и одолеть того врага придется только нам самим...
К генеалогии Президента России Владимира Путина - (0)Аннотация. В статье рассматривается вопрос изучения родословной Президента России Владим...
ПИНЕТКИ. - (0) Печь каменка своими руками - (1)Очень простая печь для походов,приготовления пищи на даче,отопления теплиц и прочих непредвиденных с...
Корзины для хранения вещей: 20 вариантов применения - (0)Очень люблю вещи, которые одновременно объединяют в себе две черты — привлекательность...
Вышивка рушников (продолжение) |
Вышивка рушников (продолжение)
Оказывается все самое интересное в конце
Квадрат в русской традиции символизировал землю, поле, четыре стороны света, замкнутое пространство, жилище. На нижней части у лопастей северорусских прялок, украшенных трехгранновыемчатои резьбой, обычно размещались заштрихованные прямыми иди косыми линиями квадраты, символизировавшие вспаханное поле. Над этими квадратами, как правило, помешалась большая круглая многолучевая розетка, олицетворявшая сияющее солнце иди весь Белый свет (вселенную), если лучи ее были направлены внутрь круга. В качестве главного символа здесь выступал собственно круг, о магическом значении которого достаточно подробно говорилось в главе о вологодской крестьянской одежде.
Одним из самых распространенных мотивов в орнаменте русской народной вышивке являлся крест, почитаемый христианами как символ мученичества Иисуса Христа. Однако и этот священный символ оказывается на проверку гораздо более близок к язычеству, нежели к христианству, поскольку почитание его в глубокой древности напрямую связывалось с «живым» священным огнем, а точнее — со способом его добывания: трением двух сложенных поперек (крестообразно) палочек.
60. Конец полотенца. Браное ткачество. Конец XIX века. Вологодский район.
Учитывая величайшее значение, которое в ту пору придавалось «живому» огню, неудивительно, что инструмент для его добывания стал объектом повсеместного почитания, «даром божьим». Ему стали придавать функции оберега, своего рода талисмана, защищающего от злых сил. И все это происходило за несколько тысяч лет до появления христианства! Любопытно, что вплоть до IV века нашей эры христиане не только не относились к кресту с почтением, но даже презирали его, как языческий символ. «Что же касается крестов,— писал христианский писатель Феликс Мануций, живший в III веке н. э.,— то мы их совсем не почитаем: не нужны они нам, христианам; это вы, язычники, вы, для которых священны деревянные идолы, вы почитаете деревянные кресты»38.
Н. М. Гальковский приводит еще более любопытное свидетельство из Чудовского списка «Слова об идолах», составленного в XIV веке: «А се иная злоба в крестьянех — ножем крестят хлеб, а пиво крестят чашею та иным чем — а се поганьски творят»39. Как видим, автор средневекового поучения решительно выступал против крестообразного знамения на ритуальных хлеб-
61. Конец свадебного полотенца. Браное ткачество. Вышивка. Конец XIX века. Тарногский район.
цах-колобках и над ковшом с пивом, считая его языческим пережитком. «Автор поучения, очевидно, знал,— справедливо отмечает Б. А. Рыбаков,— что нанесение креста на хлеб насчитывало к его времени по крайней мере тысячелетнюю «поганьскую» традицию»40. Отсюда давний спор — что лучше: ломать хлеб или «крестить» (т. е. резать) его ножом.
Общеизвестно, что казнь особо опасных преступников в Древнем Риме производилась вовсе не на кресте, а на столбе с перекладиной наверху, имеющем форму греческой буквы «Т» («тау-крест»). Признают этот факт и современные церковные идеологи (см. статью «Крест» в 1-м номере «Журнала Московской Патриархии» за 1973 год). Получается, что вот уже в течение 16 столетий главным символом христианской религии является крест, который не имеет ни малейшего отношения к мученической смерти самого христианского Бога.
Вплоть до VIII века христиане не изображали Иисуса Христа распятым на кресте: в то время это считалось страшным кощунством. Однако впоследствии крест превратился в символ перенесенных Христом мучений. С современной точки зрения поклонение орудию казни представляется несколько странным. Невольно
62. Фрагмент скатерти. Строчка. Браное ткачество. Середина XIX века. Великоустюгский район.
задаешься «еретическим» вопросом: а если бы Христа казнили на гильотине или на виселице? Трудно представить себе на шее у современных христиан маленькие гильотинки или виселички... И все-таки факт остается фактом: в качестве основного символа христианского культа выступает именно орудие казни.
Однако вернемся на несколько тысячелетий назад — к кресту языческому, являвшемуся священным символом «живого» огня и Солнца. Церковные идеологи и даже составители этимологических словарей утверждают, что слово «крестьянин» произошло от слова «христианин», а слово «крест» — от имени собственного — Христос (нем. Christ, Krist). Как видим, и здесь речь идет о «заимствовании», на этот раз — из германского языка41.
Сталкиваясь с подобными интерпретациями, невольно задаешься вопросом: до какой же степени невежества надо дойти, чтобы утверждать подобные вещи?! Всем нам хорошо знакомо слово «кремень» в значении твердого камня-минерала для высекания огня, использующегося в современных зажигалках. В старину, до появления серных спичек, огонь высекали огнивом из кремня с использованием трута. Вторым название огнива было «кресало» или «кресево». Под словом «кресать» подразумевалось «высекать
63. Коней полотенца. Браное ткачество. Конец XIX века. Тарногский район.
искры из кремня». Любопытно, что от этого же корня образовалось слово «кресить» в значении воскрешать или оживлять (высекать искру жизни): «Игорева храброго полку не кресити (т. е. не воскресить)» («Слово о полку Игореве»). Отсюда же пословицы: «Упрямого креси, а он в могилу лезет», «Не бывать ему на кресу (т. е. не ожить)» и т. д. Отсюда же «кресенье» — старинное название седьмого дня недели (ныне — воскресенье) и «кресень» (кресник) — языческое обозначение июня месяца. Отсюда же производное «крестник», первоначально писавшееся без буквы «т» (от Матфея 1.4.7).
Все приведенные выше слова происходят от древнерусского «крес» — огонь. Действительно, получаемый путем высекания искусственный жертвенный огонь-крес в глазах наших далеких предков как бы воскресал заново, оживал, возрождался, поэтому к нему относились с таким почтением. Нетрудно догадаться, что древнерусские слова «крес» (огонь) и «крест» (приспособление, с помощью которого он добывался) состоят в самом близком этимологическом родстве и по степени своей архаичности намного превосходят любые христианские толкования. Обильно украшая крестами одежду, русские вышивальщицы вовсе не помышляли о
64. Конец полотенца. Браное ткачество. Конец XIX века. Великоустюгский район.
прославлении символа христианской веры и уж тем более — орудия казни Иисуса из Вифлеема: в их представлении он оставался древним языческим знаком огня и Солнца.
Также несостоятельно утверждение церковников и этимологов-атеистов о происхождении слова «крестьянин» от слова «христианин»: и в этом случае мы имеем дело с элементарной подтасовкой понятий. Против данной версии прежде всего говорит то, что «крестьянами» на Руси во все времена называли исключительно землепашцев и никогда — представителей знати, хотя и те, и другие придерживались одной — христианской — веры. В этимологическом, лексическом и смысловом родстве слов «крес», «крест» и «крестьянин» не приходится сомневаться. Подобно «огнищанину» (земледельцу), «крестьянин» был тесно связан с огнем — «кресом» и, естественно, с орудием его добывания — крестом. Не исключено, что связано это было с использовавшейся тогда огневой (подсечной) системой земледелия, при которой крестьянам приходилось выжигать и выкорчевывать лесные участки под пашню. Срубленый и спаленный таким образом лес назывался «огнище», отсюда — «огнищанин», т. е. землепашец.
В. И. Даль в своем замечательном словаре совершенно спра-
65. Конец полотенца. Браное ткачество. Начало XIX века. Бабушкинский район.
ведливо отождествляет слова «крестьяне» и «огнищане», поскольку смысловое значение их абсолютно одинаково и восходит к одному и тому же слову — «огонь — крес»42. Слово же «христианин», на всех европейских языках звучащее коротко и почти одинаково, русские церковники просто-напросто приспособили к старому, доброму, языческому, хорошо знакомому и привычному нашим далеким предкам слову «крестьянин».
Упоминавшееся выше древнейшее орудие для добывания огня в виде двух перекрещивающихся палочек-плашек со временем совершенствовалось и приобретало новые формы. Одной из таких форм стала свастика или, как ее еще называют, «гаммированный крест», «крест с загнутыми концами», «мотыгообразный крест», «огневой крест», «крест Перуна» и т. д. Загнутые концы такого креста облегчали его вращение вокруг вертикального деревянного стержня (в месте их трения и возникал огонь). Подобная же конструкция впоследствии привела к созданию примитивного первобытного бура, в котором крест и стержень скреплялись между собой, что позволяло с помощью песка и нижнего конца стержня делать любые отверстия в камне для ручки топора. Схематические изображения такого орудия неоднократно встречаются на останках предметов доисторического времени.
Свастики или «гамматические кресты» («CRUX GAMMATA»), названные так из-за соединения четырех греческих прописных букв «Г» (гамма), были известны практически всем народам нашей планеты еще с глубочайшей древности, хотя в отдельных местах (Австралия, Египет, Центральная Африка) они встречались довольно редко. Наиболее же активно сакральные символы эти использовались в Древней Греции, Иране, Индии, Германии и России.
