Басманов Павел Иванович

Суббота, 31 Августа 2019 г. 08:56 + в цитатник
Цитата сообщения Слава44 ХУДОЖНИК ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ БАСМАНОВ (1906-1993) – УЧЕНИК МАЛЕВИЧА

ФОТО П.И. Басманов, 1930-е гг (477x700, 62Kb)
Павел Иванович Басманов. Фотография 1930-х гг.

Павел Иванович Басманов (1906-1993), прекрасный русский акварелист и книжный график.



Павел Иванович Басманов родился 3 (16 по новому стилю) января 1906 г. в селе Баталово, Барнаульского уезда Томской губернии (ныне с. Баталово, Алтайский край) в семье зажиточных крестьян, торговавших мануфактурой. Первоначальное художественное образование получил в Алтайских губернских художественных мастерских (1918-1921), возглавляемых М.И. Курзиным. Здесь он впервые знакомится с современным искусством русского авангарда на выставке привезенных в Барнаул Курзиным сорока картин В.В. Кандинского, К.С. Малевича, О.В. Розановой, И.И. Машкова, А.В. Лентулова, М.Ф. Ларионова, Н.С. Гончаровой и др. Шестнадцатилетним юношей в ноябре 1922 г. Павел Басманов приезжает в Петроград, где до 1927 г. обучался в Художественно-промышленном техникуме. Басманов жил при техникуме, для заработка работал там же дворником. В 1926 г. посещал также занятия в мастерской Павла Мансурова. К этому времени относятся первые работы художника в области книжной графики.

1921 Облако Бумага, тушь, перо 17,8х22 Из собрания семьи художника (554x700, 178Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Облако. 1921 г. Бумага, тушь, перо. 17,8х22 см.
Собрание семьи художника.

Графика Павла Басманова (композиции, иллюстрации, марки, шрифты) говорит о влиянии поздних мирискусников – С.В. Чехонина, Г.И. Нарбута, Д.И. Митрохина, а с другой стороны – В.В. Лебедева и его круга. Уже на первом курсе в 1923 г. он получает первую премию га графическую композицию «Горный Алтай» и первый приз за лучшую профсоюзную марку от Петроградского губернского совета профсоюзов. В 1928 г. после окончания техникума он сближается с Лебедевым, возглавлявшим тогда художественный отдел издательства детской литературы (Детгиз). Очень важным было содержательное общение с Лебедевым, которое продолжалось до середины 1960-х гг. В 1927 г. Басманов вступил в общество «Четыре искусства». Его работы конца 1920-х годов внешне стилизованы под работы художников круга «Мир искусства». К середине 1930-х годов Павел Басманов проявляет себя как талантливый мастер книжной иллюстрации, но её рамки были тесны для его натуры. Так появляются его особые акварельные работы, рождаются лейтмотивы и ключевые темы творчества. Как у Павла Кузнецова, их сюжеты лишены бытовой конкретики, подчёркнуто духовны, ориентированы на идеалы русской иконописи.

1931 Ч. Миллер - Маслозавод. Илл. П. Басманова (655x700, 230Kb)
Я. Миллер (Н.А. Заболоцкий). Маслозавод. Обложка и иллюстрации Павла Басманова.
Ленинград, Госиздат, 1931 г.

ФОТО М.М. Дубянская. День птиц. Л-д, МГ, 1931. Художник Басманов Павел Иванович (502x700, 185Kb)
М.М. Дубянская. День птиц. Художник Павел Басманов. Ленинград,
Издательство «Молодая звардия», 1931 г.

1930-е Прогулка. ЯХМ (700x478, 121Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Прогулка. 1930-е гг. Бумага, акварель, гуашь. Ярославский художественный музей.

1932 Три сестры» Из серии «Старая Сибирь» Бумага, акварель, гуашь 11,8х14,9 Из собрания семьи художника (700x577, 164Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Три сестры. Из серии «Старая Сибирь». 1932 г. Бумага, акварель, гуашь.
11,8х14,9 см. Собрание семьи художника.

1933 В степи. Водовозка. Из серии «Старая Сибирь» Бумага, акварель 16х24 Художественный музей Алтайского края, Барнаул (700x456, 183Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). В степи. Водовозка. Сибирь. Из серии «Старая Сибирь». 1933 г.
Бумага, акварель. 16х24 см. Художественный музей Алтайского края, Барнаул.

1933 В степи. Водовозка. Сибирь» Из серии «Старая Сибирь» Бумага, акварель, гуашь 15,8х22,7 Из собрания семьи художника (700x496, 147Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). В степи. Водовозка. Сибирь. Из серии «Старая Сибирь». 1933 г.
Бумага, акварель, гуашь. 15,8х22,7 см. Собрание семьи художника.

1933 За ягодами» Из серии «Прогулка Бумага, акварель, гуашь 10,5х16,3 Государственный Русский музей (700x460, 154Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). За ягодами. Из серии «Прогулка». 1933 г. Бумага, акварель, гуашь.
10,5х16,3 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1933 Вечер. Из серии «Прогулка» Бумага, акварель 17,1х20,5 Из собрания семьи художника (700x579, 131Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Вечер. Из серии «Прогулка». 1933 г. Бумага, акварель. 17,1х20,5 см.
Собрание семьи художника.

1933 Прогулка с детьми» Из серии «Прогулка» Бумага, акварель 16,1х20,6 Государственная Третьяковская галерея (700x538, 133Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Прогулка с детьми. Из серии «Прогулка». 1933 г. Бумага, акварель.
16,1х20,6 см. Государственная Третьяковская галерея.

1933 Прогулка с тележкой» Из серии «Прогулка Бумага, акварель, гуашь 16,5х20,6 Государственная Третьяковская галерея (700x556, 224Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Прогулка с тележкой. Из серии «Прогулка». 1933 г. Бумага, акварель, гуашь.
16,5х20,6 см. Государственная Третьяковская галерея.

1933 Погулка в степи. Грунт бум, акв. 17.2 x 24.2 cm  Алтай ХМ (2) (700x525, 194Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Прогулка в степи. Из серии «Прогулка». 1933 г. Грунтованная бумага, акварель.
17,2x24,2 см. Художественный музей Алтайского края, Барнаул.

1930-е В холмах.  Собственность М.П. Басмановой (700x549, 102Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). В холмах. 1930-е гг. Бумага, акварель. Собственность М.П. Басмановой.

1934 Прогулка. Бум, акв. 16 х 20,2 см. Тульский ХМ (700x561, 170Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Из серии «Прогулка». 1934 г. Бумага, акварель. 16 х 20,2 см.
Тульский областной художественный музей.

1934 Мать (700x500, 104Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). С матерью. 1934 г. Бумага, гуашь, акварель. 18,4х25,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1928 г. Павел Басманов сблизился с кругом учеников Казимира Малевича – В.М. Ермолаевой, В.В. Стерлиговым, Н.И. Коган, Л.А. Юдиным и др. И в том же 1928 г. он женился на художнице Наталье Георгиевне Ланг. Лишь в это время, по словам самого Басманова, он «набрался смелости и начал заниматься живописью». Именно тридцатые годы стали звездным часом художника. Одна за другим появляются его серии графических работ, поразивших современников свободой духа и творческим осмыслением наследия Малевича. Басманов был знаком с произведениями Малевича не понаслышке. В 1932 г. в Русском музее он без сомнения мог видеть знаменитую выставку «Художники РСФСР за 15 лет», последнюю, на которой экспонировались произведения Малевича, в т.ч. холсты из «Второго крестьянского цикла». Искусствовед Е.Б. Мурина, выдвигает предположение, что именно «этот постсупрематический цикл Малевича стал своеобразным «катализатором» интуитивных поисков Басмановым своей «формулы» крестьянской России».

1931 Пейзаж с двумя фигурами. Х, м. 48 х 58,5. Продан на аукционе Christie’s, Лондон, 1999 за £460 тыс. ($724 тыс (700x575, 206Kb)
К.С. Малевич (1878-1935). Две фигуры в пейзаже. 1931 г. Холст, масло. 48 х 58,5 см. Картина продана
на аукционе Christie’s в Лондоне в 1999 г. за £460.000 англ. фунтов ($724.000 дол.)

1930 Три женщины на дороге (ранее дат.1906 гг.) Холст, масло. 28 x 43 см. ГРМ (700x464, 162Kb)
К.С. Малевич (1878-1935). Три женщины на дороге. 1930 г. Холст, масло. 28 x 43 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В самом деле, неожиданная трансформация масштабных фигуративных трагических крестьянских образов Малевича произошла в камерных, пронизанных лиризмом и ностальгией, композициях Басманова, который по-своему интерпретировал его величественный и лаконичный, обогащенный достижениями супрематизма, живописный язык. И если «Второй крестьянский цикл» Малевича можно представить как эпос, то «Прогулки» Басманова, скорее, подобны сонетам. Несопоставимы масштабы задач, решаемых столь разными мастерами, но в конечном счете каждый из них создал именно тот мир, к которому стремился.

1934 Проводы лета (700x537, 139Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Проводы лета. 1934 г. Бумага, гуашь, акварель.

1934 Прогулка у озера» Из серии «Прогулка» Бумага, акварель, гуашь 16,5х20,1 Государственный Русский музей (700x582, 137Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Прогулка у озера. Из серии «Прогулка». 1934 г. Бумага, акварель, гуашь.
16,5х20,1 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1934 Праздничная прогулка» Из серии «Прогулка» Бумага, акварель 16,3х21,6 ГТГ (700x543, 149Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Праздничная прогулка. Из серии «Прогулка». 1934 г. Бумага, акварель.
16,3х21,6 см. Государственная Третьяковская галерея.

1934 Прогулка» Из серии «Прогулка» Бумага, акварель 16,5х20,1 Государственный Русский музей (700x573, 136Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Прогулка. Из серии «Прогулка». 1935 г. Бумага, акварель. 16,5х20,1 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1934 Песня в степи Из серии «Прогулка» Бумага, акварель 16,4х20,4 Государственный Русский музей (700x556, 154Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Песня в степи. Из серии «Прогулка». 1934 г. Бумага, акварель. 16,4х20,4 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1934 Сибирь. Сельский клуб. 1918 год» Из серии «Старая Сибирь» Бумага, акварель, гуашь 27,3х34 ГТГ (700x556, 206Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). «Сибирь. Сельский клуб. 1918 год». Из серии «Старая Сибирь». 1934 г.
Бумага, акварель, гуашь. 27,3х34 см. Государственная Третьяковская галерея.

1933-1939 «Алтайский цикл» 2 (551x700, 136Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Алтайский цикл (1). 1933-1939 гг. Бумага, гуашь, акварель.

1933-1939 «Алтайский цикл» 1 (700x460, 109Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Алтайский цикл (2). 1933-1939 гг. Бумага, гуашь, акварель.

Однако ошибочно было бы считать Басманова только учеником Малевича. Собственно он им никогда и не был, восприняв заветы мессии нового искусства через его последователей. На вечере-обсуждении Павла Басманова по поводу его вступления в Союз художников зимой 1940 г. какой-то из журналистов, из той сволочи, которая вертелась в кругах искусства, губя честных (творчески честных!) художников, задал «прямой товарищеский» вопрос, не был ли Басманов привержен к числу учеников Малевича? Малевич влиял на вас, как художник, или нет? Павел ответил, что прямым учеником Малевича он не был, но очень хотел бы быть им: «Я хотел бы, чтобы он влиял на меня. Но это не совсем так. Я не занимался у него никогда. Я сталкивался только с его учениками, но и они не всё знали. Я пытаюсь не упустить случая учиться, где только можно». Этот эпизод прекрасно характеризует жизненную позицию художника: его скромность и смелость. Тогда это было равно тому, чтобы заявить на суде святейшей инквизиции что земля круглая. В его произведениях можно увидеть удивительный сплав принципов супрематизма с творчеством Венецианова, Борисова-Мусатова, Петрова-Водкина, Павла Кузнецова.

1934 (700x525, 128Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Из серии «Прогулка». 1934 г. Бумага, акварель.

1935 Женщина с детьми в степи» Из серии «Прогулка» Бумага, акварель 14х18,7 Государственный Русский музей (2) (700x530, 135Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Женщина с детьми в степи. 1935 г. Из серии «Прогулка» Бумага, акварель.
14х18,7 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1934 Три фигуры (700x593, 97Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Три фигуры. Из серии «Прогулка». 1934 г. Бумага, акварель. 32,2x38,4 см.
Частное собрание.

1934 Три фигуры» Из серии «Прогулка» Бумага, акварель 20,3х32,1 Государственная Третьяковская галерея (2) (700x437, 105Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Три фигуры. Из серии «Прогулка». 1934 г. Бумага, акварель.
20,3х32,1 см. Государственная Третьяковская галерея.

1935 В колхозе» Бумага, акварель 25,2х31,8 Государственный Русский музей (700x553, 141Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). В колхозе. 1935 г. Бумага, акварель. 25,2х31,8 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1935 В колхоз (509x700, 134Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). В колхозе. Фрагмент. 1935 г. Бумага, акварель.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1935 В выходной. ЯХМ (700x569, 179Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). В выходной. 1935 г. Бумага, акварель, гуашь. Ярославский художественный музей.

1935 Пейзаж» Из серии «Прогулка» Бумага, акварель 20,3х22,5 Государственный Русский музей (2) (700x639, 112Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Пейзаж. Из серии «Прогулка». 1935 г. Бумага, акварель. 20,3х22,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1935 День отдыха» Из серии «Прогулка» Бумага, акварель 16,4х20,3 Государственная Третьяковская галерея (700x553, 172Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). День отдыха. Из серии «Прогулка». 1935 г. Бумага, акварель. 16,4х20,3 см.
Государственная Третьяковская галерея.

1936 Девушки в роще» Из серии «Прогулка» Бумага, акварель, гуашь 21,4х31 ГТГ (700x474, 169Kb)
Басманов (1906-1993). Девушки в роще. Из серии «Прогулка». 1936 г. Бумага, акварель, гуашь.
21,4х31 см. Государственная Третьяковская галерея.

В 1930-е гг. Басманов брал уроки живописи и рисунка у художника В.В. Стерлигова. В 1932 г. он вступил в общество «Круг художников» и в Ленинградское отделение Союза советских художников (ЛОССХ). Знакомится с поэтом Михаилом Кузминым, входит в его круг, с художниками Юрием Юркуном, Ольгой Гильдебрандт, а также с другими членами бывшей группы «Тринадцать», объединенными ориентацией на французское искусство. Тогда же Басманов сдружился с искусствоведом В.Н. Петровым, высоко ценившим его искусство. После убийства С.М. Кирова Басманов был арестован 27 декабря 1934 г. по «делу группы пластического реализма», в которую входили В.М. Ермолаева и В.В. Стерлигов, обвиненных в антисоветской деятельности. Павла Басманова также обвиняли в использовании «несоветской» техники живописи. С конца декабря 1934 г. он три месяца находился под следствием в Большом доме. Постановлением НКВД от 13 марта 1935 г. следствие в отношении Басманова было прекращено.

В 1935 г. участвует в Первой выставке ленинградских художников в Русском музее. Лейтмотивом творчества Басманова стали камерные серии акварелей деревенской, крестьянской тематики, где художник обратился к поэтике утраченного русского мира. Вневременной мир ушедшей России в видениях алтайского детства утверждается художником как образ Прошлого и прообраз Будущего, как идеальная модель мира, построенного по вечным законам природы. Этот совершенный мир противопоставлен хаосу современной художнику реальности: коллективизации, голоду, репрессиям 1930-х гг. Наибольшую известность принесли художнику серии акварельных работ «Старая Сибирь» (1931-1934) и «Прогулка» (1931-1937), которые считаются лучшими в его творчестве. Их особенность заключается в том, что во всех акварелях варьируется одна и та же избранная художником тема; сохраняется она и в его работах последующих лет. Для художника-философа характерно влияние древнерусской фресковой живописи. В живописном реализме Басманова органично ужились и традиции православной иконы, и отзвуки современных ему постсупрематических исканий.

1934 Набережная (Гуляние), Бум, гуашь.18х26 см. $10,389 USD в Macdougall's в 2013 году. (700x479, 85Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Прогулка (Набережная). Из серии «Прогулка». 1934 г. Бумага, акварель.
18х26 см. Картина продана на аукционе Macdougall's в 2013 г. за $10.389 дол.

1930-е Гуляние. бумага, акварель. 21,5х29,0 см. (Н.Тагил ХМ) (700x521, 138Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Гуляние. 1930-е гг. Бумага, акварель. 21,5х29,0 см.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

1935 Женщины и дети» Из серии «Прогулка»  Бумага, акварель 16,5х20,7 Из собрания семьи художника (700x559, 165Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Женщины и дети. Из серии «Прогулка». 1935 г. Бумага, акварель.
16,5х20,7 см. Собрание семьи художника.

1935 Прогулка» Из серии «Прогулка» Бумага, акварель, гуашь 17,8х23,7 Из собрания семьи художника (700x525, 148Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Прогулка. Из серии «Прогулка». 1935 г. Бумага, акварель, гуашь.
17,8х23,7 см. Собрание семьи художника.

1930-е Прогулка. (700x487, 129Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Прогулка. Из серии «Прогулка». 1930-е гг. г. Бумага, акварель.

1930-е ХМ Алтай края (700x525, 227Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Прогулка. Из серии «Прогулка». 1930-е гг. г. Бумага, акварель.
Художественный музей Алтайского края, Барнаул.

1937 Вечерняя прогулка. ЯХМ (700x591, 110Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Вечерняя прогулка. 1937 г. Бумага, акварель. Ярославский художественный музей.

1937 Уборка картофеля» Бумага, акварель 27,7х18,8 Из собрания семьи художника (700x468, 110Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Уборка картофеля. 1937 г. Бумага, акварель. 27,7х18,8 см.
Собрание семьи художника.

1937 Мать. Бумага, гуашь 18х13 Государственная Третьяковская галерея (496x700, 116Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Мать. 1937 г. Бумага, гуашь. 18х13 см.
Государственная Третьяковская галерея.

1939 У озера» Бумага, акварель, гуашь 21,1х29,2 Государственная Третьяковская галерея (700x491, 141Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). У озера. 1939 г. Бумага, акварель, гуашь. 21,1х29,2 см.
Государственная Третьяковская галерея.

ФОТО П.И. Басманов, 1940-е гг (445x700, 69Kb)
Павел Иванович Басманов в военной форме. Фотография 1940-х гг.

В 1938 году - рождение дочери Павла Ивановича, Марианны Павловны Басмановой, ставшей художником-графиком детской книги, будущей музы и гражданской жены нобелевского лауреата Иосифа Бродского. В 1940 г. Павел Басманов работает над книжными иллюстрациями к роману А.Н. Толстого «Хождение по мукам» и к «Повестям» Вс. Иванова. 21 февраля 1940 г. - персональная однодневная выставка, т.н. «самоотчёт», в Малом зале ЛОСХ. Участник Великой Отечественной войны. Идёт на войну добровольцем, направлен в Школу младшего комсостава в пос. Рыбацкое под Ленинградом. Остаётся в Ленинграде. В декабре 1941 г., пережив голод, в тяжёлом состоянии (дистрофия) находится в госпитале, по выходе из него отправлен на Ленинградский фронт. Служил в разведке, работал шифровальщиком при штабе дивизии в пехоте, освобождал Польшу, дошёл до Берлина. Награжден Орденом Красной звезды, орденом Отечественной войны первой степени и медалью «За оборону Ленинграда». Демобилизован в сентябре 1945 г., вернулся к семье в Ленинград. В 1946 г. вернулся к творческой работе, возобновил творческое общение с В.В. Стерлиговым. После войны семья Басмановых жила в Ленинграде, в доме № 15 по ул. Глинки, в бывшей квартире художников А.Н. Бенуа и позднее Н.А. Тырсы.

ФОТО М. Басманова и И.Бродский (700x367, 69Kb)
Марианна Басманова и Иосиф Бродский. Фото 1960-1970-х гг.

1940 В степи» Бумага, акварель 22,8х28,3 Государственная Третьяковская галерея (2) (501x700, 150Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). В степи. 1940 г. Бумага, акварель. 22,8х28,3 см.
Государственная Третьяковская галерея.

1940 Деревья» Бумага, акварель, гуашь 33,3х23,8 Из собрания семьи художника (700x560, 209Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Деревья. 1940 г. Бумага, акварель, гуашь. 33,3х23,8 см.
Собрание семьи художника.

1942 Деревня. Сибирь» Бумага, акварель 20,7х17 Из собрания семьи художника (574x700, 178Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Деревня. Сибирь. 1942 г. Бумага, акварель. 20,7х17 см.
Собрание семьи художника.

1942 Старик. Кержак» Бумага, цветной карандаш, акварель 15,3х12,8 Из собрания семьи художника (568x700, 216Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Старик. Кержак. 1942 г. Бумага, цветной карандаш, акварель.
15,3х12,8 см. Собрание семьи художника.

1941 На пашне» Бумага, черный карандаш 12,9х10,1 Государственная Третьяковская галерея (546x700, 186Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). На пашне. 1941 г. Бумага, черный карандаш. 12,9х10,1 см.
Государственная Третьяковская галерея.
1941-1942 У дома» Бумага, черный карандаш 15х10,2 Государственная Третьяковская галерея (400x600, 125Kb)1942 На улице в деревне» Бумага, черный карандаш 14,3х10,5 Государственная Третьяковская галерея (419x600, 147Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). 1. У дома. 1941-1942 гг. Бумага, черный карандаш. 15х10,2 см. 2. На улице в деревне. 1942 г. Бумага, черный карандаш. 14,3х10,5 см. Оба рисунка - Государственная Третьяковская галерея.

1942 Из иллюстраций к повестям Вс.Иванова» Бумага, итальянский карандаш 19,8х13,1 Из ССХ (470x700, 157Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Из иллюстраций к повестям Вс. Иванова. 1942 г. Бумага, итальянский карандаш.
19,8х13,1 см. Собрание семьи художника.

1944 За околицу» Бумага, итальянский карандаш 13,8х20 Государственный Русский музей (700x472, 158Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). За околицу. 1944 г. Бумага, итальянский карандаш. 13,8х20 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1944 На мосту» 1944 Бумага, итальянский карандаш 14,6х13,1 Из собрания семьи (639x700, 224Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). На мосту. 1944 г. Бумага, итальянский карандаш. 14,6х13,1 см.
Собрание семьи художника.

1946 В предгорьях Алтая» Бумага, акварель 19,8х16,2 Собственность М.П. Басмановой (575x700, 140Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). В предгорьях Алтая. 1946 г. Бумага, акварель. 19,8х16,2 см.
Собственность М.П. Басмановой.

1946 Встреча подруг» Бумага, акварель 20,6х29 Государственный Русский музей (2) (700x489, 136Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Встреча подруг. 1946 г. Бумага, акварель. 20,6х29 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1946 Учительница. Сибирь» Бумага, акварель 19,4х14,6 Государственный Русский музей (523x700, 194Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Учительница. Сибирь. 1946 г. Бумага, акварель. 19,4х14,6 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Есть некая незавершенность в творчестве Павла Басманова. Не случайно многие его листы названы эскизами: значит, автор предполагал увидеть их в дальнейшем развитии. Но они так и остались эскизами…В чем тут вина? Уж точно не в самом художнике, работоспособности которого можно было только позавидовать. Арест в 1934 году, репрессии, обрушившиеся на его друзей-единомышленников. Страшная война, которую Павел Басманов прошел, уйдя добровольцем на фронт, от Нарвы до Берлина. Вот отметины, которые оставил век-волкодав в биографии и в душе художника, отсюда нереализованность дерзновенных замыслов.

1947 Дядя Максим» Бумага, акварель 17х12 Государственный Русский музей (485x700, 212Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Дядя Максим. 1947 г. Бумага, акварель. 17х12 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1949 С сестрой» Бумага, акварель 33,5х22,5 Из собрания семьи художника (463x700, 202Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). С сестрой. 1949 г. Бумага, акварель. 33,5х22,5 см.
Собрание семьи художника.

1951 Портрет жены. (Н.Тагил ХМ) (700x488, 149Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Портрет жены художника Наталии Георгиевны Басмановой, урожд. Ланг. 1951 г.
Бумага, акварель. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

1952 Из иллюстраций к стихам А.Прокофьева» Бумага, тушь. Кисть 10х14,2 Государственный Русский музей (700x497, 190Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Из иллюстраций к стихам А. Прокофьева. 1952 г. Бумага, тушь, кисть.
10х14,2 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1953 Молодая мать» Бумага, сепия 30,8х25,8 Государственная Третьяковская галерея (574x700, 182Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Молодая мать. 1953 г. Бумага, сепия. 30,8х25,8 см.
Государственная Третьяковская галерея.

1955 Подруги» Бумага, акварель 29,4х41 Государственный Русский музей (700x494, 214Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Подруги. 1955 г. Бумага, акварель. 29,4х41 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1963 Воспоминания» Бумага, сепия, кисть 24,5х32,5 Государственный Русский музей (700x526, 247Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Воспоминания. 1963 г. Бумага, сепия, кисть. 24,5х32,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Девушка. Бумага, сепия. 16,0х20,8см. (Н.Тагил ХМ) (700x487, 158Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Девушка. Бумага, сепия. 16 х 20,8см.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
ФОТО И.С. Соколов-Микитов. От весны до весны. Художник Басманов Павел Иванович. М, Детгиз, 1952 (406x520, 89Kb)ФОТО Родные картинки. Стихотворения (поэты XIX века). Издание 3-е. Составитель П.И. Басманов. Художник П. Басманов (388x520, 57Kb)
1. И.С. Соколов-Микитов. От весны до весны. Художник Павел Басманов. Москва, Детгиз, 1952 г. 2. Родные картинки. Стихотворения. Поэты XIX века. Издание 3-е. Составитель П.И. Басманов. Художник П.И. Басманов. Ленинград, Детгиз, 1982 г.

Новая деревня. Картон, масло. 48х 16 cm (2) (700x230, 43Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Новая деревня. Картон, масло. 48х16 см. Частное собрание.

В 1954-1966 гг. Басманов работает консультантом на фабрике беловых товаров «Светоч». С 1950 г. и до конца жизни занимается общими выставками в ЛОСХе (отбор работ, развеска). Работает над экспозициями персональных выставок Н.А. Тырсы, Н.И. Альтмана, Д.И. Митрохина, А.Ф. Пахомова, А.С. Ведерникова и многих других. Становится признанным мастером экспозиции среди ленинградских художников. Знакомится с П.В. Кузнецовым, показывает ему свои работы, посещает его в Москве. «Горизонталь мне дала степь, вертикаль – фигура в степи, диагонали – склоны холмов», – говорил Басманов о своих произведениях, которые сегодня хранятся в крупнейших российских музеях. Только в 1970-х гг. музеи – Третьяковская галерея и Русский музей, а также музеи Барнаула, Саратова, Тюмени, Тулы, Ярославля начинают приобретать работы художника. В 1983 г. в Москве, в ГМИИ им. А.С. Пушкина состоялась первая персональная выставка работ художника. Работы художника начиная с 1980-х гг. неоднократно выставлялись на аукционах. Есть книга по истории европейского рисунка. В ней не так много русских художников. И вот среди них – три рисунка Басманова. Рядом с Врубелем, Пикассо. Это очень высокий уровень!

1950-е Без названия. Бум, гуашь. 17,5х23,5. ЧС Игоря Сановича. Выст Les Мутирующие утопии (Utopies Mutantes) в Париже, 2010 (700x530, 102Kb)
П.И. Басманов (1906-1993). Без названия. 1950-е г. Бумага, гуашь. 17,5х23,5 см. Собрание Игоря Сановича.
Картина экспонировалась в Париже на выставке русского авангарда «Utopies Mutantes»
(Мутирующие утопии) осенью 2010 г.

Павел Басманов не знал блестящего успеха, но обладал чем-то большим – безупречной репутацией художника, отстоявшего свою жизненную позицию и не поступившегося ни чем в своем чистом и свободном творчестве.

Павел Иванович Басманов скончался 5 сентября 1993 г. в Санкт-Петербурге в возрасте 87 лет.

ФОТО Афиша выставки Басманова в Музее Борисова-Мусатова, Саратов 2014г (700x494, 102Kb)
Афиша выставки П.И. Басманова в Музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова. Саратов, 2014 г.
ФОТО Афиша выставки Басманова в Музее Борисова-Мусатова, Саратов 2015г (462x700, 52Kb)
Афиша выставки П.И. Басманова в Музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова. Саратов, 2015 г.

ИСТОЧНИКИ:
ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x510, 99Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I. Москва, Издательство
Clobal Expert & Service Team, 2013 г. – Стр. 60-63, 111.

ФОТО В КРУГЕ МАЛЕВИЧА. Сост Ирина Карасик. СПб, ГРМ (Palace Editions), 2000 г. 360с. (573x700, 130Kb)
В круге Малевича. Составитель Ирина Карасик. Санкт-Петербург, Русский музей,
Palace Editions, 2000 г. – Стр. 324-330.

1. http://rusavangard.ru/online/biographies/basmanov-pavel-ivanovich/
2. В круге Малевича. СПб., Русский музей, Palace Edition, 2000.
3. http://cultobzor.ru/2013/03/basmanov-gallery/
4. http://www.artpanorama.su/?category=article&show=subsection&id=1498
5. https://www.altairegion22.ru/territory/regions/barnaul/news/?ELEMENT_ID=473007
Рубрики:  = Тени зазеркалья /Бродский И.А.
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям