Тает долгий зимний день…

Среда, 18 Ноября 2020 г. 09:11 + в цитатник

 

Крандиевская-Толстая

Наталья Васильевна

(1888, Москва - 1963, Ленинград)

 

image003 (333x515, 19Kb)

 

Талант пятнадцатилетней москвички оценил Бунин, уже в эмиграции с теплотой вспоминавший об отроческих стихотворных ее опытах.

«Наташу Толстую я узнал еще в декабре 1903 года в Москве. Она пришла ко мне однажды в морозные сумерки, вся в инее, – иней опушил всю ее беличью шапочку, беличий воротник шубки, ресницы, уголки губ, – и я просто поражен был ее юной прелестью, ее девичьей красотой и восхищен талантливостью ее стихов, которые она принесла мне на просмотр, которые она продолжала писать и впоследствии, будучи замужем за своим первым мужем, а потом за Толстым, но все-таки почему-то совсем бросила еще в Париже». 

 

Н.Крандиевская с мужем Ф.Волькенштейном и сыном Фефой. Ок. 1913 (572x394, 145Kb)

Н. Крандиевская с мужем Ф. Волькенштейном и сыном Фефой. Ок. 1913

Наталья Крандиевская и Алексей Толстой. Ок. 1930 (566x451, 23Kb)

Наталья Крандиевская и Алексей Толстой. Ок. 1930

 

Ее публикации были первым голосом юного поколения начала XX в. и оказали влияние на раннюю лирику Пастернака, Ахматовой, Цветаевой и, видимо, Ходасевича.

Приведу лишь один пример. Вот стихотворение «Сумерки», написанное то ли в конце 1903, то ли в 1904 году, и не включенное автором ни в одну из трех прижизненных книг:

 

Тает долгий зимний день…

Все слилось во мгле туманной,

Неожиданной и странной…

В доме сумерки и тень.

 

 О, мечтательный покой

Зимних сумерек безбрежных,

И ласкающих, и нежных,

Полных прелести немой!..

 

 В старом доме тишина,

Все полно дремотной лени,

В старом доме реют тени…

В старом доме я одна…

 

Чуть доносится ко мне

Шумных улиц гул нестройный,

Словно кто-то беспокойный

Тщетно мечется во мгле!

 

 Ночь крадется у окна…

С бледной немощной улыбкой

Тает день больной и зыбкий.

В сердце сумрак… Тишина…

 

Музыкальное впечатлением от этих стихов откликнется в хрестоматийном «Никого не будет в доме, // Кроме сумерек. Один // Зимний день в сквозном проеме…» (1931 г.) и более чем через полвека «Снег идет, снег идет…» (1957 г.). Это могло бы быть удивительным, но случайным сближением, однако московский филолог Е. А. Дьякова заметила как-то в частном разговоре, что эти стихи Крандиевской были опубликованы в июльской книжке за 1904 г. московского журнала «Образование» рядом с эссе Станислава Пшибышевского «Шопен», а в набросках автобиографии Пастернак пишет, что в третьем-четвертом классах гимназии он увлекался Пшибышевским. И эссе любимого писателя о любимом композиторе Пастернак, конечно, не мог пропустить. Добавим к этому, что в том пастернаковском цикле 1931 г. есть стихотворение о начале XX века «Опять Шопен не ищет выгод…»

 

Наталья Крандиевская. 1950-е. (409x556, 143Kb)

Наталья Крандиевская. 1950-е.

 

Крандиевская оказалась вне поэтических направлений, вне групп и компаний молодых поэтов, хотя и печаталась, и выступала на поэтических вечерах. Эстетика определяла литературное одиночество. Так было с Буниным. Так было с Тютчевым, самым любимым поэтом Крандиевской.

Умерла Крандиевская-Толстая 17 сентября 1963 года, похоронена на питерском Серафимовском кладбище. На могильном камне в виде эпитафии выбито ее стихотворение «Уходят люди, и приходят люди»:

 

Уходят люди и приходят люди.

Три вечных слова — было, есть и будет —

Не замыкая, повторяют круг.

 

---------------

Андрей Чернов. «Шапка-невидимка Натальи Крандиевской».

---------------

 

Рубрики:  = Тени зазеркалья /Крандиевская-Толстая Н.В.
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 27 пользователям