66. Конец полотенца. Вышивка. Середина XIX века. Тарногский район.
Исследователи утверждают, что слово «свастика» произошло от санскритского «су-асти» (буквально — «дарующий счастье»), однако русские слова «свадьба», «сватанье», «сваха», «сватья», а также имена покровительницы Руси — Матери Сва и высекающего молнии бога Сварога, заставляют отнестись к этой версии с известной долей сомнения. Авторитетность санскрита, конечно, неоспорима, но искать в нем истоки всех языков индоевропейской группы мне представляется не совсем правильным. Анализ лексических, фонетических, грамматических, морфологических, графических и других форм различных языков мира убедительно подтверждает концепцию об их едином происхождении. Все существующие (и существовавшие!) на земле языки некогда имели общую основу — единый праязык, из которого впоследствии и образовались так называемые «языковые семьи». Можно сказать без преувеличений, что в ту отдаленнейшую эпоху на земле действительно царило согласие, и лишь впоследствии, по мере обособления различных народов, начало возникать разногласие. Большинство современных этимологов не рискуют выходить за рамки определенной языковой семьи и потому зачастую попадают впросак, хотя разгадка происхождения того или иного слова нередко лежит совершенно в другой плоскости, а именно — на уровне древнейшего, глубинного, единого праязыка.
67. Фрагмент полотенца. Браное ткачество. Конец XIX в. Великоустюгский район.
Можно не сомневаться, что к такого рода словам принадлежит и «свастика», а стало быть, все версии о ее происхождении не смогут претендовать на истинность до тех пор, пока не будут найдены аналоги в других языковых семьях. Древность происхождения свастики на сегодняшний день определяется эпохой верхнего палеолита. Самые древние из известных нам свастичных мотивов обнаружены в орнаментике костенковской и мезинской культур. В эпохи неолита и энеолита свастика бытовала преимущественно на территории Восточной Европы и лишь позднее распространилась по всему евразийскому континенту. Между тем имеется достаточно оснований считать свастику планетарным символом, поскольку знакомы с ней были практически все народы нашей земли.
Германские нацисты, присвоив себе право владения знаком свастики, покрыли его пеленой отчуждения для большинства народов нашей планеты. Смысловое и символическое значение свастики настолько преобразилось, что весь мир стал воспринимать ее именно как эмблему нацизма, а после окончания Второй Мировой войны использование ее во многих странах просто-напросто было запрещено. Ни с одним символом за всю историю человечества не происходило ничего подобного! Однако был в советской истории короткий период, когда нападки на германский фашизм и его символику временно прекратились. Разумеется, речь идет о Советско-Германском договоре о ненападении, подписанном 23 августа 1939 года. Прилетевший в Москву на двух немецких «кондорах» министр иностранных дел нацистской Германии Иоахим фон Риббентроп с удовольствием увидел, что в советском аэропорту рядом с серпом и молотом гордо развевается флаг со свастикой.
Как уже отмечалось, в древнейшей традиции свастика выступала в роли священного символа «живого огня». Все последующие трактовки ее символического значения изменялись под воздействием различных религиозных, оккультных, эстетических, расовых, национальных, политических доктрин и воззрений. «По своей древности она должна быть отнесена к периоду, предше-
68. Фрагмент женской рубахи. Вышивка. Конец XIX в. Тотемский район.
ствующему разделению первобытных арийцев,— справедливо отмечает А. Фон-Фрикен,— и по мере распространения их ветвей, как этнографических, так и религиозных, была разнесена по всему миру»43. Рене Генон видел в свастике «знак полюса», основополагающего Принципа, символ центра, «одну из самых поразительных форм горизонтального креста». Загнутые концы в его представлении символизируют окружность, манифестированный мир, а направления вращения не несут смысловой нагрузки, поскольку вся разница заключается в том, с какой стороны смотреть на вращение»44.
Чаще всего в свастике видят солярный знак, поскольку на многих древних изображениях она заключена в круг. По всей видимости, подобное толкование также недалеко от истины,
69. Фрагмент скатерти. Вышивка. Конец XIX в. Никольский район.
70. Конец полотенца. Браное ткачество. Начало XX века. Великоустюгский район.
т. к. солнце и огонь в глазах наших далеких предков отождествлялись. Известны и другие значения «гаммированного креста»: четыре стороны света, четыре фазы Луны, четыре времени года, движение вихря, вращение колеса сансары, четыре ступени существования, соединение мужского и женского начал, гармония и равновесие, начало и конец.
Некоторые исследователи усматривали в свастике изображение разветвленной молнии, горящих факелов, символ удачи, благословения и доброго предзнаменования, совершенства и процветания.
Встречается также противопоставление «прямой» и «обратной» свастик. В этой интерпретации правосторонняя (прямая) свастика символизирует мужское начало, небесную силу, весеннее восходящее солнце, а левосторонняя (обратная) — женское начало, хтоническую силу и заходящее осеннее солнце. В пользу этой трактовки говорит то, что на изображениях Астарты и Артемиды она помещается на треугольнике вульвы. Последователь Фрейда Вильгельм Райх, разумеется, усмотрел в свастике сексуальный символ, однако аргументы его выглядят слишком натянуто и предвзято. Любопытно, что в качестве иллюстраций непризнанный, хотя и
71. Конец полотенца. Браное ткачество. Конец XIX века. Великоустюгский район.
достаточно «раскрученный» психоаналитик приводит две свастики, каким-то неведомым ветром занесенные на землю семитов: одна из них была обнаружена в Миртовом дворе Альгамбры в Гранаде, а другая — в развалинах синагоги Эдд-Дикке на Генисаретском озере45. Известна, кстати, и еше одна еврейская свастика из синагоги Айн Жеди в Израиле. Однако акцентировать на них внимание и пытаться проецировать их значение на свастику арийских народов мне представляется несерьезным. Во всем семитическом районе — в Халдее, Египте, Финикии и Ассирии — изображение свастики встречается так же редко, как изображение шестиконечной звезды Давида на Европейском Севере.
У гностиков свастика выступала в качестве символа Ситалы, смирения и седьмого воплощения; у греков — в качестве атрибута Зевса, Гелиоса, Геры, Цереры и Артемиды. В индийской традиции она ассоциировалась с Агни, Дъяусом, Индрой, Сурьей, Брамой, Шивой, Вишну и Ганешей, в буддизме — с печатью сердца и эзотерической доктриной Будды, колесом сансары, являлась од-
72. Конец полотенца. Браное ткачество. Конец XIX века. Тарногский район.
ним из 65 благоприятных знаков на отпечатках ступней Будды. В Японии свастика, известная под названиями «маньи» и «митсу домое», считается печатью бога Компира, а также означает цифру 10 000 — символ совершенного счастья; в Китае — иероглиф «оке», выражавший долгую жизнь, возрождение и совершенство. Французский исследователь Р. Алло связывает свастику с гербом Гогенцоллернов и весьма своеобразно раскрывает ее значение: «Изображение четырех кос, вращающихся вокруг единого центра» символизирует «смерть скошенного колоса и его возрождения к жизни», а ее движение называет магическим вращением «во внешнюю тьму».
По версии В. Андреевой, «прямая» свастика означает концентрацию, «завинчивание» энергией, удержание потока физических сил с целью управления низшими силами, «обратная» же (направленая против часовой стрелки) — «развинчивание» физических и инстинктивных сил, создание препятствия для прохода высших сил. Любопытно, что в эмблеме нью-йоркского Теософского Общества свастика мирно соседствует с шестиконечной звездой Давида в окружении кусающего собственный хвост змея Уробороса.
73. Фрагмент полотенца. Браное ткачество. Конец XIX века. Бабушкинский район.
В русской традиции свастика занимает совершенно особое место. Изображения ее столь часто встречаются в традиционном русском орнаменте, что это давно должно было привлечь внимание современных исследователей и стать предметом самого глубокого и всестороннего изучения. По степени распространенности свастики Россия превосходит даже такую насыщенную арийской символикой страну, как Индия. Сакральный символ этот встречается практически на всех предметах русского искусства: в орнаменте вышивки и ткачества, в резьбе и росписи по дереву, на русском оружии, в бытовой утвари, на храмах, домах и предметах православного культа, узорах национального костюма, на поясах, полотенцах, подзорах, прялках, вальках, рубелях, сундуках, ювелирных изделиях, мебели и т. д.
74. Конец полотенца. Браное ткачество. Конец XIX века. Тарногский район.
Русское название свастики — «коловрат», т. е. «солнцеворот» («коло» — древнерусское название солнца, «врат» — вращение, возвращение). Коловрат символизировал победу света (солнца) над тьмой, жизни над смертью, яви над навью. Свастика, направленная в противоположную сторону, именовалась «посолонью». По одной из версий «коловрат» обозначал прирастание светлого времени суток или восходящее весеннее солнце, в то время как «посолонь» — убыль дневного света и заходящее осеннее солнце. Существующая путаница в названиях порождена неверным пониманием направления вращательного движения русской свастики. «Правой» или «прямой» свастикой нередко называют крест с концами, загнутыми в правую сторону. Однако в русской языческой традиции смысловое значение свастики максимально приближено к древнейшему (символ «живого огня»), и потому загнутые концы ее следует рассматривать именно как языки пламени, которые при
75. Фрагмент подола женской рубахи. Браное ткачество. Середина XIX века.
Великоустюгский район.
вращении креста в правую сторону естественным образом отклоняются влево, а при левостороннем его вращении — вправо. Отклонение языков пламени в обоих случаях происходит под воздействием встречного потока воздуха. Поэтому «коловратом», или «левосторонней», свастикой в России именуют крест, концы которого («языки пламени») загнуты в правую сторону, и наоборот, «посолонью», или «правосторонней», свастикой называют крест с концами, загнутыми влево (в этом случае свастика вращается по часовой стрелке, по солнцу, отсюда ее название — «посолонь»). В старообрядческой «посолони» — обрядовому обходу церквей по солнцу — легко угадывается древний языческий ритуал.
В христианской традиции свастика приобрела дополнительное смысловое значение и превратилась в символ света, побеждающего тьму. Ее можно было нередко встретить на облачении священнослужителей, на различной церковной утвари, иконах, священных предметах, в лепных украшениях храмов. В Киевском Софийском соборе на святительском чине изображены пояса из чередующихся крестов и свастик (как левосторонних, так и правосторонних).
Заглавная буква имени Христа во многих изданиях книг Иоанна Кронштадтского изображалась в форме свастики46. На знаменитом изображении Христа Пантократора в Новгородском Софийском соборе можно увидеть две свастики разной направленности, помещенные на груди под воротом Вседержителя. На иконе Богоматери Державной, явленной в селе Коломенском в день отречения Николая II от престола, также имеется изображение левосторонней свастики — «коловрата», венчающей корону. Авторы книги «Арийская империя: гибель и возрождение» утверждают, что священная икона эта «была обнесена на самолете вокруг задыхающегося в блокаде Ленинграда», а в ночь на 19 февраля 1942 года советские войска под Сталинградом были выстроены перед нею на молебен47.
Легендарный рязанский богатырь, защищавший Русскую землю от монгольских захватчиков и своим беспримерным мужеством
76. Фрагмент скатерти. Браное ткачество. Конец XIX века. Великоустюгский район.
завоевавший уважение даже своих врагов, вошел в историю под именем Евпатия КОЛОВРАТА. Левостороннюю свастику-коловрат нарисовала на стене оконного проема Ипатьевского дома в Екатеринбурге перед своей казнью последняя русская Императрица Александра Федоровна. Имеются свидетельства, что она сопроводила изображение свастики какой-то надписью, однако содержание ее так и осталось неизвестным48. По утверждению В. Данилова и И. Молчановой, Николай II «ездил на автомобиле, на радиаторе которого красовалась левосторонняя свастика. Таким же знаком подписывали личные письма он и Императрица Александра»49. Нумизматы хорошо знают «керенки» достоинством 250, 1000,
77. Фрагмент женской рубахи. Браное ткачество. Начало XX века. Тарногский район.
5000 и 10 000 руб., на которых двуглавый орел изображен на фоне свастики-коловрата. Причем на каждом из этих кредитных билетов имеются изображения еще двух маленьких свастик, помещенных за боковыми обозначениями номинала. Деньги эти печатались и большевиками вплоть до 1922 года, однако матрица для них была изготовлена еще по заказу последнего российского Императора Николая II, намеревавшегося после войны провести денежную реформу. Любопытно, что именно в первые годы советской власти, т. е. одновременно с упомянутыми «керенками» в обращение были запущены купюры различного достоинства (от 1 до 10 000 руб.), в орнаменте водяных знаков которых четко выступали шестиконечные звезды Давида. Еше более любопытно, что 3 ноября 1919 года свастика была утверждена в качестве нарукавного знака калмыцких формирований Красной Армии. Све-
78. Конец полотенца. Вышивка. Середина XIX в. Харовский район.
79. Фрагмент полола женской рубахи. Браное ткачество. Конец XIX века.
Бабушкинский район.
дения об этом поступили от кандидата исторических наук полковника В. О. Дайниса, возглавлявшего отдел Института военной истории Министерства обороны СССР. Публикуемый ниже документ и прилагавшийся к нему эскиз были обнаружены полковником в Центральном государственном архиве Советской Армии (ныне — Российский Государственный военный архив).
Приложение к приказу
«Войскам Юго-Восточного фронта с. г. 213.
Описание: ромб 15x11 сантиметров из красного сукна. В верх¬нем углу пятиконечная звезда, в центре — венок, в середине которого — «ЛЮНГТН», с надписью РСФСР.
80. Нарукавные знаки бойцов калмыцких формирований.
Диаметр звезды—15 мм. Венка — 6 см.
Размер «ЛЮНГТН» —27 мм. Букв — 6 мм.
Знак для командования и административного состава вышит золотом и серебром и для красноармейцев — трафаретный.
Звезда, «ЛЮНГТН» и лента венка вышиты золотом (для красноармейцев желтой краской), самый венок и надпись — серебром (для красноармейцев белой краской)»50.
Автором этого документа, по всей видимости, являлся командующий Юго-Восточным фронтом, бывший полковник царской армии В. И. Шорин, репрессированный в конце 1930-х годов и реабилитированный посмертно51. Более того, имеется достаточно серьезные свидетельства о том, что знак свастики в 20-е годы использовался и в качестве эмблемы одного из партийных издательств Карелии.
В конце 30-х — начале 40-х годов крестьянская одежда с вы-
81. Фрагмент подола женской рубахи. Браное ткачество. Середина XIX века.
Сокольский район.
шитыми на ней знаками свастики повсеместно изымалась и уничтожалась «энкавэдэшниками». «На севере,— пишет В. Н. Демин,— специальные отряды ходили по русским деревням и силой заставляли женщин снимать юбки, поневы, передники, рубахи, которые тут же бросались в огонь»52. В некоторых местах дело доходило до того, что сами крестьяне, опасаясь репрессий, начинали уничтожать полотенца, предметы одежды с вышитыми на них знаками свастики. «Даже те бабушки, которые век от века вышивали этот знак на рукавицах,— справедливо отмечает Р. Багдасаров,— после Отечественной войны стали называть его «немецким знаком»53. Исследователь из Усть-Печенги Тотемского района Вологодской области Александр Кузнецов описывает любопытный случай, имевший место накануне Великой Отечественной войны на родине его предков в деревне Ихалица. Приехавший в деревню сотрудник НКВД заночевал у председателя колхоза Заплеталы и во
время ужина заметил висевшее на божнице полотенце-убрус, в середине которого освещалась лампадой большая сложная свастика, а по краям шли узоры из небольших ромбических свастик. От возмущения глаза у гостя стали выпуклыми, как у речного рака. Лежавшей на печи старой матери Заплеталы на силу удалось успокоить разбушевавшегося «энкавэдэшника» и объяснить ему, что помещенный в центре убруса знак — вовсе не свастика («эдакого слова-то у нас не знают»), а «Косматый Ярко», узор же на боковых полосах — это «гуськи». Инцидент в Ихалице, в отличие от других мест, не получил развития, поскольку на следующий день сотрудник НКВД обошел всю деревню и убедился, что «ярки» и «гуськи» имеются практически в каждом крестьянском доме.
82. Фрагмент рукава женской рубахи. Браное ткачество. Начало XX века.
Тотемский район.
Сам А. Кузнецов полагает, что название «ярко» донесло до нас одно из прозвищ славянского солнечного божества Ярилы, а в слове «косматый» отразились глубокие знания наших далеких предков «о Солнце, о том, что на поверхности светила бушуют огненные языки — протуберанцы. «Ярко» — так еще недавно в деревнях могли сказать о мужике, который в одиночку во время драки дожил наземь троих противников. А силушку в деревне всегда уважали»54.
Еще одно свидетельство о борьбе со свастикой было обнаружено в Центральном Хранилище Советской Документации и опубликовано в первом номере журнала «Источник» за 1996 год. 9 августа 1937 года в Комиссию партийного контроля при ЦК ВКП(б) обратился управляющий Московской областной конторы Метисбыта некий товарищ Глазко с образцом маслобойки, изготовленной на заводе 29, лопасти которой имеют «вид фашистской свастики». Проверка установила, что автором конструкции маслобойки является старший инженер треста ширпотреба ГУАПа Тучашвили. В течение 1936 и 1937 годов завод изготовил 55 763 маслобойки.
Начальник цеха ширпотреба Краузе заявил, что лопасти маслобойки похожи на фашистскую свастику, однако зам. начальника треста Борозденко ответил: «Лишь бы рабочему классу было хорошо, не обращай внимания». Позицию заместителя поддержал начальник треста Татарский и директор завода № 29 Александров. «Выпуск маслобоек,— писал доносчик в Комиссию партийного контроля,— лопасти которых имеют вид фашистской свастики, считаю вражеским делом. Прошу передать все это дело в НКВД. Проект постановления прилагается. Руководитель группы Тяжпрома КПК Васильев. 15 октября 1937 г.»55
Усилия доносчика не пропали даром. Ровно через два месяца на заседании Бюро комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) было принято решение: «1. Принять к сведению заявление нарко-
83. Фрагмент подола женской рубахи. Браное ткачество. Начало XIX века.
Вожегодский район.
ма оборонной промышленности Л. М. Кагановича, что в месячный срок лопасти маслобоек, имеющие вид фашистской свастики, будут изъяты и заменены новыми. 2. Дело о конструировании, изготовлении и непринятии мер к прекращению производства маслобоек, лопасти которых имеют вид фашистской свастики, передать в НКВД. Результаты голосования: «за» — Шкирятов, «за» — Ярославский. 15 декабря 1937 г.».56 Нетрудно догадаться о дальнейшей судьбе Тучашвили, Борозденко и Татарского, не правда ли? Благодаря подобным гнусным доносам в 30-е годы пострадали сотни тысяч лучших людей России. Фамилии «вершителей судеб» (а точнее говоря — их псевдонимы) нам хорошо известны: ни один из них так и не понес заслуженного наказания за свои кровавые преступления.
Одним из первых советских ученых, осмелившихся назвать свастику основным элементом русской вышивки, был Василий Сергеевич Воронов. «В вышивке преобладают чистые геометрические
узоры, составляющие, видимо, более старый орнаментальный слой,— писал он в 1924 году.— Главным элементом их служит древнейший мотив свастики, усложненный или раздробленный в бесчисленном множестве остроумных геометрических вариаций (так называемые «гребни», «расковка», «козыри», «крылья» и пр.). На этом мотиве, как на основе, развертывается художественная изобретательность вышивальщиц».
«Долгое время из спецхрана никому не выдавалась невинная по названию книжка Б. А. Куфтина «Материальная культура русской Мещеры» (М., 1926),— пишет В. Н. Демин.— Только потому, что посвящена она, в частности, анализу распространения свастикового орнамента среди русского населения». Однако самая нелепая история со свастикой произошла в наши дни. Дело в том,
84. Фрагмент скатерти. Браное ткачество. Строчка. Середина XIX века. Великоустюгский район.
что свастика с выступающими концами креста на фоне восьмиконечной звезды Богородицы является официальной эмблемой организации «Русское Национальное Единство» (РНЕ). Совмещение этих двух символов в эмблеме РНЕ вовсе не случайно. Изображение восьмиконечной (русской) звезды символизировало присутствие главного божества и часто встречалось на воинских стягах, одежде, оружии, различных предметах быта и культа. В христианской традиции восьмиконечная звезда получила дополнительное смысловое значение: ее называют «звездой Богородицы» или «Вифлеемской», т. к. загорелась она на небе во время рождества Иисуса Христа и, двигаясь по небосклону, указывала волхвам путь к его колыбели. Изображение ее имеется во всех явленых в России иконах Богородицы. Свастика в эмблеме РНЕ помещается внутри звезды, т. е. как бы накладывается на ее силуэт (отсюда — удлиненные прямые концы самого креста — «лучи» или «мечи», как их иногда называют). Так вот, эти самые лучевые свастики мне лично пришлось увидеть во время октябрьского кризиса 1993 года, при весьма странных обстоятельствах. Члены РНЕ принимали активное участие в обороне здания Верховного Совета и вместе с ампиловскими дружинниками из «Трудовой России» осуществля-
85. Фрагмент подола женской рубахи. Вышивка. Конец XIX века. Грязовецкий район.
ди патрулирование вдоль стен Белого дома. Такой состав патруля: на рукаве одного «мятежника» лучевая свастика, у другого «серп и молот» — производил удручающее впечатление. Я был тогда в составе группы Вологодского народного движения, которая прибыла в Москву дать отпор коммунистическим экстремистам. -Смешение символов: свастики и красной звезды — меня здорово потрясло. До сих пор не могу без брезгливости смотреть кадры хроники тех лет из моего личного видеоархива.
Мнение о том, что подобные «лучевые» свастики (как в эмблеме РНЕ) никогда не встречались в русской культуре, ошибочно. Например, на домотканом тотемском полотенце из моей коллекции их вышито аж восемь штук! Кроме того убедиться в этом же можно, открыв 524-ю страницу известной книги Б. А. Рыбакова «Язычество Древней Руси» издания 1987 года, где на рис. 87 изображено вятическое височное кольцо XII века с заклинательными знаками плодородия, по бокам от которых располагаются те самые «лучевые» свастики. Примечательно, что сам академик рассматривает этот вид свастики «не как знак солнца, а только как знак огня» и также соотносит ее с огневым способом обработки земли под пашню, замечая при этом, что «свастика встречена не только в Зюзине, но и в других подмосковных курганах». Во время проведения выставки «Русский национальный костюм» в залах Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге один из посетителей (некий М. Бляхман) попытался уничтожить путем сожжения женское подвенечное платье, обильно украшенное свастиками. В отделении милиции мерзавец нагло заявил, что таким образом он борется с «фашизмом»57.
Известны и другие местные названия свастики: «ковыль» (Тульская губ.), «конь», «коневая голяшка» (Рязанская губ.), «заяц» (Печора), «рыжик» (Нижегородская губ.), «вьюн» (Тверская губ.), «кривонога» (Воронежская губ.) и т. д. На территории вологодских земель название свастики было еше более разнообразным. «Крючья»,
86. Фрагмент подола женской рубахи. Браное ткачество. Середина XIX века.
Тарногский район.
«крюковец», «крюк» (Сямженский, Верховажский районы), «огниво», «огнивец», «конегонь» (конь-огонь?) (Тарногский, Нюксенский районы), «сверь», «сверчок» (Великоустюгский район), «вожок», «вожак», «жгун», (Кичм.-Городецкий, Никольский районы), «ярко», «косматый ярко», «космач» (Тотемский район), «гуськи», «чертогон» (Бабушкинский район), «косарь», «косовик» (Сокольский район), «перекрест», «враток» (Вологодский, Грязовеикий районы), «врашенец», «врашенка», «вращун» (Шекснинский, Череповецкий районы), «углый» (Бабаевский район), «мельник» (Чагодощенский район), «крутяк» (Белозерский, Кирилловский районы), «пылань» (Вытегорский район). Наиболее архаичным из них, несомненно, является «огнивец». В этом названии отражено первоначальное значение магического символа свастики: «живой огонь» — «огнь» — «огниво» — «огнивец». Мотив воспетого Ницше «вечного возвращения», круговорота жизни удивительным образом нашел свое воплощение в глухой вологодской «глубинке». Во многих деревнях Тарногского и Нюксенского районов смысловое и символическое значение свастики определяется коротко, просто и гениально: «все и всяк вернется». В одной этой фразе заключена гораздо большая мудрость, нежели в десятке мудреных философских учений, вместе взятых.
Вопреки распространенному в научных кругах мнению, направление вращения креста с загнутыми концами в русской традиции не имело решающего значения: как на языческих, так и на христианских орнаментах мирно соседствуют левосторонняя (коловрат) и правосторонняя (посолонь) свастики. Противопоставление их более свойственно западным и восточным традициям. На Руси же разная направленность свастики чаше всего ассоциировалась с восходящим и заходящим Солнцем, с пробуждающейся и засыпающей Природой, но ни о какой «оппозиции» (добро-зло, светлое-темное, высшее-низшее и т. д.) речи здесь идти не могло, т. к. смысловое и символическое значение русской свастики никогда не отрывалось от своих корней и было максимально приближено к древнеарийскому.
Как видим, свастика на Руси являлась одним из самых распространенных и глубоко почитаемых символов. Ни к немецкому, ни к итальянскому, ни к какому-либо другому фашизму знак этот не имеет ни малейшего отношения. И тем не менее на протяжении вот уже восьми с лишним десятилетий именно он подвергается самым яростным и злобным нападкам со стороны сначала коммунистических, а теперь и демократических идеологов, именно его пытаются отождествить со всем злом, которое довелось испытать человечеству в XX столетии. Кроме того, что нападки эти абсолютно необоснованны, с исторической точки зрения они еще и нелепы: подвергать опале какой бы то ни было символ, пусть он даже будет олицетворением самого зла,— это не просто варварство и крайняя степень невежественности, это еше и вопиющая дикость, аналога которой не было в мировой истории. Можно только пожалеть мэра Юрия Лужкова, подписавшего Закон г. Москвы № 19 (от 26.05.99 г.) «Об административной ответственности за изготовление и демонстрацию нацистской символики на территории г. Москвы». Согласно духу и букве этого закона, например,
87. Конец полотенца. Вышивка. Конец XIX в. Нюксенский район.
весь коллектив фольклорного ансамбля «Сударушка» из Тарногского района Вологодской области, гастролировавшего в столице, следовало бы привлечь к ответственности «за ношение нацистской символики на территории г. Москвы» (ст. 2) и оштрафовать на сумму от 20 до 100 минимальных окладов труда. Такого рода запрещения, на мой взгляд, абсолютно бессмысленны. Тогда почему до сих пор никому не пришло в голову наложить запрет, например, на ту же дьявольскую символику? Пройдитесь по городским коммерческим киоскам,— и вы увидите десятки сатанинских символов и знаков Люцифера на всевозможных браслетах, брелках и цепочках. Разве кто-нибудь счел необходимым запретить пятиконечную звезду (масонскую пентаграмму),— этот каббалистический и поистине кровавый символ, под знаком которого Россия испытала столько мук и страданий, сколько не довелось испытать ни одной другой стране в мире.
Рубрики: | Русь |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |