Цитата сообщения ludmilanikolaevna
дела давно минувших дней...бисероплетение
Оригинал взят у в дела давно минувших дней...natalies_perlen
доплела после отпуска один долгострой, давно он у меня стоял в планах, не помню уж сколько лет, по разным причинам плела его тоже долго, с чувством, с толком, с расстановкой..
.
похожих украшений гуляет много по интернету, описание одного было в книге Дианы Фицжеральд, ещё гулял по разным русским форумам мастер-класс внешне похожего украшения, но плелось оно не так, как у Фицжеральд в книге, я пошла третьим путём и сплела всё совсем по-третьему, не из желания выпендриться, а просто давно хотелось опробовать технику, которую я видела в одном карпатском селе
В 2009 году летом мы были в отпуске на Украине, как всегда на машине, по дороге в Киев я уговорила мужа заехать в одно карпатское село, в Космач, поискать там бабушку, которая плетёт многониточным способом бисерные украшения, фото этой бабушки я видела в интернете, но как её зовут я не знала и точного её адресса у нас не было Бабушку мы не без приключений, но нашли, хотя село оказалось ооочень громадное, её зовут Анна, я с ней душевно пообщалась и она показала мне принцип многониточного плетения Все рабочие нитки у неё закреплены на доске узлом вокруг гвоздя, узел примерно на середине длины ниток, нитки веером свисают с края доски, украшение она плетёт от середины в одну сторону, когда пол украшения сплетенно, то узел развязывается и плетётся вторая часть украшения, нитки довольно толстые, как швейная десятка, в конце работы из пучков рабочих ниток свиваются шнурочки, ими украшение завязывается, в старину такие украшения для прочности нашивали иногда на ленты и теми же лентами их завязывали, или в край украшений вшивали ленты для завязки
У Анны был обрывок украшения столетней давности. Верхнее украшение на фото современное, оно из более крупного бисера, а под ним обрывок старинного. При том что бисер в нём мелкий очень, из украшения торчат довольно толстые нитки. Я удивлялась как такие толстые нитки можно было продеть в мелкий бисер... Анна объяснила, что плели без иголок. Не из-за "эзотерических" и прочих "околодуховных" верований, а просто по техническим причинам. Ниток синтетических тогда ещё не было. Чтобы работа была прочной, нитки брали толстые. Толстую нитку не вдеть в тонкую бисерную иглу, а более толстая бисерная игла не пролезет с такой толстой ниткой в мелкий бисер. Да и откуда в карпатских сёлах сто лет назад были тонкие бисерные иглы. Нитки натирали воском, и скрученным в пальцах кончиком такой навощённой нитки вполне можно было пару раз пройти даже в мелкий бисер. Нитки в работе не наращивали, концы нитей в бисер тоже не прятали, так что для двух проходов в ключевой бисерине места было вполне достаточно.
Я попробовала плести по такому же принципу. Нитки взяла толстые капроновые, как для вязания с мелким бисером. Для работы мне надо было 16 ниток. Нарезала 8 отрезков нитей двойной длинны, навощила их, на середину каждой нитки одела крупные бисерины и закрепила всю эту радость булавками на рабочей доске. На каждую пару ниток одела по бисерине, а потом уже нанизывала бисер на каждую нитку отдельно
для ускорения процесса нанизывания я пользовалась длинной иглой с вдетой в неё петлёй из тонкой нитки в качестве переходника, я так обычно набираю бисер для вязания, в петлю из тонкой нитки заправляю толстую нитку, бисер с иголки идёт на тонкую нитку, с неё потом на толстую, набирать так достаточно быстро и удобно получается
Нитки по краю доски разложенны веером, без иголок они совсем не путаются, это я заметила ещё со времён вышивания темари несколькими нитями одновременно, если нитки все с иголками были, то часто иголки цеплялись за соседние нитки, приходилось распутывать, а если нитки без иголок в работе оставляла, то даже длинные относительно концы не перепутывались. Когда поднимаю рукой очередную пару ниток, то сразу вижу, какая из них левая или правая у меня в работе, т.е. при правильно организованном рабочем пространстве путаницы нет вообще никакой, плести многими нитками получается очень легко, но не очень быстро
нитку с ключевой бисериной накидывала на палец, бисерина пальцем приподнималась на нитке и очень легко было продевать в неё вторую нитку
потом пристроилась ещё бисерину ногтем над ниткой приподнимать, тоже быстро получалось
тут уже все фрагменты сплетенны, осталось набрать последние низки бисера, я планировала украшение длинной 50 см, так что воткнула в доску булавку до какой длинны набирать низки, набирала не по счёту, а по сантиметровой ленте, примерно, на глаз, прикладывая следующие низки к набранным предыдущим
тут уже всё сплетенно и набранно, осталось сшить ленту в трубочку, сшивала кирпичным стежком, специально оставила для этого одну нитку вне работы, т.е. плела на 15 нитях, а 16-той сшивала
сняла более крупно фрагмент при сшивании, набирала промежуточную и ключевую бисерины, иголку вводила в край сетчатого фрагмента между двумя крайними бусинами сетки, натягивала нитку почти до конца, потом возвращалась иголкой в ключевую бисерину назад, опять набирала две бисерины и приплетала к другой стороне трубочки, для сшивания пользовалась той же иголкой с переходником-петелькой из тонкой нитки, просто в неё было очень быстро заправлять относительно толстую рабочую нитку
между сшитыми сетчатыми трубочками добирала недостающий ряд низанием
так выглядело законченное украшение, к его краям я пришила отдельной ниткой (фаерлайном) застёжку - бусину на ножке и петельку бисер для плетения трубочек брала Тохо 11/0, а в низках разнокалиберный чешский (утилизация) такой способ плетения я использовала исключительно в качестве эксперимента, как реконструкцию старой техники, плести так действительно несложно, но наверно дольше, чем традиционной сеткой одной ниткой, зато запас прочности у такого изделия на века, все ряды на отдельных толстых нитях, если происходит даже со временем где-то обрыв, то изделие не разваливается, всё равно держится за счёт других нитей