СУ - Сормовский, Усиленный паровоз. Производство с 1924 по 1951 год на - Брянский машиностроительный завод (БМЗ) (Россия), Коломенский завод (Россия), Луганский (Ворошиловградский) тепловозостроительный завод (Украина), Сормовский завод (Латвия), Харьковский завод транспортного машиностроения (Украина). Всего построено 2683 шт.
Су.96-37
Су100-68
Су250-64
Особенности:
Применена простая паровая машина (пар используется один раз, без возврата конденсирования)
Основной пассажирский паровоз с 1930-х по 1960-е года, отличался лучшей обеспеченностью паром при самой форсированной работе котла и малым расходом топлива
Вся серия разбита на 5 проектов по годам выпуска.
Су251-86 и HRCS2-008
Модификации:
Проект 152 (1925 года выпуска, построено 110 единиц) — создан на базе паровоза серии СВ, внесены изменения в конструкцию топки, дымовой коробки и перегреватель Шмидта заменен на перегреватель системы Чусова.
Проект 153 (1926 года выпуска) — котёл заменён на медный и сдвинут вперёд, тем самым нагрузка на заднюю поддерживающую ось снижена с 19 до 17 т для оснащения паровоза нефтяным топливом.
Проект 1932 — выявились недоработки, снижающие КПД, топочная часть котла снова стальная, изменена и укреплена конструкция паровоза.
Проект 1934 — появился под буферным брусом путеочиститель, рама паровоза с тендером жёстко скреплена, переработан тендер в сторону увеличения перевозимого запаса топлива/воды.
Проект 1947 — внесены изменения в конструкцию топочной части котла, запасы тендера увеличены.
Су251-86
Технические характеристики:
Длина паровоза — 13 424 — 13 594 мм
Длина тендера — 9049 мм
Колея — 1524 мм
Конструкционная скорость — 115 км/ч
Мощность — 1380-1565 л.с.
Давление пара в котле — 13 кг/см²
Площадь нагрева котла — 71,48-89,35м²
Осевая формула — 1-3-1
Служебная масса — 75,9-81 т (порожний) и 83,3-88,8 т (служебный)
Тип пароперегревателя — Вальсхарта
Тип — пассажирский
Су205-91
Эксплуатация:
Белорусская ж/д, Восточно-Сибирская ж/д, Горьковская ж/д, Дальневосточная ж/д, Донецкая ж/д, Забайкальская ж/д, Западно-Сибирская ж/д, Казахская ж/д, Калининградская ж/д, Красноярская ж/д, Латвийская ж/д, Львовская ж/д, Московская ж/д, Одесская ж/д, Октябрьская ж/д, Приднепровская ж/д, Северная ж/д, Северо-Кавказская ж/д, Узбекская ж/д, Эстонская ж/д, Южная ж/д, Южно-Уральская ж/д.
Су-251-58 кабина
Предшественники:
Паровоз серии СВ
Последователи:
Паровоз серии ИС и П36
Схема паровоза:
СУ-схема-1
СУ-схема-2
СУ-схема-3
Су213-89