Баба-яга-другая версия????
Но есть и другая версия: кто-то может еще помнит или деды кому-то рассказывали, что раньше детей в печи мыли. И по одной из версия Яга собирала детей сирот и отмывала детей в печи Ра. От туда и пошло, что Яга на лопате заталкивала детей в печь. Но не для того чтобы сжечь, а просто отмыть в теплой печи. Ведь дети сироты обычно грязные и не умытые. А для иностранцев это было дикостью, и пошли пускать слухи. Вот до наших дней и дошла версия что в печи сжигала.
1.
"Почти до середины XIX века в русской печи мылись и пари¬лись не только в деревнях, но и городах, в том числе и в Моск¬ве, изобилующей домашними и общественными банями." (из книги Г.Федотова "Русская печь").
Лучшей парилки, чем в обычной русской печи, вряд ли сыщешь, это известно было еще нашим предкам. Для этого печь и ее устье делают настолько большими, чтобы можно было свободно вползти и сидеть в печи, хоть бы и нагнувшись. В печь влезают и вылезают только передом. .
При необходимости русская печь с успехом заменяла даже баню. Делалось это так: жарко топили русскую печь, затем, когда она немного остывала,оттуда убирали все лишнее- еду, угли. После этого парящегося укладывали на доску-лежак и заталкивали прямо в сияющий зев русской печи.На стены русской печи плескали водой или разведенным квасом.Поднимался густой «хлебный» пар. Затем вход в печь плотно закрывали заслонкой. Далее полагалось сидеть в русской печи и как следует потеть.
Первым в печи парился тот, кто был способен переносить самую высокую температуру. Так как после каждого попарившегося температура в печи уменьшается, но главное в такой парилке то, что в печи нет пара. В ней тело находится среди горячих стенок, от которых идет сухое тепло, и равномерно прогревает тело. Именно такое тепло лечит. Чтобы не обжечь тело, в печь, начиная с шестка, стелили коврики - маты, сплетенные из соломы(были и из крапивы). Для изготовления коврика применяли любое травянистое растение, которое в сухом виде не поранит тело. Коврики после бани споласкивались в воде, затем сушились, сворачивались в рулоны до следующей бани.
Кто мылся в печке?
Обычно в печи мыли самых немощных домочадцев – младенцев, стариков и больных, чтобы им не приходилось лишний раз выходить на улицу. Детей подсаживали в печь на лопате для хлеба.
Взрослых «ввозили» лежа, на большой доске. Впрочем, историки и старожилы рассказывают, как мылись в русской печке не только старые, малые и больные. Частенько там принимали водные процедуры молодые незамужние девушки. Они не любили ходить в баню – там, по поверьям, обитал банник. Это сердитый дух – хозяин бани. Стоит придти помыться не вовремя, оставить ковш не на своем месте – банник разгневается, и может опрокинуть кадушку с горячей водой, а то и запарить до полусмерти. А еще кикиморы, которые живут под полом, и прочая банная нечисть… В общем, дома, где есть красный угол с иконами, мыться куда приятнее. В некоторых селах одиноким женщинам и вовсе запрещалось ходить в баню – это считалось грехом.
Откуда пошел обычай мыться в печке?
Кто и когда, в какой губернии впервые придумал мыться в русской печке? Теперь уже неясно. Свидетельства и заметки очевидцев есть и во Владимирской губернии, и в Сибири, и на юге. Должно быть, такой способ мытья практиковался повсеместно. Интересно, что существовал этот обычай не только в деревнях, но и в городах. Путешественники, посещавшие Москву, рассказывали, как мылись в русской печи мещане ¬– городские жители. По свидетельству некоторых этнографов, отопительные печи дровяные служили банями вплоть до середины 20 века. Вполне возможно, что в далеких деревнях до сих пор принимают банные процедуры в русской печи.
2.