Надежда Петровна Ламанова (Каютова) — российский и советский модельер, художник театрального костюма. Стояла у истоков российской и советской моды XX века.
Надежда Петровна Ламанова (Каютова) родилась 14 (26) декабря 1861 года, в селе "Шутилово" Лукояновского уезда Нижегородской губернии и была старшей из пяти дочерей подполковника Белорусского гусарского полка Петра Михайловича Ламанова и его жены, Надежды Александровны. Род Ламановых, к которому принадлежала Надежда Петровна, восходит к помещикам Великолужского уезда 17 века.
Обряд крещения Ламановой Надежды был совершён в церкви "Покрова Пресвятой Богородицы", Лукояновского уезда, села Шутилово. Сохранилась запись о ее крещении за № 31. Надежда Петровна училась семь лет в Мариинском женском училище 1 разряда в Нижнем Новогороде. По добровольному желанию Надя закончила восьмой класс, по окончании которого получила свидетельство о том, что она может преподавать географию в крестьянских школах.
1885-1887 гг. Надежда Петровна Ламанова и Мария Степановна Воронина.
Семья жила небогато и девушка принимает решение уехать в Москву, начать работать, чтобы помочь родителям поставить на ноги младших сестер. В 1884 году умирает отец Надежды Петровны, а через два года — и мать. Теперь юной Надежде приходится рассчитывать только на себя.
К этому времени Надежда окончила московскую школу кройки Ольги Александровны Суворовой. После - устроилась моделистом в мастерскую к известной в ту пору портнихе Татьяне Степановне Войткевич и скоро стала настолько популярна, что всего через год после начала работы, смогла открыть собственное небольшое ателье в Тупом Хлыновском переулке, в доме Помпея Батюшкова, младшего брата известного поэта. Здесь же в это время держала модное заведение и Ольга Суворова.
В самом начале 1890-х Надежда выходит замуж за отставного поручика Андруцкого. Но, увы, счастье было недолгим, вскоре Надежда Петровна овдовела. Как пишет в своих воспоминаниях друг семьи, Георгий Леман, любимый умер у нее на руках. Но эта трагедия не сломила ее. Возможно, даже наоборот, она с головой ушла в работу, чтобы заглушить сердечную боль, и добилась признания на высшем уровне.
Варвара Кочубей и графиня Софья Ферзен в русских костюмах 17 века, исполненых в мастерской Надежды Ламановой для костюмированного бала в 1903 году.
В 1898 году Надежде Петровне Андруцкой-Ламановой было присвоено высокое звание «Поставщик Двора Ея Императорского Высочества Елизаветы Федоровны», сестры императрицы, жены московского градоначальника. А в 1904 году она удостаивается чести носить ещё более почетное звание - «Поставщик Двора Ея Императорского Величества».
Сама императрица Александра Феодоровна в бальном платье
С конца 1890-х мастерская Надежды Петровны находилась в доходном доме Адельгейм (Большая Дмитровка 25). Индивидуальный подход и умение Ламановой создавать платье на любую фигуру, представляя даму в самом выгодном свете, привлекает в ее мастерскую знатных и состоятельных особ. Всего за четыре года штат мастерской увеличился с 11 до 38 мастериц.
Андрей Павлович Каютов
В конце 90-х годов XIX века Надежда Петровна Ламанова вышла замуж за молодого юриста Андрея Павловича Каютова, известного тогда актёра-любителя. Это был счастливый брак, полный согласия и преданности, не было только детей. Супруги прожили вместе 45 лет. Ламанова познакомилась с его друзьями-актёрами, среди которых были и знаменитая актриса Малого театра Гликерия Федотова, и начинающий актёр Константин Алексеев (Станиславский).
Она выстроила огромный доходный дом на Тверском бульваре (на внутреннем проезде, через несколько домов от Никитских ворот). Её дом стал настоящим клубом для самых великолепных женщин того времени. Дом № 10 был надстроен уже в советское время. Сейчас он уже не выглядит отдельным зданием: это комплекс из трех домов: 12, 10 и 8. Здание принадлежит агентству ИТАРТАСС
Доходный дом Ламановой. Тверской бульвар, 10 (без надстроек)
Современный вид дома
Каждый этаж здесь имел своё предназначение. Строение было задумано одновременно как ателье с пошивочным цехом, демонстрационным залом, школой портновского дела и общего образования. В этом же доме располагались квартиры семьи Каютовых, и сестры Андрея Каютова, Елизаветы Павловны Шеффер, муж которой, врач Вениамин Давидович Шеффер, был также и управляющим доходным домом Ламановой, жилые помещения для служащих.
Она создавала образы для таких дам, как Её Высочество Великая княгиня Елизавета Фёдоровна и Великая княгиня Мария Павловна, Мария Ермолова и Ольга Книппер-Чехова, Вера Холодная и Евфимия Носова, в ее вечерних платьях, расшитых бисером и стразами, блистали балерины Тамара Карсавина и Екатерина Гельцер. Многие портреты дам, созданные Валентином Серовым, написаны в платьях «от Ламановой».
Насколько широк был размах работы Надежды Петровны можно судить по тому, что она ежегодно ездила в Париж, где держала квартиру, закупать модный товар для своего предприятия. А закупала она этого товара на полмиллиона. Конечно, огромен был и доход, её мастерская давала до 300 тыс. руб. в год, то есть другими словами, по 1000 руб. в день.
Художница продолжала совершенствовать своё мастерство в Париже — у знаменитых в Европе модельеров. Познакомилась с Полем Пуаре. В 1901 году К. С. Станиславский пригласил Ламанову в Московский Художественный театр. Кроме собственных работ, Надежда Петровна выполняла костюмы к спектаклям по эскизам известных художников, таких как Бакст, Головин.
Артисты МХАТА в костюмах Каюмовой
Её изделия были настолько точны и удобны актёрам в создании образов, что заменить её практически некем. Актёры и публика в восторге от её мастерства. Недаром Станиславский называл Ламанову «Шаляпиным» от моды.
Ирина Вульф в костюме Ламановой в роли Антонины в спектакле МХАТ "Егор Булычев" 1934 года.
Ольга Николаевна Андровская в 1930 году в роли Рокси Харт в спектакле МХАТ "Реклама".
Алла Тарасова в роли Анны Карениной в костюме Надежды Ламановой, 1937 год.
О.Л.Книппер-Чехова в роли Раневской в костюме от Ламановой в спектакле "Вишневый сад"
Она была подлинным гением костюма. Кто был Станиславский был в области режиссуры, то была Надежда Петровна в области костюма. Недаром они так хорошо понимали друг друга, и после революции много лет, до самой кончины Надежды Петровны работали вместе. Именно её костюмы мы видели в многочисленных постановках Художественного театра и Вахтангова — «Женитьба Фигаро», «Зойкина квартира», «Принцесса Турандот».
Любовь Орлова. Фильм «Цирк». 1936 год. Платье - работа Ламановой.
Надежда Петровна продолжала также одевать отдельных, обращавшихся к ней дам.
Для этого у неё в комнате всегда стояло несколько манекенов, на которых иногда бывали надеты платья.
Мария Ермолова, Евфимия Носова и Ольга Книппер-Чехова в платьях Каюмовой
После Октябрьской революции, вопреки всему, Ламанова решила остаться на Родине.
Когда ее ателье ликвидировали, Надежда Петровна продала дом на Тверском бульваре, чтобы расплатиться с поставщиками и персоналом, остальную часть денег вложила в Народный банк. Семья Ламановых-Каютовых из роскошного особняка вынуждена была перебраться сначала в особняк Чижовых (Еропкинский пер., 2, кв. 3), а потом в квартиру № 4 в доме № 4 по Еропкинскому переулку, которую впоследствии уплотнили, оставив Надежде Петровне лишь комнату. Так для бывшего Поставщика Императорского Двора началась новая жизнь и новый этап творчества.
Когда в 1919 году бывшую «поставщицу двора Ея Императорского Величества» внезапно и безпричин арестовали и посадили в Бутырскую тюрьму, за нее вступился Максим Горький, чья жена тоже одевалась у Ламановой. Через несколько месяцев ее выпустили, также не объясняя причин. Она продолжала создавать свои шедевры в России,
Ее стиль а-ля рюс на Всемирной выставке в Париже в 1925
После Октябрьской Революции Ламанова вынуждена разрабатывать многочисленные модели простой одежды, рассчитанной на широкие слои населения. Одновременно она занималась проектированием платья по идеям народного русского костюма. С 1921 года она работала в театре Вахтангова. В 1922 году Ламанова стала членом Академии Художественных наук. В нищие 20-е Ламанова создает новые модели пальто из одеял и самого дешевого солдатского сукна. Платья - из полотенец, но с вышивкой по эскизам Веры Мухиной.
В 1925 году Надежда Петровна Ламанова и Вера Игнатьевна Мухина совместно издали альбом «Искусство в быту». В этом же году модели Ламановой (без неё) отправились в Париж на всемирную выставку, где её платья в русском стиле произвели фурор — стиль «а-ля рюс» в те годы стал чрезвычайно моден в Европе.
Альбом «Искусство в быту»
Международные выставки принесли ей известность, признание и награды. По её коллекциям мир узнал, что в России есть своя самобытная мода. На Родине же она по-прежнему известна и любима, теперь уже не царствующими особами, а женами советской номенклатуры и артистками (в костюмах художницы позируют для журнала «Красная Нива» Александра Хохлова, Лиля Брик и Эльза Триоле), у нее по-прежнему престижно шить платье.
Как государственная, мастерская «Современный костюм» просуществовала до конца 1924 года. За отсутствием кредитов она прекратила существование и Надежда Петровна была вынуждена продолжать ее на правах кустарной, так как ей была необходима лаборатория для разрешения задач, которые ставили перед ней экспортные организации, театр и общественные организации. За это в марте 1928 года Надежду Петровну лишили избирательных прав «как кустаря, имевшего двух наёмных мастериц». В 1930-м ее восстановили в избирательных правах, и она смогла продолжить работу.
Костюмы Ламановой к фильму "Александр Невский"
Николай Баталов и Ольга Андровская в спектакле «Фигаро», костюмы Ламановой
С 1926 года Ламанова создала ряд моделей по мотивам творчества народов Севера для продажи за рубеж, затем разработала коллекцию меховых изделий для Лейпцигской выставки, участвовала в Нью-йоркской выставке 1929 года. С 1930 года она стала заведующей мастерской Мехкомбината. В 1930 году Ламановой по заказу был выполнен бесплатный проект по созданию пионерских костюмов.
Фильм Иван Грозный
Фильм Аэлита
Спектакль "Женитьба Фигаро"
В 1931 году умер ее муж, Андрей Павлович, и она целиком погрузилась в свое творчество. Ламанова создавала также костюмы для фильмов Эйзенштейна, Александрова, Протазанова:«Поколение победителей»,«Цирк»,«Александр Невский», «Ревизор», участвовала в создании костюмов для фильма «Аэлита».
Но о том, что она – прежде всего женщина, Надежда Петровна не забывала никогда. Даже в преклонном возрасте, она всегда была очень элегантно одета, носила чулки и туфли на высоких каблуках, и от нее всегда исходил аромат ее любимых французских духов.
События последних дней жизни и обстоятельства кончины Надежды Ламановой долгое время оставались невыясненными. Вокруг её смерти ходило немало легенд. Ламанова продолжала ходить во МХАТ на работу и в начале Великой Отечественной войны, когда ей было почти 80 лет. Однажды, подойдя ко входу в театр, она увидела, что он закрыт. Труппа была эвакуирована, а Ламанову забыли, как Фирса из «Вишневого сада». Это случилось 15 октября 1941 года. Присев на скамейку перед Большим театром, Надежда Ламанова умерла от сердечного приступа.
Портрет Надежды Петровны Ламановой. Художник — Яков Хаст. Париж, 1903 год
Незадолго до этого она поделилась с Верой Мухиной мыслью о скорой смерти. На вопрос о причинах таких мыслей, модельер ответила с грустью: «У меня остались всего две капли «Коти». Французских духов в военное время в Москве было не достать – даже для знаменитостей. Её слова оказались пророчеством.
состояние захоронения 2015 год
состояние захоронения 2016 год
Захоронение Надежды Петровны Ламановой находится в глубине 3-го участка Ваганьковского кладбища в Москве. Оно считалось утерянным, пока Сергей Лепёшкин, член «Общества некрополистов» (организация, занимающаяся розыском захоронений и сохранением памяти об известных людях), не нашёл его и не опубликовал 28 ноября 2010 года информацию о его координатах на сайте «Где дремлют мёртвые». 27 декабря 2015 года на месте захоронения Н. Ламановой прошла мемориальная служба и возложение цветов к могиле по случаю 154-летия со дня рождения модельера.
Парадное придворное платье, принадлежащее представительнице рода Юсуповых (вероятнее всего Зинаиде Николаевне Юсуповой)
К сожалению, до наших дней дошло не так много работ, созданных этим гениальным модельером, но все сохранившиеся ее произведения в настоящее время заботливо хранятся в Эрмитаже и других известных российских музеях. Расцвет дореволюционной мастерской Надежды Петровны пришёлся конец 1890-х и продолжался до 1917 года.
блог Сударушки
|
|
|