Тает долгий зимний день… |
Крандиевская-Толстая
Наталья Васильевна
(1888, Москва - 1963, Ленинград)
Талант пятнадцатилетней москвички оценил Бунин, уже в эмиграции с теплотой вспоминавший об отроческих стихотворных ее опытах.
«Наташу Толстую я узнал еще в декабре 1903 года в Москве. Она пришла ко мне однажды в морозные сумерки, вся в инее, – иней опушил всю ее беличью шапочку, беличий воротник шубки, ресницы, уголки губ, – и я просто поражен был ее юной прелестью, ее девичьей красотой и восхищен талантливостью ее стихов, которые она принесла мне на просмотр, которые она продолжала писать и впоследствии, будучи замужем за своим первым мужем, а потом за Толстым, но все-таки почему-то совсем бросила еще в Париже».
Н. Крандиевская с мужем Ф. Волькенштейном и сыном Фефой. Ок. 1913
Наталья Крандиевская и Алексей Толстой. Ок. 1930
Ее публикации были первым голосом юного поколения начала XX в. и оказали влияние на раннюю лирику Пастернака, Ахматовой, Цветаевой и, видимо, Ходасевича.
Приведу лишь один пример. Вот стихотворение «Сумерки», написанное то ли в конце 1903, то ли в 1904 году, и не включенное автором ни в одну из трех прижизненных книг:
Тает долгий зимний день…
Все слилось во мгле туманной,
Неожиданной и странной…
В доме сумерки и тень.
О, мечтательный покой
Зимних сумерек безбрежных,
И ласкающих, и нежных,
Полных прелести немой!..
В старом доме тишина,
Все полно дремотной лени,
В старом доме реют тени…
В старом доме я одна…
Чуть доносится ко мне
Шумных улиц гул нестройный,
Словно кто-то беспокойный
Тщетно мечется во мгле!
Ночь крадется у окна…
С бледной немощной улыбкой
Тает день больной и зыбкий.
В сердце сумрак… Тишина…
Музыкальное впечатлением от этих стихов откликнется в хрестоматийном «Никого не будет в доме, // Кроме сумерек. Один // Зимний день в сквозном проеме…» (1931 г.) и более чем через полвека «Снег идет, снег идет…» (1957 г.). Это могло бы быть удивительным, но случайным сближением, однако московский филолог Е. А. Дьякова заметила как-то в частном разговоре, что эти стихи Крандиевской были опубликованы в июльской книжке за 1904 г. московского журнала «Образование» рядом с эссе Станислава Пшибышевского «Шопен», а в набросках автобиографии Пастернак пишет, что в третьем-четвертом классах гимназии он увлекался Пшибышевским. И эссе любимого писателя о любимом композиторе Пастернак, конечно, не мог пропустить. Добавим к этому, что в том пастернаковском цикле 1931 г. есть стихотворение о начале XX века «Опять Шопен не ищет выгод…»
Наталья Крандиевская. 1950-е.
Крандиевская оказалась вне поэтических направлений, вне групп и компаний молодых поэтов, хотя и печаталась, и выступала на поэтических вечерах. Эстетика определяла литературное одиночество. Так было с Буниным. Так было с Тютчевым, самым любимым поэтом Крандиевской.
Умерла Крандиевская-Толстая 17 сентября 1963 года, похоронена на питерском Серафимовском кладбище. На могильном камне в виде эпитафии выбито ее стихотворение «Уходят люди, и приходят люди»:
Уходят люди и приходят люди.
Три вечных слова — было, есть и будет —
Не замыкая, повторяют круг.
---------------
Андрей Чернов. «Шапка-невидимка Натальи Крандиевской».
---------------
Рубрики: | = Тени зазеркалья /Крандиевская-Толстая Н.В. |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |