-Рубрики

 -Цитатник

ДИМА МОТЕЛЬ: ПРОВЕРКА НА ЕВРЕЙСТВО - ИСТОРИЯ УНИЖЕНИЙ - (1)

16.02.2015 Дима и Шломит Несколько лет назад я предложил  ...

ХАИМ АККЕРМАН: ПЕСАХ. СМЫСЛ ПЕСАХА ИЛИ О ЧЁМ ДУМАТЬ В ЛЕЙЛ А СЕДЕР - (0)

Этот материал содержит некоторые малоизвестные (или почти не известные), но - важные вещи о поряд...

ИЗРАИЛЬ НА ФОТО 1820-1920 ГГ. - (1)

В детстве мне, как и многим, хотелось чтобы «машина времени» из фантастических книжек...

КОФЕ ПО-ЕВРЕЙСКИ - (0)

О чем думает неискушенный человек, которому предлагают выпить чашечку кофе? Он вполне может...

ИЗРАИЛЬ ЗАЙДМАН: ООН ОБЪЯВИЛА 2014 ГОД, ГОДОМ НЕНАВИСТИ К ЕВРЕЙСКОМУ НАРОДУ - (1)

26 ноября 2013 г. Интернет разнес весть: по случаю празднования Международного дня солидарности с...

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) Неизвестная_Планета Наш_Израиль Царство_Кулинарии Kelli_Li Our_Ukraine -HochuVseZnat-
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Kelli_Li Our_Ukraine

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.09.2013
Записей: 2701
Комментариев: 458
Написано: 3983


ГЛАВА 10: ЭМАНСИПАЦИЯ

Четверг, 19 Декабря 2013 г. 00:06 + в цитатник

 
1. Какие изменения произошли в восемнадцатом веке в странах Западной Европы?

Прошло более двухсот лет со дня открытия Америки, символизирующего начало нового времени, а положение евреев во многих странах мира почти не отличалось от их положения в средние века. Их юридический статус был весьма незавидным. Еще хуже они выглядели в глазах народных масс. Около тысячи лет евреи были повсеместно и поголовно ответственны за все бедствия и несчастья, происходившие в мире, а христианское духовенство раздувало огонь ненависти, когда казалось, что тот угасает. Численность народа, насчитывавшего к моменту разрушения Храма шесть миллионов, что составляло десятую часть населения Римской империи, сократилась, и во времена Колумба не превышала одного-полутора миллионов.

В восемнадцатом веке в жизни народов произошли изменения, в результате чего улучшилось положение евреев. Феодализм угасал, государства начали становиться на путь модернизации. Новые правители, обладавшие абсолютной властью, направили все усилия на укрепление политической и экономической мощи своих стран. Продолжительные войны, которые они вели и поддержание великолепия их двора стоили огромных денег. Государства нуждались в новых источниках доходов. В таких условиях больше не было места для сословной или религиозной дискриминации. Необходимость одержала победу над предубеждениями. И действительно, европейские правители начали оценивать своих еврейских подданнных в соответствии с пользой, которую они приносили казне. Они стали принимать к себе на службу еврейских финансистов, если те были им нужны.

Несколько евреев - видных финансистов и армейских интендантов - добились высокого положения при европейских  дворах и удостоились дворянского титула. Этот процесс был медленным и затрагивал лишь тонкую прослойку еврейского общества.

Колониалльные захваты и расширение внешней торговли медленно, но верно вели к упадку купеческих и ремесленных гильдий, тех самых, что когда-то наглухо закрыли свои двери перед евреями. А в мире свободной конкуренции инициативные и находчивые еврейские предприниматели почувствовали себя, как рыба в воде. Так началась инфильтрация евреев в экономику западноевропейских государств, еще до получения гражданского равноправия.

Перемены в экономике также повлекли за собой изменения в образе мыслей. Рационализм подавил окаменелые церковные догмы и предрссудки. Дух Просвещения завоевал сердца людей. Возникли новые ценности. Человека теперь следовало уважать не за его происхождение, религиозную принадлежность или знатный титул, а за его достоинства, образование и пользу, которую он приносит обществу. Появилась возможность, сначала лишь теоретическая, для более тесных контактов между еврейским и христианским миром.

2. Новый еврей

Подавляющее большинство евреев все еще были наглухо заперты в стенах  гетто, а народы западноевропейских стран не спешили вступать с ними в тесный контакт. Евреи выглядели весьма странно, они говорили на непонятном языке, и в каждом нееврее они видели врага. Должен был появиться человек, который приблизил бы население гетто к окружающему миру. Деятельность Моше Мендельсона была первым шагом к осуществлению этой цели. При этом ассимиляция еврейского народа не была его задачей, однако именно в нем лидеры ортодоксального еврейства, а затем и сионисты увидели основоположника и лидера ассимилянтского лагеря.

Моисей Мендельсон (1729-1780)  родился и вырос в городе Десау в центральной Германии. Он был сыном бедного переписчика Торы, который сам обучал своего сына Торе и Талмуду. Обуреваемый ненасытной жаждой знаний, юноша переехал в Берлин, чтобы познакомиться с так называемой "общечеловеческой мудростью". Проявив незаурядный талант и железную волю, он изучал языки, литературу, историю и философию. Вскоре он завоевал себе имя в прогрессивных кругах общества, где высоко оценили "еврейского Сократа". Он обрел симпатию многих благодаря своим приятным манерам. Его хорошим другом стал известный писатель Лессинг. Мендельсон послужил ему прототипом главного героя пьесы "Натан Мудрый".  Мендельсон поставил перед собой цель доказать другим народам, что и евреи способны создавать культурные ценности  (народ, три тысячи лет назад давший миру Святое писание, должен доказывать, что его культурный уровень выше, чем предполагают невежды!)  С другой стороны, он хотел развеять опасения своих соплеменников в целесообразности просвещения - они видели в нем опасность для традиционного образа жизни и соблюдения заповедей. В связи с его первой целью возникает вопрос: в самом ли деле уровень евреев той эпохи был настолько низок, что неевреи не хотели принимать их в свое общество? Ведь у евреев была поголовная грамотность, среди них не было таких, кто не мог бы  читать и писать! Но страх, преследования, жизнь в гетто наложили на евреев тяжелый отпечаток. Это повлияло на их манеру одеваться, разговаривать, на их обычаи, и сформировало  вечно подозрительное отношение к чужакам.  В то же время христианский мир был по преимуществу невежествен, народные массы не знали алфавита собственного языка. Поведение простолюдинов было грубым, они не знали, что такое гигиена. Но  верхний, тонкий слой общества - священники, писатели, люди науки, аристократы и состоятельные граждане - отличались изяществом манер, образованностью и любознательностью. Эти люди питали отвращение к евреям скорее по социальным, нежели религиозным причинам. Именно этот слой Мендельсон и его ученики пытались убедить в том, что их соплеменники ни в чем не уступают людям из хорошего общества. По отношению к евреям Мендельсон вел себя умно и осторожно. Он знал, что исключительное употребление языка идиш является препятствием на пути сближения евреев и неевреев. Он знал также, что единственным текстом, с помощью которого можно обучить евреев  немецкому языку, является ТАНАХ. к которому они обращаются ежедневно. Поэтому он вместе с учениками перевел ТАНАХ на немецкий, добавив современное "объяснение" на иврите. Мендельсон был трагической личностью. Его намерения были самыми хорошими, но он совершил ошибку, которая и привела к ассимиляции. Его ученики подчеркивали важность современных школ, где наряду с Торой изучались бы и науки, причем на одном из европейских языков. Последователи Мендельсона вытеснили традиционные учебные заведения - хедеры и иешивы - из Западной, а затем и из Центральной Европы, и много сделали для превращения еврея в европейца в полном смысле этого слова. Стремление евреев к  ассимиляции возросло, и в то же время усилилось желание властей предоставить им гражданское равноправие.

3. Эмансипация евреев  Франции

Чтобы идея гражданского равноправия евреев осуществилась, нужны были политические перемены, и они наступили вместе в потрясением, сокрушившим старый мир. Действительно, евреи Соединенных Штатов Америки получили полное гражданское равноправие автоматически вместе со всеми остальными гражданами, а император  Австрии Йозеф Второй  издал в 1782 году декрет о веротерпимости, облегчавший жизнь евреев в Австро-Венгерской  империи. Однако равноправие, которое послужило примером всей Европе, было предоствлено  только во время Великой французской революции. Ее лозунгом быо изречение, радующее сердце - "Свобода, равенство и братство", но евреи должны были ждать два года, чтобы удостоиться этого тройного благословения. Вначале обрели равноправие десять тысяч сефардских евреев Южной Франции, которые говорили по-французски и традиционно участвовали в общественной жизни тех областей, где они жили.  Но депутаты парламента округа Эльзас препятствовали предоставлению равноправия сорока тысячам евреев своего округа, утверждая, что они чужаки, говорящие на идиш и ненавистные всему обществу.

Равноправие даровали не евреям как меньшинству, но лишь каждому еврею в отдельности как индивидууму.   Депутаты французского парламента были убеждены, что в течение короткого времени евреи ассимилируются, и не останется даже воспоминания об их обособленности. Но евреи не торопились смешиваться со своими нееврейскими соседями. Большинство  остались верны своей вере и общине, и соблюдали ее обычаи. Острый глаз Наполеона заметил односторонний характер "договора" между Францйей и ее евреями. Франция приняла на себя юридическое обязательство предоставить евреям равноправие, а те не обещали стать французами. Поэтому он решил собрать раввинов - глав общин - в "Великий синедрион" из 71 члена. "Великий синедрион" должен был принять решение о том, что такое евреи как религиозно-этническая группа. Это решение должно было обязать всех евреев страны вести себя определенным образом. 10 февраля 1807 года открылось первое заседание синедриона. В качестве первого дня специально была выбрана суббота, так как Наполеон хотел выяснить, что важнее для евреев - приказ императора или законы Торы.  Синедрион сдался и вынес решение, удовлетворившее императора: после разрушения Храма евреи более не представляют собой нацию, они "французы Моисеева закона".

Наполеон не любил евреев, но его отвращение к ним не повлияло на его решение: во всех странах Европы, захваченных им, поощрялась эмансипация. Когда же возникла необходимость в евреях как в нации ( а не религии), то есть, когда была захвачена Страна Израиля, Наполеон обратился к евреям как к народу. Он  призвал их сбросить турецкое иго и восстановить свое государство.  Есть нечто символическое в том, что, когда отменили еврейскую автономию, существовавшую до эмансипации, распоряжение общественной администрации по этому вопросу называлось "Всеобщая ликвидация еврейской нациии".

4. "Французская модель" в других странах Европы

Целый ряд европейских стран поспешил последовать примеру Франции в отношении еврейского вопроса. Голландия, Италия, Пруссия и государства Западной Германии предоставили равноправие своим евреям. Но это равенство оказалось недолговечным. После поражения Наполеона наступил период реакции. Права были отменены, и только во Франции и Голландии они оставлись в силе. Правовое положение евреев, таким образом, не изменилоь, но существенным образом изменилось их отношение к христианскому окружению. Во всех странах возникли либеральные течения, которые, среди прочего, предполагали равноправие для евреев. Во-вторых, уже никто не мог удержать молодое поколение от освоения нееврейской культуры и образования, которые открывали перед ними двери в "большой мир".  Сближение с неевреями и горячее желание уподобиться им, чтобы быть принятыми в "хорошем обществе" приводили подчас к самым отрицательным последствиям:  честолюбивые молодые люди бросали веру отцов и переходили в христианство. Среди них были такие выдающиеся личности, как немецкий поэт Генрих Гейне, которому приписывают высказывание:  "Свидетельство о крещении - это входной билет в европейское общество". Карл Маркс (1818-1888) был крещен  в детстве своим отцом, потомком древнего раввинского рода. Те же, кто не в  силах был вовсе оставить иудаизм, принялись "исправлять" его. Прежде всего они изменили форму служения в синагоге, затем выкорчевали целый ряд важных заповедей и отменили кашрут. В молитвенниках реформистов больше не было просьб о возвращении в Сион и отстройке Храма. Они покусились даже на святость соблюдения субботы.

Однако большинство евреев в Центральной, и особенно Восточной Европе сохранили традиционный образ жизни. Их духовные лидеры чувствовали опасность, угрожающую еврейскому народу в случае принятия эмансипации в ее наполеоновской формулировке. Согласно французской модели еврейский народ должен был пересмотреть свою историю, в корне изменить отношение к религии. А религия эта, будучи отлученной от еврейской нации, перестала бы признавать другие еврейские общины, рассеянные по разным странам. Солидарность и самоотождествление еврейской общины с "приютившей" ее нацией содержала в себе опасность одностороннего нарушения союза между народом Израиля и его Богом. Ведь сказано: "И там соберет тебя Бог из всех народов, где рассеял тебя..." Духовные лидеры еврейского народа начали борьбу - сначала с эмансипацией, а потом и с ее результатами - ассимиляцией и реформистскими течениями в иудаизме. Община Прессбурга (Братислава) обратилась в 1814 году к властям с просьбой воздержаться от предоставления евреям гражданского равноправия. Для подкрепления своей позиции эта община постановила, что родиной евреев является Страна Израиля, и что Тора запрещает смешиваться с другими народами.

Однако эти усилия не могли привести к долговременному успеху. Еврейский народ был сыт по горло дискриминацией и преследованиями, не хотел упустить случая воспользоваться неограниченными возможностями во всех областях жизни, которые  могла дать эмансипация. Поэтому раввины сосредоточили все силы на борьбе с "исправителями религии", которые перешли все границы в страстном желании понравиться неевреям. Они извратили основные принципы Торы, отбросили освященные веками обычаи. В противовес реформаторам возникает ортодоксальное течение, во главе которого встал раввин Ш.-Р. Гирш из Франкфурта-на-Майне (1808-1888). Своими проповедями и энергичными действиями он способствовал практическому воплощению изречения "Това Тора им дерех эрец"  - "хороша Тора в сочетании со здравым смыслом" ("Дерех эрец" - дословно: "путь (всей) земли" - имеет следующие значения: здравый смысл, хорошие манеры, а такеже - общее образование). Под влиянием  р. Гирша укрепилась ортодоксальная вера в тех общинах, где ранее одержали верх реформисты.

Либеральные течения в Европе набирали силу.  Несмотря на то, что в 1815 году временно победила реакция, после "весны народов" 1848 года евреи получили равноправие в ряде стран Европы. К 1970 году евреи получили равноправие во всех странах Европы, кроме России и Турции. Особенно важное значение имело равноправие в Австро-Венгерской империи, где жило около миллиона евреев. ( В 1914 году - два миллиона). Реформизм в его западноевропейском варианте не получил распространения в Вене и Будапеште, Праге и Галиции. Здесь остались представители двух течений - ортодоксального иудаизма и неологии (умеренных реформ). Неология продолжала упорядоченный образ религиозной жизни и синагогальной службы.

Отношение Англии к евреям изменилось с тех пор, как там снова возникла еврейская община. (Евреи были изгнаны из Англии в 12 веке, новая еврейская община образовалась из сефардов - переселенцев из Голландии). Число евреев там было невелико, и лишь после погромов в России и в преддверии Катастрофы оно выросло и достигло 400 тысяч челоаек. В Англии почти не было дискриминационных законов, евреи могли жить в любом месте, заниматься любой профессией, приобретать землю. Перед ними была закрыта только сфера политики. Ибо, согласно старой традиции, правительственные чиновники и члены парламента должны были приносить клятву, которая звучала следующим образом: "Я, как верный христианин, обязуюсь..." Лионеля Ротшильда жители Лондона дважды избирали членом парламента, но он отказывался произносить эту клятву.  Около тридцати лет боролся Ротшильд за свое демократическое право заседать в качестве законно избранного члена парламента, но лишь в 1856 году ему было разрешено произнести текст клятвы, который не противоречил его совести.

С тех пор целый ряд видных еврейских деятелей Англии добились признания в качестве судей, членов парламента, министров, мэров городов, высокопоставленных правителеьственных чиновников.  Наиболее известным из них был Бенджамен Дизраэли. Он был одним из виднейших государственных деятелей Англии и основателем Консервативной партии. Известный еврейский филантроп Моше (Моисей) Монтефиоре сыграл выдающуюся роль в истории еврейского народа. Также во Франции появился выдающийся государственный деятель-еврей - Адольф Кремье, который дважды назначался министром юстиции. Он основал организацию "Альянс Исраэлит Универсаль" или "Коль Исраэль хаверим" ("Всемирный союз исраэлитов").

С эмансипацией пришло избавление - так считали многие евреи Франции. Однако сами французы думали иначе. "Смерть евреям!" - кричаела парижская толпа капитану Дрейфусу, ставшему жертвой антисемитизма. В других странах уже через десять лет после предоставления евреям гражданского равноправия общество пожалело об этом "преждевременном" решении.

(продолжение следует)

Серия сообщений "ЗАМЕТКИ О КУЛЬТУРЕ; ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ; ИСТОРИЯ ЕВРЕЙ":
Часть 1 - КНИГА 1. СТИВ ЭСРАЭЛЬ: ЗАМЕТКИ ОБ ИЗРАИЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЕ; СОДЕРЖАНИЕ
Часть 2 - 1. ВВЕДЕНИЕ
...
Часть 36 - ГЛАВА 8: ИЗГНАНИЕ И ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ЕВРЕЕВ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Часть 37 - ГЛАВА 9: ПРАВО ЕВРЕЕВ НА СТРАНУ ИЗРАИЛЯ
Часть 38 - ГЛАВА 10: ЭМАНСИПАЦИЯ
Часть 39 - ГЛАВА 11: НОВЫЙ АНТИСЕМИТИЗМ И СИОНИЗМ


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку