В прежние времена монастыри были столь влиятельны, что их даже наносили на карты. Так, например, было с Соловецким монастырем. С тех пор монашеские обители с карт исчезли, но по-прежнему играют важные роли — и как духовные центры, и как исторические памятники.
Монастырь рискованно стоит на краю утеса, соперничая с облаками. Его высота над уровнем моря — без малого три километра, он возвышается на 700 метров над горной рекой Паро. Красив Таксанг невероятно, однако красота эта не первородная: 20 лет назад монастырь сгорел дотла (из-за удаленности оперативно потушить его не смогли), и сейчас на его месте детально, с математической точностью воссозданная копия.
Этот буддистский монастырь расположен на самом верху скалы, в честь которой назван. Высота скалы — 740 метров. Как это сооружение хватило сил возвести, большая загадка. Кстати, сама по себе скала тоже незаурядная — по преданию, она населена 37 духами, каждый из которых очень могущественен.
Окруженный горами, монастырь смотрится ярким пятном среди лесов. Монастырю, стоящему на реке Рила, более тысячи лет. Кроме своих красот он ценен как символ национального болгарского сопротивления против оккупации турков. Сегодняшний вид монастыря — это, скажем так, обновленная версия, датированная 19 веком.
Григориат — один из двадцати монастырей, расположенных на полуострове Афон. Посетить Григориат, как и всю территорию монашеской республики, можно только при наличии специальной визы. Именно этот монастырь считается самым красивым из афонского комплекса; лежащий на морском берегу, он обманчиво похож на прекрасный городок, но вместо обычных горожан его населяют отрешенные от всего монахи.
Ангкор-Ват, затерянный в джунглях, медленно угасал и разрушался, и исчез бы в итоге, если бы не француз Анри Муо. Этот увлеченный Азией путешественник случайно нашел в джунглях (где, как считается, заблудился) этот комплекс, который затем подробно описал в своей книге. До публикации Муо, к сожалению, не дожил — скончался от малярии во время очередной поездки в Азию, но именно благодаря выходу его труда мир открыл для себя Ангкор-Ват, священное буддистское место.
Суровая обитель с суровой историей расположена на Соловецких островах в Белом море. Основан он был в середине XV века преподобным Зосимой, которому на Большом Соловецком острове привиделся удивительной красоты храм. Монастырь видел бунт последователей Никона, осаду шведов, заключенных в царское время и узников трудового лагеря, в который он был превращен в советское время. Неудивительно, что на его территории есть подземные ходы протяженностью до полутора километров, которые можно было использовать для обеспечения водой монахов во время осады, а также для выхода из обители.
Это святилище, существующее «всего» 170 лет, известно не только тем, что стоит на воде, но и кошачьими аттракционами. От голодной смерти и забвения монастырь спас настоятель У Кэй Ти, решивший заняться дрессировкой кошек. И, взявшись за дело, так преуспел, что теперь от посетителей Нга Пхе Чьяунг отбоя нет — все хотят увидеть, как толстые и довольные жизнью котики прыгают через кольца. И, похоже, не сильно недовольны этим.
Метеоры — практически крепость, и крепость неприступная. Монастырь, состоявший из 24 храмов, был построен на столбах из песчаных скал, некоторые из них достигают 600 метров. На протяжении тысячи лет, с десятого века до двадцатого, оказаться в Метеорах можно было только по веревочным лестницам. Потом все-таки туда проложили тропы, и тропа эта с тех пор не зарастает. До нашего времени дожило лишь шесть храмов, но и те поражают своей мощью.
Ганден считается красивейшим монастырем из всех существующих нынче. Он, как и многие другие удивительные монастырские сооружения, расположен на горе, на высоте более четырех километров. Гандену 600 лет, и он призван славить Будду нового мира Майтрейю.
Аббатство Мон-Сен-Мишель строилось не сразу: на то, чтобы придать ему окончательный вид, ушло 500 лет. Раскинувшийся на площади в 55 000 квадратных метров укрепленный монастырь занимает одноименный остров, утыканный скалами. В монастыре сегодня проживает несколько десятков человек, при этом ежегодно на острове высаживается в общей сложности до трех миллионов туристов. Каким же человеколюбием нужно обладать, чтобы выносить эту суету...
С Боробудуром связана загадочная, мистическая история. Монастырь был построен в 9 веке, на его возведение ушло без малого двести лет, однако сразу же после его «запуска» все, кто там находился и жил, его покинули. Чем это было вызвано, неизвестно. В итоге комплекс стоял запущенный, постепенно ветшал и, наверное, погиб бы, если бы за него не взялись сначала в XIX веке, а затем буквально недавно, в семидесятые годы XX века. С 1973 по 1984 годы Боробудур активно реставрировали, укрепляли почти полностью размытый холм, на котором он стоял. В общем, спасли красоту.
Самый большой храм в мире создан без единого гвоздя. Мудрость древних тут ни при чем: Храм Истины — современный проект, строительство которого началось каких-то 36 лет назад по инициативе (и на деньги) миллионера Лека Вирийапхана. Процесс, кстати, все еще идет, окончательно работы планируется завершить через 8 лет.
Греческие Метеоры, стоящие на скалах-песчаниках, — не предел инженерной мысли: этот китайский храм не просто так называется «Парящим». Сооружение стоит на балках из дерева, которые вбиты в дыры, вырубленные в скале. Сюань Кон Си выглядит хрупким, но эта хрупкость обманчива — монастырь был построен в 491 году, с тех пор ни разу не дрогнул. И, более того, перенес чудовищное землетрясение 1556 года, унесшее жизни 800 000 человек и разрушившее тысячи зданий.
Тодай-дзи почти 1300 лет, но в его строительстве была поставлена точка лишь триста лет назад. То есть, выходит, возведение его заняло тысячу лет. Это самое большое в мире здание из дерева воспевает Великого Будду, 15-метровую статую. Гармонии с окружающей средой Тодай-дзи добавляют олени, свободно гуляющие по парку, которым окружено сооружение.
Один из символов Великобритании, этот монастырь — официально главная церковь страны. Там восходят на престол короли, там же их и хоронят. Впрочем, с полным на то правом рядом с королевскими персонами последнее пристанище находят в Вестминстерском аббатстве и выдающиеся артисты, писатели, музыканты. В так называемом Уголке поэтов покоятся Чосер и Диккенс. Строительство монастыря заняло пять веков, и сегодня Вестминстерское аббатство по праву входит в список Всемирного наследия.
Еще один скалистый монастырь, как считается, вырос в 4 веке нашей эры. Предание гласит, что монахи, которые направлялись из Афин неизвестно куда, узрели огромную скалу и почему-то решили, что вот оно, идеальное место для монастыря. Собственно, большая часть помещений Сумелы находится внутри скалы, окруженной массивными тысячелетними деревьями. Сегодня Сумела — музей, монастыря там больше нет. По крайней мере, действующего.
Так же как бутанский Таксанг, тибетский Юмбулаганг — это новодел. Но, во-первых, также идеально воссозданный, а во-вторых, разрушенный не от хорошей жизни. Удивительное сооружение, построенное в 2 веке до нашей эры (!), было, на минуточку, первым зданием на Тибете, и долгое время — дворцом. Лишь в 17 веке Юмбулаганг превратился в монастырь и в этом качестве прожил три столетия. Затем случилась Культурная революция, и коммунисты уничтожили Юмбулаганг.