В начале 19-го столетия была явлена свету еще одна царственная тиара Романовых, названная Лучистой диадемой Елизаветы Алексеевны. Созданная в лучших традициях модного по тем временам стиля ампир. Оказывается, лучистый головной убор, искрящийся солнечным драгоценным блеском, был создан как бы вдогонку за другой тиарой - с уникальным розовым бриллиантом. Этакая диадема-«младшая сестра». А вот как это произошло, разузнать нам с вами будет невероятно интересно.
Когда царица Мария Федоровна, вдова Павла Первого, принимала в Петербурге дорогого брата с супругой, для приема желанных гостей она надела великолепные одежды и лучшие украшения. На голове ее изысканно сияла любимая бриллиантовая диадема с розовым кристаллом. Жена герцога Вюртембергского, Генриетта Нассау-Вейльбургская, не отрывала взгляда от роскошной драгоценности. И, естественно, захотела иметь в своей коллекции украшений если не подобную вещицу, то ни в чем ей не уступающую по высокой планке ювелирного искусства.
Созданная по ее пожеланию и заказу, Лучистая диадема во многом напоминает тиару-кокошник с крупным камнем цвета утренней зори. Разглядывая фотографии обоих украшений, я сразу же принялась подмечать черты сходства и различия. Нет, это не тиары-близнецы, как вы могли подумать, и не вариант – «оригинал плюс копия». Лучистая диадема, безусловно, эксклюзивная драгоценность. Но вот композиционные штрихи очень похожи.
Посмотрите внимательно на фото: та же форма русского кокошника, но более плавная и мягкая, без острого угла. Верхний ряд, как и в первом Дювалевском творении, создан из огромных бриллиантов, которые крепятся на невидимую глазу серебряно-золотую основу. Ряд пониже представлен грушевидными панделоками, которые массивными искрящимися каплями дождевых брызг будто застыли на миниатюрных веточках и листочках.
Строгая красота симметричного рисунка все также идеально соблюдена. Во всей ювелирной композиции четко выделяется центральный камень, округло-овальный бриллиант весом в 11 карат. Он, как только что распустившийся от первого тепла цветок, возникает в окружении тонких бриллиантовых лучей всплывающего из-за горизонта драгоценного солнца.
20-й век не пощадил десятки и сотни уникальных изделий, оставив их на растерзание творцам революции. Владелица диадемы из герцогского рода Вюртембергского, Великая княгиня Вера Константиновна, была очень стеснена в финансовых средствах. Поэтому, скрепя сердце, продала Лучистую тиару, - Камеральному отделению императорского Кабинета. И снова, добро пожаловать в Россию ! Первой царицей, в чьи руки попала Лучистая красота, стала Елизавета Алексеевна, жена Александра Первого.
И вот, настал тот момент, когда оба головных убора красовались по очереди на голове последней русской императрицы Александры Федоровны. В 1911-м году Ее Величество приняла участие в фотосессии, для которой надела и роскошные длинные бусы, и Лучистую тиару. Отмечу, что чета Романовых вела довольно закрытый образ жизни. Казалось бы, куда же супруге Николая Второго надевать все ее изумительные парюры и наряды? Подчеркивая высокий статус жены самодержца, Александра Федоровна ежедневно дополняла свой образ драгоценностями, когда царская семья собиралась к 8-часовой вечерней трапезе. Супруг же ее предпочитал вид более простой и скромный.
Если «старшая сестра» с розовым бриллиантом все же привлекала внимание большевистской комиссии оценщиков, и диадему было решено оставить в России. То Лучистой тиаре не повезло, и она пополнила списки сокровищ, которые стремительно ушли с молотка за границу в 1920-х годах. Таинственный след ее затерялся, и лишь фотографии Александры Федоровны Романовой напоминают теперь об утраченной бриллиантовой прелестнице.