-Рубрики

 -Цитатник

ДИМА МОТЕЛЬ: ПРОВЕРКА НА ЕВРЕЙСТВО - ИСТОРИЯ УНИЖЕНИЙ - (1)

16.02.2015 Дима и Шломит Несколько лет назад я предложил  ...

ХАИМ АККЕРМАН: ПЕСАХ. СМЫСЛ ПЕСАХА ИЛИ О ЧЁМ ДУМАТЬ В ЛЕЙЛ А СЕДЕР - (0)

Этот материал содержит некоторые малоизвестные (или почти не известные), но - важные вещи о поряд...

ИЗРАИЛЬ НА ФОТО 1820-1920 ГГ. - (1)

В детстве мне, как и многим, хотелось чтобы «машина времени» из фантастических книжек...

КОФЕ ПО-ЕВРЕЙСКИ - (0)

О чем думает неискушенный человек, которому предлагают выпить чашечку кофе? Он вполне может...

ИЗРАИЛЬ ЗАЙДМАН: ООН ОБЪЯВИЛА 2014 ГОД, ГОДОМ НЕНАВИСТИ К ЕВРЕЙСКОМУ НАРОДУ - (1)

26 ноября 2013 г. Интернет разнес весть: по случаю празднования Международного дня солидарности с...

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) Неизвестная_Планета Наш_Израиль Царство_Кулинарии Kelli_Li Our_Ukraine -HochuVseZnat-
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Kelli_Li Our_Ukraine

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.09.2013
Записей: 2701
Комментариев: 458
Написано: 3983


БАР-МИТЦВА

Суббота, 23 Ноября 2013 г. 23:30 + в цитатник

Разные люди достигают зрелости в разном возрасте. Существуют также разные виды зрелости: человек может быть физически взрослым, а эмоционально – нет, или наоборот. Еврейская традиция определяет зрелость как способность нести ответственность за свои поступки. Праздник, которым отмечается день религиозного совершеннолетия мужчины - 13-летия называется Бар-мицва.

БАР-МИЦВА - "сын заповеди" - мальчик (юноша), достигший возраста физического и духовного совершеннолетия — 13 лет — и обязанный с этого момента нести ответственность перед Богом за свои поступки (ранее за него отвечали родители), а также выполнять все заповеди Торы и предписания еврейской религиозной традиции. Первым, кто употребил термин "бар-мицва", был Мордехай бен Гиллель, ученый из Германии (13 в.), автор комментариев к Талмуду.


Тфилин

Одна из заповедей, которую начинают выполнять по достижении возраста Бар-мицвы – это заповедь накладывать тфилин. Заповедь накладывать тфилин начинают исполнять только с возраста Бар-мицвы. При этом остальные заповеди начинают исполнять с самого маленького возраста, даже поститься начинают раньше, чем в 13 лет. С чем это связано? Дело в том, что, по закону, человек, надевший тфилин, должен быть сосредоточен на нем и не должен отвлекаться на повседневные мысли. Считается, что способность сосредоточиться появляется у ребенка именно в этом возрасте. Это предполагает способность осознанно сделать свой выбор. Такая способность также появляется к возрасту бар-мицвы.

Что такое тфилин?
Источником заповеди накладывания тфилин являются следующие четыре отрывка из Торы:

«И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь сделал со мною, когда я вышел из Египта. 9 И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы закон Господень был в устах твоих, ибо рукою крепкою вывел тебя Господь из Египта».
(Исх.13:8–9)



«И когда после спросит тебя сын твой, говоря: что это? то скажи ему: рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства; ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, — посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца [из] сынов моих выкупаю; и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими, ибо рукою крепкою Господь вывел нас из Египта». (Исх.13:14–16)
«Да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём... и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими». (Втор.6:6–8)
«Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими; и учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь» (Втор.11:18–19)
Эти четыре отрывка пишутся на особым образом обработанной коже кошерного животного. Специальные коробочки, в которых содержатся эти отрывки, и называются тфилин. Тфилин состоят из двух главных частей: тфилин шель рош (его накладывают на голову) и тфилин шель яд (его накладывают на левую руку). Каждый из них состоит из байт (дом), маленькой черной коробочки, в которой и содержатся отрывки из Торы, и рецуот – прикрепленных к байт ремней. В Торе тфилин называются «знаком» в том смысле, что символизируют собой всю Тору, выражают ее главные идеи и принципы; и действительно, четыре отрывка из Торы, которые пишутся на пергаменте и вкладываются в тфилин, говорят, к примеру, о единстве Бога, признании царства небес, об Исходе из Египта...

И потому сказано в Мидраше (аллегорическом толковании Священного Писания):
Сказал народ Израиля: «Господин мира, рады мы изучать Тору днем и ночью, но нет у нас возможности». Сказал им Святой, Благословен Он: «Исполняйте заповедь тфилин, и Я засчитаю вам, как если бы вы проводили все время в изучении Торы».
Тфилин – символ неразрывной связи между народом Израиля и Богом. О тфилин сказано: «повяжите их»; то есть еврей, повязывая тфилин, «привязывает» себя к Богу и подчиняет себя Его власти. Поэтому тфилин повязывают на левую руку, так, чтобы они оказались напротив сердца – источника чувств, и на голову – вместилище разума.

Порядок надевания тфилин

Перед тем, как надеть тфилин, произносят благословение. 

Барух ата Адо-най Эло-эйну мелех аолам ашер кидшану бемицвотав вецивану легониах тфилин.
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам надевать тфилин.

Произносить благословение и накладывать тфилин следует стоя; после произнесения благословения до окончания надевания тфилин, нельзя отвлекаться и разговаривать. Тфилин не накладывают в субботу и праздники, заповеданные Торой.


Алия ла Тора – Восхождение к Торе
По понедельникам, четвергам, субботам и в некоторые праздники, в синагогальную службу включают публичное чтение свитка Торы. Сам свиток читает специально обученный для этого человек (Бааль-криа), но делает он это от имени тех, кого вызвали к Торе. К Торе, как правило, вызывают самых уважаемых и достойных членов общины, но также и тех, в жизни которых происходят важные перемены, такие, как свадьба, рождение ребенка или вступление в возраст Бар-мицвы. От имени мальчика, вступившего в возраст Бар-мицвы, удостаиваются услышать слова святой Торы все присутствующие; тем самым подчеркивается, что этот мальчик стал полноправным членом общины. Его восхождение к Торе в день празднования Бар-мицвы символизирует то, что отныне Тора обращена непосредственно к нему, и исполнение всех ее законов – его обязанность.


Порядок восхождения к Торе
Вызванный к Торе подходит к ней и раскрывает свиток, держась за рукоятки деревянных стержней, на которые тот намотан. Ему показывают начало и конец отрывка, который будут читать; он прикасается кистью талита к свитку в начале и в конце читаемого отрывка и целует ее, потом сворачивает свиток и произносит, склонившись:
Барху эт Адонай амэворах Благословите Г-спода благословенного!
Община отвечает:


Барух Адонай амэворах лэолам ваэд
Благословен Г-сподь благословенный во веки веков!
Вызванный к Торе повторяет ответ общины и после этого произносит браху:



Барух ата Адонай элохэйну мэлех аолам ашер бахар бану миколь аамим вэнатан лану эт торато. Барух ата Адонай нотэн атора.
Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, избравший нас из среды народов и даровавший нам Свою Тору. Благословен Ты, Г-сподь, дающий Тору!

После того как отрывок прочитан, вызванный к Торе прикасается кистью талита к месту, где кончается отрывок, затем к месту, где он начинается, целует кисть, сворачивает свиток и произносит заключительную браху:

Барух ата Адо-най эло-эйну мэлех аолам ашер натан лану торат эмэт вэхайей олам ната бэтохэйну. Барух ата Адо-най нотэн атора.
Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, давший нам истинную Тору и даровавший нам вечную жизнь. Благословен Ты, Г-сподь, дающий Тору!

После того как мальчик произнесет заключительные благословения, принято осыпать его дождем из конфет и орехов. Так же чествуют приглашенного к Торе жениха: мальчик в день бар-мицвы подобен жениху накануне свадьбы; его и называют хатан бар-мицва – «жених бар-мицвы», поскольку это событие в жизни человека не менее важно, чем свадьба.


Благословение отца «Барух шептарани»
Обычно отец стоит рядом с сыном, когда тот первый раз восходит к Торе. После того как сын заканчивает благословение после чтения Торы, отец произносит благословение Барух шептарани: Барух ата Адо-най эло-эйну мэлэъ аолам шептарани мэонэш алазэ. Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, владыка вселенной, освободивший меня от ответственности за него.

До того времени, как дети достигли совершеннолетия, родители несли полную ответственность за все их прегрешения. С 13 лет мальчик становится взрослым и уже сам несет ответственность за все свои поступки. Теперь он обязан выполнять все заповеди Торы, его могут наравне со всеми мужчинами вызывать к чтению Торы, он становится полноправным участником миньяна.

Трапеза в честь праздника – Сеудат мицва
Существует обычай устраивать праздничную трапезу, чтобы отметить важные события или выполнение некоторых мицвот. Такая трапеза называется сеудат мицва, потому что участвовать в ней - заповедь. Сеудат мицва устраивают и по случаю бар-мицвы – либо в день бар-мицвы, либо в день восхождения к Торе.



Драша 



Существует обычай, что во время сеудат мицва виновник торжества произносит драшу – рассуждение о Торе. Драша обычно посвящается теме бар-мицвы и строится на основе текста Талмуда или недельной главы Торы. Произнося драшу, ребенок демонстрирует всем присутствующим свою взрослость, разумность и готовность осознанно относиться к своим поступкам.



«…И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник» (Лук.2:42)
«Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; 
все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лук.2:46,47)
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». (Матф.5:17)

 

Источник: Энциклопедия Кольера , сайи www.jewishpetersburg.ru

Ольга Слизина

 

Серия сообщений "ЕВРЕЙСКИЕ ТРАДИЦИИ":
Часть 1 - ТРАДИЦИИ
Часть 2 - МЕЗУЗА - ИСПОЛНЕНИЕ ЗАПОВЕДИ
...
Часть 4 - ТРАДИЦИИ ПУРИМА
Часть 5 - УСТРОЙСТВО СИНАГОГИ
Часть 6 - БАР-МИТЦВА
Часть 7 - КАШРУТ
Часть 8 - ОСОБЕННОСТИ ЕВРЕЙСКОГО КАЛЕНДАРЯ
...
Часть 28 - ШОЛЕМ ЛУГОВ - МЕЗУЗА
Часть 29 - ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ
Часть 30 - АНАСТАСИЯ КРАСНОШТЕЙН: О ХОРОШИХ МАНЕРАХ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку