-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Фантазия81

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) Книжный_БУМ Йен_Сомерхолдер Книга-лучший_друг
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) ВСЕ_ДЛЯ_ДЕТЕЙ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 27291


Римский-Корсаков. Волшебная опера-балет "Млада"

Вторник, 15 Сентября 2015 г. 15:42 + в цитатник
Цитата сообщения Томаовсянка Римский-Корсаков. Волшебная опера-балет "Млада"

 Ни его талант, ни его энергия, ни беспредельное доброжелательство к ученикам и товарищам никогда не слабели. Славная жизнь и глубоко национальная деятельность такого человека должны составлять нашу гордость и радость. ...много ли можно указать во всей истории музыки таких высоких натур, таких великих художников и таких необычайных людей, как Римский-Корсаков?

 В. Стасов



   Николай Андреевич Римский-Корсаков оставил значительное оперное наследие. Сюжеты его опер разнообразны, образы героев правдивы, узнаваемы, характеры так ясно очерчены, что позволяют сегодня режиссерам помещать их в любые, самые невозможные времена и обстоятельства. Холодная прекрасная царевна Снегурочка, ставшая жертвой обстоятельств несчастная девушка Марфа, готовая на все ради любимого страстная Любаша, Млада, Царевна-Лебедь, Шемаханская царица — яркие образы героинь опер Римского-Корсакова, наполненные жизненной силой.  

   


  В 1870 году директор императорских театров Гедеонов (1815—1878) задумал сценическое произведение, соединяющее в себе балет, оперу и феерию. Он набросал сюжет четырехактного спектакля из жизни полабских славян, а разработку его поручил  Крылову. Заказ на музыку Гедеонов отдал членам Могучей кучки. Римский-Корсаков в «Летописи...» вспоминает: «Мы четверо были приглашены к Гедеонову для совместного обсуждения работы. 1-е действие, как наиболее драматичное, было поручено наиболее драматическому композитору — Кюи; 4-е, смесь драматического и стихийного — Бородину; 2-е и 3-е действия были распределены между мною и Мусоргским, причем некоторые части 2-го действия (бытовые хоры) достались мне, а в 3-м мне была предоставлена первая его половина: полет теней и явление Млады, а Мусоргский взял на себя вторую половину — явление Чернобога, в которую он намеревался пристроить оставшуюся не у дел «Ночь на Лысой горе» <...> Затее Гедеонова не суждено было осуществиться; вскоре он покинул должность директора императорских театров и куда-то скрылся из виду. Дело с «Младой» заглохло...» Остались написанными многие куски музыки, в том числе у Римского-Корсакова наброски хора из II акта и полет теней из III акта. Лишь через много лет Римский-Корсаков, уже один, вернулся к старому замыслу.




"Млада" - волшебная опера-балет в четырёх действиях



(семи картинах);



либретто Римского-Корсакова по сценарию  Гедеонова и  Крылова.





Первое исполнение: Петербург,



Мариинский театр,

1 ноября 1892 года,

под управлением  Направника.

 

    Замок Мстивоя. Князь мечтает присоединить к своим землям Аркону. Он упрекает дочь Войславу. Она, страстно влюбленная в князя Арконы Яромира, убила счастливую соперницу княжну Младу, подарив ей отравленное кольцо, но это не привело к желанной цели: Яромир тоскует о погибшей Младе и не думает о Войславе. Она решает приворожить князя Арконы! Войславе нет дела до надежд отца на богатые земли Арконы, но ради того, чтобы стать женой любимого, она готова на все. Старая колдунья Святохна, пришедшая по её просьбе, обещает поддержку богини Морены, если Войслава станет навсегда ее рабой. Войслава согласна. Святохна превращается в Морену и обещает ей, что боги мрака будут на ее стороне.

  Яромир встречает Войславу, и образ Млады меркнет, новая любовь охватывает его. Богиня Лада насылает Яромиру вещий сон: он видит, как Войслава дает золотое кольцо Младе, та надевает его на палец и умирает. Яромиру не хочется верить страшному видению.

  На берегу Доленского озера жители Ретры и гости из других земель собрались на праздник Купалы. Начинаются игры, пляски, священные обрядовые гадания. Яромир и Войслава принимают участие в коло — общем хороводе, — но между ними появляется видимая одному Яромиру тень Млады. Он следует за ней.


  На гору Триглав слетаются тени усопших. Сюда тень Млады завлекла Яромира. Хор духов возвещает князю, что близок конец разлуки с любимой. Подземный грохот заставляет духов исчезнуть. Скрываются и Яромир с Младой. Боги зла во главе со своим повелителем Чернобогом собираются на купальский шабаш. Морена просит Чернобога помочь ей отвлечь Яромира от Млады. Чернобог вызывает душу Яромира и тень египетской царицы Клеопатры. Если Клеопатра, перед красотой которой склонялись все, покорит князя Арконы, он забудет Младу, и тогда Войслава сможет увлечь его. Клеопатра страстно призывает Яромира. Полны неги и страсти ее танцы. Душа Яромира колеблется, но крик петуха разгоняет нечистую силу.    Просыпается он на склоне Триглава. Таинственный сон тревожит Яромира, за разгадкой он решает обратиться к жрецу бога солнца, огня и войны Радегаста.

  В Ретре у храма Радегаста неподалеку от Доленского озера идет торжественное жертвоприношение. Народ расходится. Вечереет. Приходит Яромир и просит жрецов разгадать тайну его снов. Верховный жрец обещает помочь; князь должен остаться на ночь у храма, тогда его предки откроют всю правду. Наступает ночь. Яромир слышит голоса древних князей, его предков, которые призывают к мести Войславе, отравившей Младу. Появляется Войслава и признается в преступлении. С ужасом замечает князь на голове княжны Ретры багровый огонек, означающий власть Морены. Войслава ненавистна ему. Девушка в отчаянии пытается уйти, но путь ей преграждают тени предков Яромира. Повинуясь их повелению, Яромир наносит Войславе удар мечом. Перед смертью она успевает воззвать к Морене. Появляется богиня зла и произносит заклинания, вызывающие страшный вихрь и землетрясение. Храм Радегаста рушится, озеро выходит из берегов, заливает развалины храма и Ретру, ее жители гибнут, все скрывается в облаках. Когда они рассеиваются, среди разлившегося озера видна скала — вершина Буж-камня, стоявшего близ разрушенного храма. На ней — призраки Яромира и Млады, которых приветствуют светлые боги.

  


   «Я решился не стесняться средствами и иметь в виду усиленный оркестр вроде вагнеровского в «Нибелунгах», — пишет Римский-Корсаков в «Летописи». «Мои оркестровые намерения были новы и затейливы по-вагнеровски», — повторяет он на следующей странице. Оркестровый облик «Млады» уникален в наследии композитора: ни до, ни после великий мастер оркестра не создавал партитуры столь грандиозной, столь изобилующей разнообразнейшими тембровыми открытиями. Сюжет «Млады» давал замечательные возможности для сочинения феерических тембровых картин, не просто оригинальных, а необычайных, «экзотических», и композитор полностью осуществил эти возможности. Достаточно указать на сцену поклонения Радегасту и «гадания коней» из второго действия, где к мощному составу присоединяется сценический хор натуральных медных инструментов, воскрешающий звучание «священных рогов» в храме поклонников Солнца, и сопоставление натуральной и хроматической меди образует поразительные акустические контрасты, или явление царицы Клеопатры в третьем действии, где в оркестр вводятся волшебно звучащие цевницы (флейты Пана). Стоит вспомнить также о необыкновенно «модернистичном» решении сцены в царстве Чернобога: не зная происхождения этой музыки, вполне возможно приписать ее партитуру Стравинскому или Прокофьеву. В целом партитура «Млады» развивает принципы симфонических поэм Римского-Корсакова конца 80-х: неслыханные ранее тембровые воплощения древнего обряда, найденные в «Светлом празднике»,

   На основе нехитрого сюжета о том, как княжна славянского племени из ревности отравила княжну соседнего племени, Римский-Корсаков развертывает прекрасное музыкальное действие и картину «славянско-исторического бывания», в которой «космический миф, как это и соответствует первобытному славянскому мышлению, реалистически сплетен с историческим бытом» (Асафьев).





  В «Младе» с полнотой и многогранностью представлена очень важная для композитора и для всей русской музыки XIX века славянская тема. Разные славянские истоки выступают здесь как интересные колористические эпизоды и как средства исторической характеристики многоплеменного славянского мира. В песне чешского рапсода Лумира во втором действии звучат слова: «Своя есть правда у славян», — и вслед за песней разворачивается могучая картина славянской правды: самобытнейший Марш-шествие полабских князей и жрецов, гадание-вопрошание богов, прорицание жрецов, моление к Радегасту, празднование купальского обряда. В этих сценах Римский-Корсаков находит новую, уже не характеристически-бытовую, как в танцах и песнях первого действия и сцене торга, а религиозно-обрядовую интонационную сферу всеславянства.

belcanto.rumlada.html

  Евгений Светланов о "Младе": "Среди 15-и опер Н. А. Римского-Корсакова особое, исключительное, неповторимое место занимает опера-балет «Млада». Известно, что в мировой музыке произведений такого синтетического жанра насчитывается всего несколько единиц… Но не это самое главное в творении «великого оперного сказочника». Действие «Млады» происходит в весьма отдаленные времена. Основой содержания происходящих событий этого сочинения являются древния сказания и легенды полабских славян (от названия реки Лабе). Конечно, в наше время вряд ли кого-нибудь всерьез могут взволновать события столь отдаленных времен, как впрочем и других опер, например, «Орестея» Танеева, «Юдифь» Серова, «Кольцо» Вагнера, его же «Парсифаль». Но чем же дороги нам эти произведения сегодня? Безусловно, музыкой, которая увлекает нас, восхищает, волнует своим прозрением в будущее. «Млада» — ярчайший пример вышесказанного. Музыкальный язык этого уникального произведения намного опередил не только время его создания, но и сейчас поражает своей новизной, подлинной открытиями, повлиявшими на многое в музыкальном мире, появившееся значительно позже. «Млада» содержит в себе целую систему лейтмотивов, что дало повод музыкальным критикам сопоставлять это произведение с поздним Вагнером. Возможно, в этом есть кое-что рациональное. Но это только на первый взгляд. Музыкальный язык «Млады» удивительно самобытен (даже в творчестве самого Римского-Корсакова) и как бы «раздвигает» горизонты музыки и вширь, и вглубь. Удивительны гармонические открытия автора «Млады», приведших к знаменитому «Кащею», а от них же через «Весну священную» Стравинского, к завоеваниям композиторов конца XX века. Что же касается оркестра, то, пожалуй, ни в одном произведении самого Римского-Корсакова, ни в сочинениях его последователей нет такой роскошной, фантастически изобретательной и абсолютно самобытной звукописи. Она гипнотизирует, завораживает, ослепляет и заставляет вновь и вновь восхищаться творением гения русской музыкальной классики."




Рубрики:  музыка

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку