Иосиф Бродский об Анне Ахматовой

Четверг, 12 Сентября 2019 г. 12:39 + в цитатник
 
Это долго и это сложно. Об этом надо либо километрами, либо совсем ничего.
 
0_5f4eb_a73349e3_orig (40x52, 2Kb)
 
Если говорить о моем знакомстве с ней, то произошло это, когда я был совершенно шпаной. Мне было 22 года, наверное. Рейн меня отвёз к ней, и моим глазам представилось зрелище, по прежней жизни совершенно не знакомое. Люди, с которыми мне приходилась иметь дело, находились в другой категории, нежели она. Она была невероятно привлекательна, она была очень высокого роста, не знаю, какого именно, но я был ниже её и, когда мы гуляли, я старался быть выше, чтобы не испытывать комплекса неполноценности. 
 
0_5f4eb_a73349e3_orig (40x52, 2Kb)
 
Просто то, что эта женщина простила врагам своим, было самым лучшим уроком для человека молодого, вроде вашего покорного слуги, уроком того, что является сущностью христианства.
 
0_5f4eb_a73349e3_orig (40x52, 2Kb)
 
Всё, касающееся Ахматовой, - это часть жизни, а говорить о жизни - всё равно, что кошке ловить свой хвост. Невыносимо трудно. Одно скажу: всякая встреча с Ахматовой была для меня довольно-таки замечательным переживанием. Когда физически ощущаешь, что имеешь дело с человеком лучшим, нежели ты. Гораздо лучшим. С человеком, который одной интонацией своей тебя преображает. И Ахматова уже одним только тоном голоса или поворотом головы превращала Вас в гомо сапиенс. Ничего подобного со мной ни раньше, ни, думаю, впоследствии не происходило. Может быть, ещё и потому, что я тогда молодой был. Стадии развития не повторяются. В разговорах с ней, просто в питьё с ней чая или, скажем, водки ты быстрее становился христианином - человеком в христианском смысле этого слова, - нежели читая соответствующие тексты или ходя в церковь. Роль поэта в обществе сводится в немалой степени именно к этому.
 
0_5f4eb_a73349e3_orig (40x52, 2Kb)
 
Портрет Ахматовой. Юрий Анненков. 1921 год. (350x489, 23Kb)
 
Портрет Ахматовой. Юрий Анненков. 1921 год.
 
0_5f4eb_a73349e3_orig (40x52, 2Kb)
 
А буква ‘А’ — средь этих букв старик,
союз, чтоб между слов был звук раздельный.
По существу же, — это страшный крик,
младенческий, прискорбный, вой смертельный.
И если сдвоить, строить: ААА,
сложить бы воедино эти звуки,
которые должны делить слова,
то в сумме будет вопль страшной муки
 
<Иосиф Бродский. "Исаак и Авраам">
 
 
Ахматова_Анна_автограф (489x243, 79Kb)
 
Автограф Анны Ахматовой

 

0_b0815_a6ec3def_L (346x178, 27Kb)

Рубрики:  = Авторские этюды/Вокруг Ахматовой
= Тени зазеркалья /Бродский И.А.
Метки:  

Процитировано 7 раз
Понравилось: 33 пользователям