Картины и биография Н.К. Рериха |
Николай Константинович Рерих родился 9 октября (27 сентября по старому стилю) 1874 года в Санкт-Петербурге в семье известного юриста, принадлежавшего обрусевшему датско-норвежскому роду, обосновавшемуся в России в начале 18 века.
Николай в детстве много читал, увлекался историей. В 1891 году друг семьи скульптор Михаил Микешин обратил внимание на художественные способности и склонность к рисованию Рериха и стал первым учителем будущего художника.
В 1893 году Рерих окончил частную гимназию Карла Мая, где с ним учились Александр Бенуа, Константин Сомов, Дмитрий Философов, и одновременно поступил в Академию художеств и на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, где параллельно посещал лекции на историческом факультете.
В Академии художеств с 1895 года Рерих учился в мастерской Архипа Куинджи, оказавшего на него большое влияние. В это время он тесно общался с художником и музыкальным критиком Владимиром Стасовым, композиторами Николаем Римским-Корсаковым, Александром Глазуновым, Анатолием Лядовым, Антоном Аренским, художником Ильей Репиным и др.
Уже в студенческие годы Рерих стал членом Русского археологического общества, проводил раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях. В археологических экспедициях записывал народный фольклор.
В 1897 году окончил Академию художеств, в 1898 году — университет, и стал заместителем главного редактора журнала Императорского Общества поощрения художеств "Искусство и художественная промышленность".
В 1900 году Рерих учился в Париже в мастерских художников Пьера Пюви де Шаванна и Фернана Кормона. В 1901 году получил место секретаря Общества поощрения художеств, с 1906 года — директор Художественной школы Общества поощрения художеств. В 1909 году он стал членом Российской академии художеств, в 1910 году был избран председателем российского художественного объединения "Мир искусства".
В 1900-1910 годах Рерих — один из создателей и наиболее активных деятелей Общества возрождения художественной Руси, Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, а так же многих других организаций.
Как археолог Николай Рерих летом 1902 года, при раскопках курганов на озере Пирос, обнаружил сотни фигурных янтарных украшений, свидетельствующих о высокой художественной культуре периода неолита на территории Новгородской и Тверской губерний. Летом 1910 года обнаружил остатки кремля и городской застройки Древнего Новгорода, положившее начало последующим работам.
Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декоративной живописи. В 1903-1904 годах он предпринял путешествие по более чем сорока древнерусским городам, во время которого создал серию этюдов, запечатлевших памятники архитектуры Руси. В 1906 году создал 12 эскизов для церкви в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом, эскизы мозаик для Почаевской лавры (1910), четыре эскиза для росписи часовни в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце (1914). Им была оформлена церковь Св. Духа в Талашкине под Смоленском (1911-1914), выполнены панно "Сеча при Керженце" и "Покорение Казани" для Казанского вокзала в Москве (1915-1916).
Начиная с 1905 года, художник работал над оформлением оперных, балетных и драматических постановок: "Снегурочка", "Пер Гюнт", "Принцесса Мален", "Валькирия" и др. Во время знаменитых "Русских сезонов" Сергея Дягилева в Париже, в оформлении Николая Рериха проходили "Половецкие пляски" из "Князя Игоря" Александра Бородина, "Псковитянка" Николая Римского-Корсакова, балет "Весна священная" на музыку Игоря Стравинского, где Рерих был и соавтором либретто.
Рерих выступал также как мастер книжно-журнальной графики, оформив, в частности, издание пьес Мориса Метерлинка (1909).
С 1918 года Николай Рерих жил за границей: в начале 1920-х годов в основном в США; с 1923 года с перерывами, а с 1936 года постоянно — в Индии.
В 1920-1922 годах в Нью-Йорке он создал Институт объединенных искусств и другие культурно-просветительские объединения. В 1923 году в Нью-Йорке был открыт Музей Рериха (Nicolas Roerich Museum), ставший первым музеем русского художника за рубежом.
В 1923-1928 годах Николай Рерих предпринял беспрецедентную научно-художественную экспедицию через Гималаи, Тибет, Алтай и Монголию, а в 1934-1935 годах — по Маньчжурии и Китаю.
В 1928 году в Индии был создан Гималайский Институт научных исследований "Урусвати". В 1931-1933 годах в рамках работы института Рерих провел ряд этнографических и ботанических экспедиций по граничащим с долиной Кулу областям Гималаев.
Основной темой художественного творчества Рериха в 1920-1940-е годы был Восток. Художник создал серию "Учителя Востока", серию, посвященную образам женщин ("Матерь Мира"), природе, древним памятникам культуры и легендам Гималаев и др. На первый план в его искусстве вышли философские поиски. Всего Николай Рерих создал свыше 7000 картин, объединенных в тематические циклы и серии.
Богато литературное наследие Рериха. Он автор сборника стихов "Цветы Мории" (1921), прозаических книг эссеистского и дневникового характера "Пути Благословения" (1924), "Твердыня Пламенная" (1932), "Нерушимое" (1936), "Алтай-Гималаи", "Сердце Азии" и "Шамбала" (1927-1930) и др.
Духовное учение, провозглашенное Николаем Рерихом и его супругой Еленой, носит название Агни-Йога (или "Живая Этика"). В ее основе лежит идея закономерной эволюции Космоса, органической составной частью которого является эволюция человека и всего человечества в целом. Смыслом эволюции человечества является духовное просветление и духовное совершенствование. Важнейшим фактором проявления и творческого приращения человеческого духа на Земле является культура. Поэтому сохранение и пропаганда духовных ценностей культуры является важнейшей задачей земного сообщества.
В 1929 году Николай Рерих обратился к мировому сообществу с инициативой по заключению международного правового пакта о защите культурных ценностей при вооруженных столкновениях.
В 1935 году США и 20 стран Латинской Америки подписали "Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников", получивший название Пакта Рериха. На основе этого документа в 1954 году была принята Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
Умер Николай Рерих в Кулу (Индия) 13 декабря 1947 года.
Николай Рерих с 1901 года был женат. Его супруга Елена Рерих (Шапошникова) (1879-1955) — философ, путешественник и общественный деятель. В браке родились два сына — востоковед Юрий Рерих (1902-1960) и художник Святослав Рерих (1904-1993).
Имя Николая Рериха носят Санкт-Петербургское художественное училище, теплоход, пик и перевал на Алтае, ледник и два перевала на Тянь-Шане. В 2013 годуМеждународный астрономический союз назвал его именем кратер на Меркурии.
Памятники Николаю Рериху открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Алтайском крае.
С 1984 года в деревне Извара Ленинградской области действует Музей-усадьба Н. К. Рериха. С 1992 года в Москве существует Международный центр Рерихов со своим собственным музеем. Также в Музее искусства народов Востока есть специальный отдел искусства Николая и Святослава Рерихов.
В 2003 году была учреждена Международная премия имени Николая Рериха, которая вручается видным представителям отечественной и мировой культуры.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Серия «Сикким». 1924 г. Холст, темпера. 74х117,5 Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк
«На картине «Капли жизни» на выступе скалы, на склоне снежных вершин сидит женщина в золотом одеянии. Она собирает в кувшин капли жизни – капли мудрости и знания, льющиеся из высокогорного источника. В глубоком раздумье смотрит она вниз, на Землю, куда принесет она эту собранную ею жизненную влагу».
(Н.Д. Спирина.Отблески, 1999г.)
Сосуд – один из символов сознания человека, а капли живительной влаги – это крупицы знаний, а также рожденных им умений и качеств духа, которые будут сопровождать человека и после его земной жизни, в других воплощениях…
Высшее духовное Знание не похоже на обычные познания, доступные интеллекту. Это знание приходит к человеку медленно и постепенно, словно падающие в сосуд драгоценные капли чистейшей горной воды.
(Альбом «Путь в Шамбалу», с.30)
Серия «Его страна». 1924 г.Холст, темпера. 88,5х117
«…Пришла экспедиция с Эвереста (Джомолунгмы)… Между прочим, добивались узнать, не подымались ли мы к Эвересту.
На картине «Сожжение тьмы» они узнали точное изображение глетчера около Эвереста и не понимали, как этот характерный вид, виденный только ими, попал на картину…»
(Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи)
Сжигание тьмы – одна из самых интересных картин Н.Рериха.
Из горной Обители Света величественная фигура торжественно выносит заповедный сияющий Камень мудрости и знания, рассеивающий окружающий мрак. За Несущим Сокровище Мира следует шествие людей в благоговейном молчании, погруженных в глубокую молитву.
Своим Светом и энергией мысли они уничтожают скопление отрицательной психической энергии в Земном пространстве - результат негативных мыслей и чувств большинства людей.
Эта энергия мыслей отравленных злобой, завистью и алчностью становится негативной, разрушительной, вредоносной. Она негативно воздействует на окружающую среду, нарушает естественное энергетическое равновесие стихий и провоцирует природные бедствия.
Серия «Его страна», 1924 г. Холст, темпера. 88.5 х 116.5. Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк
Священный Камень Чинтамани под разными наименованиями известен в сокровенных традициях почти у всех народов.
Согласно Легенде, родина Камня — созвездие Орион, связанное особым образом с нашей планетой.
В очень давние времена Камень с Ориона послужил основанию Великой Общины Света на Земле, которая получила на Востоке название Шамбалы. С тех пор основное тело Камня хранится в этом Братстве, а его осколок посылается в мир. Космопланетарная связь далёкого созвездия Орион, Камня в Братстве Света и осколка этого Камня, странствующего по миру, в определённые сроки начинает активизироваться, и тогда происходят великие исторические сдвиги.
В переломные моменты истории священный Камень появляется в тех странах и в руках тех героев, которые могут особенно повлиять на ход эволюции человечества. Камнем владели царь древней Иудеи Соломон, первый император Китая династии Цинь, Александр Македонский.
Чинтамани находился в Древнем Новгороде, был в руках Тамерлана и Акбара Великого.
Главной характеристикой Чинтамани является его огненная природа, с которой связаны его удивительные свойства: он может светиться, испускать искры и пламя, менять свой вес, издавать треск, предсказывать события, а его обладателю дарить особую силу и выносливость.
Санскритское двухсоставное слово «Чинтамани» буквально значит «драгоценный камень мысли». Поэтому можно сказать, что Чинтамани — это огненный кристалл высочайшей духовной мысли.
Камень Чинтамани – талисман Нового Мира, в нем заключена судьба будущего человечества.
На Востоке есть поэтичная легенда, повествующая о том, что некогда в урочный час с гор сойдет белый конь, на спине которого вместо всадника будет ларец с Камнем Чинтамани – Сокровищем мира. Это и станет знаком наступления новой эры и преображения мира.
На картине Н.К.Рериха, мудрый конь, окруженный сиянием, осторожной горной поступью несет Камень вниз, к людям.
Серия «Знамена Востока», 1924 г. Холст, темпера. Частное собрание, США
«Однажды к хижине, в которой жил Лао-Цзы, подошел оседланный буйвол и встал у порога. Лао-Цзы вышел, сел на него, и буйвол умчал его к Гималайским вершинам.
Эпоха, в которую жил Лао-Цзы, известна под названием «эпохи войн» - время междоусобиц, когда вражда и смута, стремление к власти, почестям и богатству служили главными двигателями поступков и мыслей людей. Видя такое падение нравственности, Лао-Цзы оставляет государственную службу и удаляется в отшельничество. Он поселяется в горах и предается созерцанию и размышлению. Предполагают, что именно здесь он обдумал и написал свою знаменитую «Книгу о пути и добродетели» - «Дао Дэ Цзин».
… чтобы жизнь человека была не горем, а благом, человеку надо научиться жить не для тела, а для духа. Этому-то и учит Лао-Тзе. Он учит тому, как переходить от жизни тела к жизни духа. Учение свое он называет Путем…»
(Н.Д. Спирина.Отблески, 2000г.)
1935-1936 г., США
«Колесо жизни. Или как индусы скажут: «Сантана» - «Поток жизни».
(Н.К.Рерих «Молодому другу», 8 апреля 1940)
«…Поток жизни – сантана – прихотлив и щедр. Поток распыляется в отвесном водопаде, чтобы потом опять собраться в русло».
(Н.К.Рерих, Листы Дневника, т.2, «Сантана»)
1935-1936 г.
На картине Н.К.Рериха «На вершинах» изображено хорошо известное явление «Тум-мо» - возжжение основных энергетических центров сознания.
«Постигшие Учение «Тум-мо», по словам паломников, могут часами сидеть на обжигающем ледяном ветру, не чувствуя холода. Напротив, они ощущают приятное тепло, разливающееся по телу, и иногда видят языки пламени, пляшущие вокруг них. Ламы убеждали меня, что некоторые проповедники, чья жизнь была наиболее безгрешной, способны заставить таять снега на значительном расстоянии от себя. Перед достижением этой стадии «Тум-мо» монах должен был пройти курс обучения под руководством наставника. Без помощи учителя «Тум-мо» считается чрезвычайно опасным…»
(Ю.Н. Рерих)
1927, холст, темпера, США
«…несущий эту благую лампаду должен идти очень бережно, чтобы не толкнули его, и не пролилось бы ценное масло, и не погас бы огонь.В этой бережности не будет ни боязливости, ни самости.
Если человек знает, что он должен нечто донести во имя высшего блага, то он и напряжет всю свою находчивость, всю свою вместимость и терпимость, лишь бы не расплескать зря свою чашу. Ведь не для себя он ее несет.
Для сокращения пути он пройдет и катакомбами и проведет ночь в пещере, может быть, и недоспит и забудет о еде — ведь не для себя он идет.
Служение человечеству <…> это высокое и трудное требование каждый должен поставить перед собою, как цель земную.
В творчестве, в помощи, в ободрении, в просвещении, во всех исканиях достижений перед человеком будет то же Служение. В нем он лишь отдает долг свой.
…могут злоумышленно толкнуть вашу лампаду. Могут разрушительно стараться повергнуть вас во тьму без огня. Но прикройте это священное пламя всею одеждою вашею, сохраните его всеми помыслами. В такие ответственные часы нужно приложить все свои накопления, все свое внимание. … Будьте теми же бодрыми и непобедимыми».
(Н.К.Рерих. Нерушимое. «Катакомбы», с.182, Рига, «Виеда», 1991 г.)
«…В каждом существе есть зерно духа, но состояние и качество их различны. Так же точно, как нельзя оставаться недвижным в космическом движении, так же точно и состояние духа должно безостановочно изменяться. Пожелаем лишь и всем, и себе, прежде всего, чтобы чаша духа не расплескалась. Чтобы тяжкие капли хаоса не испепелили ценную, накопленную влагу чаши».
(Н.К.Рерих. Нерушимое.«Желанный труд», с.168, Рига, «Виеда», 1991 г.)
1933 г.
Тайнам гималайской обители – «Шамбале», посвящена картина «Сокровище гор» или «Сокровенное».
В своих статьях Рерих часто упоминает огромные сокровища, хранимые в глубинах Гималаев. Но это не золото, не алмазы, не рубины. Древний Восток знает другие сокровища, духовные. Именно Их имел ввидуН.К.Рерих, когда писал картину «Сокровище гор».
Взгляд устремляется вглубь пещеры. На переднем плане огромные прекрасные кристаллы насыщенные золотистым сиянием. Но смысл не в этих редких и драгоценных минералах. Там в глубине сводчатой пещеры,слева и справа от входа в нее на синем фоне горы можно заметить очертания высеченных в скале древних статуй. На дальнем фоне изображена группа людей, облаченных в длинные одежды. Один из них держит зажжённый светильник, ярко освещающий пещеру. Это Махатмы. Их мудрость и есть истинное духовное сокровище гор.
1938г. Холст, темпера. 48 х 78 см. Государственный музей искусств Востока, Россия. Москва
«&hel
Рубрики: | Знаменитости (история) |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |