-Рубрики

 -Цитатник

Без заголовка - (0)

КАРИН: "если в саду растет это дерево - всегда будут деньги", - считают японцы Сколько уже жив...

Без заголовка - (0)

Как попадают в бутылки кораблики и евлогии: История необычного искусства ...

Без заголовка - (0)

Новогодние кролики) Код: Код: Код: Код:

Без заголовка - (0)

Рамочка 9 Мая     ...

Без заголовка - (0)

рамка для любых записей ВАШ ТЕКСТ

 -Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) Темы_и_схемы Camelot_Club Сама_овца Best_of_Callery Только_для_женщин Questions_LiveInternet
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ Madame_Frames

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.12.2013
Записей: 1757
Комментариев: 900
Написано: 6620


Глиптика - инталии и камеи

Четверг, 02 Октября 2014 г. 20:54 + в цитатник





Еще в древние времена человек искал материал, на котором можно было бы запечатлеть исторические моменты, которые были бы интересны потомкам. Жители Месопотамии остановили свой выбор на камне, так как этот природный материал является не только доступным, но и устойчивым ко всем воздействиям времени, окружающего пространства, климата. 


Камея Гонзага с изображением Птолемея II


Камея императора Константина, сардоникс, IV век н. э.,

Искусство резьбы на камнях-самоцветах получило свое распространение у древних шумеров, которые таким образом пытались на долгие годы создать уникальное творение. Глиптика, именно так назвали это искусство, стала, по сути, самым древним способом огранки камней. 













Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями (знаками собственности), амулетами и украшениями. Геммы выполнялись из мягких (стеатит, гематит, серпентин) или твёрдых (сердолик, халцедон, хрусталь) пород камня вручную или с помощью несложных станков с вращающимися резцами. Геммы с углублёнными изображениями называются Инталиями, с выпуклыми - Камеями.









Геммы являлись первыми изделиями шумеров, на которых изображались знаки, буквы, схематичные изображения животных. Инталии применялись в качестве семейных печатей, они использовались для скрепления документов. Висящий на шее каменный фамильный герб, который становился печатью для скрепления союзов и договоров, демонстрировал статус владельца. 







Глиптика постепенно проникала в другие культуры и страны. В Ассирии, Египте, Вавилоне начали появляться каменные вариации на тему инталий. Часто для производства амулетов применяли бирюзу, обычный камень мог превратиться в жука с затейливой резьбой. Но до совершенства искусство резьбы самоцветов довели древние римляне и греки. 















Камеи, которые представляли собой модифицированные геммы, были изобретены в 4 веке до н.э. При обработке кристалла плоская пластинка из камня приобретала рельеф. Камеи носили эстетический характер, они использовались в качестве украшений и декоративных элементов. 





Такие произведения каменного искусства преподносили в дар, коллекционировали, ведь выполненные вручную изделия были уникальны и неповторимы. 




Большая камея Франции

Над камеями трудились настоящие художники, а не простые ремесленники, штампующие украшения. Для Александра Македонского камеи производили греческие мастера Диодор и Пирготель, чьи имена дошли до наших дней, благодаря таланту огранщиков. 





Работая с конкретным камнем, можно было создать украшение, на котором создавались оттенки волос и глаз, одежды и кожи рельефных изображений. 



Мастера трудились также и с прозрачными камнями, например, топазами, рубинами, аквамаринами, изумрудами, гранатами. К материалу выдвигалось основное требование: камень должен был обладать твердостью. Это свойство позволило многим камеям работы древних мастеров дойти до наших дней. 







Камеи из самоцветов становятся уникальными произведениями искусства уже потому, что они способны пролить свет на исторические события древнего мира, они рассказывают о культурных особенностях жизни общества. При создании камей использовались различные сюжеты, на некоторых камнях изображены отдельные лица, но некоторые самоцветы демонстрируют целые сцены из жизни людей, общества. 







Мифология занимала одно из главных мест в жизни древних, поэтому мифологические персонажи, отображающие жизнь и философию римлян и греков, можно встретить на камеях. За каждым богом «закреплялся» камень определенной природы и цвета. 











Для изображения Прозерпины использовали черный гематит, Бахуса отображали на аметисте, который являлся защитником от пьянства. Для Нептуна, естественно, подбирали аквамарин. В зависимости от жизненной ситуации, болезни или значительного события в жизни человека, ему преподносили в дар камею с определенной тематической зарисовкой. 







В Византии глиптика преобразилась, она приобрела мистическое звучание. Для отображения библейских сюжетов, для изготовления икон и крестов применяли твердые самоцветы, например, гелиотроп, лазурит, яшму. Панагии из сапфиров и изумрудов обрамляли золотыми оправами, создавая уникальные образки.





На Руси быстро переняли данную традицию, так как драгоценные камни издавна применялись при создании изображений на религиозную тему. В панагии, митры вставляли камеи в виде икон. Цари на теле носили миниатюрные камеи-иконки, а купцы в красном углу дома считали своим долгом установить каменную икону. 



Эпоха Возрождения не могла обойти своим вниманием глиптику. Веяния Ренессанса придали глиптике светский характер. Камеи превращались в украшения: серьги, ожерелья, браслеты, кулоны. Их мастерили из яшмы, халцедона, а носили такие уникальные украшения наравне с изумрудами, сапфирами и рубинами. Придворные мастера создавали новомодные украшения, но порой в них вставляли старинные камеи, которые находили при раскопках. 



Для создания и тех и других гемм требовалось несложное оборудование: станок с приводом, набор резцов и обязательно абразивы, так как минералы употреблялись настолько твёрдые (агат, сердолик, гранаты, гематит, сардоникс), что металлический инструмент не мог оставить на них даже царапин.



Особая трудность резьбы инталий, помимо их миниатюрности, состояла в том, что мастер постоянно должен был иметь в виду обратное изображение. Покрытую абразивным материалом, углублённую, как бы негативную, инталию было необходимо время от времени очищать и делать пробные оттиски. Создание гемм было очень долгим и кропотливым занятием. 


Инталия. Изображение императора Каракалла

Иные произведения создавались годами. Были случаи и до пятнадцати лет. Если за основу брался тот же агат, который по твердости превосходит сталь, то для его проблемной обработки искали еще более твердый минерал (корунд, алмаз). Абразивной крошкой мастер очень медленно формировал свою задумку. Некоторые мастера в большой мере овладевали этим искусством, и их работы отличает неоднородные фактура, прозрачность материала. 





Резчики играли не только объемом в своих работах, но и глянцем, матовостью, использовали тона и контрасты слоев обрабатываемых минералов. Неимоверно монотонным трудом они, по сути, достигали живописного эффекта в камнях, когда последние играли необыкновенной глубиной, цветом и богатой фактурой.





Правители многих стран начали коллекционировать старинные камеи, особой популярностью пользовались геммы 18—19 вв. Наполеону Бонапарту принадлежала самая большая камея из оникса «Великая камея Франции». 



Екатерина II сама отзывалась о своем пристрастии к античным произведениям каменного искусства, как о «камейной болезни». Во времена ее правления античного вида украшения пользовались большим успехом, чем бриллианты. Золото, жемчуга, драгоценные камни являлись лишь дополнением к произведениям глиптики. В настоящее время большую часть ее коллекции можно увидеть в Эрмитаже. 







Сегодня глиптика переживает новый виток возрождения. Мастера имеют в своем арсенале многочисленные приспособления и устройства, инструмент, которые позволяют добиться удивительного эффекта при обработке самоцветов. На смену традиционной огранке бриллиантом приходит обработка полудрагоценных камней и создание из них украшений, произведений искусства. 



Глиптика по своей сути есть гармоничное взаимодополняющее творчество человека и природы. Часто это есть импровизация, которую диктует природный материал, порою подсказывая мастеру сюжет и способы своей обработки. 





Здесь первая задача резчика именно увидеть, а не выдумать, в природном уникальном материале свое будущее произведение.



Мадемуазель Коко Шанель знаменита не только «маленьким черным платьем» и «ниткой искусственного жемчуга», но и своим отличительным знаком брошью - камеей. Это украшение всегда было при ней, во что бы Коко ни одевалась.




древнегреческая печать в архаичном стиле, 6 - 5 век до н.э



Камеи и интальо являются олицетворением изящества и вечной красоты, заключенным в камне. Античная камея по сей день, сохраняет значение эталона классической красоты, чистого и строго вкуса.





Сегодня глиптика, бывшая в течение XX века незаслуженно забыта, возвращается к жизни. Поиск новых форм и способов обработки минералов, желание отойти от прискучивших бриллиантов и «стандартной» огранки привел ведущих ювелиров к хорошо забытому старому – камеям из полудрагоценных камней. 



блог Сударушки

 


Рубрики:  ювелир


Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям

Аноним   обратиться по имени Четверг, 24 Ноября 2022 г. 20:26 (ссылка)
Как всегда общая пена. Чем резали каменные геммы? Инструмент?
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку