-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Кошкабася

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Усы_лапы_и_хвост Только_для_женщин
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) WiseAdvice О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.09.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 11839


Швейцарские наёмники

Вторник, 07 Мая 2019 г. 11:45 + в цитатник
Цитата сообщения Бахыт_Светлана Цепные псы Ватикана.Продавались ли швейцарские наёмники?

Офицер и рядовой французской швейцарской гвардии (1757).

Их называли псами войны, швейцарской пехотой, гвардией Ватикана — людей, готовых убивать и умирать по контракту. Так кем же были отважные пикинёры из Швейцарии: отчаянными авантюристами, продавцами жизни и смерти или бесстрашными рыцарями, до конца преданными своему делу?

Если с проституцией у многих историков есть большие сомнения, то наемничество однозначно входит в список древнейших профессий. С самых древних времён воины, имевшие силы и желание драться, но не имевшие денег, продавали свои умения тем, у кого звонкой монеты было в достатке.

Опасная работа

Первые упоминания о наемниках восходят к XVI веку до нашей эры и относятся к Древнему Египту. Спустя столетия наёмные греческие солдаты из одних и тех же полисов сражались в войсках Дария III и в войсках Александра Македонского. Десять тысяч гоплитов воевали за другого царя — Кира Младшего. Средневековые викинги охотно нанимались в гвардию византийских императоров, а кондотьеры были главной движущей силой в бесконечных войнах между городами-государствами Европы.
Происходило это оттого, что в Средние века набор армий был сопряжён с рядом трудностей. Вассал, обязанный безвозмездно служить сюзерену 40 дней в году, мог откупиться от своей обязанности или увильнуть от службы по "уважительной причине".
Если даже он приводил ополчение, то бесплатные 40 дней запросто могли истечь, пока собирались прочие участники грядущих сражений. Да и качество собранного войска оставляло желать лучшего: крестьяне были плохо вооружены и слабо обучены. Содержать же на постоянной основе большую профессиональную армию — слишком дорогое удовольствие, гораздо проще купить услуги наёмных отрядов: они хорошо экипированы, достаточно мотивированы и сражаться умеют намного лучше, чем землепашцы. С дисциплиной и преданностью могли возникнуть проблемы, но с волками жить — по-волчьи выть… Словом, постепенно военная служба по найму стала так популярна, что к XII веку наёмники составляли уже большую часть европейских армий.

Картинки по запросу sac de rome 1527

Швейцарцы охраняют Папу во время разграбление Рима 1527
 фото https://warhead.su/2017/10/31/kak-umirali-shveytsarskie-nayomniki-12

Герои "баталий"

Чаще всего наёмники происходили из бедных регионов. Война за деньги давала им возможность хоть как-то обеспечить себя и своих близких. То, что мы сегодня называем Швейцарией, как раз такой землёй и было: скудной и дикой территорией, населённой пастухами. Кактолько появился спрос на наёмников, населявшие её горцы начали сбиваться в ватаги и предлагать свои услуги тому, кто больше заплатит. В XIV веке суровых козопасов заметили владыки Италии, вечно нуждавшиеся в воинах, проливающих кровь по контракту. Кстати, слово "солдат" произошло от названия итальянской мелкой разменной монеты — сольдо.
Итальянские аристократы не прогадали: ощетинившаяся алебардами и пиками швейцарская пехота на добрую сотню лет стала "последним доводом королей" и доводом весьма убедительным.
Исторически так сложилось, что гористая местность Швейцарии мало подходит для кавалерии, зато линейная пехота там в высшей степени эффективна. Неудивительно, что швейцарцы, опираясь на практический опыт, постепенно модернизировали греческую фалангу и к концу XIII века создали "баталию".
"Баталия" представляла собой квадрат размером в 40 или 50 воинов по ширине и глубине. Первые две шеренги выстраивались из солдат, облачённых в тяжёлые доспехи и вооружённых длинными пиками. Именно они подвергались основному риску и обычно получали повышенное жалование. Третья шеренга вооружалась алебардами (рубяще-колющим длиннодревковым оружием, способным пробивать сплошной металлический доспех). Задача алебардистов сводилась к тому, чтобы через головы впередистоящих рубить бойцов-неприятелей, прорвавшихся к первой шеренге. За третьим рядом стояли ещё несколько рядов пикинёров, вооружённых шестиметровыми пиками. В центре "баталии" располагались наименее обученные и подготовленные ополченцы, задачей которых было создавать давление. Плату они получали, само собой, наименьшую.
Командир "баталии" тоже находился в центре вместе с барабанщиками, игравшими сигналы. Согласно стратегии начальника, наёмники перестраивались, меняя порядок рядов, действовали и фалангой, и клином, в зависимости от характера местности и боевой ситуации.
"Баталия" могла отбивать нападения с любой стороны, была достаточно эффективна против конницы и пехоты, но вследствие полного отказа от больших щитов была уязвима для стрелков неприятеля, особенно ополченцы, занимавшие центр. Поэтому со временем швейцарцы начали использовать прикрытие из арбалетчиков или лучников, а позже и аркебузиров.

Схватка швейцарских наёмников (слева) с ландскнехтами Франциска I в ходе битвы при Мариньяно (1515). Полотно анонимногохудожника начала XVI века, обычно именуемого Maître à la Ratière.

Дорогой славы

Наёмные швейцарские войска появились в армиях других стран Европы уже в XIV веке. На бывших козопасов обратили внимание. Их начали привлекать на службу и Франция, и Испания, и Нидерланды, и Священная Римская империя, и даже далёкая Англия. Они славились абсолютной верностью и неподкупностью. Не было случая, чтобы швейцарцы нарушили уговор. Их нанимали то Висконти из Италии, то Карл VII Валуа, то бургундцы в войне против Людовика XI, а затем уже и сам Людовик. По соглашению от 1474 года он обязывался платить ежегодно по 20000 франков договаривающимся кантонам, а взамен получать по мере надобности вооружённых людей для войны за жалованье.
Но успехи швейцарцев не определялись ни оружием, ни боевым построением, ни даже способностью к стремительным маршам. Главным фактором была сплочённость отряда. Швейцарцы никогда не соглашались воевать против швейцарцев. Каждая рота (гауфен) формировалась из жителей одного и того же региона, города или соседних селений. Офицеры, за исключением капитана — гауптмана, выбирались личным составом роты. Получалось подразделение, где каждый боец всецело полагался на товарищей по строю, доверял командирам и был готов биться до последнего. Мальчики с раннего детства обучались приёмам боя и воспитывались в духе военного героизма. Каждый мальчик знал, что в будущем от его готовности умереть в сражении будет зависеть "бренд" швейцарской пехоты, а следовательно, благосостояние всего селения, города, кантона. И "мирные козопа-сы" раз за разом подтверждали высочайшую марку.
В 1527 году Карл V Габсбург, воспользовавшись услугами немецких ландскнехтов, не смог с ними расплатиться. Лихие вояки не стали расстраиваться, а решили возместить убытки материальные и моральные в подвернувшемся под руку Риме. Такого разгрома Вечный город не знал со времён вандалов. Разграблено и разрушено было всё, но помимо грабежа и резни лютеране-ландскнехты, видевшие в католичестве лютую ересь, страстно желали добраться до Папы Римского.
Из всей охраны Климента VII остались на месте только швейцарцы. Две сотни пехотинцев решили организовать эвакуацию понтифика. Чуть больше сорока человек отправились вместе с папой, прочие, во главе с капитаном, остались прикрывать отход.
Ворвавшись на площадь, разъярённые ландскнехты увидели перед собором Святого Петра тонкую линию из полутора сотен алебардистов, 6 мая 1527 года тысячи ландскнехтов обрушились на давно и страстно ненавидимых ими швейцарцев. Выжить не удалось никому из 147 защитников площади. Пленных не брали, раненых добивали с садистской жестокостью, но ни один из гвардейцев не отступил. Папа Климент VII сумел спастись, а подвиг швейцарских наёмников остался в веках.

Знамя французской швейцарской гвардии (Gardes suisses).

В доспехах и с плюмажем

Канули в былое вооружённые пиками и алебардами "баталии". Весь XVIII век швейцарские наёмники продолжали участвовать в войнах, и всё чаще они выступали в роли личной гвардии монарших особ, поскольку менялось оружие, менялось устройство армий, менялось само время. Не менялись только швейцарцы. В 1792 году, защищая дворец Поильри, гауптман фон Дюрлер, командовавший девятью сотнями бойцов, на призыв сдаться ответил: "Это лишит нас чести. Мы, швейцарцы, складываем не оружие, а свои жизни".
Новое политическое устройство Швейцарии положило конец наёмничеству как государственному явлению. С 1870 года за горцами осталась лишь защита Ватикана, но к своей последней обязанности они продолжали относиться так же, как и 300 лет назад. В 1943 году, когда войска Германии вступили в мятежный Рим, гвардейцы, сменив камзолы на полевую форму, а алебарды на винтовки, заняли оборону вокруг папской резиденции. Появившихся на площади нацистов они предупредили, что не хотят кровопролития, но драться будут до последнего, и немцы отступили, так и не решившись на штурм.
Швейцарская гвардия охраняет резиденцию папы и по сей день. Ежегодно б мая в Ватикане проходит торжественная церемония принятия присяги новобранцами. В память о павших, но не оставивших строя, она проводится в парадной униформе и доспехах первой половины XVI века.

Автор: Эдуард Шауров

Журнал: Загадки истории №17, апрель 2019 года

Серия сообщений "18 История - 12":
Часть 1 - Телевиденье - первые шаги
Часть 2 - Маньяк 1893 г
...
Часть 28 - Защита Ф Н Плевако
Часть 29 - Османская империя
Часть 30 - Швейцарские наёмники
Часть 31 - "Первоссыльный неодушевлённый"
Часть 32 - Как спасали российскую разведку
...
Часть 43 - Евреи в царской России
Часть 44 - Дефицит 90-х
Часть 45 - Судьба армии Наполеона


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку