![](https://img-fotki.yandex.ru/get/68326/5403983.5/0_11f104_888bc9ca_orig.jpg)
Что-то я забросил эту тему... Надо бы обновить. Если кто помнит, речь шла о транспорте в ГДР, в частности в Берлине 80-х. Чем и как платилось за передвижение в городе, мы уже
рассмотрели, поэтому двигаемся дальше.
По жизни так сложилось, что я люблю с детства железную дорогу, и даже хотел связать с ней свою будущую профессиональную деятельность. Но жизнь естественно распорядилась иначе, но любовь к рельсовому транспорту и особенно германскому до сих пор жива, и я часто зависаю по вечерам гоняя различные поезда по различным маршрутам в разных train-симуляторах, в том числе и по маршрутам детства. А по ним ходят исторические подвижные составы берлинского трамвая, метро, городской электрички времен ГДР. Спасибо разработчикам train-симуляторов из Германии, что они дали мне такую возможность.
Метро.Это была конечно целая песня - на линии "А" использовались деревянные вагоны начала прошлого века. Помощник машиниста сидел на откидной сидушке рядом с кабиной машиниста.
На этой фотке все наглядно.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/64624/5403983.5/0_11f0fe_75e26db7_orig.jpg)
А конечная станция линии "А" была как раз недалеко от моей школы. Фишка была в том, что бы зайти в последний вагон состава, сесть на сидушку помощника машиниста и втыкать во фронтальное окно. Ну а если в вагон никто не зашел (а такая ситуация на конечной станции была не редка, ибо все немцы основном были на работе), то надо было в туннеле распахнуть широкую дверь, и высовываясь из вагона, наслаждаться поездкой. Двери в таких поездах открывались и закрывались вручную. Мы обычно распахивали все четыре двери и жутко рубились до следующей станции. Жаль, что остановки на этой линии короткие, не более минуты езды, поэтому время нашего отрыва было недолгим. И к тому же на следующей станции всегда мог кто-то припереться в вагон.
Управление моторным вагоном в уютной кабинке машиниста было очень простое.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/46165/5403983.5/0_11f0f9_1975f7f1_orig.jpg)
Слева контроллер хода, рядом реверс, и соответственно справа кран тормоза. Вот так просто. Как в немецких трамваях того же времени, что и выпуск этого вагона подземки.
Было много различных типов таких ретро-вагонов, которые эксплуатировались в те года. Если например подъезжал вот такой состав 30-х годов выпуска, двери которого закрывались пневматически, то мы его игнорили и ждали "правильного поезда". Тут ведь не посидишь на сидушке - кабина у них была монолитна для всей поездной бригады.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3804/5403983.5/0_11f0ff_33ba9cab_orig.jpg)
Интерьеры всех этих вагонов были достойны всяческих похвал. В вагонах было чисто, и я реально ездил вот в такой обстановке с берлинцами, и со своими, любящими легкий U-bahn-экстрим, друзьями.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/71764/5403983.5/0_11f0fa_1cbb98dc_orig.jpg)
Я настолько проникся всей этой темой, что на школьной выставке из картона и спичек соорудил целый макет подобного вагона. Мне потом говорили, что вагон пользовался вниманием на выставке, и я получил второе место.
С этим макетом связана легкая и показательная история. Рядом с моим жилищем находилось депо U-bahn Friedrichsfelde.
Вот фотка оттуда, и примерно с тем вагоном, который я воспроизвел потом в макете.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/68556/5403983.5/0_11f0ec_13ad55a9_orig.jpg)
В один солнечный берлинский день, вооруженный блокнотом и шариковой ручкой, я пошел к решетчатой ограде депо метро посмотреть на нужный вагон, и особенно прояснить тему его колесных тележек. Стою значит, никого не трогаю, зарисовываю как могу колесные тележки вагона, и тут замечаю, что на кроссовках шнурок развязался, наклоняюсь пофиксить этот трабл, и тут получаю пинок под зад. Разгибаюсь, вижу три немецких гопника (увы, и такие были). Все увиденные мною на тот момент немецкие люди были больше меня по возрасту и по росту. И они начинают мне втирать, что мол, я тут делаю, придурок. А я уже тертый калач был, второй год в ГДР все-таки, по-немецки говорил хорошо. Но я знал, что с немецкой гопотой обычно разговаривать не надо, да и всегда мне это было неинтересно и лениво.
Поэтому я им говорю: "Нихт шпрехен дойч!"
Они:"Руссо?"
Я им нетерпеливо: "Руссо, руссо! Туристо! Михаил Светлов, Цигель-цигель ай-лю-лю!"
И тут они мне ломают ногу и... дальше вы знаете. В гипс вместо брюликов они мне завернули камешки с берлинской брусчатки, и отправили домой на теплоходе по Шпрее.
Конечно это быль "айне кляйне шюткь". На самом деле был только "Нихт шпрехен дойч". Они спросили, русский ли я. Я ответил утвердительно. На их лицах отобразилось подобие страха. Меня спросили не из Карлсхорста ли я, я тоже ответил утвердительно, хотя это была ложь. После этого мою попу заботливо отряхнули от протектора "герминовского" кроссовка, поправили воротничок рубашки и курточку. И жутко улыбаясь, удалились в ближайший палисадничек. Боялись все-таки они конфликтов подобного рода с русскими, и видимо последствия таких обидок.
А вот помню, на этой же линии был еще случай с поездом типа GI/1E, который выпускался в ГДР в 80-х. Зацените кстати дизайн, у нас в это время "номерные" ходили не на всех линиях, у тут вот что к платформе подавали.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/25407/5403983.5/0_11f0f0_9680290c_orig.jpg)
Так вот, сели мы вчетвером с моими школьными корешами на этот поезд, и поехали с нашего Thälmannplatz (нынче Mohrenstraße) до станции Stadtmitte. В туннеле естественно разжали двери, и тут машинист отреагировал по динамику, что мол двери закройте, обезьяны. Все же это были самые современные на тот момент вагоны, с сигнализацией открытия дверей. Мы испугались, и на Stadtmitte, не дожидаясь остановки поезда, открыли двери и повыпадали из вагона на платформу, где и сделали ноги. Мне причем запомнилось, что на платформе был был мужик, который как в кино почему-то нес в руках кучу пустых картонных коробок. И мы на него натолкнулись так, что коробки разлетелись по всей платформе. Бывает же такое.) Слава богу там не было пары рабочих, которые поперек платформы несли большое стекло из одного поезда в другой.
Такой тип вагонов и сейчас в ходу на этой линии. Последний раз я насладился поездкой на этом типе в декабре 2014-го, да и на компе в симуляторе на них гоняю иногда.
На моей основной ветке "E", а в Берлине на тот момент их было всего две, ходили скучные вагоны типа тоже "E".
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/64624/5403983.5/0_11f103_66687b37_orig.jpg)
По системе управления они были схожи с поездами S-Bahn. О них позже. На занятия в школу я ехал до конца ветки "E", и на Alexanderplatz переходил на ветку "A", где тоже ехал до конечной станции. Но это происходило только в тех случаях, когда я либо опаздывал на школьный автобус, либо сознательно на него забивал.
От школы я ехал до моей станции Friedrichsfelde.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/65759/5403983.5/0_11f0e2_2ba4b1a4_orig.jpg)
Либо до Tierpark. Идти до дома кстати было по расстоянию одинаково от любой из этих 2-х станций.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/64326/5403983.5/0_11f0e3_523bfc85_orig.jpg)
На этом про берлинское метро и закончим.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4112/5403983.5/0_11f100_7894ca75_orig.jpg)
P.S. Для любителей вагончиков берлинского метро есть
специальный сайт. Тут стоит всем насладиться.
На этом пока все..
В предыдущих постах серии "По следам ГДР":
Вступление, Жилье, Шоппинг продуктовый, Шоппинг вещевой, Автомобили, Развлечения, Школа, Берлинская Стена (начало), Берлинская Стена (продолжение), Берлинская Стена (заключение). Транспорт (начало)А в следующих постах серии "По следам ГДР": Продолжение темы Транспорта, Артефакты, Игрушки и т.д.