании детально продуманы и служат единому стилистическому замыслу архитектора: дверные ручки имеют форму морских коньков, а паркет напоминает морские волны. Особенно примечательным является светильник-медуза на гребне лестницы-волны, который при взгляде сверху принимает вид черепахи. Потолок украшает выполненная вручную лепнина, имитирующая заросший водоём.

false

false
В куполе молельной комнаты есть окно, сквозь которое ночью видны звезды.

false
Необычная старообрядческая молельня со сферическим куполом.

На третьем этаже располагалась потайная моленная, спрятанная от посторонних глаз не только изнутри особняка, но и снаружи. Конструкция здания, которому Шехтель визуально придал двухэтажный вид, скрывает мансарду, маскируя его обильным декором и габаритными окнами. Тайное положение моленной объясняется её нелегальным статусом на момент завершения отделочных работ: Рябушинские являлись старообрядцами, и до указа Николая II «Об Укреплении Начал Веротерпимости» им было запрещено иметь собственные культовые сооружения. 

false
Парадная лестница в форме волны заканчивается скамеечкой и окном-решеткой специальный кондиционер дома.

Помимо архитектурного новаторства, проект Шехтеля отличала техническая оснащённость. Например, им была создана система кондиционирования помещений, близкая к современной: воздух циркулировал по зданию с помощью каминов и через решётку выходил у подножья лестницы. Находившаяся в подвальном помещении кухня соединялась со столовой лифтом, что позволяло моментально доставлять блюда к столу.

false

Самой большой комнатой особняка была гостиная на первом этаже. В центре располагался камин из каррарского мрамора с изображением полуобнажённой женщины-бабочки, распахнувшей крылья. Особенное внимание привлекает витражная картина, украшающая прихожую. Она визуально меняет цвет в зависимости от позиции смотрящего — от синего до ярко-жёлтого.

false
Это библиотека, привезенна в особняк М.Горьким.

false

false

false

Витражный пейзаж подчёркивает концепцию декора дома — единение человека с природой. Рядом с прихожей находится кабинет, обильно декорированный мотивом лаврового дерева, древнего символа славы, успеха и победы. Этот узор повторяется в деревянной отделке, витраже, дверных ручках. Большая часть мебели кабинета после революции утрачена. Сохранился только один оригинальный предмет, выполненный по эскизам Шехтеля, — небольшой шкаф над камином.

false

false

После Революции 1917 года семья Рябушинских имигрировала в Италию, а особняк перешёл в собственность городских властей. Недолго в усадьбе пребывали отдел виз и паспортов, Русское психоаналитическое общество, специализированный детский сад.

false
Максим Горький и Иосиф Сталин, 1932 год

В 1931 году на территории усадьбы были размещены Максим Горький и его семья, вернувшиеся из Италии. Ещё до Революции и отъезда из России Горький с пренебрежением отзывался об особняке и называл его «нелепым». Своего мнения Горький не изменил и после переезда. Именно в этом особняке в начале 1932 года состоялась встреча Горького и Сталина с советскими писателями.

false

false

Горький инициировал некоторые изменения в интерьере. Гостиная Рябушинских была преобразована в библиотеку и заставлена шкафами по периметру стен. Один из двух кабинетов на первом этаже переоборудовали под спальню. Из-за проблем с ногами писателю тяжело было подниматься на 2 этаж. Спальня не является отражением вкуса Горького - вся мебель подобрана комиссией по организации его быта в Москве. 

false

false

Монументальный камин с полуобнаженной женщиной-бабочкой, декор которого смущал писателя, убрали из гостиной, после чего найти его не удалось. На этом месте Горький расположил коллекцию декоративных статуэток из слоновой кости — нэцкэ, — которую он собирал на протяжении последних тридцати лет жизни, а в прихожей разместились глиняные горшки, привезённые из Средней Азии.

false

false
Комната для прислуги Рябушинских и секретаря Горького Крючкова. Один из телефонных аппаратов - прямая линия со Сталиным.

Во время Великой Отечественной войны служебные постройки усадьбы были преобразованы в семейное жильё, в 1942—1945 годах в одной из них квартировал писатель Алексей Толстой. После смерти Горького в особняке осталась вдова его сына Надежда Пешкова, которая внесла существенный вклад в создание музея имени писателя. Его официальное открытие состоялось 28 мая 1965 года.

false

блог Сударушки

 


Рубрики:  Россия/Москва
Архитектура/особняки и дома

Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку