-Цитатник

Детские вязаные комплекты - (0)

Детские вязаные комплекты Детские вязаные комплекты. Идеи для вязальщиц. ...

Тамара Пивнюк - куклы 2014 - (1)

Тамара Пивнюк - куклы 2014 Пара (частная коллекция - ед. экземпляр) Гостья с подарком ...

КукольникТамара Пивнюк - (0)

художник - кукольникТамара Пивнюк.   источник   Мои любимые худо...

АВТОРСКАЯ КУКЛА ТИМОФЕЕВА ОЛЬГА - (1)

АВТОРСКАЯ КУКЛА ТИМОФЕЕВА ОЛЬГА Замерла от счастья я сегодня ночью... Прост...

Из чего я делаю барашек - (0)

Из чего я делаю барашек  Барашка *из чего я делаю барашек  Источник ...

 -Метки

альбом альтерскрап блог блокнот бумага видео винтаж выкройка вышивка вязание крючком графика 45 девочке декор декор для праздника декор интерьера деткам детское для девочки для детей для деток для документов для женщин домик женский образ живопись зимнее игольница игрушки идеи для вдохновения иллюстрации инструменты картинки коллекция мк конверт конфетка коробочка коробочки красиво! круглое кружева мама маме мамины сокровища мастер-класс миксдмедиа мини-альбом миник мк мое хобби мои успехи морская тема мужская тема надписи нежность необычная форма новогоднее нравится обложка открытка открытки переплет подарок полезная ссылка по скрапу полезности полезные ссылки по скрапу развороты ретро свадебное сердечко скрап скрап-объект скрап. альбом скрап.блокнот скрапальбом скрапберриз скрапстраничка совместный проект стимпанк стихи страничка блокнота творчество текстиль текстильная обложка технологии украшалочки для скрапа украшения упаковка участвую фактура феечки фон фоны фото фоторамка цветы цветы бумажные цветы из ткани шаблон шаблоны шебби шедоубокс

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Чижикова_Жанна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.10.2013
Записей: 2450
Комментариев: 1481
Написано: 6196


«Прима-балерина ассолюта» (Prima Ballerina Assoluta)

Воскресенье, 21 Декабря 2014 г. 20:16 + в цитатник
Цитата сообщения Bo4kaMeda «Прима-балерина ассолюта» (Prima Ballerina Assoluta)

балет

Bo4kaMeda






За всю историю балета их было всего десять. В действительности, их могло быть больше или меньше, но общепринятым считается именно такое количество — десять балерин, удостоенных звания «прима-балерина ассолюта».


Более размытое явление, нежели «прима-балерина ассолюта», в балетном искусстве найти сложно, а употребление этого термина никак не регламентировано. В целом, если примой называют ведущую балерину в театре, то ассолюта — это звание или титул, который получают наиболее яркие балерины, чей авторитет непоколебим в каком-то регионе и достаточно продолжительное время. Такой чести удостаиваются только исключительные солистки, как правило, те, кто достиг международного уровня и признания.

Сегодня титул очень редко используется и чаще всего применяется символически в знак признания заметной карьеры, а потому обычно рассматривается как особая почесть, а не официальный статус. Некоторые балетные энциклопедии дают такое пояснение: «Существовало звание «прима-балерина ассолюта» (в Италии), которое давало право на исполнение только первых партий». Однако в действительности это «звание» ничего не давало, поскольку балерина могла быть удостоена его фактически лишь в конце карьеры. Проще говоря, сначала балерина становилась примой, исполняла все возможные главные партии, а только потом, в исключительных случаях, получала звание ассолюты. Более того, несмотря на итальянское происхождение слова assoluta, термин впервые начинает жить «своей жизнью» за несколько тысяч километров к востоку от Италии — в Петербурге.



«Представление „Юдифи“ на сцене Преображенского театра 24 ноября 1674 г. в присутствии царя Алексея Михайловича». Гравюра А. Янова с рисунка М. В. Нестерова (1895)

Первый балетный спектакль в России состоялся 8 февраля 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. В дальнейшем искусство балета всегда было под покровительством царской семьи. В то же время на русский балет постоянно оказывали влияние зарубежные творцы. Например, национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Шарля-Луи Дидло.



Карл Людовик Дидло (фр. Didelot; также известен как Шарль Луи Фредерик Дидло; 1767—1837) — шведский, французский, английский и российский балетный танцор и балетмейстер.

Эти две традиции, а также авторитет русского балета в мире, лежат в основе событий, которые повлекли рождение такого явления, как прима-балерина ассолюта. Титул впервые получила Пьерина Леньяни, которая с 1893 по 1901 год танцевала в Императорском Мариинском театре. По предложению Мариуса Петипы, этот титул балерине даровал царь.


Второй ассолютой стала Матильда Кшесинская. Это был то ли 1896 год, то ли 1901-й — в этом вопросе справочные источники расходятся. Разумеется, было бы логично, если это был 1901 год, когда Петербург покинула Пьерина Леньяни. Однако, учитывая обстоятельства, в свете которых был получен этот титул — балерина была приближенной некоторых княжеских родов — балетное общество стерпело бы и трех прим-ассолют одновременно. А вот Мариус Петипа был очень недоволен, хотя и не отрицал таланта и заслуг Матильды Кшесинской.



Мариус Иванович Петипа (1818-1910), фото 1898 года


Собственно, по самым строгим меркам, на Пьерине Леньяни и Матильде Кшесинской число “абсолютных балерин” и заканчивается. Так считает, например, критик и журналист газеты “Уолл Стрит Джорнал” Роберт Грешкович, который придерживается в чем-то ортодоксального мнения: статус ассолюты может быть получен только с позволения монарха и никак иначе. Впрочем, он допускает и расширение числа ассолют до четырех. Третьей считается Галина Уланова, получившая статус в 1944 году. Аргументация примерно такая: правительство Советского Союза в глазах многих стран получило все привилегии царской семьи, в том числе и право награждать выдающихся балерин. Почему в таком случае Грешкович не вносит в список Майю Плисецкую, которую стали называть ассолютой в 1960-м, сказать сложно. Но четвертой примой-балериной ассолютой он назвал англичанку Марго Фонтейн. Оксфордский словарь танца сообщает: “Королевский балет даровал этот титул Марго Фонтейн в 1979 году”. Это был день 60-летия балерины.



Анна Павлова в театральном костюме 1910 гг.

Однако современные источники сходятся в том, что прим-балерин ассолют не четыре, а десять. Две из Царской России, две из СССР, две из Соединенного Королевства и по одной из Кубы, Швеции, ЮАР и Италии. Это те балерины, у которых “ассолюта” — действительно титул, полученный от кого-то и при каких-то обстоятельствах. В то же время нельзя отождествлять на сто процентов титул ассолюты и абсолютное признание: Анна Павлова, например, несмотря на то, что сегодня ее нередко называют самой известной в истории балета, официально титула так и не получила. Но де-факто она была самой что ни на есть ассолютой (то есть, “яркая балерина, чей авторитет непоколебим в каком-то регионе и достаточно продолжительное время”). И балерин, в отношении которых можно применить такую формулировку, есть и было больше, чем десять.


Пьерина Леньяни (1863—1923)




Photo of Pierina Legnani (1863-1923)
Prima ballerina assoluta of the St. Petersburg Imperial Theatres

Пьерина Леньяни (1863—1923) — выдающаяся итальянская балерина и балетный педагог, некоторое время была солисткой Мариинского театра в Петербурге, исполнив ряд исторических партий и внеся заметный вклад в русское балетное искусство. Леньяни стала самой первой исполнительницей фуэте — одного из классических балетных па, выраженного во вращении исполнителя вокруг своей оси. В течение нескольких лет Пьерина Леньяни оставалась единственной балериной на русской сцене, делающей полное фуэте.



Пьерина Леньяни в партии Золушки
Мариинский театр, Петербург, Россия, 1893




Пьерина Леньяни – Одетта.
Балет “Лебединое озеро” П.И.Чайковского
Мариинский театр.




Пьерина Леньяни – Раймонда




Матильда Кшесинская (1872—1971)





Творчество Кшесинской началось в балетах Мариуса Петипы. Мягкую пластику русской школы Матильда решила дополнить виртуозностью итальянской школы, для чего, уже став артисткой, брала уроки у Энрико Чеккетти. Творческой индивидуальности Кшесинской была свойственна глубокая драматическая проработка ролей. К тому же балерина славилась не только своим мастерством, но и умением устраивать карьеру и отстаивать свои позиции. Косвенным образом она послужила причиной отставки с поста директора Императорских театров князя Сергея Волконского.



Матильда Кшесинская в балете "Талисман" 1909



«Дочь фараона» Па-де-Флеш




«Эсмеральда» 1898




Кшесинская Матильда Феликсовна




Кшесинская Матильда Феликсовна




Алисия Маркова (Лилиан Элис Маркс)

(1910—2004)





Алисия Маркова (Лилиан Элис Маркс) — британская балерина, участница Русского балета Дягилева. Родилась в состоятельной семье и в возрасте восьми лет начала заниматься балетом. Была замечена выдающимся русским импресарио Сергеем Дягилевым, который пригласил ее в свой знаменитый Русский балет. Маркс присоединилась к труппе в возрасте 14 лет и гастролировала в ее составе по всей Европе. Сценическое имя «Маркова» ей дал Дягилев.



Алисия Маркова в балете Жизель 1944
фото Гьена Мили




Лебедь. Фотография Карла Ван Вехтена 1948







Галина Уланова

(1910—1998)





Галина Уланова — одна из величайших балерин за всю историю мирового балета. В 1928—44 годах артистка Мариинского (Кировского) театра в Ленинграде, с 1944 по 1960-й — Большого театра в Москве. Пик карьеры и славы Улановой пришелся на 1940-е—50-е годы. Знамениты ее роли в “Жизели”, “Золушке”, “Ромео и Джульетте”, “Красном маке”. Она стала единственной балериной, которой при жизни были установлены памятники — в Санкт-Петербурге и Стокгольме. А в Голландии был выведен сорт тюльпанов “Уланова”.



Галина Уланова на сцене Большого театра 1959
фото Говарда Сочурека




«Лебединое озеро»




Джульетта




Жизель




Алисия Алонсо






Алисия Алонсо (род. в 1920) — кубинская балерина, хореограф и педагог, создательница Национального балета Кубы. Начала учиться балетному искусству с девяти лет, ее преподавателем стала бывшая артистка Большого театра, участница труппы Дягилева София Федорова. В пятнадцатилетнем возрасте вышла замуж за кубинского танцовщика и преподавателя балетного искусства Фернандо Алонсо. В 1939—40 годах активно участвовала в создании Американского балетного театра. С 1943-го стала его ведущей артисткой. 2 ноября 1943 года заменила Алисию Маркову в роли “Жизели” — с триумфа в этой роли началась ее мировая слава. Работала с Михаилом Фокиным, Джорджем Баланчином, Леонидом Мясиным, Брониславой Нижинской и другими прославленными постановщиками. В 1955—59 годах, покинув Кубу диктаторского режима Батисты, танцевала в Русском балете Монте-Карло. В 1959-м, после победы Кубинской революции, вернулась на родину.






Алисия Алонсо и Игорь Юшкевич
Alicia Alonso and Igor Youskevitch
1947















Майя Плисецкая







Майя Плисецкая (род. в 1925) — советская и российская артистка балета, хореограф, писатель, актриса, народная артистка СССР. После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году Плисецкая стала примой балета Большого театра. В советской киноверсии “Анны Карениной” она сыграла княгиню Тверскую. В 1971 году Родион Щедрин написал балет на ту же тему, где Плисецкая танцевала главную партию и впервые попробовала свои силы в качестве хореографа.













Майя Плисецкая и Николай Фадеечев на репетиции















Марго Фонтейн (1919—1991)




Марго Фонтейн (1919—1991) — английская балерина. Марго Фонтейн начала заниматься балетом в возрасте пяти лет у Грэйс Босустоу и продолжала брать уроки у разных педагогов, в том числе у Ольги Преображенской и Матильды Кшесинской. В 15 лет она поступила в Королевскую школу балета в Лондоне. На сцене Фонтейн дебютировала в 1934 году и сразу понравилась публике и критикам удивительной пластичностью танца. После того как из труппы ушла Алисия Маркова, Марго заняла ее место и стала прима-балериной. В 1939 году начала сотрудничать с хореографом Фредериком Эштоном, он сочинил для нее такие постановки, как “Дафнис и Хлоя”, “Сильвия” и “Ундина”. Марго много гастролировала по всему миру, ушла со сцены в конце семидесятых. В 1961 году, в возрасте 42 лет Марго Фонтейн встретилась с 23-летним Рудольфом Нуреевым. Рудольф и Марго танцевали вместе более пятнадцати лет, несмотря на большую разницу в возрасте эта знаменитая пара считается одной из самых примечательных в истории классического танца XX века.



Нуреев и Фонтейн в «Корсаре», 1966 год








фото Юсуф Караш




Аннели Алханко




Аннели Алханко (род. в 1953) — шведская балерина и актриса. В 1971 году она окончила Шведскую школу оперы и балета и сразу же вошла в состав Королевского балета. Через два года стала его солисткой. Кроме этого, Аннели Алханко танцевала в Большом театре. В январе 2010 года она открыла свою танцевальную школу Base 23 в Стокгольме.









Филлис Спира (1943—2008)





Филлис Спира (1943—2008) — южноафриканская балерина. Критики постоянно сравнивали ее с Алисией Марковой. “A baby Markova” — так окрестила ее Ниннет де Валуа, когда Филлис училась в школе Королевского балета. Титул примы-балерины ассолюты она получила в 1984 году от президента ЮАР.






Алессандра Ферри






Алессандра Ферри (род. в 1963) — итальянская балерина и актриса. Училась в балетной студии театра “Ла Скала”, школе Королевского балета в Лондоне. В 1980-м стала членом Королевского балета. Известность пришла к ней в 1983 году, когда 19-летнюю танцовщицу сэр Кеннет МакМиллан назначил на главные партии в своих балетах “Ромео и Джульетта”, “Манон”, “Майерлинг”. В 1992 году Ролан Пети пригласил ее для исполнения Кармен в Парижской опере. С этого года Ферри также является прима-балериной ассолюта театра “Ла Скала”, при этом работает и в Буэнос-Айресе, Римской опере, Театре Сан Карло в Неаполе. В сезоне 2007 года балерина простилась со сценой “Ла Скала” и дала свой прощальный спектакль “Ромео и Джульетта” в постановке Кеннета МакМиллана на сцене нью-йоркской “Метрополитен-опера”.











Bo4kaMeda


/journal-parter.blog.tut.by

.
Рубрики:  Искусство/Балет
История
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку