Цитата сообщения Stefaniia-Stefa
Виктор Васнецов и Сашенька Рязанцева: художник и бесприданница
Саша, Александра Владимировна Рязанцева, молчаливая девушка со строгими глазами, как никто умела слушать. Они случайно встретились с Виктором Васнецовым в вятской библиотеке, в той ее части, которая была отведена по краеведческий музей. Приехав в 1871 году в академический отпуск в родную Вятку, Васнецов зашел в местный музей порисовать.
Представились друг другу церемонно, по имени-отчеству: Александра Владимировна, Виктор Михайлович. Ей двадцать один год, ему - двадцать три... Девушка происходила из небогатой купеческой семьи и поступила на медицинские курсы в Петербурге.
Молодой художник Виктор Васнецов, молчун, застенчивый до смешного, за несколько первых встреч успел рассказать ей о себе буквально все. Он говорил и говорил ей о том, что казалось ему важным.
И. Крамской "Портрет Васнецова"
Говорил о своем детстве в деревне Рябово неподалеку от Вятки, о батюшке-священнике, о Вятском духовном училище, о том, как решил посвятить себя живописи, как отправился поступать в Петербург, в Академию художеств. Денег на поездку не было, и он, продав два своих первых живописных полотна "Жница" и "Молочница", явился на экзамен.
На экзамене Васнецов услышал, как кто-то иронически хмыкнул, глядя на его рисунок. Он подумал тогда: "Все, провалился. Уйду я от позора подальше". И ушел. А когда явился в Академию через год, оказалось, что был принят еще в прошлый раз.
В. Васнецов "С квартиры на квартиру"
Саша кивала головой, смеялась звонко и от души, а на вопрос: "Не надоел я вам?", - ответила просьбой: "Расскажите еще!"
Саша теперь будет просто ждать этого долговязого голубоглазого парня, непонятно чем зацепившего ее сердце. Она мягко, но решительно откажет красавцу Василию Трощанскому, в которого были влюблены многие вятские барышни.
Вскоре Илья Репин пригласил Васнецова в Париж, где сам жил на стипендию от Академии художеств. Упустить возможность увидеть полотна величайших талантов средневековья и возрождения в музеях Парижа, он не мог. Виктор Михайлович решил ехать...
Но перед отъездом Васнецов спросил Сашеньку: "Вы будете меня ждать?" Саша ответила: "Буду! Но родители за мной ничего дать не смогут. Я бесприданница!". Виктор был счастлив от того, что она согласна! Он ответил ей с улыбкой: "Бог поможет. И мы умеем работать".
Вскоре Саша обвенчалась с Виктором Васнецовым в одной из петербургских церквей. После венчания он привел молодую жену в свою каморку, перетянутую посередине занавеской, и сказал: "Вот, Сашенька, на первое время наши апартаменты. Тут столовая, а там - спальня..."
В.Васнецов. "Девушка в костюме боярышни"
Саша посмотрела на мужа и улыбнулась: "А что, мне нравится". Васнецов с женой посчитали свои капиталы. Семейную жизнь предстояло начинать с сорока восьмью рублями. Через несколько дней заглянули друзья-художники - Илья Репин и Василий Поленов. Поздравили с законным браком, а уходя, оставили на столе конверт. Илья напоследок сказал: "На обзаведеньеце. - И виновато добавил: - Правда, тут немного".
Сорок восемь рублей и деньги, которые принесли друзья заканчивались, а заказов так и не было. Васнецов бегал по Петербургу в поисках работы, но ничего не находил. С деньгами у Васнецовых было по-прежнему туго. Виктор содержал на скудную академическую стипендию и редкие заработки младшего брата Аполлинария, которого после смерти отца забрал к себе.
Правда, молодая семья уже успела перебраться из каморки с занавеской в жилье попросторнее. У Васнецова появилось какое-то подобие мастерской. Вскоре Васнецов с женой переехал из Петербурга в Москву.
В. Васнецов. "Портрет жены художника"
Утром Сашенька собрала нехитрый завтрак: чай, булочка, кусочек масла, варенье в розетке. У Саши крупные белые и ласковые руки. Такие руки бывают лишь у очень терпеливых женщин. Булочку разрезала пополам, намазала маслом и положила перед мужем. Виктор спросил: "А себе?" - "Не хочется..."
Булка с маслом встала поперек горла: эх, Саша, вышла бы за купца, сидела бы сейчас в Вятке в собственном доме, чай из самовара попивала... Ну не может так продолжаться вечно! Должно, в конце концов, колесо Фортуны повернуться в их сторону.
Васнецов выскочил из-за стола, принялся проворно доставать и ставить вдоль стен небольшие холсты, приговаривая: "Ничего, Сашенька, ничего. Будут у нас и застолья, и пиры горой. Вот, смотри, мой главный ценитель и судья. Это все наброски, зарисовки, а из чего быть картинам пока не знаю... Саша, смотри и советуй!"
Саша внимательно смотрела на холсты, переводя взгляд с одного полотна на другое: "Послушай, может витязь? Хотя мне все нравится. Нет, все таки - витязь. Картина в самом деле прекрасна. Хороша. Страшна. Дикое поле. Мгла кроет даль синевою. Ветер свистит. И неведомо - что впереди? Кричат черные вороны. Камни. Черепа погибших смотрят пустыми глазницами. Витязь опустил копье. Согнулись плечи, облитые кольчугой. Конь верный устрашился, клонит голову, косит глазом: "Назад! Назад поворачивай... Знает конь... Знает... "Как прямо ехати - живу не бывати... Нет пути... Ни проезжему... Ни прохожему... Ни пролетному..." Вот он стоит бедный, перед камнем, где написано про три дороги, а куда ему идти?"
Муж задумчиво и как-то горько ответил: "Пусть думает. Он на распутье..." . Потом, словно встрепенулся и показал рукой на холст: "А вот это? Даже показывать тебе не хотел. Если быть картине, назову ее "Побоище"... Нет, не так: "После побоища Игоря Святославовича с половцами". Поле битвы. Что скажешь, Саша?"
...Время шло. Васнецов написал и "После побоища..." и "Витязя на распутье". Работы на выставки брали, но покупали мало. Зато ругали щедро. Саша не уставала повторять: "Да не читай ты газеты!". А он читал:
"...Картину "Побоище" художника Васнецова менее образованные люди не понимают. А образованные говорят, что она не вышла".
"...Кладбище какое-то и зачем это?"
"...Трудно Васнецову пробить кору рутинных художественных вкусов. Увы, эта вещь, где изображено поле недавней битвы, не скоро будет понята".
"После побоища Игоря Святославовича с половцами"
Полотно "После побоища Игоря Святославича с половцами" Васнецов выставил на VIII Передвижной художественной выставке в 1880 году и картиной этой навсегда разделил свою жизнь на "до" и "после" этого.
"Вы, благороднейший Виктор Михайлович, поэт-художник", - написал учитель Васнецова профессор академии Павел Петрович Чистяков, словно увидев новый путь, которым пойдет отныне его бывший ученик.
Семейство Васнецовых росло, рождались дети. Савва Иванович Мамонтов, крупный промышленник и любитель искусств, пожелал познакомиться с художником Васнецовым и принял его у себя. Васнецов вернулся домой поздно.
Он влетел в комнату, где Саша штопала белье, а младший брат поворачивал кочергой догоравшие в печи дрова. Виктор Михайлович вынул из кармана увесистую пачку денег: "На, Саша, хозяйствуй!" Младший братишка присвистнул: "На извозчике прикатил. Так может ты его и ограбил?"
Виктор засмеялся: "Это он меня ограбил, целковый содрал. Пришлось дать. Не идти же с таким капиталом вечером по улице. Это только задаток. Савва Иванович заказал мне три картины. Сразу три! А сюжеты - какие сам захочу. Думаю, из моих прежних задумок возьму сюжеты: "Ковер-самолет" - раз, "Три царевны подводного царства" - два... А третью - придумаю!"
Так появляются три его знаменитых полотна "Ковер-самолет", "Битва скифов со славянами", "Три царевны подземного царства". Вместе с заказами пришло и финансовое благополучие... Когда Васнецов впервые принес домой довольно солидный гонорар, Саша пошла в лавку и купила мужу самые лучшие краски и кисти...
Васнецов создавал эскизы для построек в усадьбе Мамонтовых, церкви Спаса Нерукотворного, главного фасада Третьяковской галереи в Москве. В начале 1885 года Васнецову предложили расписать Владимирский собор в Киеве. Виктор Михайлович называл роспись храма главной работой своей жизни, которой он посвятил почти одиннадцать лет.
За это время Васнецов неоднократно мог погибнуть, упав с лесов - технике безопасно мало тогда кто придавал значение. К тому же собор не отапливался, и работать приходилось в холоде, поэтому он часто болел.
А тогда его обуревали сомнения: расписывать храм? Писать Богородицу? Как решиться на такое после всего того, что создано титанами Возрождения? И кому? Ему, Виктору Васнецову? " В этом был весь Васнецов: постоянно сомневавшийся в собственном таланте, стеснявшийся лишний раз напомнить о себе, о чем-то попросить.
Но в голове вдруг промелькнула идея, пришедшая как озарение, - взять композицию для образа Богоматери с увиденной утром картины: Сашенька, вынесшая на руках гулять полугодовалого сына Мишу, и мальчик, потянувшийся с ее рук за облаками, плывущими в небе.
Тогда, в Киеве, во Владимирском соборе, он обидел свою Сашу в первый и в последний раз в жизни. Она промолчала и они никогда не вспоминали об этом. А дело было так...
Центральная фигура в храме - Богородица с младенцем. Ступая по облаку, как по тверди, она идет, вечно молодая. Посмотришь в лицо ее - проще не бывает. А приглядишься - есть в ней нечто большее, чем красота. Ее сын словно рвется навстречу пришедшим в храм. И это все так не похоже на каноническую икону, где словно отринуто земное.
В.Васнецов "Богоматерь с младенцем". Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
В одно из воскресений, когда работы не велись, Виктор Михайлович зашел в собор поглядеть спокойно, не торопясь, на дело рук своих. И тут неожиданно увидел Сашу: стоит напротив Богоматери, смотрит...
Васнецов посмотрел на жену, а потом - на Богоматерь, потом - снова на жену. Не портрет, но похожа поразительно. Словно две родные сестры. Он испуганно подошел к Саше, схватил за плечи и силой вытолкал из собора: "Иди Саша, иди домой! Нельзя тебе!" - "Но почему?" - "Нельзя, и все!".
Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
Не объяснять же ей, что дело в этом случайном сходстве? Если бы кто-то из киевских духовных иерархов на беду заглянул бы в этот момент в собор и это сходство уловил... Васнецова и так без конца упрекали в том, что его святые слишком земные. Упрекали и спрашивали: ну как таким молиться?
А вообще-то в их доме царила любовь. Многие друзья, бывавшие в их доме, по-доброму завидовали семейному счастью Васнецова. Кроме младшего брата Аполлинария, которого воспитывал Васнецов, у них с Сашей родилось пятеро детей.
Первой, в 1879 году, родилась дочь Татьяна, потом в 1880 - Борис, в 1882 - Алексей, в 1884 - Михаил, и последним, в 1889 году - Владимир.
Внутреннее убранство дома Васнецовых
Для счастья Виктору Михайловичу не хватало только собственного дома. Он был мечтой художника. Васнецов хотел, чтобы дом походил на сказочный терем. И эта мечта сбылась. На каменный терем, правда, денег не хватило. Но и то, что выстроили из дерева, да еще и практически в центре Москвы, заставляло знакомых ахать от восхищения.
Летом 1894 года он переехал с семейством в новый дом. Во время переезда хозяин суетился и волновался: "Аккуратнее, голубчики, не уроните, не поцарапайте! Осторожно несите по лестнице вверх, в мастерскую..." Васнецов поднялся в мастерскую на второй этаж следом.
Огромная, неоконченная еще картина встала в мастерской отлично. С нее сурово глядели богатыри - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Теперь он был абсолютно счастлив: можно было работать, не расставаясь с семьей. Рисовать, прислушиваясь к шуму с первого этажа, где хозяйничала Александра Владимировна и резвились дети. Любопытно, что в 1912 году за творческие заслуги Виктору Васнецову Указом царя Николая II был пожалован дворянский чин.
"Только в семье найдет успокоение современный страдающий человек", - говорил Васнецов. Виктор и Александра Васнецовы прожили вместе 49 лет. Прожили в счастливом семейном согласии и поссорились только один раз. Художника не стало в 1926 году. Он умер от заболевания сердца.
"Иван-Царевич на Сером волке"
Некрологи в газетах были короткими и невнятными, в одном из них говорилось: "В.М. Васнецов остался совершенно в стороне от Октября и дальнейшего развития нашего строительства. Он до конца жизни жил в мире неясных исторических грез".
Но художник не "остался в стороне от Октября", он Октября не принял. В этом новом мире, где с храмов летели кресты, он ощущал себя ненужным, лишним. И как всегда, всю их совместную жизнь веру в то, что его искусство необходимо людям, поддерживала в нем жена Александра.
С именем Васнецова связана и церковная роспись Храма Спаса-на-Крови в Петербурге, где на фасаде здания можно увидеть четыре огромных работы художника, посвященных распятию Иисуса Христа, и роспись Собора Александра Невского в Софии.
https://zen.yandex.ru/doktor_onlain