Три имени |
Константин Сомов. Портрет Александра Блока. 1907
Стихи Александра Блока сопровождали мою юность. Читала и перечитывала его двухтомник, изданный в 1955 году. В первый том включены стихи и поэмы, второй содержит не менее важные для меня сведения из дневников и записных книжек. Стимулом служил папа, который был наполнен блоковской лирикой и часто цитировал отдельные строфы. Передалось мне по наследству его увлечение поэзией. Вчитывалась долго и упорно, но мучительно и напряженно. И все же многие его стихи знала наизусть. Еще и сейчас помню некоторые, осевшие на донышке памяти. Однако увлечение оказалось недолгим. Почему? Тяжелым он оказался для меня поэтом. Не совсем понятным и созвучным душе. Это была моя первая встреча с культурой Серебряного века.
Молодая Марина Цветаева с большой щедростью посвятила Блоку целый цикл под названием «Стихи к Блоку», которые датируются 1916-1921 годами. Приведу всего два из них, позволяющих определить ее стихотворное восприятия Блока. Как светло и звонко первое из них:
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век,
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим — сон глубок.
Звучат и переливаются радостью три строфы, особенно если читать их вслух. Чуть позже, всего через 17 дней, появляется иная интонация, ибо стихотворение построено на образах православной молитвы «Свете тихий…», входящей в Великую Вечерню. От переполняющего сердце удивления и восхищения она переходит к возвеличиванию и поклонению:
Ты проходишь на запад солнца,
Ты увидишь вечерний свет.
Ты проходишь на запад солнца,
И метель заметает след.
Мимо о́кон моих — бесстрастный
Ты пройдешь в снеговой тиши,
Божий праведник мой прекрасный,
Свете тихий моей души!
Я на душу твою — не зарюсь!
Нерушима твоя стезя.
В руку, бледную от лобзаний,
Не вобью своего гвоздя.
И по имени не окликну,
И руками не потянусь.
Восковому, святому лику
Только издали поклонюсь.
И, под медленным снегом сто̀я,
Опущусь на колени в снег,
И во имя твое святое
Поцелую вечерний снег —
Там, где поступью величавой
Ты прошел в гробовой тиши,
Свете тихий, святые славы,
Вседержитель моей души.
Следует уточнить, что по старой орфографии фамилия поэта писалась Блокъ. Цветаева не была с ним лично знакома, но видела и слышала, присутствуя на нескольких публичных выступлениях поэта. Зрительный образ и манера чтения Блока надолго запечатлелись в ее сердце. Было ей в то время 24 года, ему – 36. Всего через четыре года оборвется его жизнь. Именно поэтому основной корпус стихов «восхищенной и восхищённой» Цветаевой был написан в 1916 году, а затем дополнен в год смерти поэта, но воспринимаются они совершенно иначе:
Други его – не тревожьте его!
Слуги его – не тревожьте его!
Было так ясно на лике его:
Царство мое не ль мира сего.
И совпадение: Блок, и Цветаева ушли из жизни в имперском месяце августе.
С большим уважением отношусь к Лидии Яковлевне Гинзбург (1902 - 1990), доктору филологических наук, видному советскому литературоведу, писателю и мемуаристу. В эссе «Человек за письменным столом» она написала:
«Великие поэты — это не те, которые пишут самые лучшие стихи. Совмещаться это может (Пушкин, например), но необязательно.
Великий поэт — это тот, кто шире всех постиг «образ и давление времени» (как говорил Шекспир). Для русского XX века это Блок — как для XIX-го Пушкин, — и никто другой в такой мере. Можно больше любить стихи других современников Блока. Не в том дело. Блок вообще не поэт отдельных стихов; он явление в целом.
Он замыкает собой ряд русских писателей, которые отвечали на все и за все — Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов…».
Вот так, любить стихи поэта не обязательно, но следует понимать, что был он феноменом серебряного века, которому многие продолжают поклоняться, и по сей день. К мнению Лидии Яковлевны всегда прислушиваюсь. Она для меня как серый кардинал истории литературы, человек, охвативший эпоху, ибо имела возможность общаться с талантливыми людьми того времени, но при этом совершенно неизвестный широкому читателю,. Своего рода весомая тень литературы XX века. Хотя могла бы заслонить присущим ей масштабом личности многих встреченных, о которых оставила свои заметки. Жизнь была долгой – 88 лет. Хотя сейчас имя ее стало звучать все чаще.
Рубрики: | = Серебряные звоны /Цветаевы: М.И. и А.И. = Серебряные звоны /Блок А.А. = Авторские этюды/Строки прозы/Избранное |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |