Обложка альбома
«Ангелофрения» — пятый альбом фолк-рок-группы «Мельница». Презентация альбома прошла в клубе «Арена». Концерт из клуба транслировался в прямом эфире с помощью сервиса Youtube.
Планировалось дорогое издание альбома с бонус-треками: сначала это должны были быть песни «Неукротимое племя» и «Призрачные кони», затем песня группы «Кино» «Дождь для нас». В итоге было решено вместо переиздания «Ангелофрении» сделать рождественский мини-альбом «Радость моя», релиз которого состоялся 11 января 2013 года.
Новый альбом группы «Мельница» «Ангелофрения» - это десять концептуальных треков, ни один из которых не может существовать без другого. Нельзя сказать, что это однозначно роковый или однозначно фолковый альбом. В нем нет не только жанровых рамок, но и установки в плане текстов. Можно сказать, что в основе материала лежит деконструкция системы «новой музыки древнего мира» и сборка этой системы заново. Жизнь в древнем мире продолжается под новую музыку, но только баланс стал еще ярче и сложнее. Здесь есть воинственные ангелы и неперелетные птицы, небесные кошки и гуси-лебеди, блудницы и контрабандисты, созвездие Возницы и цеппелины, Мемфис и Москва, Элвис и Меркурий. Это нынешний мир «Мельницы». Ангелофрения - история болезни, как она есть, и ничего лишнего.
Само звучание группы в процессе создания аранжировок для каждой из композиций альбома подверглось деконструкции, никаких границ, никаких флажков, за которые не могла бы зайти «Мельница». В его создании принимал участие профессиональный аранжировщик Александр Самойлов, с которым группа смогла довести то, что было намечено в абрисе каждой песни, до реального музыкального воплощения. В «Ангелофрении» есть не только телесная плотность, жир, тяжесть ритм-секции и гитар, но и воздух, пространство струнных, духовых и перкуссии. Можно с уверенностью сказать, что каждый из музыкантов в процессе работы над данной пластинкой поднялся на следующую ступеньку своего собственного профессионального уровня.
Новый альбом «Ангелофрения» - это не только внутренний мир сегодняшней «Мельницы», но и сердце, полное любви к своим слушателям.Пятый номерной альбом группы, 2012 год.
Презентация альбома состоялась 28 апреля 2012 г. в клубе "Arena Moscow", г. Москва. (обсуждение концерта)
В день презентации был открыт официальный канал на YouTube, по которому шла прямая трансляция концерта в Арене.
Над альбомом работали:
группа "Мельница"
Наталья О`Шей (Хелависа) - вокал, бэк-вокал, акустическая кельтская арфа, электрическая кельтская арфа
Алексей Орлов - электрическая виолончель, акустическая виолончель, струнные
Дмитрий Фролов - барабаны, перкуссия
Сергей Заславский - флейта, саксофон, вислы, аккордеон, хулуси, жалейка
Сергей Вишняков - гитары
Алексей Кожанов - бас-гитара
Алексей Сапков - директор группы
Сессионные музыканты:
Оскар Чунтонов (гр. Татьяны Зыкиной) - клавишные
Александр Дитковский («Квартал», "Оркестр Креольского танго", "Машина времени", джаз-квинтет «Эдельвейс») - труба (трек "Контрабанда")
В записи трека "Баллада о борьбе" принимали участие:
Александр Бочагов — гитара;
Алексей Кравцов — барабаны;
Петр Дольский — бас-гитара;
Сона Азарян, Ольга Солнцева, Ольга Дзержинская, Диана Збужинская, Анастасия Якушина, Светлана Жемчужина — скрипки;
Денис Калинский, Петр Суракин — виолончели.
Записано и сведено на студии «Параметрика».
Денис Юровский, Владимир Воронцов — звукорежиссеры
Сергей Большаков — сведение
засл. артист РФ Александр Самойлов — саундпродюсер
Аранжировки:
группа "Мельница" и Александр Самойлов (все, кроме "Баллады о борьбе")
Евгений Панков ("Баллада о борьбе")
Ирина Рукавишникова — иллюстрация с ангелами
Денис Изотов — дизайн
Группа "Мельница благодарит:
Наталья О'Шей: своих родителей, мужа и детей, Мегги Салливан, Ольгу Лишину, Ивана Малютина, Les Harpes Camac.
Алексей Орлов: Л.Б.Евграфову, родителей, жену.
Дмитрий Фролов: фирму Paiste Cymbals, лично Meelis Kasepalu.
Сергей Вишняков: фирмы Furch, Gibson и Fender, магазины «Муздеталь» и «10 струн».
Алексей Сапков: Алексея Козина, Витю Лягушкина, Сергея Седых, родителей, Ваню Сапкова за дружбу, помощь и поддержку.
Приглашённые музыканты
Александр Дитковский — труба, аранжировки (кроме 11)
Александр Бочагов — гитара (11)
Алексей Кравцов — барабаны (11)
Пётр Дольский — бас-гитара (11)
Соня Азарян, Ольга Солнцева, Ольга Дзержинская, Диана Збужинская, Анастасия Якушина, Светлана Жемчужина — скрипки (11)
Денис Калинский, Пётр Суракин — виолончели (11)
Александр Самойлов — аранжировки (кроме 11)
Денис Юровский, Владимир Воронцов — звукорежиссёры
Сергей Большаков — сведение
Александр Самойлов — продюсер
Ирина Рукавишникова — иллюстрации с ангелами
Денис Изотов — дизайн
Песни с альбома Ангелофрения
"Я вообще очень люблю больших кошек, у меня даже на аватарке в ЖЖ снежный барс."
Одной крови
Музыка: Хелависа
Текст: Хелависа, Иван Малютин
Эта песня была написана Натальей после поездки к братьям Аскольду и Эдгарду Запашным. Там Хелависа увидела, как братья живут со своими животными и друг с другом, после чего песня и была написана.
Хелависа: "Я вообще очень люблю больших кошек, у меня даже на аватарке в ЖЖ снежный барс. Я поддерживаю WWF, конкретно их программы по защите дальневосточного и переднеазиатского леопардов и снежных барсов. И даже странно как-то было, что при этом у "Мельницы" не было ни одной песни о кошках, какие-то сплошные птицы, лошади и волки в текстах. Как всегда, вдохновение редко приходит без внешней причины, и в данном случае оно пришло вместе с двумя чудесными парнями - братьями Запашными. Когда я увидела "изнутри", как они живут друг с другом и со своими зверями, мне стало ясно, что это магия, построенная на абсолютной честности, что кошки не терпят вранья, и что, опять же, мое любимое оборотничество должно присутствовать в песне. Вот и получился такой позитивный блюз о зверях и их людях, в котором я даже позволила себе сыграть арфовое соло, а в аранжировке прозвучал небольшой привет нашему любимому Эндрю Ллойду Уэбберу."
Песня имеет отсылку к жанру блюз-рок. В ней Хелависа сыграла арфовое соло.
Там за третьим перекрестком,
И оттуда строго к югу,
Всадник с золотою саблей
В травы густо сеет звезды.
Мельница - Дороги
Чем молодой месяц не золотая сабля небесного всадника?
Дороги
Музыка: Хелависа
Текст: Хелависа, Ольга Лишина
Хелависа написала эту песню в Нью-Йорке весной 2010 года. Певица говорит, что она сделала припевы, а куплеты написала её соавтор Ольга Лишина. В песне упомянуто извержение вулкана Эйяфьядлайёкюдль, которое не могло не сказаться на путешествиях людей. Хелависа также сказала, что за основу в этой песне было решено взять жанр кантри и подчеркнуть его игрой аккордеона.
Хелависа: "У всех авторов есть города или прочие места, где им особенно хорошо пишется. У меня такое место - Нью-Йорк, Манхэттен. Три раза я была там и каждый раз привозила по свежей песне, и вот в последний раз, весной 2010 года, там написались "Дороги". Текст куплетов пришел от дорогого моего соавтора Ольги Лишиной, а припевы сделала я. Извержение вулкана в Исландии, отразившееся на путешествиях многих людей той весной, в том числе и на моих, не могло не быть упомянуто в песне, так что герои "Дорог", потенциальные ангелы, тоже страдают от зависшего в воздухе пепла.
Я хотела, чтобы этот трек был с одной стороны тонкой отсылкой к нашей самой первой песне, "Дороге Сна", а с другой, чтобы его аранжировка отражала наше современное звучание. Поэтому жанр кантри, на который как раз намекала еще "Дорога Сна", мы решили взять в этом треке за основу и подчеркнуть это, в числе прочего, использованием аккордеона."
20 апреля состоялась премьера песни на Нашем радио. Затем «Дороги» попали в хит-парад Чартова дюжина и, продержавшись в чарте в общей сложности 13 недель, дошли до первого места. По итогам 2012 года в итоговом хит-параде песня заняла 9 место.
На песню был снят клип в жанре «road movie» (рус. дорожное видео), где себя могут увидеть поклонники группы из Ижевска. В конце декабря 2012 года клип появился на Youtube.
Неперелётная
Музыка: Хелависа
Текст: Хелависа, Ольга Лишина
Именно с этой песни началась запись альбома. Хелависа говорит, что вдохновение у неё появилось только через полтора года после рождения дочери Нины Катрины. Не обошлось без «волшебного пинка» от поэтессы Ольги Лишиной — фразы «Ты моя птица неперелётная». Вокруг этой фразы был построен арфовый рифф и возникла основная тема. В песне Сергей Заславский играет на инструменте, называемом хулуси (китайская волынка), имеющем грустный нежный голос.
Хелависа: "С этой песни все и началось - все, то есть написание треков альбома в жанре "только успевай записывать". У меня был довольно долгий период творческого молчания, связанный с первой беременностью и рождением Нины, вдохновение по-настоящему включилось только года через полтора после родов, и включилось оно как раз на "Неперелетной". Конечно, не обошлось без волшебного пинка от замечательной Ольги Лишиной, которая снабдила меня магической фразой "ты моя птица неперелетная", вокруг которой построился арфовый рифф и возникла основная тема. А вся песня продолжилась вокруг впечатлений от поездки в Новую Зеландию, страну птиц, которая случилась аж за два года до того. "Неперелетная" - одна из тех песен пластинки, которая хотя бы более-менее похожа на то творчество "Мельницы", к которому поклонники привыкли, поскольку на ней солируют арфа и флейты, но и сюда мы ухитрились запихать сложную драйвовую ритм-секцию. Кстати, в этом треке Сергей Заславский играет на очень необычном инструменте - китайской волынке хулуси. У хулуси такой грустный нежный голос, что она идеально подошла к песне."
Контрабанда
Музыка: Хелависа
Текст: Хелависа
Хелависа написала эту песню ещё в 2006 году, прочитав книгу Артуро Переса-Реверте «Королева Юга», но тогда этот трек отправился в «загашник». Потом был период регги-Контрабанды, когда трек исполнялся на «хелависниках» — сольных концертах певицы. Наталья хотела поставить эту песню в третью, в четвёртую пластинку — не получалось. «Контрабанда» не укладывалась ни в концепцию, ни в саунд обоих альбомов. В итоге было решено дать песне отсылку к жанру «раггатон». В ноябре 2012 года на песню был снят клип.
Хелависа: "Наверное, ни одна песня, написанная мною уже во время работы в "Мельнице", не ждала своего часа так долго, как эта - я написала ее еще в 2006 году! Для тогдашнего нашего состава было вообще неясно, как, чем и, главное, зачем такое играть, посему трек отправился в загашник на несколько лет. Потом был период регги-Контрабанды, которая звучала на концертах, но было понятно, что это не то, как песня должна звучать в записи, тем более что в концепции и саунд предыдущих пластинок она не укладывалась совсем. В итоге сейчас мы вернулись к латинскому ритму, а точнее попытались дать отсылку к очаровательному жанру "рагатон", и наконец-то в концепцию "Ангелофрении" песня улеглась идеально.
Писала я ее, конечно, под большим влиянием от первого прочтения "Королевы Юга" Артуро Переса-Реверте - это одна из моих любимых книжек, с тех пор я перечитывала ее уже раз пять... Так что теперь могу дать указание - "Королеву Юга" рекомендуется читать под саундтрек из нашей песни "Контрабанда"!"
С 25 января 2013 года «Контрабанда» находится в хит-параде Чартова дюжина, там песня дошла до 1 места.
Река
Музыка: Хелависа
Текст: Хелависа
Эта песня появилась, когда Хелависа бегала в парке, чем объясняется её странный ритм 11/8. Арфовое соло, которое солистка играет в песне, должно «ещё больше дезориентировать слушателя», так как оно не соответствует реальному размеру песни. На альбоме «Река» выполняет функции мрачной баллады, достигаемые звучанием тяжёлой роковой ритм-секции, арфы и жалейки.
Хелависа: "Я очень люблю ходить и бегать - в одиночестве по парку, а еще больше люблю писать при этом песни. Они получаются со странными, но динамичными ритмами, вот как этот трек, чей размер 11/8 поначалу свел с ума всю команду, в том числе и меня. Причем основная арфовая тема содержит акценты, совершенно не соответствующие реальному размеру песни, что должно еще больше дезориентировать слушателя.
Вообще в каждой пластинке должна быть мощная баллада, или даже лучше две - мрачная и светлая. Вот "Река" выполняет в "Ангелофрении" функцию тяжелой мрачной баллады, в которой почему-то одновременно играют тяжелая роковая ритм-секция, ирландская арфа и русская жалейка - типичный мельничный винегрет."
Гори, Москва!
Текст: Хелависа, Иван Малютин
Музыка: Хелависа
Песня появилась в Женеве в августе 2010 года, когда Хелависа читала роман Феликса Максимова «Кавалер, или Духов День». Трек является самым жёстким на альбоме, так как Наталья вложила в песню свои «нехорошие шизофренические галлюцинации». В записи песни приходилось делать большие перерывы: Хелависа играла с вокализацией, исполняя куплеты народным вокалом, припев — эстрадным, и приходилось переводить весь голосовой аппарат в другую позицию.
Хелависа: "В августе 2010 вокруг Москвы горели леса, мои родные задыхались на своем Юго-Западе, а я сидела в Женеве и по третьему разу перечитывала совершенно сумасшедший роман Феликса Максимова "Кавалер, или Духов День". И такая это страшная и прекрасная в своем ужасе книга, и так она соответствует моим собственным нехорошим шизофреническим галлюцинациям, которые одолевают каждую осень, что было необходимо вылить все эти идеи в песне, избавиться от них, чтобы не мучили. Вот и получилась с виду нарочито русская-народная, а на самом деле очень жесткая "Гори-Москва", где опять же очень помог Иван Малютин с прекрасным словом "околица".
С точки зрения аранжировки это самая жесткая песня пластинки, даже хозяин барабанов Дмитрий Фролов это отмечает - а он любит постучать! А я на записи поиграла с вокализацией, записала все куплеты народным вокалом, а припевы эстрадным, для чего пришлось сделать большой перерыв в записи, чтобы переставить весь голосовой аппарат в другую позицию."
Не успеваю
Текст: Хелависа, Иван Малютин
Музыка: Хелависа
Эта песня является светлой балладой в альбоме, где появляются арфы, руны, вертолёт, цеппелин. Хелависа рассказала, что общается с юной арфисткой Мегги из Чикаго, умирающей от лейкемии. Эта дружба была удивительной: Наталья и Мегги каждый вечер разговаривали посредством почты. Любимой группой девочки была Led Zeppelin. Сначала Хелависа написала «Чёрную овечку» — песню для Мегги, а затем «Не успеваю» — уже для себя.
Хелависа: "Надо сказать, что большинство песен этого цикла я по ходу написания транслировала своей новой подруге Мегги из Чикаго, юной арфистке с ирландскими и грузинскими корнями. Не буду вдаваться в детали этой удивительной дружбы (они есть в моем блоге), но факт тот, что человечек мне был очень дорог, и я почти каждый вечер болтала с ней посредством почты, делала подстрочники новых текстов, даже давала слушать сырые демо-версии с репетиций... А Мегги умирала от лейкемии, и времени у нас почти не было. Сначала я написала "Черную Овечку" - для нее, а потом "Не успеваю" - скорее для себя.
Эта песня в альбоме занимает позицию "светлой баллады", в ее куплетах довольно традиционная кельтская гармония, но припевы и проигрыши я хотела сделать максимально роковыми и наконец поблагодарить таким образом свою любимую группу Queen. А в тексте, помимо арф и рун, появились вертолет и цеппелин - потому что любимой группой Мегги были Led Zeppelin."
Поезд на Мемфис
Текст: Хелависа
Музыка: Хелависа
Хелависа всегда хотела написать песню про поезд, и весной 2010 года появился «Поезд на Мемфис», где появляются Элвис Пресли и Фредди Меркьюри. Также на создание песни повлиял цикл Стивена Кинга «Тёмная башня», откуда Наталья перечитывала избранные места. Песня тяготеет к жанру рок-н-ролл. Музыкантам группы пришлось повысить свой уровень мастерства, чтобы исполнить этот трек (Сергей Вишняков освоил игру слайдом, Алексей Орлов научился изображать виолончелью духовые).
<iframe width="853" height="480" src="//www.youtube.com/embed/fCMSgPF8pUA" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>
Хелависа: "Начала писать в Нью-Йорке, доделала в Женеве, причем был такой сумасшедший драйв вдохновения, что мне не мешал играть даже параллельно дергающий струны гитары ребенок. Почему-то весной 2010 года я была одновременно очарована ангелами, птицами, кошками и Элвисом (помимо него, в песне появляется и Фредди, ибо им я очарована по жизни). И еще я в очередной раз перечитала избранные места из цикла "Темная Башня" Стивена Кинга и вспомнила, что всегда хотела написать песню про поезд. Естественно, что все эти исходные данные - поезд, Элвис, Стивен Кинг - должны были в итоге дать классический рок, ну, собственно, он и получился, даже сочинился вполне аутентичный гитарный ход, хотя я на гитаре и не особо умею играть. Как обычно бывает с хорошими песнями, музыкантам приходится повысить уровень мастерства для того, чтобы их исполнить. Сергей Вишняков, например, для этого трека освоил игру слайдом, а Алексей Орлов научился изображать виолончелью духовые."
Что ты знаешь
Текст: Хелависа, Ольга Лишина
Музыка: Хелависа
Строчка «что ты знаешь?» для этой песни пришла из давнего текста Ольги Лишиной, навеянного романом «Имя розы», и затем появилась сама песня. Хелависа сказала, что всегда хотела продолжить историю, начатую в песне «Кувшин» из четвёртой пластинки.
Хелависа: "Это еще один опус наш с Ольгой Лишиной. Мы как-то на пару читали современный британский готический детектив "Время Ведьм" - то, что с первой страницы было понятно, кто убийца, наслаждению текстом не помешало. И вот у Ольги родился некий текст, который был полон отсылок на роман, очень интересен, но совершенно непонятен никому, кроме нас двоих. Тем не менее, я на тот текст написала музыку, но показывать песню никому не стала... пока не сообразила, что на самом деле мне хочется продолжить историю, начатую в песне "Кувшин" на пластинке "Дикие Травы", и тогда вспомнился совсем давний Ольгин текст, навеянный, в свою очередь, великим романом "Имя Розы", а из того текста и пришла строчка "что ты знаешь?", и таким вот сложным образом соткалась песня. Если в "Кувшине" была романтичная и нежная Магдалина, то в этом треке она ироничная и даже циничная, но все еще влюбленная.
Аранжировка построилась вокруг басового риффа в припеве, предложенного Алексеем Кожановым, а наш аранжировщик Александр Самойлов предложил Сергею Заславскому использовать и саксофон."
Ангел
Текст: Хелависа, Иван Малютин, Ольга Лишина
Музыка: Хелависа
Наталья сказала, что текст песни родился из строчки «У изголовья сердце уловит вкрадчивый шаг», присланной ей поэтом Иваном Малютиным. Однажды один друг назвал Хелавису «ангелом на полставки», и Наталья пыталась понять, как построить вокруг этой фразы песню. Хелависа назвала эту песню совершенно «немельничной» и посчитала это плюсом.
Хелависа: "Одна из определяющих для альбома песен - совершенно "немельничная", что я в данном случае считаю плюсом. Тема "ангела на полставки" давным-давно крутилась у меня в голове, с тех пор как кто-то из друзей так назвал меня саму, но я никак не могла понять, как же построить вокруг нее песню, пока мой друг, поэт и соавтор Иван Малютин не прислал мне набросок первых строк: "У изголовья сердце уловит вкрадчивый шаг..." - и в этих строках был и гипнотический ритм 5/4, и намек на оборотническую тему, которая меня всегда завораживала, и все стало кристально ясно, и я принялась писать. Ольга Лишина снабдила текст бесценным образом автозаправки, созвездие Возничего превратилось в созвездие Таксиста, и получилась истинно ангелофреническая песня.
Когда группа засела за аранжировку, наибольшее удовольствие, по-моему, получил Сергей Вишняков, который вспомнил все, за что он любит Эджа из U2, и с успехом приложил уроки великого ирландца к нашему материалу."
Баллада о борьбе
Музыка и текст: Владимир Высоцкий
Автором «Баллады о борьбе» (другое название — «Баллада о книжных детях») является Владимир Высоцкий, который написал эту песню в 1975 году. «Мельница» в 2007 году начала исполнять этот трек на своих концертах.
Клипы
Дороги (2012)
Контрабанда (2013)
Это историческое событие, как для самих музыкантов, так и для поклонников группы «Мельница». Режиссером видео выступил Вадим Шатров. Снимали клип на композицию «Контрабанда».
«Мы умудрились все отснять за один большой съемочный день, благодаря хорошо организованному процессу, хоть и пришлось ехать за город. Снимали весело, в буквальном смысле слова с песнями, едой и питьем, но как без этого, когда в кадре тебя сбивают с ног ветром и поливают водой из дождевой машины?! Мне, кажется, картинка получилась очень красивая, теперь ждем финального результата пост- продакшна», - рассказывает Хелависа о съемках первого клипа «Мельницы».
Источники:
http://www.melnitsa.net/music/angelofrenia.html
http://lenta.ru/articles/2012/04/25/melnitsa
http://newsmuz.com/news_2_26730.htm