-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в лариса_щелканова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.09.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 214


Наш Филатов

Суббота, 26 Октября 2013 г. 23:11 + в цитатник
Цитата сообщения ЕЖИЧКА =Филатов, которого мы помним…=

10 лет назад ушёл из жизни Леонид Алексеевич Филатов...
174ebb03267b26913da2194598c4264f (400x600, 116Kb)
Он сыграл во всех главных спектаклях Театра на Таганке: «Что делать?», «Мастер и Маргарита», «Вишнёвый сад», «Дом на набережной», «Пристегните ремни», «Пугачёв», «Антимиры», «Товарищ, верь», «Гамлет», «Павшие и живые», «Жизнь Галилея»… В кино по количеству съемок (41 роль) побил все рекорды среди таганковцев. А чего стоит десятилетие, отданное телевидению!

«В урочный час, назначенный для бденья,
В заветный час, секретный от семьи,
Слетаются к окну — как привиденья
— Умершие товарищи мои....»

В 1946 году 24 декабря в Казани в обычной семье Алексея Еремеевича Филатова (1910 г. р.) и Клавдии Николаевны (1924 г. р.) родился сын Леонид. Отец по роду своей деятельности (он был радистом) длительное время находился в экспедициях – семье Филатовых приходилось часто переезжать. Семья дала трещину, когда Леониду было всего 7 лет, родители развелись, и мальчик с матерью отправились в Ашхабад. Там проживали их дальние родственники. Спустя несколько лет в местной ашхабадской прессе вышли первые произведения Леонида – на тот момент школьника.

Окончив школу в 1965 году, Филатов отправляется в Москву – он хочет поступить во ВГИК на режиссера. Не поступив, он пробует свои силы в Щукинском училище, по совету одноклассника, — и стает студентом актерского факультета. В 1965-1969 гг. Леонид Филатов проходит обучение на курсах Л. Шихматова и Львовой в Щукинском театральном училище.

С 1969 года Филатов начинает свой творческий путь в Театре на Таганке в Москве. Роль Ведущего в спектакле «Что делать?» — первая главная роль актера. В последующем Филатов был задействован в таких спектаклях: "Дом на набережной", "Вишневый сад", "Пугачев", "Пристегните ремни", "Мастер и Маргарита", "Товарищ, верь", "Антимиры". Он был Федерциони в "Жизни Галилея", Горацио в "Гамлете", Кульчицким в "Павших и живых", а также исполнял и другие роли.

Когда во главе Театра на Таганке стал А. Эфрос, Филатов перешел работать в театр «Современник», где играл в 1985-1987 гг. Актер возвращается в Театр на Таганке, в котором работает до 1993 года. В 1993 году Филатов, Николай Губенко, Нина Шацкая, Наталья Сайко и другие актеры создали собственное творческое объединение, которое называлось "Содружество актеров Таганки".

Леонид Филатов является соавтором спектакля по названием "Под кожей статуи Свободы". Ему принадлежит авторство драматических произведений «Часы с кукушкой», «Пестрые люди», а также авторство известной пьесы «Художник из Шервудского леса». Он также является автором песен, которые звучат в спектаклях "Мартин Иден", "Театр Клары Газуль", а также в спектаклях "Геркулес и Авгиевы конюшни" и "Когда-то в Калифорнии".
filatov-shatskaya (700x532, 206Kb)
Дебют в кино Л. Филатова состоялся в 1970 году – это была картина «Город первой любви». Известность в кинематографе пришла к нему в 80-х. На его счету главные роли в картинах "Экипаж" (роль Скворцова), в картине К. Ершова "Женщины шутят всерьез", "Грачи" (кинокартина К. Ершова); "Избранные" (фильм С. Соловьева); "Успех" (картина К. Худякова); "Чичерин" (фильм А. Зархи), роль в фильме Э. Рязанова "Забытая мелодия для флейты"; "Город Зеро" (фильм К. Шахназарова); «Благотворительный бал». Немного позже, в 1990 году, Л. Филатов написал сценарий картины «Сукины дети», там же он выступил актером. В номинации «Кино для всех» на фестивале «Кинотавр» картина «Сукины дети» получила главный приз.

Начиная с 1989 года, Филатов является секретарем кинематографистов Советского Союза. В 1996 году он стает Народным артистом России, чуть позже — лауреатом премии «Триумф», а также получил в Карловых Варах премию МКФ за исполнение главной роли в картине «Чичерин».

С 1990 года печатаются произведения Леонида Филатова, среди которых, например, "Любовь к трем апельсинам", известные произведения "Про Федота Стрельца — удалого молодца" и "Сукины дети", не менее известное "Большая любовь Робин Гуда", "Лизистрата", "Я — человек театральный", "Театр Л. Филатова" и другие. За авторство комедии «Лизастрата» Л. Филатову в 1998 году присуждается годовая премия, учрежденная литературным журналом «Октябрь».

В 70-х годах популярными стали песни на стихи Филатова, написанные В. Качаном. А в 1996 году увидел свет диск с этими песнями – «Оранжевый кот». В 2000 году 26 мая Филатов был номинирован международной премией «Поэзия» — он получил награду в номинации «Поющая Русь».

Одним из самых важных дел, которому посвятил последние десять лет своей жизни Леонид Филатов, стала передача «Чтобы помнили…», которую ему предложили вести в 1994 году на телевидении и где он с необыкновенным тактом и самоотверженностью рассказывал об ушедших и незаслуженно забытых артистах. Сам Филатов рассказывал в интервью о проекте «Чтобы помнили»: «Началось новое время и появилось огромное количество оголтелых ребят, в основном молодых, которые — кто иносказательно, а кто и прямо — стали провозглашать: до нас в России не было никакой жизни, кроме идеологизированной, искусственной, неправдашной. Естественная на это реакция: нет, даже не обида — скорее недоумение. А как же Платонов? А как же Булгаков, Олеша? А Шостакович? Они откуда? Из воздуха? Из жизни, которой не было? Да, они дышали идеологизированным воздухом той реальной, той трагической жизни, порой не соглашаясь с ней, порой идя на компромиссы. И нынешние полуграмотные нигилисты им судьи? Пусть сначала ответят на вопрос: а где те имена, те великие люди из их среды, которые как-то могут обозначить их время? Россия всегда была беспамятная страна. Но сегодня беспамятство беспрецедентное. Такого извращения, такой полярной перестановки черного и белого за свою, может быть, не очень большую жизнь я, честно говоря, не помню. И такой потери памяти. Спроси сегодняшних гимназистов: кто такой Шукшин? Не каждый из знающих всех нынешних поп-звезд, до самых крохотных звездочек, ответит. Да что Шукшин! Гагарина не знают. Говорят, будто первым в космосе был американец. Из всего этого и возникла идея телепередачи «Чтобы помнили». Возникла она на полемической ноте: говорить не о гениях, а о людях «второго эшелона» (впоследствии, правда, появились главы и о великих актерах), которых забывают в первую очередь. Что, может быть, даже «справедливо» с точки зрения сурового естественного отбора истории. Но все-таки все во мне восставало против такой «справедливости». История-то совсем недавняя. У них еще живы родные, друзья. И забвение тут приобретает этический характер. Мне вот пишут письма: спасибо, наконец-то родина вспомнила! «Родина слышит, родина знает». Не будешь же объяснять, да и благородно ли объяснять, что никакая не родина, — всего лишь семь сумасшедших, для которых это личная боль. А родине как было наплевать, так и осталось. И если где-то в актерской семье всплакнут: ну наконец-то вспомнили — это и есть для нас высшая награда. И наша сверхзадача, если хотите».

"В урочный час, назначенный для бденья,
В заветный час, секретный от семьи,
Слетаются к окну — как привиденья
— Умершие товарищи мои....

И в продолжение всей бессонной ночи,
Покамест время их не истекло,
Толпа родных фантомов что есть мочи
Стучит в мое оконное стекло.

Тот просит в институт устроить дочку,
Тот просит оплатить его долги,
Тот просит, наконец, поставить точку
В той склоке, что посеяли враги...

Товарищи дают мне полномочья
Отстаивать посмертную их честь...
Но чем могу товарищам помочь я,
Коль у меня своих забот не счесть?...

В своей судьбе так муторно и сыро,
Что о других и думать не моги:
Мне своего бы выпестовать сына,
И мне свои бы выплатить долги!...

Гляжу на них, домашне вяловатый,
Расслабленный уютом и вином,
Уже и тем пред ними виноватый,
Что нахожусь сейчас не за стеклом.

И тупо размышляю, гладя кошку:
Вот завтра грянусь оземь не дыша
— К чьему тогда надежному окошку
Захочет прилететь моя душа?..."

Создание передачи «Чтобы помнили» было невероятно благим делом. И, учитывая состояние его здоровья, – гражданским подвигом, так как работать с историями чужих жизней и их забвением оказалось для Филатова невероятно тяжело. Он буквально плакал, узнавая подробности судеб успешных когда-то актеров. В интервью Филатов рассказывал: «Исповедовать вдов и бродить по кладбищам — не лучший способ собственного бытия. Но что это так аукнется в моей личной судьбе, доведет буквально до грани жизни и смерти, конечно же, предположить не мог. Меня упрекают во многих письмах: зачем вы специально выискиваете и вытаскиваете на экран такие трагические судьбы? Так ведь не специально! Специально хочется, наоборот, вспомнить хорошего, светлого человека, а начинаешь поглубже погружаться в его жизнь, там, как магма под застывшей каменной коркой, — трагедия. Ну что поделаешь, что у нас куда ни ткни пальцем — такая судьба! От некоторых, как от Стасика Хитрова (помните, он играл шофера в фильме «Мир входящему»), даже могилы не осталось. Срыли. Но не в годы репрессий. В наши годы. Во многих случаях возникала тема вины: кто виноват, что вовремя не помогли, не спасли? Рядом находившиеся люди? Время? Страна? И очень редко находился однозначный ответ. Настолько сложны и неоднозначны и время, и реальные человеческие отношения. Я вообще не могу понять, почему человеку неинтересно, откуда он родом. Вот руки, ноги, морда такая именно, а не другая. От кого? Почему? Характер даже твой, он чей — деда, прадеда, солдата или генерала какого-нибудь, сражавшегося под Бородино? Если ты человек, не знающий, не помнящий своего родства, какое будущее можешь ты построить? Пес ты беспородный — и все. И дело вовсе тут не в том, из дворян ты или из крестьян. Ты даже этого не знаешь. Ты — ниоткуда. Знать всегда лучше, чем не знать. Хотя установить свою личную родословную, особенно если она не княжеская и не графская, разыскать что-нибудь на просторах нашей дикой родины порой крайне сложно. Моя бедная мама пытается вот уже который год выяснить судьбу своего отца, революционного матроса, которого когда-то похоронили в центре Алатыря как героя. На месте срытой могилы там давно уже стадион. Совсем другая жизнь на могилах».

Леонид Филатов успел создавать более ста авторских телевизионных программ, совершенно не типичных для отечественного телевидения, за которые ему была присуждена Государственная премия России в области литературы и искусства. Казалось, в жизни Филатова все могло наладиться. Леонид шел на поправку, был в прекрасном расположении духа, шутил, дурачился и развлекал Нину Шацкую. Но внезапно проявившаяся простуда привела к тому, что Филатов слег. Врачи поставили диагноз: «двухстороннее воспаление легких», что при общем состоянии здоровья Филатова было катастрофой. При пересаженной почке простужаться нельзя ни в коем случае, так как даже легкая инфекция была способна привести к тяжелейшим последствиям. Медики ЦКБ десять дней боролись за его жизнь. В течение этого срока Леонид был подключен к аппарату искусственного дыхания и находился в состоянии лекарственного и медикаментозного сна. Но, несмотря на усилия врачей, 26 октября 2003 года, на 57-м году жизни, Леонид Филатов скончался.

Филатов — редкий актер, которому посчастливится после ухода из жизни остаться не только в качестве экранного образа, неминуемо бледнеющего с каждым годом в глазах новых поколений зрителей, но и в качестве бесплотных и всегда ярких, не покидающих память стихотворных строк.

"Без меня не унывай!
Чаще фикус поливай!
Хошь — играй на балалайке,
Хошь — на пяльцах вышивай!
Ну а сунется такой,
Кто нарушит твой покой,
— Мне тебя учить не надо:
Сковородка под рукой!.."

Александр Митта в интервью рассказывал: «Леонид Алексеевич был не только талантливым актером, но очень значительным человеком. Он был очень дружелюбный, очень жизненно активный человек, он был одним из самых светлых людей, которые встречались в моей жизни, думаю, и в жизни всех тех, кому посчастливилось работать и дружить с Филатовым. Он был бескомпромиссен в работе. Он сгорал на работе. Это было и в его актерской жизни, и в поэтической, и в писательской. Слишком напряженной была его жизнь, но по-другому он жить не умел. Его все любили».
187245271 (466x700, 404Kb)
Леонид Филатов похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Филатов, которого мы помним…

В 2011 году о Леониде Филатове был снят документальный фильм «Чтобы помнили».








http://leonidfilatov.com/filatov/leonidfilatov.html

Рубрики:  для души
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку