От Сергия Радонежского до Серафима Саровского |
От Сергия Радонежского до Серафима Саровского - выставка
В Москве в музее имени Андрея Рублева открылась выставка, посвященная преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому
По объему и уникальности экспонатов выставка, несмотря на камерный характер, имеет значимое звучание, где главным «собеседником» святого Сергия Радонежского предстает столь же великий и всенародно любимый преподобный Серафим Саровский.
На выставке представлены три раздела. Первый посвящен преподобному Сергию и художественным традициям основанного им монастыря. Второй раздел объединяет изображения «собеседников», пострижеников и последователей преподобного. Третий раздел рассказывает о жизни, наследии и иконографии преподобного Серафима Саровского.
То, что на выставке представлены работы, которые создавались ближайшими подвижниками и современниками и преподобного Сергия Радонежского, и преподобного Иосифа Волоцкого, и преподобного Серафима Саровского, создает особое чувство сопричастности к эпохе святых.
На выставке прослеживаются три основные темы: тема Святой Троицы, которая представлена в каждом разделе, тема Пресвятой Богородицы и тема монашеской аскезы, которая ярко отражена благодаря показанным рукописям.
На выставке есть рукописные памятники, привезенные в Троице-Сергиевый монастырь в конце XIV века с Афона, памятники, готовившиеся к изданию в Оптиной пустыни.
Иконография преподобного Сергия предоставлена на выставке в виде деисусной иконы рубежа XV и XVI веков, ионы-пядницы с ростовым образом преподобного, в серии эстампов, изданных в лаврской мастерской, а также достаточно подробно в памятниках декоративно-прикладного искусства.
«Мы попытались найти свой аспект в осмыслении темы. Мы видим сходство путей великих подвижников: преподобного Сергия и преподобного Серафима – один стоит у истоков формирования национальной монашеской традиции, а второй завершает эпоху старчества накануне трагических революционных событий».
Отец Анатолий прочитал знаменитое стихотворение Бориса Пастернака как поэтический пример, какими были преподобные отцы, и какими нам надо быть:
Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слез,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос.
Учись прощать, прощать не только словом,
Но всей душой, всей сущностью своей.
Прощение рождается любовью
В творении молитвенных ночей.
Учись прощать. В прощеньи радость скрыта.
Великодушье лечит, как бальзам.
Кровь на Кресте за всех пролита.
Учись прощать, чтоб ты был прощен сам.(1952)
Особенно поражает на выставке раздел представленных рукописей, одна из них – Слова Симеона Нового Богослова 1628. К этому времени книгопечатание существует уже почти 70 лет, но еще долгое время переписывание книг, необходимых для богослужения, соборного и келейного чтения, будет одним из монашеских деланий.. Эта рукопись сделана настоятелем Ниловой пустыни, который в будущем станет архиепископом Тобольским и Сибирским.
Среди рукописей XVIII века представлен помянник Валаамского схимонаха Авраама, который в 80-ые годы был в Саровской пустыни и должно быть был знаком с преподобным Серафимом. Среди Оптинских рукописей есть список 1349 года Слов постнических Исаака Сирина, который был написан на Афоне, потом попал в Лавру Саввы Освященного, и только потом в Оптину.
Монашеская преемственность, восходящая к древним подвижникам Египта и Палестины, раскрывается на примере Иерусалимского азбучного патерика, иконы, привезенной из Вологды, которая восходит к гравюрам Киево-Печерского патерика, и показывает наше русское монашество в контексте всемирного монашества.
Образ Святой Троицы Ветхозаветной датирован 1741, во время подготовки к выставке на ней была обнаружена авторская надпись. Эта икона интересна еще тем, что написана незадолго до рождения преподобного Серафима.
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря является одним из немногих мест, где восстанавливается традиция древнерусского пения. Хор собора исполнил молитвы и тропари на древний знаменный распев, как слышал их преподобный Сергий.
Выставка состоялась благодаря участию в ней Вологодского музея-заповедника, Серпуховского музея, предоставившего ценнейшие рукописи, Музея русской иконы, Дома иконы на Спиридоновке, Российской государственной библиотеки, Государственного архива древних актов, а также ряда частных собраний. Многие экспонаты выставляются впервые. На выставке есть памятники культуры XIV, начала и середины XV века.
Отзыв о выставке Протоиерея Димитрия Смирнова
«Выставка ожидаемо прекрасна. Очень много новых открытий – и совсем недавно отреставрированные иконы, и уникальные вещи с историей. К тому же место выставки – Андроников монастырь, который протягивает нить к преподобному Сергию, и то, что в этом году мы празднуем семисотлетие святого, – все это придает дополнительную значимость этому событию. Безусловно, стоит каждому человеку, не только тем, кто интересуется, а даже тем, кто ничего не знает и ничего не понимает, посетить эту выставку, так как есть вероятность, что от такой концентрации святынь в душе что-то произойдет».
http://www.pravmir.ru/author/user_1268258357/
Серия сообщений "Святые, пророки и пророчества":
Часть 1 - Кризис - это суд Божий
Часть 2 - Пророчества Владимира Бровко - Нострадамус отдыхает
...
Часть 22 - Пророки и пророчества. Пророк и враг народа - Барченко.
Часть 23 - Пророки и пророчества. Рагнарёк. Скандинавское предсказание о конце света
Часть 24 - От Сергия Радонежского до Серафима Саровского
Часть 25 - Последний христианский государь Европы. А может быть даже святой...
Часть 26 - Предсказатель и экстрасенс Эдгар Кейси
...
Часть 41 - Великие евреи: Корней Чуковский и его Тараканище!
Часть 42 - Пророки Стругацкие
Часть 43 - ЕВРЕИ - ВРАЧИ ЧАСТЬ 6
Рубрики: | Страны и народы/Россия Религии/Христианство |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |