Без заголовка |
Музыка Скрябина - это "особый случай", как проницательно, с большим вниманием и уважением к её автору писал великий Рахманинов, бывший в глазах музыкального мира конца 19-го - начала 20-го веков своего рода "антагонистом" своего соученика по московской консерватории.
Рахманинов любил и уважал Скрябина, хотя в студенческие годы и позволял себе иногда по-дружески подтрунивать над ним. Впоследствии Рахманинов неоднократно дирижировал исполнением замечательного фа диез минорного концерта Скрябина для фортепиано с оркестром, когда за роялем был сам автор. Однажды, как вспоминала жена Рахманинова, автор перед концертом оказался в не совсем надлежащем, чтобы не сказать больше, состоянии, и Рахманинову пришлось мобилизовать все свои гениальные музыкальные способности и дирижёрское мастерство, чтобы довести концерт до конца.
Рядом с прелюдиями ближайшее место по значению занимают этюды Скрябина. Созданный им в 1894—1895 годах цикл из 12 этюдов соч. 8 включает замечательнейшие образцы этой формы в мировой фортепианной литературе. Наиболее примечательны в этом цикле лирически взволнованный этюд № 2, тревожно мятущийся № 7, сумрачно драматический № 9, блестящий виртуозный № 10, глубоко скорбный № 11 и в особенности заключительный № 12.
Последний этюд восьмого опуса, №12 ре диез минор, - одно из самых ярких и известных сочинений Скрябина. Иногда проводят параллели между этим этюдом и этюдом Шопена ор.10, тоже №12. Этюд Шопена, прекрасный, патетический и жизнеутверждающий, в духе пламенного призыва, обращён к гражданину. Недаром этюд часто называют "революционным" и в связи с ним вспоминают и польское восстание 1831 г. против русского царизма, и знаменитую картину близкого друга Шопена французского художника Эжена Делакруа "Свобода на баррикадах".Этюд Скрябина - это, скорее, создание одинокого, гордого, великого и трагического человеческого духа. Однако экспрессия, сила и мощь этой музыки бесподобны. Мы как будто присутствуем при какой-то трагической схватке титанов или, наверное, божественных начал.
Этюды опусы 2, 8, 42, 65.
00:00 - Op.2/1
02:56 - Op.8/5
05:19 - Op.8/11
09:37 - Op.42/2
10:35 - Op.42/3
11:13 - Op.42/4
13:51 - Op.42/5
16:24 - Op.42/6
18:21 - Op.42/8
20:14 - Op.65/1
23:03 - Op.65/2
25:13 - Op.65/3
Этюд восьмого опуса, №12 ре диез минор,
Этюд №11 си бемоль минор, связана грустная романтическая история. Этюд посвящён юной возлюбленной автора Наталье Секериной, которой было тогда 15-17 лет. Об этом "неофициальном" посвящении свидетельствует посланная ей, вместе с нотами, записка автора.
Этот этюд, созданный на "заре туманной юности" возлюбленной автора, очень своеобразен и, конечно, совсем не похож на классически стройные и яркие образы любви в произведениях Шопена, Шумана, Листа. Этюд овеян нежной, томящей и загадочной грустью. В середине и в конце этюда печаль плавно перерождается в мягкие мажорные упоительные звучания, напоминающие многоцветные блики от лучей тёплого солнечного света. Этюд полон трагических предчувствий, которые, к сожалению, сбылись.
Жизнь развела, разъединила влюблённых, в основном, возможно, из-за аристократических предрассудков матери Натальи. У обоих семейная жизнь сложилась неудачно, особенно у Натальи. Скрябин скоропостижно скончался от заражения крови в возрасте 43 лет. А Наталья, помнившая Скрябина всю жизнь, на 43 года (мистическое совпадение) пережила его и умерла на чужбине, в далёкой Америке, в 1958 г.
Эта полузабытая и загадочная история любви стала известна, по-видимому, после публикации писем Натальи сестре в Москву:
Этюды опус 8.
etude n.1 00:00
etude n.2 01:38
etude n.3 03:26
etude n.4 05:15
etude n.5 06:50
etude n.6 09:02
etude n.7 10:32
etude n.8 12:21
etude n.9 15:58
etude n.10 21:02
etude n.11 22:58
etude n.12 26:40
Рубрики: | ИСКУССТВО/Музыка |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |