Над морем — штиль. Под всеми парусами
Стоит красавица — морская яхта.
На тонкой мачте — маленький фонарь,
Что камень драгоценной фероньеры,
Горит над матовым челом небес.
Отрывок из стихотворения А.Блока
«В северном море» (1907г).
Фероньерка (франц. Ferronnire от Ferrer — "оковывать, накладывать пломбу") — изделие ювелирного искусства, в виде обруча, ленты или цепочки с драгоценными камнями, жемчужиной или розеткой из камней различного цвета посередине, надеваемое на лоб, закрепленное с помощью шнура в прическе.
Считается, что значение этого слова изначально связано с ferron ,кузнец или, впоследствии, жена того, кто занимается торговлей скобяного товара. Позднее фероньерками начали называть украшения, сделанные из железа.
Такие украшения под влиянием искусства Востока женщины носили в XV—XVI вв., в эпоху Возрождения. На самом деле налобные украшения с золотой цепочкой были модой в Ломбардии в конце XV — начале XVI вв. Позднее фероньерки вошли в моду в начале XIX в., в период Ампира, во Франции.
В середине XVI века фероньерка прочно входит в придворную моду. А первой начала украшать свой лоб этим ювелирным изделием королева Элеонора Габсбург.
За ней носить фероньерки стали все уважающие себя дамы. Однако, несмотря на такую популярность фероньерки, свое название налобное украшение получило лишь спустя столетия в 1832 году.
В первой половине XIX века фероньерки – обруч или цепочка с жемчужиной или драгоценным камнем – вновь стали модным женским аксессуаром.
Подтверждением этому служит знаменитый акварельный портрет А.П. Брюллова, единственный прижизненный портрет Натальи Николаевны Пушкиной – первой красавицы русского императорского двора того времени и большой модницы (несмотря на вечные финансовые проблемы, на которые жаловался ее молодой муж А.С. Пушкин).
Фероньерка была исключительно деталью бального туалета, поэтому, когда разбогатевшие купчихи или мелкопоместные дворянки, претендуя на причастность к высшему свету, надевали данное украшение в неподходящей ситуации, они становились предметом острот со стороны окружающих.
XIX век подхватывает модные тенденции эпохи Возрождения, и многие дамы пополняют коллекции своих украшений фероньерками.
Но постепенно прекрасные украшения стали более простыми. Их заменяют изделия, смастеренные из ленты, которые покрывались драгоценными камнями.
К концу XIX в., прежде бриллиантовые, фероньерки упростились, их стали носить на бархотке. В начале XX века в качестве налобного украшения использовали ожерелья в виде ленты из плотно пригнанных бриллиантов, которые назывались ривьерами.
Фероньерка наряду с фермуарами, кольцами, браслетами, серьгами, брошами, булавками, запонками и пуговицами (всего до 15 предметов) входила в состав полной парюры - набора ювелирных украшений, подобранных по материалу, цвету и орнаментальному оформлению.
Напоминает фероньерку другое украшение, по-французски называемое je-ne-baise-plus и представляющее из себя ленту из ткани с камеей или драгоценным камнем. В старые времена такое украшение было знаком разочарованности его носительницы в плотской любви или знаком сексуального воздержания.
В 20-е годы XX века фероньерки практически полностью забыты модницами. И только новое поколение в эпоху обращает внимание на налобное украшение. Хиппи изготавливают фероньерки из бисера и дерева, материала и кожи. Такие фероньерки представляют собой своеобразные шнурки, которые носили, как женщины, так и мужчины.
Cамая известная обладательница фероньерки, так называемая Прекрасная Ферроньера, с одноименного портрета в Лувре, приписываемого Леонардо. Возможно, как пишут, портрет Лукреции Кривелли, любовницы герцога Миланского.
Иногда дорогое украшение заменяли обычной лентой. В русском костюме есть такое прелестное редкое слово очелье.
Типы драгоценных украшений всегда строго подчинялись моде. Какие-то становились принадлежностью дамского туалета на века, другие находились в фаворе всего несколько лет. Фероньерки не получили широкого распространения и довольно быстро вышли из моды, их перестали носить уже в середине XIX века.
блог Сударушки
|
|
|