Пророков нет в отечестве моем... Пророков нет в отечестве моем, А вот теперь ушла и совесть. Он...
Однажды всё проходит безвозвратно… Художник Krystyna Ruminkiewicz - (0)Однажды всё проходит безвозвратно… Художник Krystyna Ruminkiewicz Однажды всё...
Ой, ты, Русь моя, Русь великая!.. - (0)Ой, ты, Русь моя, Русь великая!.. ...
С годами стала чаще замечать... - (0)С годами стала чаще замечать... ...
Как просто и сложно в хорошее верить! - (0)Как просто и сложно в хорошее верить! Текст...Текст...Текст... Как просто и сложно в хорош...
Филармонические концерты в Ленинграде... Райкин А.И(Воспоминания) |
Аркадий Райкин:
Говорят, многие из нынешних наших дирижеров – хорошие профессионалы. А по-моему, нельзя быть хорошим профессионалом, если рука тяжела и сам ты тяжел, надрываешься. Вот Темирканов, Спиваков – они артистичны!
Некоторые полагают, что артистизм – нечто вроде изящных манер. Какая чепуха! Натан Рахлин был неуклюж, с короткими руками, но как он преображался, соприкасаясь с музыкой! Не чета иным эффектным махальщикам, позерам с дирижерской палочкой, которые только и знают, что натаскивать оркестрантов, следить, чтобы не сбились.
Артистизм – это способность слушать музыку в себе и воодушевлять ею оркестр и публику.
Одно из самых сильных, незабываемых и, увы, почти непередаваемых впечатлений в моей жизни – филармонические концерты в Ленинграде: те знаменитые концерты, где бывала удивительная довоенная ленинградская публика. Таких лиц в зале больше нет.
Я слушал дирижеров Абендрота, Зандерлинга и Штидри, пианистов Юдину и Софроницкого, был свидетелем восхождения Ойстраха, Гилельса, Когана, Рихтера…
Помню лекции Соллертинского – не только в филармонии, но и у нас в институте: он читал на параллельном курсе, и весь институт собирался на эти лекции. Он был небезопасно остроумен. Когда Пазовскому, тогда главному дирижеру Мариинки, кто-то в театре насолил (за дело), Соллертинский сказал:
– Ложка дегтя в бочку с орденами. Мы с Андрониковым иногда играли в Соллертинского, оба говорили его голосом, чуть глуховатым, похожим на голос Шостаковича…
Я любил приходить на репетицию оркестра, чтобы потом сравнивать ее с концертом. На репетиции понимаешь, как должно быть, каков уровень замысла.
Помню, как приехал Вилли Ферреро. Первый раз он приезжал в Россию мальчиком-вундеркиндом, а четверть века спустя – всемирной знаменитостью. На репетиции, дирижируя «Болеро» Равеля, он поддерживал левой рукой правую, чтобы не «размахаться». Вел репетицию, не обращая внимания на то, что в зале собралось множество людей. После этого многие ушли разочарованными, недоумевающими; те, кто помнил его вундеркиндом, говорили, что было бы лучше, если бы он таким и остался в памяти. А вечером – откуда только взялись легкость, изящество, зажигательность!
Ничего нет прекраснее чувства гордости за художника, когда публика ждет провала и уже вынесла ему свой приговор, а он – побеждает публику, восхищает ее своим мастерством. И казалось, неминуемый провал оборачивается несомненным триумфом.
Но чаще бывает наоборот: иной репетирует превосходно, вдохновенно, а в результате – средняя работа.
Вроде бы делает все то же, что и на репетиции, а эффекта нет.
Очевидно, среди множества качеств, составляющих мастерство, не последнее место занимает умение определенным образом рассчитывать силы. Памятуя об этом, предпочитаю беречь силы на репетиции. Но у меня из этого мало что получается.
Невозможно забыть, как Юдина шла к роялю. Как монахиня на молитву. Не поднимая глаз. Вот пример удивительной собранности. Еще до того, как она начинала, вы чувствовали: сейчас произойдет что-то необычно значительное.
Райкин А.И. Без грима. Воспоминания
Рубрики: | искусство известные имена |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |