-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Кошкабася

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Усы_лапы_и_хвост Только_для_женщин
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) WiseAdvice О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.09.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 11875


Музыкальные инструменты - 9. Португальская гитара

Среда, 11 Декабря 2019 г. 11:05 + в цитатник
Цитата сообщения elinor_051 Португальская гитара


Португальская гитара (порт. guitarra portuguesa) — струнный щипковый музыкальный инструмент из семейства цистр (а не гитар, как можно было бы предположить по названию). Содержит 10-12 стальных струн, объединённых в двухструнные хоры. Типичная настройка (начиная с первой, самой высокой по тону струны): g, e, c, G, E, C. Существуют и другие настройки: «лиссабонская» (d, a, h, e, a, h) и «коимбрская».
guitarra_portuguesa_tdg (620x310, 28Kb)
Происхождение португальской гитары большинство исследователей связывают с английской гитарой, импортированной в Португалию во времена британского протектората (XVIII—XIX вв.).

Португальская гитара — основной музыкальный инструмент для сопровождения модиньи (сентиментальный романс, популярный в салонах конца XVIII и начала XIX вв.) и фаду (вид традиционной португальской музыки).



Начало нотированной музыке для португальской гитары положил Антониу да Силва Лейте (Silva Leite), который опубликовал школу игры на ней (Лиссабон, 1796) и сочинил для португальской гитары (в том числе, для гитарного дуэта) ряд пьес в различных жанрах — как «облегченных» (менуэты, марши, гавоты, контрдансы, котильоны и др.), так и «серьёзных» (сонаты).

Port-guitar-silva-1796 (290x578, 63Kb)
Гравюра из учебника А. да Силвы Лейте. Лиссабон, 1796

Эта гитара обладает уникальным звуком, а рецепт ее изготовления остается секретом, который передается от отца к сыну из поколения в поколение. Голос «саудаде», гитара почти оказалась, было, на грани исчезновения, но ей удалось не только выжить, но и стать культовым инструментом, избранным виртуозами классической музыки и исполнителями фаду.




Эрнешту Вейга де Оливейра (Ernesto Veiga de Oliveira), посвятивший жизнь изучению португальского фольклора, определяет этот тип гитары как «струнный инструмент с грушевидным корпусом, который сужается ближе к параллельному и плоскому грифу». Основная часть корпуса круглой формы с шестью металлическими струнами. У первых гитар было только 10 струн – 4 сдвоенных и две одинарные. В настоящее время все струны сдвоенные и иногда бывает, что три последние струны – строенные. Вейга де Оливейра детально изучил историю происхождения гитары и внес значительный вклад в распространение инструмента в Португалии, пытаясь, наконец, привести к согласию академиков и музыковедов, мнения которых разделились, и одни считают, что португальская гитара имеет арабские корни, а другие имеют склонность утверждать об ее английском происхождении. Оливейра согласился с последней версией, придя к заключению, что португальская гитара, по всей вероятности, представляет собой результат таинственного проникновения в 18 веке в лузитанскую культуру лиры английской гитары 17 столетия, приспособленной к собственному вокальному жанру и совершенно чуждой фольклору, что привело к рождению фаду.
415119c7896247fa6a26b3617229e787 (600x315, 32Kb)
Эта гитара, вероятно, появилась между 1789 и 1796 годами, когда впервые о ней было упомянуто в исследовании Estudo da Guitarra, изданном в Порту Антониу да Силва Лейте. Гитара была тогда представлена английскому обществу в Порту, откуда хозяйской поступью двинулась во все города и веси Португалии, и начала вытеснять господствовавший до той поры альт.
467879136633073467c0097a161913c9 (236x350, 14Kb)
Начиная с 19 века, множество производителей струнных инструментов, так называемые violeiros, стали открывать магазины в Лиссабоне, Порту и Браге. В соответствии с исследованиями Вейга де Оливейра «...они создали инструменты отличного качества и начали внедрять модификации, все в большей степени приспособленные к музыкальному жанру, с которым они и были связаны, несмотря на создание безупречных, дорогостоящих и роскошных инструментов».
guitarra1 (700x466, 130Kb)
Виега де Оливейра научно продемонстрировал, что в Португалии всегда существовали три основных школы искусных ремесленников, которые мастерили португальскую гитару: Лиссабона, Коимбры и Порту. Violeiros производили три типа гитар: из Лиссабона – самая маленькая, с низким и круглым резонирующим корпусом, больше напоминающим обыкновенную гитару, как нельзя более подходящая для трели живого фаду. Та, что из Коимбры – самая большая, с более крутой формой резонирующего корпуса и большим звукорядом, великолепно подходящая для стиля коимбрских баллад, где гитара сопровождает пение разложенными аккордами (арпеджио).
Portuguese_guitar (644x700, 529Kb)
слева гитара из Коимбры, справа — из Лиссабона

А та, что из Порту и Браги, схожа с коимбрской, но немного меньше. Лиссабонская гитара используется профессионалами, она изготавливается со скрупулезной точностью и обладает более выразительным звуком. Гитара из Коимбры хороша для любителей игры на открытом воздухе и, как правило, пониже в цене.



В среднем старые модели имеют такие размеры – 73 см в длину, 7 см звуковой ряд грифа, 34 см – корпус, максимальная ширина – 27 см. Современные модели чуть других размеров: общая длина – 81 см, 14 см звуковой ряд грифа, 43 см – корпус, ширина – 38 см.
Вышеупомянутые три школы до сих пор существуют, а секрет создания португальской гитары остается собственностью нескольких семей ремесленников, в которых иногда и целые поколения полностью посвящают себя изготовлению этого инструмента. Выбор древесины и ее удачное применение, гармоничная комбинация множества комплектующих для достижения совершенного звука и эстетической точности – вот главная задача ремесленника.
27515704 (394x497, 31Kb)

Когда подобная гитара впервые появилась в Португалии, она была связана лишь с классической музыкой и некоторыми композиторами, писавшими пьесы исключительно для этого инструмета. В середине 19 века, когда появилась легендарная исполнительница фаду Мария Севера (Maria Severa), был создан миф о единстве гитары и фаду. С того времени и по сей день португальская гитара – главный и почти единственный в своем роде лирический народный инструмент, который полностью исключен из участия в обрядовых или официальных церемониях. По словам Виега де Оливейра эту гитару делят две абсолютно разные школы гитаристов и композиторов. Первая связана непосредственно с фаду, где инструмент служит и подчиняется голосу фадишта. У второй царит звук гитары, которым наслаждаются виртуозы, такие как Карлуш Паредеш. Важно, что в обоих случаях португальская гитара утвердила и закрепила свое место на международной музыкальной сцене и ее символизм становится более прочным и продолжает приобретать культовый статус.




21 (700x525, 79Kb)
А это памятник гитаре в Коимбре
0_eb0ae_58ac9e86_orig (525x700, 184Kb)

Источник:http://www.aveclassics.net/blog/2012-09-30-519



Серия сообщений "Музыкальные инструменты":

Часть 1 - Серпент - редкий музыкальный инструмент
Часть 2 - Эрху- двухструнная скрипка
...
Часть 8 - Понравилось. 5 в 1 и добавка
Часть 9 - Терменвокс
Часть 10 - Португальская гитара
Часть 11 - Виолинофон - скрипка Штроха
Часть 12 - Иранский сантур
...
Часть 16 - Санквылтап - "поющий кораблик"
Часть 17 - Звуки радости и печали. Альпгорн
Часть 18 - Гудок - древняя русская лира


Серия сообщений "31 История вещей - 4":
Часть 1 - Вендинговые автоматы
Часть 2 - Кровати,их история
...
Часть 27 - Музыкальные инструменты - 7. Стеклянная гармоника
Часть 28 - Музыкальные инструменты - 8. Теременвокс
Часть 29 - Музыкальные инструменты - 9. Португальская гитара
Часть 30 - Музыкальные инструменты - 10. Виолинофон
Часть 31 - Музыкальные инструменты - 11. Иранский сантур
...
Часть 46 - Музыкальные инструменты - 27. Фагот
Часть 47 - Музыкальные инструменты - 28 Стеклянная гармоника - 2
Часть 48 - Музыкальные инструменты - 29. Гобой


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку