-Рубрики

 -Цитатник

ДИМА МОТЕЛЬ: ПРОВЕРКА НА ЕВРЕЙСТВО - ИСТОРИЯ УНИЖЕНИЙ - (1)

16.02.2015 Дима и Шломит Несколько лет назад я предложил  ...

ХАИМ АККЕРМАН: ПЕСАХ. СМЫСЛ ПЕСАХА ИЛИ О ЧЁМ ДУМАТЬ В ЛЕЙЛ А СЕДЕР - (0)

Этот материал содержит некоторые малоизвестные (или почти не известные), но - важные вещи о поряд...

ИЗРАИЛЬ НА ФОТО 1820-1920 ГГ. - (1)

В детстве мне, как и многим, хотелось чтобы «машина времени» из фантастических книжек...

КОФЕ ПО-ЕВРЕЙСКИ - (0)

О чем думает неискушенный человек, которому предлагают выпить чашечку кофе? Он вполне может...

ИЗРАИЛЬ ЗАЙДМАН: ООН ОБЪЯВИЛА 2014 ГОД, ГОДОМ НЕНАВИСТИ К ЕВРЕЙСКОМУ НАРОДУ - (1)

26 ноября 2013 г. Интернет разнес весть: по случаю празднования Международного дня солидарности с...

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) Неизвестная_Планета Наш_Израиль Царство_Кулинарии Kelli_Li Our_Ukraine -HochuVseZnat-
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Kelli_Li Our_Ukraine

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.09.2013
Записей: 2701
Комментариев: 458
Написано: 3983


14. ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ И ЗАКАТ КУЛЬТУРЫ КОЛЛЕКТИВИЗМА

Среда, 18 Декабря 2013 г. 23:09 + в цитатник

Понятию " вестернизация" трудно дать однозначное определение, так как его значение меняется в соответствии с местоположением. Так, например,  у  американцев определение " житель Востока", скорее всего, вызывает ассоциации с японцами и корейцами; а у израильтян – с марокканцами, йеменцами и иракцами. До недавнего времени слово "запад" было для Израиля двузначным; постепенно эти два значения слились в одно.

В связи с тем, что в Израиле главной отличительной характеристикой является принадлежность к той или иной этнической группе, для израильского общества  " запад" означало, прежде всего, страны Восточной Европы – родину ашкеназских евреев.  Это слово ассоциировалось  с первыми шагами сионистского движения, с центром Восточной Европы и, в меньшей степени, с Западной Европой, центром сионизма Герцеля и главной  деятельности сионистов. Враждебность жителей Ешува по отношению к арабскому Востоку и, в частности, к евреям, прибывшим из восточных стран, окончательно подтвердила намерения сионистов создать в Эрец Исраэль общество восточно-европейского типа. Ранее мы уже говорили о том, что репатрианты из стран Восточной и Центральной Европы, прибывшие в составе первой Алии, стремились начать новую жизнь и тем самым полностью отказаться от своего прошлого в диаспоре. Тем не менее, сделать это было не так то просто.

Всё, к чему они так привыкли, относилось к прошлой жизни: любимые мелодии, любимые писатели и даже любимая еда. И, несмотря на то, что их новая жизнь в Ешуве, в самом деле, кардинально отличалась от прежней, всё же она оставалась европейской. На концертах  в оркестровом исполнении звучали произведения Л. Бетховена и П. Чайковского, а отнюдь не Ума Куль Зума. Главной новостью в культурной жизни Тель-Авива стало открытие оперного театра. Программа обучения в Еврейском Университете, открытом в 1925 году, была построена в соответствии с западными стандартами. Подобная тенденция наблюдалась и в других сферах жизни израильского общества.  Понятия "западный"  и " восточноевропейский" (либо просто "европейский") являлись синонимами.

Однако, постепенно ситуация начала меняться.  Несмотря на резкое увеличение числа репатриантов из стран Восточной Европы, прибывших в Израиль за последние десятилетия (несколько сотен тысяч человек), у слова "западный" появилось совершенно иное значение: теперь оно  эквивалентно определению " американский"  и, как правило, относится к  англо-говорящему миру.  Для многих израильтян в самом слове "Америка" таится магическая притягательность. Эта страна в своё время привлекла миллионы иммигрантов из царской России, которые ради неё отказались  следовать идеям сионизма.  Поэтому у современных израильтян при слове "западный" появляются ассоциации с тем же местом на карте мира, как и у их недалёких предков, и промежуточный период восточноевропейской "вестернизации" не смог этого изменить.

В этом вопросе есть ещё один любопытный момент. Несмотря на влияние Запада (Европы) на жизнь первых иммигрантов - сионистов, сами они старались не поддаваться общему процессу " вестернизации". В их идеологические планы входило создание настоящей еврейской культуры, не похожей на все остальные. Соответственно теоретически они отрицали саму идею использования западной культуры в качестве примера для подражания. Однако, им не всегда удавалось осуществить это на практике.

В отличие от своих предшественников, большая часть современного израильского общества считает, что Израиль во всём должен следовать примеру Америки, так как это пойдёт только на пользу государству.  

Параллельно с этим процессом шло угасание культуры коллективизма, возникшей в период расцвета сионистского движения. Главной ценностью в этой культуре было благополучие коллектива, общества и государства. Люди должны были трудиться во благо народа, а проявление личных интересов считалось дурным тоном. Стремление к личному комфорту и поощрение индивидуальных творческих способностей расценивались как нездоровый симптом; желания отдельного индивидуума рассматривались с позиции общественного блага. Поэтому, в том случае, если политики стремились получить государственную должность для удовлетворения собственных амбиций, это вызывало негативную реакцию общественности: по её мнению, единственной движущей силой, побуждающей политиков к деятельности, являются потребности коллектива, а примером идеального политика может служить Моисей.

 замечательном художественном фильме " Ноа в семнадцать" (1981) эта проблема спроецирована на израильское общество 50-х годов. Сюжет картины разворачивается на фоне идеологических изменений, имевших место в 50-х годах, когда поколение первопроходцев окончательно разочаровалось в некоторых принципах, руководивших их деятельностью на протяжении десятилетий. Главная героиня фильма, девушка Ноа, выросла в семье сионистов. В душе она большая " индивидуалистка", которой чужда общественная идеология коллективизма, разделяемая её товарищами по молодёжному сионистскому движению. Они говорят от имени коллектива, она - от своего имени; для них главное – долг, для неё - красота; слово " любовь" значит для них  любовь к стране, для неё – любовь к мужчине. В этом и заключается основная идея фильма – преимущество разумного индивидуализма над коллективизмом. Остаётся один вопрос, какой период в действительности имели в виду режиссёры, создавая картину: начало 50-х – время происхождения событий либо же начало 80-х – время снятия картины.

 Режиссёры  фильма " Блюз позднего лета", завоевавшего несколько призов на кинофестивалях, поднимают ту же проблему, но делают это иначе. В центре картины – группа израильских подростков, заканчивающих колледж в период изнуряющей войны с Египтом в 1970 году, унесшей жизни нескольких сотен человек.  Каждый из ребят по-своему воспринимает общественные ожидания и свои личные желания. В этом фильме анализируются взаимодействие личной и общественной сторон жизни человека и то, как каждый справляется с реальными и потенциальными противоречиями, возникающими между ними. Кроме того, наряду с всё возрастающей популярностью индивидуализма, израильское общество в конце 60-х годов  захватил процесс "американизации", что также нашло отражение в картине.

Таким образом, изменения, произошедшие в израильской культуре, были довольно существенными. И невольно возникает вопрос: как это произошло?  Каким образом Америке удалось занять  место Европы (точнее, Восточной Европы), если именно Европа для многих всегда ассоциировалась с Западом? Как случилось так, что Америка стала идеальной моделью для построения жизни в Израиле? Более того, каким образом произошёл переход от коллективной идеологии к индивидуализму?

Всегда очень трудно и даже, в какой-то степени, рискованно пытаться соотнести длинный и сложный процесс социальных изменений с конкретными датами. Тем не менее, можно сказать наверняка, что именно 1967 год явился переломным моментом в израильской культуре. Именно в этот период Израиль распахнул объятия перед реальной Америкой и Америкой воображаемой. Нужно сказать, что этот процесс начался ещё до войны, когда в Израиле стали показывать документальные  фильмы о том, как развлекаются американцы (дискотеки, танцевальные клубы и т.д.) Однако, война внесла свои изменения  в общий ход событий.

Прежде всего, последующий период экономического подъёма способствовал развитию в израильском обществе культуры потребителя: на рынке сбыта появилось больше продукции и вместе с этим увеличилось количество денежных средств на её приобретение. Более того, стимулирование потребительского интереса приобрело легитимный статус, что было особенно важным для общества, ранее относившимся к таким вопросам достаточно сдержанно. Народ привык тратить денежный бюджет на общественные нужды, а не на удовлетворение личных потребностей.  Появление новой продукции на потребительском рынке разогрело " аппетит" покупателей, тем более, что большая её часть была американского производства. Теперь не только новые товары, но и сама  культура потребителя вызывали у людей ассоциации с Америкой и Западом.

Параллельно с этим подобные изменения происходили и в молодёжной культуре, столь сильно отличающейся от культуры первопроходцев, в основе которой лежали принципы социализма и коллективизма. Среди молодёжи в большой степени начала проявляться тяга к индивидуализму, и это стало постепенно приниматься обществом, несмотря на многочисленные обвинения лидеров государства и " установителей общественной морали" в нездоровом характере наблюдающейся тенденции. Копируя американцев, израильские парни начали отращивать длинные волосы, а новый стиль одежды, ставший популярным среди молодёжи, позволял говорить о чувстве самолюбования, появившимся как у парней, так и у девушек. В жизнь молодёжи постепенно входили наркотики.  И, как уже было отмечено, все выше перечисленные моменты ассоциировалось с Западом и, главным образом, с Америкой.

Вполне вероятно, что произошедшие перемены были неизбежны в любом случае. Однако, в израильском обществе появились "посредники", благодаря которым их осуществление стало возможным. В первую очередь, речь идёт о группе евреев- волонтёров, прибывших в Израиль преимущественно из англоязычных государств  для работы в кибуцах и мошавим.  По окончании войны 1967 года они буквально наводнили страну, и их влияние распространилось на все сферы общественной жизни и деятельности.  Эти люди представляли собой своеобразное сочетание старого и нового. С одной стороны, у них было сильно развито чувство принадлежности к еврейскому народу, и они являлись убеждёнными сионистами.  По этой причине они и приехали в Израиль, желая стать частью общества, главной целью которого была забота о коллективе.  Вместе с тем, все они были, в какой-то степени индивидуалистами, воспитанными в традициях западной культуры. Об этом свидетельствовал их внешний вид и манера одеваться.  Поэтому, можно сказать, что прибывшие волонтёры являлись живым воплощением Запада.

Старшее поколение восприняло их приезд с радостью. Несмотря на то, что эти люди приехали из стран Диаспоры, они больше не олицетворяли собой идею Галута, против которой выступал сионизм. Они не были похожи на евреев Восточной Европы, которых так красноречиво порицали  в своих произведениях Бялик и другие писатели. Это были молодые свободные евреи, живущие в Диаспоре и чувствующие себя там очень комфортно, но вместе с тем, не утратившие связь с Израилем и  сионизмом и не разучившиеся мечтать. Некоторые их поступки могли показаться странными, но, в целом, влияние этой группы на жизнь общества расценивалось старшим поколением как позитивное. Что касается израильской молодёжи, то она была рада приезду волонтёров по совершенно противоположным причинам: они были "крутыми", носили длинные волосы и слушали рок-музыку. Таким образом, позитивное отношение израильского общества  к прибытию нескольких тысяч молодых людей с Запада, сформировавшееся вследствие  различных причин, способствовало тому, что очень скоро они стали так называемыми " вестниками перемен".

Влияние волонтёров–  а в их лице и  всего западного мира – на жизнь израильского общества  было очень значительным. Они являлись олицетворением идеи "свободы от" и "свободы для", уже долгое время готовой воплотиться в реальность. Израильская  молодёжь была счастлива вырваться за рамки,  установленные "пуританским" истеблишментом,  делавшим акцент на таких понятиях как " долг" и "обязанность".  Постепенно молодые люди стали понимать, что между высокими идеалами сионистского общества и реальным поведением некоторых его представителей существует огромная разница. И очень часто отдельные индивидуумы под маской высоких фраз стараются скрыть собственную жадность и  корыстолюбие. Только спустя десять лет эта проблема вышла наружу, и правление Рабочей Партии, после долгого периода властвования, было окончательно дискредитировано. Однако, первые семена грядущих перемен были посеяны именно волонтёрами.

Вторым ключевым событием, приблизившим начало изменений, явилось появление в Израиле в 1968 году телевидения, благодаря которому стала возможной визуальная подача информации о жизни на Западе. В своё время кинематограф сыграл важную роль в формировании коллективного самосознания у светского населения, тем не менее, влияние телевидения было сильнее: передачи, транслируемые по телевидению, можно было смотреть по ночам; оно давало возможность человеку остаться один на один со своими фантазиями.

Прошло не одно десятилетие прежде, чем телевидение смогло освободиться от влияния истеблишмента, благодаря которому оно появилось в Израиле. Это происходило постепенно: вначале чёрно-белое,  затем цветное; вначале один канал, затем - два, и так до появления кабельного телевидения.  Мимолётные зарисовки из жизни Запада сменились полным изображением картины: Америка, представленная израильским зрителям на экранах их телевизоров, казалась чрезвычайно привлекательной по сравнению с рутиной, окружающей их в Израиле. Одновременно с увеличением количества телеканалов израильскому населению открывался мир коммерческой рекламы, ещё более чарующий благодаря своей визуальной утончённости.

Тенденция к индивидуализму, возникшая в большой степени под влиянием американской культуры, постепенно проникла во все сферы жизни и деятельности общества, и в связи с этим практически невозможно выделить отдельных, наиболее ярких её представителей. Любая попытка сделать это завершилось бы составлением длинных списков, включающих имена представителей различных творческих дисциплин. И, тем не менее, мы всё же уделим внимание одному фильму, одной песне и одному писателю.

Имя этого писателя – замечательного толкователя самых укромных уголков израильской жизни и знатока израильской психологии -  Этгар Керет.  В своих оригинальных рассказах, часто напоминающих притчи, Керет рисует эпизоды из  жизни израильтян, имеющие универсальный характер.

Что касается песни, то речь идёт о новой интерпретации прекрасной песни Наума Хеймана "Кмо Цемах Бар" в исполнении его дочери Си. Несколько раньше эта песня звучала совершенно потрясающе и трогательно в исполнении замечательной израильской певицы Хавы Альберштейн. Тем не менее, Си Хейман, представительница нового поколения, придала чудесной мелодии задушевный блюзовый характер. Разница между двумя вариантами одной песни может сказать многое  об изменениях, произошедших в израильском обществе за одно поколение.

И, наконец, пару слов о фильме.Это относительно новая картина под названием " Сломанные крылья" уже завоевала призы кинофестивалей и  является одной из лучших в израильском  кинематографе.В центре картины семья, пережившая большое горе - смерть отца и мужа.И самое главное, что он не погибает в боевом сражении или при выполнении задачи "национальной" важности.Причина его смерти гораздо более " земная" – он умирает от укуса пчелы.Внимание создателей фильма сосредоточено на  скучной монотонной жизни простых людей в большом городе, в данном случае, Хайфе.Эта картина уникальна тем, что, анализируя взаимоотношения между людьми, потребность каждого любить и быть любимым, желание вести нормальную жизнь в условиях жёсткой социальной действительности, она, с одной стороны, отражает проблемы израильского общества, а с другой – проблемы, возникающие в обществе любого другого государства.

Таким образом, всё выше описанное символизирует новый Израиль, в котором Америка с её индивидуализмом заменила прежние ценности и идеалы.

(окончание следует)

http://www.jewishagency.org/JewishA.../Jewish+History

Серия сообщений "ЗАМЕТКИ О КУЛЬТУРЕ; ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ; ИСТОРИЯ ЕВРЕЙ":
Часть 1 - КНИГА 1. СТИВ ЭСРАЭЛЬ: ЗАМЕТКИ ОБ ИЗРАИЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЕ; СОДЕРЖАНИЕ
Часть 2 - 1. ВВЕДЕНИЕ
...
Часть 13 - 12. КТО ТАКИЕ АРАБЫ И КТО ТАКИЕ ИЗРАИЛЬСКИЕ АРАБЫ
Часть 14 - 13. ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ: ИЕНЯЮЩАЯСЯ РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ
Часть 15 - 14. ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ И ЗАКАТ КУЛЬТУРЫ КОЛЛЕКТИВИЗМА
Часть 16 - 15. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ИЗРАИЛЬ И ЕГО КУЛЬТУРА
Часть 17 - КНИГА 2. ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ ЕВРЕЕВ; СОДЕРЖАНИЕ
...
Часть 37 - ГЛАВА 9: ПРАВО ЕВРЕЕВ НА СТРАНУ ИЗРАИЛЯ
Часть 38 - ГЛАВА 10: ЭМАНСИПАЦИЯ
Часть 39 - ГЛАВА 11: НОВЫЙ АНТИСЕМИТИЗМ И СИОНИЗМ


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку