Учим ребенка правильно произносить звуки Ш и Ж. |
Воспитание у ребёнка правильного произношения шипящих звуков Ш и Ж. Каждому звуку свойственна своя артикуляция, то есть положение органов речи. Например, для воспроизведения звука Ш губы должны быть разомкнуты и слегка вытянуты вперед; зубы - сближены; язык - "чашечкой", его кончик находится за верхними передними зубами, но не смыкается с твердым нёбом; через образованную щель проходит широкая струя воздуха с характерным звуком: Ш-Ш-Ш... Для воспроизведения звука Ж положение органов речи такое же, но он произносится с участием голосовых связок. Их вибрацию легко уловить, если, приложив к гортани руку, произнести поочередно Ш-Ж. Какие же возможны ошибки? Звук Ш заменяется звуком С или звуком Ф. Дети произносят вместо ШАПКА, КОШКА - САПКА, КОСКА или ФАПКА, КОФКА. Звук Ж может заменяться звуком З или В. Вместо ПОЖАР, ЖУК слышится ПОЗАР, ЗУК или ВУК. Часто звуки Ш и Ж произносятся сквозь зубы, без участия языка или с высунутым кончиком языка. Ж звучит глухо, получается ПОШАР, ШУК. Работа над звуками требует определенной последовательности. Вначале взрослый показывает ребенку, как правильно произносится звук, обращает его внимание на правильное звучание. Можно использовать звукоподражательные игры: "Шина лопнула" (ШШШ...), "Поезд остановился" (ШШШ...) "Жук летит" (ЖЖЖ...) Если таким образом не удалось вызвать у ребенка правильный звук, примените следующий прием. Ручкой чайной ложки (или деревянным шпателем, палочкой для мороженого) приподнимите и слегка отодвиньте от зубов кончик языка ребенка. После этого попросите его несильно прикусить ложку, вытянуть вперед губы и подуть на кончик языка. Можно не дуть, а продолжительно произнести звук С. Следите, чтобы при этом кончик языка оставался за верхними зубами. Если получится звук Ш, то надо закреплять его в речи. Ребенок должен контролировать произношение, слушать, верно ли он произносит этот звук. Затем от изолированного звука переходим к закреплению его в отдельных слогах и словах. ШША, АШШ - шалун, шапка, шалаш, Маша ШШО, ОШШ - шоколад, кошка, мышонок, петушок ШШУ, УШШ - шуба, шутка, душ ШШИ, ЫШШ - шина, камыш, уши, малыш ШШЕ - шея, шесть, пшено, шелест Следующий этап - закрепление правильного произношения звука во фразах. Сначала составляйте их из знакомых ребенку слов. Ребенок быстрее привыкнет к правильному произношению, если первое время будет произносить Ш несколько подчеркнуто, продолжительно. Мишутка - шалун. Маша любит шоколад. Мыши шуршат под шкафом. Паша пишет букву Ш. Шесть мышат в камышах шуршат. Звук Ж обычно легко вызывается у ребенка, если он уже научился произносить Ш. В помощь можно прикладывать к гортани руку и ощущать вибрацию. Затем также закрепляем звук Ж в речи. ЖЖА - жаба, лужа, пожар ЖЖО - желудь, медвежонок, флажок ЖЖУ - жук, журавль. держу ЖЖИ, ЖЖЕ - жираф, ёжик, ужи, одежда, железо Фразы: Желудь упал в лужу. Пожарные едут на машине. Миша дружит с Жорой. За окном шумит дождь. Для закрепления звука в речи надо подбирать стихи, загадки, сказки с этими звуками и следить, чтобы они проговаривались правильно. |
Рубрики: | мамочке |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |