Мой опыт говорит о том, что для многих заказчиков сделать рекламный буклет – это целая проблема. Хотя на самом деле, эта работа – если правильно к ней подойти – не стоит и выеденного яйца.
Прежде чем перейти к ответу на вопрос о том, как сделать буклет, для начала стоит определиться, что именно буклетом является. Дело в том, что часто (быть может, даже в большинстве случаев) буклетом называют брошюру. Поэтому ниже мне хотелось бы дать четкие определения того, что такое буклет и что такое брошюра.
Буклет (от англ. booklet) – это сфальцованный в два и более сгибов лист бумаги, на обеих сторонах которого размещена текстовая и/или графическая информация. Традиционно в буклетах размещают рекламную информацию, откуда и пошло название «рекламный буклет»
Брошюра – это книжное издание объемом от 4 до 48 страниц. Поскольку в мире есть огромное количество брошюр рекламного характера, корректно использовать термин «рекламная брошюра»
Как видите, всё довольно просто: если лист бумаги один, и он сфальцован (согнут) в одном или нескольких местах – то это буклет; если листов несколько (но не более 48 страниц), то это брошюра. Обычно же рекламным буклетом называют именно брошюру, что несколько не корректно.
Рекламный буклет: его задачи и целевая аудитория
Как и работу над любым другим рекламным или маркетинговым проектом, я настоятельно рекомендую, прежде всего, ответить на два вопроса:
Какова цель и задачи рекламного буклета (иначе говоря, зачем он нужен)?
Кто является целевой аудиторией буклета (для кого мы его делаем)?
В скобках заметим, что в рамках данной заметки речь может идти как о буклете – в классическом понимании данного термина, так и о брошюре. Однако так как работа над брошюрой, как правило, значительно более трудоемкая, в большей степени всё это относится именно к рекламным буклетам.
Чтобы не быть голословным, приведу пример. На днях клиент (дистрибьютор элитной аудио и видео техники) поставил передо мной задачу разработать фирменный рекламный буклет (как выяснилось позднее, подразумевал он под ним рекламную брошюру). Работу над буклетом я начал с выявления его целевой аудитории и целей.
Ответы на эти вопросы были получены достаточно внятные:
Целевая аудитория рекламного буклета: дизайнеры интерьеров и архитекторы
Задача буклета: дать общее представление о видах деятельности компании и сформировать (в глазах целевой аудитории) имидж солидной компании
Почему важен вопрос целевой аудитории буклета?
Я убежден, что именно с этих вопросов – выявления целевой аудитории и задачей буклета – стоит начинать над ним работу. И вот почему (опять же, на примере).
Кто может быть потребителем достаточной дорогой (стоимостью тысячи и десятки тысяч евро) аудио и видео аппаратуры? Довольно многие:
Так называемые аудиофилы (люди, для которых важнее всего звучание аппаратуры)
Публика из категории «престиж» (ничего в аппаратуре не понимают, покупают ее «потому что это круто»)
Меломаны (не интересуются техническими подробностями, но слушают, как на той или иной аппаратуре звучит их любимая музыка)
Могут ли потребителями данного вида продукции быть архитекторы и дизайнеры интерьеров? Нет, за редким исключением не могут. Тем не менее, именно они были определены как целевая аудитория рекламного буклета. Вызвано это тем, что представители этих профессий нередко оказывают решающее влияние на принятие решения о покупке аудио и видео техники их заказчиками.
Внимание, вопрос: что архитектору важно при выборе аппаратуры? Если говорить об элитном сегменте, то всего две вещи:
Внешний вид
Престижность бренда
Зная и понимая это, совершенно ясно, каким концептуально должен быть рекламный буклет: с большим количеством выразительных фотографий (в идеале – с рекламируемой аппаратурой в интерьерах) и с краткими текстами, акцент в которых делается на престижности предлагаемых торговых марок.
Чем четче поставлена задача, тем проще ее решить и сделать рекламный буклет, который хочет увидеть заказчик.
Шаг №2: структура буклета
Ок, вы знаете задачи буклета и его целевую аудиторию. Что дальше? Дальше – чтобы правильно сделать буклет – вам нужно понимать, из чего он будет состоять – нужна детальная структура рекламного буклета.
Я всегда удивлялся, почему с этим пунктом у клиентов всегда есть сложности. Ведь разработать структуру буклета достаточно просто. Для этого нужно сделать всего три вещи:
Составить список всех разделов/позиций, которые нужно включить в буклет
Определить порядок этих разделов/позиций (включая содержание – если речь идет о рекламной брошюре)
Расставить их по страницам (в порядке очередности)
Как видите, ничего сложного нет. На выходе легко может оказаться, что задача будет поставлена совсем не такой, как изначально думал клиент. Проиллюстрирую это на примере, о котором шла речь выше.
Структура буклета
Изначально заказчик говорил, что ему нужен буклет примерно на шесть страниц (и употребление термина «рекламный буклет» было вполне уместно). В ходе общения эти шесть страниц разрослись до тридцати двух, не считая обложки – еще четырех страниц. В общей сложности – до тридцати шести страниц. В шесть раз больше, чем шла речь изначально.
Структуру буклета вы можете сделать в ворде или в другой программе.
Комментарии о структуре буклета
В структуре буклета я рекомендую учитывать то, как размещаемая вами информация будет смотреться на его разворотах. Другими словами, как страницы будут смотреться рядом друг с другом.
Рекламный буклет Линн, вариант дизайна 1
Я, например, люблю большие – на всю страницу – иллюстрации. И при разработке структуры буклета всегда учитываю, где будет иллюстрация, а где – текст. Законы читабельности говорят о том, что сначала мы обращаем внимание на картинки, а потом – на текст. Так как читаем мы справо-налево и сверху-вниз, иллюстрации логично размещать либо слева от текста, либо над ним.
Рекламный буклет Линн, вариант 2 (этот вариант был одобрен заказчиком)
Часто забывают о кратности страниц буклета. То есть в первичной структуре страниц их может быть даже нечетное число! На случай, если вы не уловили иронии, поясню: количество страниц буклета (брошюры) обязательно должно быть четным (уже потому, что информация располагается с двух сторон листа) и, как правило, кратным четырем.
Последнее относится именно к брошюрам – книжным изданиям от 4 до 48 страниц (обратите внимание, что кратность четырем есть даже в определении). Ведь что такое брошюра? Это несколько согнутых пополам и сшитых (или скрепленных) по центру листов бумаги, на которых с обеих сторон размещена некая информация.
Таким образом, на одном листе умещается четыре страницы. А добавлять страницы в буклет можно только целыми листами – либо на четыре страницы больше, либо на четыре страницы меньше. Отсюда и кратность четырем.
Однако кратность страниц зависит и от того, как они будут скрепляться между собой. Если речь идет о скрепке (самый распространенный метод) или сшивании, количество страниц буклета обязательно должно быть (и в итоге будет) равно четырем. Есть еще вариант пружинной спинки. Тогда на одном листе размещаются две страницы, поэтому кратность такого буклета равна двум.
Так как вопрос количества страниц порой имеет большое значение (ну нечего поставить на эти две страницы – и всё!), то вид спинки буклета – пружина, скрепка или склейка – лучше оговорить заранее.
Какой формат буклета выбрать?
Если говорить о буклете в классическом его понимании (см. определения), то здесь сложно давать какие-то рекомендации. Лично мне очень нравится нестандартный квадратный формат – 210 х 210 мм. В таком формате можно сделать буклет на шесть страниц – по три страницы с каждой стороны – и при большой информативности он будет вполне эффектно смотреться.
При таком формате буклета лист бумаги (размером 625 х 210 мм) фальцуется в два сгиба. На выходе получается так называемая «раскладушка» – когда буклет раскрывается сначала справа-налево, а потом – слева-направо.
Если идет речь не столько о буклете, сколько о брошюре, то на сегодня самый распространенный формат – это стандартный А4. В поисковиках даже можно встретить такой вопрос – «как сделать буклет А4»? Я сторонник такого формата не являюсь. На мой взгляд, для небольшого – с точки зрения количества страниц – издания, этот формат (210 х 297 мм) слишком большой.
По мне, так лучше выбрать формат А5 (150 х 210 мм) или упомянутый выше нестандартный квадратный формат.
Дальнейшая работа над буклетом
Если вы хотите сделать профессиональный рекламный буклет, то самое – правильно начать. Хорошее начало – это в своем роде фундамент для дальнейшей работы. Все, что было описано выше – это и есть тот самый фундамент. Если на этом этапе работ вы все сделали правильно, то дальше работа будет идти как по маслу.
Чтобы у вас было максимальное четкое представление о том, как сделать буклет, еще раз вернусь – в рамках рассмотрения «заложения фундамента» – к своему примеру. Вот, как это было (говоря языком заказчика):
– Нам нужно сделать рекламный буклет. Небольшой, страниц на шесть. В нем должна быть информация о нашей аудио и видео технике, о системах мультирум, о решениях для яхт, о кинотеатрах, о системах управления освещением, о нашей компании и о представляемых нами брендах. Формат буклета должен быть небольшой – чтобы мог поместиться в дамскую сумочку. Обязательно нужны хорошие фотографии.
Когда составили список разделов, 6 страниц буклета превратились в 16 (плюс обложка). При согласовании дизайна макета, выбор был сделан в пользу больших фотографий на целую страницу. Тогда на левой странице разворота размещалась фотография, на правой – текст. Таким образом, количество внутренних страниц буклета (точнее, брошюры) удвоилось – и достигло 32.
С форматом было просто. Квадратный нестандартный формат показался слишком большим, а А5 – в самый раз. Осталось только уточнить расположение страницы – альбомное или портретное (вертикальное или горизонтальное). Выбор был сделан в пользу горизонтального.
Дальнейшая работа (после утверждения дизайн-шаблона) была уже чисто технической:
Подбор фотографий
Написание и согласование текстов
Вёрстка
Согласование и – при необходимости – внесение правок в макет
Предпечатная подготовка
Выбор бумаги для обложки и внутренних страниц буклета
Типографские работы (печать и пр.)
Вот как выглядит итоговый вариант буклета, который рассматривался в качестве примера в этой заметке (файл в формате pdf со всеми страницами, включая обложку). С момента постановки задачи до получения готовой продукции прошло четыре недели. Это очень приличный срок.