А.А. Ахматова. Разрыв

Вторник, 23 Июня 2020 г. 19:00 + в цитатник

 

Сегодня, 23 июня, исполняется 130 лет со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой, поэтессы, переводчика, одной из наиболее значимых фигур русской литературы ХХ века

 

1713042321 (601x700, 116Kb)

 

Не недели, не месяцы - годы

Расставались. И вот наконец

Холодок настоящей свободы

И седой над висками венец,

 

Больше нет ни измен, ни предательств,

И до света не слушаешь ты,

Как струится поток доказательств

Несравненной моей правоты.

<1940> 

 

246224965 (569x700, 178Kb)

 

И как всегда бывает в дни разрыва,

И нам постучался призрак первых дней,

И ворвалась серебряная ива

Седым великолепием ветвей.

 

Нам, иступленным, горьким и надменным,

Не смеющим глаза поднять с земли,

Запела птица голосом блаженным

О том, как мы друг друга берегли.

<25 сентября 1944>

 

907714574 (496x700, 106Kb)

 

Я пью за разоренный дом,

За злую жизнь мою,

За одиночество вдвоем,

И за тебя я пью, —

 

За ложь меня предавших губ,

За мертвый холод глаз,

За то, что мир жесток и груб,

За то, что Бог не спас.

<17 июля 1934 года>

 

0_3ff3b_118df223_M (249x14, 2Kb)

 

Три самостоятельных стихотворения, написанных в разные годы и сопоставленных в короткий цикл, без соблюдения хронологических рамок. Кому они посвящены? Имеются только предположения. Первое, адресовано, вероятно, Н.Н. Пунину, разрыв с которым в 1938 году Ахматова переживала болезненно и трудно. Второе, В.Г. Гаршину, поскольку расстались они вскоре после ее возвращения в Ленинград из эвакуации. Адресатом третьего стихотворения ахматоведы опять же считают Пунина. Возможно, что и так. Однако мне думается, что всплыло в памяти поэтессы в то время,  какое-то иное расставание, долго хранимое в душе, не дающее покоя. И произошло оно 17 июля, как указано в проставленной дате, но со смещением года в более ранний период.  

 

 

Серия сообщений "Головин А.Я.":
Часть 1 - Портрет Е.П. Носовой кисти Головина
Часть 2 - А.Я. Головин: Три пейзажа
...
Часть 9 - А.Я. Головин. Портреты испанок
Часть 10 - А.Я. Головин. Портрет певицы
Часть 11 - А.А. Ахматова. Разрыв
Часть 12 - Любитель красоты
Часть 13 - Весенние каштаны

Рубрики:  = Ожившая поэзия/Порывы души
= Авторские этюды/Вокруг Ахматовой
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 26 пользователям