-Цитатник

Из жизни Ларисы Удовиченко - (1)

Что разрушило последний брак актрисы - Лариса Удовиченко?! Лариса Ивановна Удов...

В ижевском цирке показали козлов и мартышек со свастикой - (0)

В ижевском цирке показали козлов и мартышек со свастикой     В ижевском цирке по...

Новогодние приключения Маши и Вити - (0)

Новогодние приключения Маши и Вити Сюжет фильма Новогодние приключения Маши и Вити / Novo...

Обезьяна подмела свою клетку забытым веником и попала на видео - (0)

Обезьяна подмела свою клетку забытым веником и попала на видео    18+ 30 ноября 2...

Волочкова променяла жениха на крокодила - (0)

Волочкова променяла жениха на крокодила     Реклама Волочкова променяла жениха...

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
21:37 16.12.2013
Фотографий: 4

 -

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
В© пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Икатель_истины

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.12.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 7213


Письма великой княгини Ксении Александровны Александре Александровне Оболенской, 1885—1917 гг.

Пятница, 07 Декабря 2018 г. 16:26 + в цитатник

Фалалеева М. В. Письма великой княгини Ксении Александровны Александре Александровне Оболенской, 1885—1917 гг.

Фалалеева М. В. Вступительная статья: Письма великой княгини Ксении Александровны Александре Александровне Оболенской, 1885—1917 гг. // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2005. — [Т. XIV]. — С. 454—457.

454

ПИСЬМА ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ
КСЕНИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ
АЛЕКСАНДРЕ АЛЕКСАНДРОВНЕ ОБОЛЕНСКОЙ

Великая княгиня Ксения Александровна (1875—1960), сестра Николая II, “женщина безусловно образцовая во всех отношениях”, как характеризовал ее С. Ю. Витте, в 1894 г. вышла замуж за великого князя Александра Михайловича (1863—1933), внука Николая I. Мать Александра Михайловича — великая княгиня Ольга Федоровна (1839—1891) была урожденной принцессой Баденской. Отец, великий князь Михаил Николаевич (1832—1909) — младший сын Николая I, командовал кавказским фронтом в русскотурецкую войну, был наместником на Кавказе (1862—1881), председателем Государственного совета (1881—1905). Сам Александр Михайлович был человеком разносторонних знаний и интересов — видный теоретик военноморского дела, создатель русской авиационной школы, историк, библиофил (его огромная морская библиотека, содержавшая бесценные труды, была уничтожена во время революции). Уже будучи в эмиграции, в 1933 г., он написал “Книгу воспоминаний”, содержащую множество любопытных и уникальных сведений о России на протяжении целой исторической эпохи*.

Александр Михайлович приходился двоюродным дядей своей будущей жене, и его женитьба на великой княжне Ксении нарушала традицию, обязывающую членов царствующего дома вступать в брак лишь с представителями других королевских династий Европы.

Надо сказать, что Император Александр III и Императрица Мария Федоровна не сразу дали согласие на этот брак. Те м не менее, семейная жизнь Ксении Александровны и Александра Михайловича сложилась счастливо. Старшая их дочь Ирина в 1914 г. — также, как и мать, в девятнадцатилетнем возрасте — вышла замуж за князя Феликса Феликсовича Юсупова младшего, которому суждено было прославиться как участнику убийства Григория Распутина.

Предлагаемые письма великой княгини Ксении Александровны, адресованные княгине Александре Александровне Оболенской, охватывают большой отрезок времени (1884—1917) и затрагивают множество исторических лиц и событий. Княгиня Оболенская была близким другом Императрицы Марии Федоровны и ее детей. Рассказы о придворной жизни, передаваемые через восприятие девочкиподростка, или уже более поздние письма Ксении Александровны, жены и матери, отличаются предельной искренностью и простотой, реалистичными оценками тех событий, свидетельницей которых ей пришлось стать, причем, как известно, событий большей частью трагических для России. Поэтому не случайно личная жизнь

455

Ксении Александровны переплетается в письмах с историей России: болезнь и смерть отца — Александра III, постоянная тревога за здоровье любимого брата Георгия, рассказы о датских родственниках, временная отставка мужа в 1896 г., замужество сестры Ольги, назначение Н. И. Бобрикова генерал-губернатором Финляндии в 1898 г. и финляндский вопрос в 1901 г., отношения Николая II и Александры Федоровны с авантюристом Филиппом, крестьянские волнения в Полтавской и Харьковской губерниях в 1902 г., вторичная женитьба дяди — Павла Александровича, поездка А. М. Безобразова на Восток, русскояпонская война 1904—1905 гг., революционные события 1905 г. в Крыму, замужество дочери Ирины в феврале 1914 г., Первая мировая война, Февральская революция, отречение от престола Николая II, последние свидания Императрицы Марии Федоровны с сыном в могилевской Ставке в марте 1917 г., одиночество матери — Марии Федоровны, которая так и не смогла обрести в России вторую Родину и т. п. — все это нашло отражение в письмах Ксении Александровны, являющихся ценным историческим документом своей эпохи.

Вел. Кн. Александр Михайлович и Вел. Кн. Ксения Александровна

Вел. Кн. Александр Михайлович и Вел. Кн. Ксения Александровна

Большая часть писем написана из Ай-Тодора — имения Александра Михайловича, которое досталось ему по наследству от матери. Когда сын был еще ребенком, она приобрела на южном берегу Крыма, в Ай-Тодоре, узкую полосу земли, прорезанную бухтами. С годами Ай-Тодор превратился в цветущий уголок, покрытый садами, виноградниками, красивыми полянами. На берегу был выстроен маяк. “Для нас детей, — вспоминал позднее Александр Михайлович,— этот ярко сиявший сноп света Ай-Тодорского маяка стал символом счастья... Было странно, что, утратив так много лиц и событий, память моя сохранила воспоминание об аромате

456

и вкусе груш из нашего имения в Ай-Тодоре...”* “Мне бы очень хотелось иметь имение где-нибудь в России, — пишет Ксения Александровна в октябре 1903 г., — но только бы мы там никогда не жили, всегда тянуло бы осенью на юг...”

Ай-Тодорское имение примыкало к Ливадийскому дворцу. Живописная дорога, построенная Александром Михайловичем и соединявшая Ай-Тодор с Ливадией, получила впоследствии название “Императорской дороги”, так как Император Николай II и Императрица Александра Федоровна, отдыхая здесь, ежедневно ходили по ней, нанося визиты. Обычно осенью сюда съезжались Юсуповы, Сабуровы, Самарины. Устраивались совместные пикники, охота, вечера. “Княгиня Зинаида Юсупова часто делила наше общество во время наших пикников и увеселений. — рассказывает Александр Михайлович. — Наша дружба началась еще в семидесятых годах в С. Петербурге, когда мы по воскресеньям катались вместе на коньках... Она вышла замуж за несколько лет до моей свадьбы и приехала в Ай-Тодор в сопровождении своего красавца сына Феликса. Тогда я не предполагал, что восемнадцать лет спустя моя маленькая Ирина будет его женой”**. В этой связи весьма любопытны воспоминания Феликса Юсупова, связанные с Ай-Тодорским имением и его будущей тещей Ксенией Александровной: “Имение великого князя Александра Михайловича — Ай-Тодор соседствовало с нашим. Воспоминания о нем особенно мне дороги. Стены старого дома, окутанного зеленью, исчезали под розами и глициниями. Это жилище, где все выглядело приятным, обязано было своей привлекательностью главным образом великой княгине Ксении Александровне. Даже не красота, а исключительное обаяние, унаследованное от матери, императрицы Марии Федоровны, было ее главной прелестью. Взгляд ее великолепных серых глаз проникал до глубины души. Кротость, скромность и крайняя доброта придавали ей обаяние, которому никто не мог противиться. В детстве ее визиты для меня были праздником. После ее отъезда я пробегал по комнатам, где сохранялся еще запах ландышей, который я вдыхал с наслаждением”***.

Читая письма Ксении Александровны, нельзя не заметить как меняется их тональность. Безмятежность, смешливость, наивность писем 80-х гг. и озабоченность, тревога за судьбы близких ей людей и за все происходящее в России в более поздних письмах.

Так, полны ужаса строки писем Ксении Александровны о событиях в Крыму во время революции 1905—1907 гг. Они перекликаются с рассказом Александра Михайловича, приезжавшего в Ай-Тодор после окончания русскояпонской войны с возложенной на него миссией — немедленно приступить к постройке эскадры минных крейсеров: “Для нашей охраны из Севастополя прибыла рота солдат... Телефонное сообщение с Севастополем было прервано забастовкой. Отрезанный от всего мира, я проводил вечера, сидя на скамейке около Ай-Тодорского маяка и мучительно ища выхода из создавшегося положения...”****

В 1906 г. после очередной отставки Александра Михайловича семья надолго переезжает на жительство в Биарриц. Здесь, во Франции, под впечатлением удачного перелета Блерио через Ла-Манш у Александра Михайловича зарождается идея применения аэропланов в военных целях и создания русской авиационной школы, к чему он немедленно приступает по возвращению в Россию. Но лишь в 1912 г. идея создания военной авиации была наконец одобрена. “Я был доволен и недоволен.

457

Мой триумф в авиации не смягчил горечи моих неудач во флоте... — рассказывает Александр Михайлович. — Между тем наши странствования бросали нас из одного конца Европы в другой. Традиционная весенняя встреча с королевой английской Александрой в Дании. Ранний летний сезон в Лондоне. Пребывание Ксении на водах в Киссингене или же в Вителе. Далее сезон в Биаррице. Экскурсии детей в Швейцарию. Ранний зимний сезон в Каннах. Мы покрывали в вагоне многие тысячи километров...*

“Императрица Мария Федоровна, Ксения и я проводили лето 1914 г. в Лондоне, — продолжает Александр Михайлович. — Слухи о войне показались нам всем невероятными, и надо мной начали шутить и смеяться, когда я заторопился назад в Россию. Они не захотели сесть со мною в Ориент-Экспресс. Они уверяли меня, что “никакой войны не будет”. Я уехал из Парижа один 26 июля... Императрица и моя жена прибыли благополучно в С. Петербург. Вильгельм II отказался их пропустить через Германию, но они вернулись в Россию через Данию, Швецию и Финляндию. Я мог спокойно оставить детей и Ксению и уехал на фронт. Я был назначен великим князем Николаем Николаевичем, уже принявшим Верховное командование, в штаб четвертой армии”**. Ксения Александровна в это время вместе с детьми жила в С. Петербурге. Под ее покровительством находился большой госпиталь для раненых и выздоравливающих. Сын Андрей должен был вскоре поступить в кавалергардский Ее Величества полк и отправиться на фронт.

В феврале 1917 г. семья переехала в Гатчину, затем в Киев. Когда оставаться в Киеве стало невозможно, по разрешению Временного правительства Ксения Александровна с матерью (до последней минуты не желавшей покидать своего сына и невестку), сестрой Ольгой, ее мужем Н. А. Куликовским и своим семейством переехала в Крым, в имение Ай-Тодор, где все они находились под домашним арестом и их жизнь во многом зависела от соперничества Ялтинского и Севастопольского советов. Решением Севастопольского совета в ноябре 1917 г. “по стратегическим соображениям” они были перевезены в соседнее имение Дюльбер, принадлежавшее великому князю Петру Николаевичу. 24 ноября 1918 г. в Севастополь прибыл британский военный флот, и его командующий адмирал Кэльторп сообщил о предложении английского короля Георга дать в распоряжение семьи корабль для переезда в Англию. В марте 1919 г. на британском военном судне “Марлборо” Ксения Александровна с детьми, матерью и сестрой покинула Крым. И началась новая страница в истории ее жизни — эмиграция, растянувшаяся более чем на 40 лет.

Письма великой княгини Ксении Александровны А. А. Оболенской хранятся в ОПИ ГИМ (Ф. 224. Ед. хр. 79—84). Текст писем печатается по современной орфографии с сохранением особенностей стиля автора. Авторские подчеркивания сохранены

Сноски к стр. 454

      * Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний. М. 1991.

Сноски к стр. 456

      * Там же. С. 110, 248.https://www.runivers.ru/doc/d2.php?CENTER_ELEMENT_ID=148110

    ** Там же. С. 168.

  *** Феликс Юсупов. Перед изгнанием 1887—1919. М. 1993. С. 79.

**** Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний. М. 1991. С. 184.

Сноски к стр. 457

      * Там же. С. 194.

    ** Там же. С. 209—210.

Теги: Российский архив, том XIV, 12. Письма великой княгини Ксении Александровны княгине Александровне Оболенской. (1885—1917)

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку