-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в дедушка-разбойник

 -Цитатник

ПЕЧЁНАЯ СВЁКЛА С ХРЕНОМ И ЛИМОННЫМ СОКОМ. - (0)

Ингредиенты   3 свеклы среднего размера 1 ч.л. горчицы 1 ч.л. хр...

Ценности. - (0)

Ценности меняются с годами Точно так же, как и всё вокруг. Впрочем, как меняемся мы сами, То...

Вглядитесь в советские лица! - (0)

Вглядитесь в советские лица, таких не увидишь теперь. Там каждое счастьем лучится, а старые фото,...

ПЯТИМИНУТНАЯ ЗАКУСКА ИЗ ШАМПИНЬОНОВ. - (0)

Моментальный рецепт без варки маринада и многочасового ожидания. Возьми:  ...

Когда вернётесь вы с войны. - (0)

Когда вернётесь вы с войны, Не знаю точно этой даты, Но знаю, что вернётесь вы, России верны...

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме хозяина дневника.

 -Метки

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Empire" Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст

 -Рубрики

 -неизвестно

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.09.2013
Записей: 72844
Комментариев: 17811
Написано: 110671


Как художники прошлого рассказывали о высших материях: Справедливость, тщеславие, бег времени и не только в аллегоричных образах

Воскресенье, 19 Января 2020 г. 06:34 + в цитатник





Великая способность изобразительного искусства показывать невидимое глазу – это в первую очередь об аллегориях. Как написать на холсте власть? Бег времени? Справедливость? Безысходность? Как отобразить мировоззрение художника, не используя слов, а прибегая лишь к тем возможностям, что дают кисти и краски? Аллегории обычно обращены к зрителям, владеющим определенным уровнем знаний либо готовым эти знания получить, ведь многие иносказания основаны на элементах мифологии, философии, истории искусства и истории человечества. Для людей сведущих смысл старинных холстов раскрывается по-новому, и становится понятнее феномен бессмертия искусства и его востребованности в любую эпоху и в любых исторических условиях.

Аллегории – почему и как они возникают



А. Питерс ван де Венне. «Аллегория тщеславия»

Живопись в силах воплотить любой образ, в том числе и все, что могут выразить слова – такой подход существовал уже во времена Возрождения. В случае, когда от художника требуется запечатлеть чье-то лицо, или композицию из нескольких предметов на столе, или природное явление, все более-менее понятно: на холст переносится то, что видит глаз, – с неминуемым субъективным искажением увиденного, просто потому, что автор - человек.


Дж. Вазари «Аллегория непорочного зачатия»

Однако же иногда мастерам приходится выполнять другие запросы – от заказчиков ли, а может, и от себя самих – написать нечто абстрактное, создать художественный образ какой-либо идеи, философского понятия, того, что существует, но по своей природе нематериально. Постмодернисты решили эту задачу, отпустив на волю и фантазию, и художественные средства самовыражения, объявляя художника полностью свободным в его деятельности. А вот мастера прошлых эпох в искусстве оставались верны и себе, и существовавшим в их времена традициям.


С. Вуэ «Аллегория богатства»

Растения, животные, люди, предметы – это те инструменты, с помощью которых аллегория воплощалась на холсте, и если художник достигал своей цели, то впечатление зрителя от картины соответствовало тому, что вкладывал в нее мастер. Либо же – и довольно часто – шедевра не получалось, а картина становилась одной из неудачных аллегорий.
Первоначально аллегория зарождалась там, где говорить напрямую о явлении было нельзя или даже опасно, и в первую очередь она воплощалась в литературе. Множеством аллегорий наполнено искусство Древнего Востока. В Египте прибегали к изображению богов с человеческими телами и головами разных животных – так аллегорически показывали смерть, или власть, или вечность.


По всей видимости, и Большой Сфинкс, и пирамиды - тоже аллегории

Благодаря Аристотелю появился термин «троп» и вообще философское описание переноса значения одного предмета на другой; это стало основой в том числе и дальнейшего развития изобразительного искусства.

Голубь, собака и другие примеры аллегорий


Если итальянский Ренессанс лишь прокладывал дорогу аллегориям в живописи, то в эпоху барокко без этого художественного приема уже практически не обходилось: главным поставщиком образов для картин становились античные и христианские мифы, а порой – и их смешение. Свою роль сыграло и то, что аллегории, метафоры, иносказания в изобразительном искусстве любили многие из меценатов и заказчиков, да и сами художники охотно использовали возможности такого подхода для отражения собственных философских и жизненных воззрений, материализации своих страхов, надежд и устремлений.


Ф. Бароччи. «Мадонна дель Пополо». На картине можно увидеть голубя - символ Святого Духа

Любой жанр живописи способен вместить аллегорическое послание мастера – в том числе и натюрморт, и портрет, и пейзаж. Часто можно встретить традиционные, привычные образы, в которых художники зашифровывали абстрактные понятия: например, собака символизировала верность, голубь воплощал образ Святого Духа, женщина с весами и с повязкой на глазах – справедливость или правосудие, корабль, идущий по морю – чей-либо жизненный путь.


Ян Вермеер «Аллегория живописи»

«Аллегория живописи» Яна Вермеера стала любимейшей картиной художника: с ней он не расставался до самой смерти, несмотря на проблемы с деньгами. Это произведение украшало мастерскую и отражало то, что Вермеер считал сущностью своего рода деятельности. Книжный том символизирует теоретические знания об искусстве, маска, возможно, намекает на подражание великим учителям, а модель, чью фигуру скрывают античные драпировки, олицетворяет собой славу художника.

Аллегории на картинах других великих художников



П.П. Рубенс «Счастье регентства»

К аллегориям можно относить не только полотна, напрямую сообщающие зрителю о своей сущности – как «Аллегория добродетелей» и «Аллегория пороков» Корреджо. Когда в 1622 году французская королева Мария Медичи, мать Людовика XIII, заказала Рубенсу цикл больших картин, который рассказывал бы о главных эпизодах ее жизни, именно к аллегорическим образам и прибегнул великий нидерландский живописец. Королева предстает перед зрителем в образе античной богини, окруженная персонажами из греческой мифологии, в руке у нее символ правосудия, у ног – поверженные пороки. Каждое из полотен этой серии несет определенное настроение и смысл, передаваемое с помощью аллегорических приемов.


С. Боттичелли «Сила»

Сандро Боттичелли выразил идею силы в образе девушки, черты лица которой напоминают его же ранних мадонн – но в этом случае ее облик отличается большей жесткостью и упрямством.


П. Брейгель «Лень»

Мастером аллегории был Питер Брейгель Старший, в числе его работ – цикл гравюр, которые иллюстрируют семь смертных грехов. Лень показана через изображения улиток, спящих людей, медленно ползающих животных, игральные кости, которыми заняты те, кто просиживает в таверне – и еще множество символов, далеко не все из которых имеют общепризнанное толкование.

Н. Пуссен. Автопортрет
Н. Пуссен. Автопортрет

Как правило, аллегоричность образа и натуралистичность исключают друг друга, при использовании метафор в живописи художник часто прибегает к идеализации в ущерб портретному сходству. Но вот автопортрет Никола Пуссена, в котором аллегорически показана способность живописца проникать в суть вещей – ее символизирует изображенное слева лицо женщины – музы – в профиль, как бы демонстрируя «третий глаз». Руки, протянутые к женщине в стремлении обнять, символизируют любовь художника к искусству, а все вместе передает то, как ощущал себя Пуссен в деле своей жизни.


Л. Божен «Натюрморт с шахматной доской»

А вот «Натюрморт с шахматной доской» Любена Божена сочетает образы предметов, которые вместе являются аллегорией пяти человеческих чувств. Ноты и музыкальные инструменты символизируют слух, зеркало – зрение, шахматная доска, карты, кошелек – осязание, цветы – обоняние, хлеб и вино – вкус.

https://clck.ru/LwEKs



Рубрики:  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО


Процитировано 1 раз
Понравилось: 9 пользователям