и одолеть того врага придется только нам самим...
К генеалогии Президента России Владимира Путина - (0)Аннотация. В статье рассматривается вопрос изучения родословной Президента России Владим...
ПИНЕТКИ. - (0) Печь каменка своими руками - (1)Очень простая печь для походов,приготовления пищи на даче,отопления теплиц и прочих непредвиденных с...
Корзины для хранения вещей: 20 вариантов применения - (0)Очень люблю вещи, которые одновременно объединяют в себе две черты — привлекательность...
КОМУ ЗАЖИГАЕТСЯ ВИРТУАЛЬНАЯ СВЕЧА? Пастыри об «онлайн-услугах» в духовной жизни |
Несколько лет назад в сети появились интернет-часовни. Кто-то пошел дальше и решил выступить в качестве онлайн-курьера: неизвестные предлагают поставить свечу, заказать молебен в любом храме страны. Есть и приходы, которые с помощью интернета принимают заявки на совершение треб и молебнов. В эпоху повсеместной виртуализации жизни это воспринимается кем-то как само собой разумеющееся: мы же записываемся через интернет на прием к врачу, оформляем важные документы, совершаем финансовые сделки, договариваемся с людьми, которых никогда не видели, о совместных проектах… Других эта интернет-активность в духовной сфере смущает и возмущает. Так как относиться к таким явлениям? Допустимы ли они? И каковы границы, если они вообще есть, использования интернета в духовной жизни? Мы попросили священнослужителей – протоиереев Александра Авдюгина, Олега Стеняева, Андрея Ткачева и Димитрия Шишкина – высказаться об этом.
/www.pravoslavie.ru/sas/image/video/zoom.gif" target="_blank">http://www.pravoslavie.ru/sas/image/video/zoom.gif) no-repeat;" title="Виртуальная часовня свт. Николая Чудотворца "> Виртуальная часовня свт. Николая Чудотворца
Помолиться монитору
Виртуальные часовни – проект, запущенный несколько лет назад. За амбициозную идею создатели онлайн-часовен не раз подвергались критике. Другие, наоборот, оценили доступность и атмосферу проекта. Третьи еще не знают, как относиться к тому, что в пару кликов можно выбрать имя святого и зайти в часовню, не выходя из квартиры. Сейчас сайт с часовнями почти никак не развивается. Но посетителей меньше не становится.
Стена из кирпичей, в центре икона и свечи. Их можно поставить совершенно бесплатно. Их зажгли уже более полумиллиона интернет-прихожан.
«Этот проект сделан, прежде всего, для людей, не имеющих возможности сходить в церковь», – говорится на странице проекта в социальной сети.
Комментарии на одном из форумов позволяют сделать вывод, что многие люди благодарны проекту. Вот кто-то лежит в больнице и пишет, что такая часовня – отличное решение.
Потратить деньги в этой часовне нельзя. Все свечи, молитвы бесплатны. Можно даже написать записку о здравии или об упокоении.
Протоиерей Андрей Ткачев, клирик храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Московская епархия):
Духовные законы предполагают общение устами к устам, глаза в глаза
– Мне кажется, это какое-то заболевание, связанное с общим заболеванием человечества. Технические средства никак не изменяют духовных законов. Духовные законы предполагают общение устами к устам с проповедником или духовником, чтение слова Божиего, участие в молитве. Возжигание свечки перед священными образами, но никак не перед монитором, не перед экраном и не на экране. Это уже не опасность, это болезнь. Опасность – это когда раньше, болезнь – это когда позже. Смешение возможного и невозможного, позволительного и непозволительного. Это заболевание.
Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках (Московская епархия):
– Икона, прежде всего, дает молящемуся человеку бесстрастное видение духовной реальности. Она является откровением и отсекает наше субъективное видение. Надо быть уверенным в том, что перед нами настоящая икона. Не каждый человек может это сделать.
Интернет в целом представляет опасность как часть искусственного мира. Искусственный – это значит: нереальный мир. Вообще очень много искусственного нас окружает. А если мы будем усиливать присутствие искусственного в нашем мире – это опасно. В свое время церковь категорически запрещала молиться перед какой-то там лампочкой. Церковь настаивала, что должен быть живой огонь лампады или живой огонь свечи. Потому что живое – это достоверное, Богом данное. А искусственное – это холодное, как бы нереально существующее.
/www.pravoslavie.ru/sas/image/video/zoom.gif" target="_blank">http://www.pravoslavie.ru/sas/image/video/zoom.gif) no-repeat;" title="Виртуальная часовня"> Виртуальная часовня
Протоиерей Александр Авдюгин, настоятель храма-часовни святых Богоотец Иоакима и Анны в честь погибших шахтеров г. Ровеньки Луганской области:
– Не может быть виртуальной исповеди. Не может быть виртуальной молитвы. И не может быть виртуальных часовен. В любом случае в эту виртуальность вмешается лукавый. И он больше навредит, чем даст пользы. Личное обращение к священнику через социальные сети – это вполне нормально. А создание подобных, я даже не знаю… Это не Церковь. Нужно, чтобы глаза в глаза. Знание друг друга. Другие варианты для меня исключены.
Протоиерей Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия):
– По-моему, это уже просто профанация какая-то, когда на экране свечка, ты, как в компьютерной игре, нажимаешь, «ставишь»…
У нас вообще неправильное отношение к интернету. Интернет – это инструмент, помощник в твоей реальной жизни. И в том числе в реальной духовной жизни. А когда человек уходит туда и начинает там жить, это на 100% болезнь.
У меня есть несколько ярких примеров помощи интернета. Я писал про святителя Луку у себя в «Живом журнале». Среди прочитавших мой пост был протестант, который очень этим заинтересовался. Он был удивлен, что есть такие люди, что есть такие чудеса, совершающиеся реально. Мы с этим человеком встретились в городе. Позже я его через Миропомазание принял в Православие. Он стал исповедоваться и причащаться. Вторая история: появилась у нас женщина, стала рассказывать, что у нее мужа-священника жестоко убили в Киеве, и она страдает теперь, прячется от бандитов, которые ее преследуют, а у нее дети… Но странно было, что ее горькие сетования всё время перемежались словами об отдыхе на южном берегу. Я связался с епископом, назвал имя священника, он мне всю ситуацию объяснил. Дама эта оказалась мошенницей.
Для любого православного человека интернет – это библиотека и источник информации. Это очень полезная вещь. Можно пользоваться этим, но надо разумно пользоваться.
/www.pravoslavie.ru/sas/image/video/zoom.gif" target="_blank">http://www.pravoslavie.ru/sas/image/video/zoom.gif) no-repeat;" title="">
«Любая треба за ваши деньги»
Но есть люди, которые пошли гораздо дальше. Под именем Русской Православной Церкви неизвестные творят настоящие чудеса. Они предлагают поставить свечку в любом храме России. Тоже, кстати, не выходя из квартиры. Еще можно заказать молебен и сорокоуст. Как уверяют создатели этой интернет-конторы, «верующие могут онлайн заказать службу в удаленных церквях и храмах нашей страны». Чем, видимо, и подкупают доверие посетителей. Более того, авторы портала якобы оказывают денежную помощь храмам, «у которых нет финансовой поддержки со стороны государства», – говорится на сайте.
Решил позвонить в эту организацию и расспросить об онлайн-требах. Меня интересует свеча в храме.
– Да, 300 рублей стоит наша услуга, – ответила девушка.
– Какой срок?
– Мы заказываем в течение пяти дней.
– Мне главное быть уверенным, что свечка поставлена, – поясняю.
– По этому поводу можете даже не переживать. Это же связано с Богом!
Решил задать уточняющий вопрос о записках.
– А что такое «проскомидийные записки»? Это для чего?
– Вот этого я вам не могу, к сожалению, сказать, – ответила упавшим голосом девушка.
В базе около 100 российских городов. Нахожу «Церковь Игоря Черниговского во Владивостоке». Такой храм действительно есть. Только его полное и правильное название звучит несколько иначе: храм святого благоверного князя-страстотерпца Игоря Черниговского. Но на сайте святых называют просто по именам. В этом храме решил поставить свечу. Здесь даже можно выбрать ее размер.
Нашел среди треб уникальную! Неусыпаемая Псалтирь в Смольном соборе Санкт-Петербурга. Всё бы хорошо, но только в настоящий момент Смольный собор не принадлежит Русской Православной Церкви, и богослужения здесь проводятся лишь в утреннее время. Никакой Неусыпаемой Псалтири здесь не читают. Но заказ я всё же оформил. Как и полагается, мне осталось только оплатить его.
Цена вопроса: 1300 рублей.
Сайт, скорее всего, рассчитан на тех, кто попал в трудную ситуацию, но не участвует в церковной жизни. Один из слоганов проекта для таких людей и предлагает моментально решить проблему: сотворить жертву в любой церкви страны. Естественно, что любая такая онлайн-жертва – молебен, свеча, Псалтырь – измеряется в рублях.
Протоиерей Андрей Ткачев:
Люди, свою религиозность измеряющие свечками, будут жертвой мошенника. Но религиозность выходит далеко за рамки свечки и вообще свеч не предполагает
– Люди, которые свою религиозность измеряют поставленной свечой, будут жертвой мошенника. Всегда найдется тот, кто скажет: я поставлю за вас свечку там-то и там-то. Он согласится, потому что вся его религиозность заключается в свечках.
Но религиозность выходит далеко за рамки свечки и вообще свеч не предполагает. Их может и не быть, а религиозность может быть. Поэтому если говорить на таком примитивном уровне, то люди примитивно мыслящие всегда будут жертвами проходимцев.
Протоиерей Олег Стеняев:
– Опасность может быть в том, что в интернете могут быть приходы-призраки. Часовни-призраки. За ними никакая духовность стоять и не может. Это очень важно. Когда мы подаем записки, мы должны быть уверены, что имеем дело не с каким-то виртуальным приходом-призраком, а с настоящим приходом. И чтобы не обмануться, надо иметь в интернете систему распознавания. Хорошо бы, если бы был официальный сайт, где были бы адреса всех реально действующих приходов, часовен, монастырей. Чтобы человек мог сверять по этому сайту: имеет ли он дело с приходом-призраком или с реальным приходом.
Протоиерей Димитрий Шишкин:
– Человек все-таки должен трудиться. И в духовной жизни тоже. Ножками прийти в храм, постоять, помолиться. Если человек инвалид, согласен, он может общаться по интернету. Но заменить реальную молитву онлайн-общение не может.
Ты можешь заказать 40 сорокоустов в 40 монастырях, но если ты палец о палец не ударишь в духовной жизни, польза будет нулевая
Человек на этом сайте пишет: я живу в Челябинске и заказал сорокоуст в храме Христа Спасителя. А почему нельзя в Челябинске заказать? Разница в чем? Всё зависит от веры. «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9: 29). В своем храме ты помолись. Ты можешь заказать 40 сорокоустов в 40 монастырях, но если ты палец о палец не ударишь в духовной жизни, польза будет нулевая от всех записок. Господь смотрит на сердце, на твою жизнь. От этого многое зависит.
Протоиерей Александр Авдюгин:
– Сейчас существует множество серьезных православных групп в любой социальной сети. В них есть и священники. Этого вполне достаточно для того, чтобы объяснить, что подобный ресурс к Церкви не имеет отношения. Об этом нужно постоянно говорить.
/www.pravoslavie.ru/sas/image/video/zoom.gif" target="_blank">http://www.pravoslavie.ru/sas/image/video/zoom.gif) no-repeat;" title="Храм Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино"> Храм Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино
Онлайн-заявки на молебны официально
Москва, храм Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино. Здесь служат еженедельный молебен о благополучии беременности и родов. Для молитвы нужно на официальном сайте храма указать имя, электронный адрес и перейти к оплате. Кстати, на всю Москву только в трех храмах служат подобные молебны. Желающих с просьбой помолиться о благополучном протекании беременности было так много, что к идее прихожан принимать платежи через интернет духовенство прихода в Новокосино отнеслось с пониманием.
Протоиерей Димитрий Шишкин:
– Мне кажется, это очень сложный вопрос. Его нельзя одним махом разрешить. Конечно, может и должен любой священник молиться за тех людей, которые нуждаются в помощи, в молитве. Но я ведь понимаю, что есть и коммерческие интересы. И когда они начинают превалировать, тогда вино превращается уже в уксус. Люди сами должны прилагать какие-то усилия. Можно помолиться за беременную женщину, если она не может прийти в храм, но живое общение не заменит никакие онлайн-заказы, никакие онлайн-молебны. Так что здесь нужно с рассуждением подходить.
Подготовил Никита Филатов
http://www.pravoslavie.ru/put/86517.htm
Рубрики: | Философия/Православие |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |