ХУДОЖНИК ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ БАСМАНОВ (1906-1993) – УЧЕНИК МАЛЕВИЧА
Павел Иванович Басманов. Фотография 1930-х гг.
Павел Иванович Басманов (1906-1993), прекрасный русский акварелист и книжный график.
Павел Иванович Басманов родился 3 (16 по новому стилю) января 1906 г. в селе Баталово, Барнаульского уезда Томской губернии (ныне с. Баталово, Алтайский край) в семье зажиточных крестьян, торговавших мануфактурой. Первоначальное художественное образование получил в Алтайских губернских художественных мастерских (1918-1921), возглавляемых М.И. Курзиным. Здесь он впервые знакомится с современным искусством русского авангарда на выставке привезенных в Барнаул Курзиным сорока картин В.В. Кандинского, К.С. Малевича, О.В. Розановой, И.И. Машкова, А.В. Лентулова, М.Ф. Ларионова, Н.С. Гончаровой и др. Шестнадцатилетним юношей в ноябре 1922 г. Павел Басманов приезжает в Петроград, где до 1927 г. обучался в Художественно-промышленном техникуме. Басманов жил при техникуме, для заработка работал там же дворником. В 1926 г. посещал также занятия в мастерской Павла Мансурова. К этому времени относятся первые работы художника в области книжной графики.
П.И. Басманов (1906-1993). Облако. 1921 г. Бумага, тушь, перо. 17,8х22 см.
Собрание семьи художника.
Графика Павла Басманова (композиции, иллюстрации, марки, шрифты) говорит о влиянии поздних мирискусников – С.В. Чехонина, Г.И. Нарбута, Д.И. Митрохина, а с другой стороны – В.В. Лебедева и его круга. Уже на первом курсе в 1923 г. он получает первую премию га графическую композицию «Горный Алтай» и первый приз за лучшую профсоюзную марку от Петроградского губернского совета профсоюзов. В 1928 г. после окончания техникума он сближается с Лебедевым, возглавлявшим тогда художественный отдел издательства детской литературы (Детгиз). Очень важным было содержательное общение с Лебедевым, которое продолжалось до середины 1960-х гг. В 1927 г. Басманов вступил в общество «Четыре искусства». Его работы конца 1920-х годов внешне стилизованы под работы художников круга «Мир искусства». К середине 1930-х годов Павел Басманов проявляет себя как талантливый мастер книжной иллюстрации, но её рамки были тесны для его натуры. Так появляются его особые акварельные работы, рождаются лейтмотивы и ключевые темы творчества. Как у Павла Кузнецова, их сюжеты лишены бытовой конкретики, подчёркнуто духовны, ориентированы на идеалы русской иконописи.
Я. Миллер (Н.А. Заболоцкий). Маслозавод. Обложка и иллюстрации Павла Басманова.
Ленинград, Госиздат, 1931 г.
М.М. Дубянская. День птиц. Художник Павел Басманов. Ленинград,
Издательство «Молодая звардия», 1931 г.
П.И. Басманов (1906-1993). Прогулка. 1930-е гг. Бумага, акварель, гуашь. Ярославский художественный музей.
П.И. Басманов (1906-1993). Три сестры. Из серии «Старая Сибирь». 1932 г. Бумага, акварель, гуашь.
11,8х14,9 см. Собрание семьи художника.
П.И. Басманов (1906-1993). В степи. Водовозка. Сибирь. Из серии «Старая Сибирь». 1933 г.
Бумага, акварель. 16х24 см. Художественный музей Алтайского края, Барнаул.
П.И. Басманов (1906-1993). В степи. Водовозка. Сибирь. Из серии «Старая Сибирь». 1933 г.
Бумага, акварель, гуашь. 15,8х22,7 см. Собрание семьи художника.
П.И. Басманов (1906-1993). За ягодами. Из серии «Прогулка». 1933 г. Бумага, акварель, гуашь.
10,5х16,3 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
П.И. Басманов (1906-1993). Вечер. Из серии «Прогулка». 1933 г. Бумага, акварель. 17,1х20,5 см.
Собрание семьи художника.
П.И. Басманов (1906-1993). Прогулка с детьми. Из серии «Прогулка». 1933 г. Бумага, акварель.
16,1х20,6 см. Государственная Третьяковская галерея.
П.И. Басманов (1906-1993). Прогулка с тележкой. Из серии «Прогулка». 1933 г. Бумага, акварель, гуашь.
16,5х20,6 см. Государственная Третьяковская галерея.
П.И. Басманов (1906-1993). Прогулка в степи. Из серии «Прогулка». 1933 г. Грунтованная бумага, акварель.
17,2x24,2 см. Художественный музей Алтайского края, Барнаул.
П.И. Басманов (1906-1993). В холмах. 1930-е гг. Бумага, акварель. Собственность М.П. Басмановой.
П.И. Басманов (1906-1993). Из серии «Прогулка». 1934 г. Бумага, акварель. 16 х 20,2 см.
Тульский областной художественный музей.
П.И. Басманов (1906-1993). С матерью. 1934 г. Бумага, гуашь, акварель. 18,4х25,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В 1928 г. Павел Басманов сблизился с кругом учеников Казимира Малевича – В.М. Ермолаевой, В.В. Стерлиговым, Н.И. Коган, Л.А. Юдиным и др. И в том же 1928 г. он женился на художнице Наталье Георгиевне Ланг. Лишь в это время, по словам самого Басманова, он «набрался смелости и начал заниматься живописью». Именно тридцатые годы стали звездным часом художника. Одна за другим появляются его серии графических работ, поразивших современников свободой духа и творческим осмыслением наследия Малевича. Басманов был знаком с произведениями Малевича не понаслышке. В 1932 г. в Русском музее он без сомнения мог видеть знаменитую выставку «Художники РСФСР за 15 лет», последнюю, на которой экспонировались произведения Малевича, в т.ч. холсты из «Второго крестьянского цикла». Искусствовед Е.Б. Мурина, выдвигает предположение, что именно «этот постсупрематический цикл Малевича стал своеобразным «катализатором» интуитивных поисков Басмановым своей «формулы» крестьянской России».
К.С. Малевич (1878-1935). Две фигуры в пейзаже. 1931 г. Холст, масло. 48 х 58,5 см. Картина продана
на аукционе Christie’s в Лондоне в 1999 г. за £460.000 англ. фунтов ($724.000 дол.)
К.С. Малевич (1878-1935). Три женщины на дороге. 1930 г. Холст, масло. 28 x 43 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В самом деле, неожиданная трансформация масштабных фигуративных трагических крестьянских образов Малевича произошла в камерных, пронизанных лиризмом и ностальгией, композициях Басманова, который по-своему интерпретировал его величественный и лаконичный, обогащенный достижениями супрематизма, живописный язык. И если «Второй крестьянский цикл» Малевича можно представить как эпос, то «Прогулки» Басманова, скорее, подобны сонетам. Несопоставимы масштабы задач, решаемых столь разными мастерами, но в конечном счете каждый из них создал именно тот мир, к которому стремился.
П.И. Басманов (1906-1993). Проводы лета. 1934 г. Бумага, гуашь, акварель.
П.И. Басманов (1906-1993). Прогулка у озера. Из серии «Прогулка». 1934 г. Бумага, акварель, гуашь.
16,5х20,1 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
П.И. Басманов (1906-1993). Праздничная прогулка. Из серии «Прогулка». 1934 г. Бумага, акварель.
16,3х21,6 см. Государственная Третьяковская галерея.
П.И. Басманов (1906-1993). Прогулка. Из серии «Прогулка». 1935 г. Бумага, акварель. 16,5х20,1 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
П.И. Басманов (1906-1993). Песня в степи. Из серии «Прогулка». 1934 г. Бумага, акварель. 16,4х20,4 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
П.И. Басманов (1906-1993). «Сибирь. Сельский клуб. 1918 год». Из серии «Старая Сибирь». 1934 г.
Бумага, акварель, гуашь. 27,3х34 см. Государственная Третьяковская галерея.
П.И. Басманов (1906-1993). Алтайский цикл (1). 1933-1939 гг. Бумага, гуашь, акварель.
П.И. Басманов (1906-1993). Алтайский цикл (2). 1933-1939 гг. Бумага, гуашь, акварель.
Однако ошибочно было бы считать Басманова только учеником Малевича. Собственно он им никогда и не был, восприняв заветы мессии нового искусства через его последователей. На вечере-обсуждении Павла Басманова по поводу его вступления в Союз художников зимой 1940 г. какой-то из журналистов, из той сволочи, которая вертелась в кругах искусства, губя честных (творчески честных!) художников, задал «прямой товарищеский» вопрос, не был ли Басманов привержен к числу учеников Малевича? Малевич влиял на вас, как художник, или нет? Павел ответил, что прямым учеником Малевича он не был, но очень хотел бы быть им: «Я хотел бы, чтобы он влиял на меня. Но это не совсем так. Я не занимался у него никогда. Я сталкивался только с его учениками, но и они не всё знали. Я пытаюсь не упустить случая учиться, где только можно». Этот эпизод прекрасно характеризует жизненную позицию художника: его скромность и смелость. Тогда это было равно тому, чтобы заявить на суде святейшей инквизиции что земля круглая. В его произведениях можно увидеть удивительный сплав принципов супрематизма с творчеством Венецианова, Борисова-Мусатова, Петрова-Водкина, Павла Кузнецова.
П.И. Басманов (1906-1993). Из серии «Прогулка». 1934 г. Бумага, акварель.
П.И. Басманов (1906-1993). Женщина с детьми в степи. 1935 г. Из серии «Прогулка» Бумага, акварель.
14х18,7 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
П.И. Басманов (1906-1993). Три фигуры. Из серии «Прогулка». 1934 г. Бумага, акварель. 32,2x38,4 см.
Частное собрание.
П.И. Басманов (1906-1993). Три фигуры. Из серии «Прогулка». 1934 г. Бумага, акварель.
20,3х32,1 см. Государственная Третьяковская галерея.
П.И. Басманов (1906-1993). В колхозе. 1935 г. Бумага, акварель. 25,2х31,8 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
П.И. Басманов (1906-1993). В колхозе. Фрагмент. 1935 г. Бумага, акварель.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
П.И. Басманов (1906-1993). В выходной. 1935 г. Бумага, акварель, гуашь. Ярославский художественный музей.
П.И. Басманов (1906-1993). Пейзаж. Из серии «Прогулка». 1935 г. Бумага, акварель. 20,3х22,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
П.И. Басманов (1906-1993). День отдыха. Из серии «Прогулка». 1935 г. Бумага, акварель. 16,4х20,3 см.
Государственная Третьяковская галерея.
Басманов (1906-1993). Девушки в роще. Из серии «Прогулка». 1936 г. Бумага, акварель, гуашь.
21,4х31 см. Государственная Третьяковская галерея.
В 1930-е гг. Басманов брал уроки живописи и рисунка у художника В.В. Стерлигова. В 1932 г. он вступил в общество «Круг художников» и в Ленинградское отделение Союза советских художников (ЛОССХ). Знакомится с поэтом Михаилом Кузминым, входит в его круг, с художниками Юрием Юркуном, Ольгой Гильдебрандт, а также с другими членами бывшей группы «Тринадцать», объединенными ориентацией на французское искусство. Тогда же Басманов сдружился с искусствоведом В.Н. Петровым, высоко ценившим его искусство. После убийства С.М. Кирова Басманов был арестован 27 декабря 1934 г. по «делу группы пластического реализма», в которую входили В.М. Ермолаева и В.В. Стерлигов, обвиненных в антисоветской деятельности. Павла Басманова также обвиняли в использовании «несоветской» техники живописи. С конца декабря 1934 г. он три месяца находился под следствием в Большом доме. Постановлением НКВД от 13 марта 1935 г. следствие в отношении Басманова было прекращено.
В 1935 г. участвует в Первой выставке ленинградских художников в Русском музее. Лейтмотивом творчества Басманова стали камерные серии акварелей деревенской, крестьянской тематики, где художник обратился к поэтике утраченного русского мира. Вневременной мир ушедшей России в видениях алтайского детства утверждается художником как образ Прошлого и прообраз Будущего, как идеальная модель мира, построенного по вечным законам природы. Этот совершенный мир противопоставлен хаосу современной художнику реальности: коллективизации, голоду, репрессиям 1930-х гг. Наибольшую известность принесли художнику серии акварельных работ «Старая Сибирь» (1931-1934) и «Прогулка» (1931-1937), которые считаются лучшими в его творчестве. Их особенность заключается в том, что во всех акварелях варьируется одна и та же избранная художником тема; сохраняется она и в его работах последующих лет. Для художника-философа характерно влияние древнерусской фресковой живописи. В живописном реализме Басманова органично ужились и традиции православной иконы, и отзвуки современных ему постсупрематических исканий.
П.И. Басманов (1906-1993). Прогулка (Набережная). Из серии «Прогулка». 1934 г. Бумага, акварель.
18х26 см. Картина продана на аукционе Macdougall's в 2013 г. за $10.389 дол.
П.И. Басманов (1906-1993). Гуляние. 1930-е гг. Бумага, акварель. 21,5х29,0 см.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
П.И. Басманов (1906-1993). Женщины и дети. Из серии «Прогулка». 1935 г. Бумага, акварель.
16,5х20,7 см. Собрание семьи художника.
П.И. Басманов (1906-1993). Прогулка. Из серии «Прогулка». 1935 г. Бумага, акварель, гуашь.
17,8х23,7 см. Собрание семьи художника.
П.И. Басманов (1906-1993). Прогулка. Из серии «Прогулка». 1930-е гг. г. Бумага, акварель.
П.И. Басманов (1906-1993). Прогулка. Из серии «Прогулка». 1930-е гг. г. Бумага, акварель.
Художественный музей Алтайского края, Барнаул.
П.И. Басманов (1906-1993). Вечерняя прогулка. 1937 г. Бумага, акварель. Ярославский художественный музей.
П.И. Басманов (1906-1993). Уборка картофеля. 1937 г. Бумага, акварель. 27,7х18,8 см.
Собрание семьи художника.
П.И. Басманов (1906-1993). Мать. 1937 г. Бумага, гуашь. 18х13 см.
Государственная Третьяковская галерея.
П.И. Басманов (1906-1993). У озера. 1939 г. Бумага, акварель, гуашь. 21,1х29,2 см.
Государственная Третьяковская галерея.
Павел Иванович Басманов в военной форме. Фотография 1940-х гг.
В 1938 году - рождение дочери Павла Ивановича, Марианны Павловны Басмановой, ставшей художником-графиком детской книги, будущей музы и гражданской жены нобелевского лауреата Иосифа Бродского. В 1940 г. Павел Басманов работает над книжными иллюстрациями к роману А.Н. Толстого «Хождение по мукам» и к «Повестям» Вс. Иванова. 21 февраля 1940 г. - персональная однодневная выставка, т.н. «самоотчёт», в Малом зале ЛОСХ. Участник Великой Отечественной войны. Идёт на войну добровольцем, направлен в Школу младшего комсостава в пос. Рыбацкое под Ленинградом. Остаётся в Ленинграде. В декабре 1941 г., пережив голод, в тяжёлом состоянии (дистрофия) находится в госпитале, по выходе из него отправлен на Ленинградский фронт. Служил в разведке, работал шифровальщиком при штабе дивизии в пехоте, освобождал Польшу, дошёл до Берлина. Награжден Орденом Красной звезды, орденом Отечественной войны первой степени и медалью «За оборону Ленинграда». Демобилизован в сентябре 1945 г., вернулся к семье в Ленинград. В 1946 г. вернулся к творческой работе, возобновил творческое общение с В.В. Стерлиговым. После войны семья Басмановых жила в Ленинграде, в доме № 15 по ул. Глинки, в бывшей квартире художников А.Н. Бенуа и позднее Н.А. Тырсы.
Марианна Басманова и Иосиф Бродский. Фото 1960-1970-х гг.
П.И. Басманов (1906-1993). В степи. 1940 г. Бумага, акварель. 22,8х28,3 см.
Государственная Третьяковская галерея.
П.И. Басманов (1906-1993). Деревья. 1940 г. Бумага, акварель, гуашь. 33,3х23,8 см.
Собрание семьи художника.
П.И. Басманов (1906-1993). Деревня. Сибирь. 1942 г. Бумага, акварель. 20,7х17 см.
Собрание семьи художника.
П.И. Басманов (1906-1993). Старик. Кержак. 1942 г. Бумага, цветной карандаш, акварель.
15,3х12,8 см. Собрание семьи художника.
П.И. Басманов (1906-1993). На пашне. 1941 г. Бумага, черный карандаш. 12,9х10,1 см.
Государственная Третьяковская галерея.
П.И. Басманов (1906-1993). 1. У дома. 1941-1942 гг. Бумага, черный карандаш. 15х10,2 см. 2. На улице в деревне. 1942 г. Бумага, черный карандаш. 14,3х10,5 см. Оба рисунка - Государственная Третьяковская галерея.
П.И. Басманов (1906-1993). Из иллюстраций к повестям Вс. Иванова. 1942 г. Бумага, итальянский карандаш.
19,8х13,1 см. Собрание семьи художника.
П.И. Басманов (1906-1993). За околицу. 1944 г. Бумага, итальянский карандаш. 13,8х20 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
П.И. Басманов (1906-1993). На мосту. 1944 г. Бумага, итальянский карандаш. 14,6х13,1 см.
Собрание семьи художника.
П.И. Басманов (1906-1993). В предгорьях Алтая. 1946 г. Бумага, акварель. 19,8х16,2 см.
Собственность М.П. Басмановой.
П.И. Басманов (1906-1993). Встреча подруг. 1946 г. Бумага, акварель. 20,6х29 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
П.И. Басманов (1906-1993). Учительница. Сибирь. 1946 г. Бумага, акварель. 19,4х14,6 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Есть некая незавершенность в творчестве Павла Басманова. Не случайно многие его листы названы эскизами: значит, автор предполагал увидеть их в дальнейшем развитии. Но они так и остались эскизами…В чем тут вина? Уж точно не в самом художнике, работоспособности которого можно было только позавидовать. Арест в 1934 году, репрессии, обрушившиеся на его друзей-единомышленников. Страшная война, которую Павел Басманов прошел, уйдя добровольцем на фронт, от Нарвы до Берлина. Вот отметины, которые оставил век-волкодав в биографии и в душе художника, отсюда нереализованность дерзновенных замыслов.
П.И. Басманов (1906-1993). Дядя Максим. 1947 г. Бумага, акварель. 17х12 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
П.И. Басманов (1906-1993). С сестрой. 1949 г. Бумага, акварель. 33,5х22,5 см.
Собрание семьи художника.
П.И. Басманов (1906-1993). Портрет жены художника Наталии Георгиевны Басмановой, урожд. Ланг. 1951 г.
Бумага, акварель. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
П.И. Басманов (1906-1993). Из иллюстраций к стихам А. Прокофьева. 1952 г. Бумага, тушь, кисть.
10х14,2 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
П.И. Басманов (1906-1993). Молодая мать. 1953 г. Бумага, сепия. 30,8х25,8 см.
Государственная Третьяковская галерея.
П.И. Басманов (1906-1993). Подруги. 1955 г. Бумага, акварель. 29,4х41 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
П.И. Басманов (1906-1993). Воспоминания. 1963 г. Бумага, сепия, кисть. 24,5х32,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
П.И. Басманов (1906-1993). Девушка. Бумага, сепия. 16 х 20,8см.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
1. И.С. Соколов-Микитов. От весны до весны. Художник Павел Басманов. Москва, Детгиз, 1952 г. 2. Родные картинки. Стихотворения. Поэты XIX века. Издание 3-е. Составитель П.И. Басманов. Художник П.И. Басманов. Ленинград, Детгиз, 1982 г.
П.И. Басманов (1906-1993). Новая деревня. Картон, масло. 48х16 см. Частное собрание.
В 1954-1966 гг. Басманов работает консультантом на фабрике беловых товаров «Светоч». С 1950 г. и до конца жизни занимается общими выставками в ЛОСХе (отбор работ, развеска). Работает над экспозициями персональных выставок Н.А. Тырсы, Н.И. Альтмана, Д.И. Митрохина, А.Ф. Пахомова, А.С. Ведерникова и многих других. Становится признанным мастером экспозиции среди ленинградских художников. Знакомится с П.В. Кузнецовым, показывает ему свои работы, посещает его в Москве. «Горизонталь мне дала степь, вертикаль – фигура в степи, диагонали – склоны холмов», – говорил Басманов о своих произведениях, которые сегодня хранятся в крупнейших российских музеях. Только в 1970-х гг. музеи – Третьяковская галерея и Русский музей, а также музеи Барнаула, Саратова, Тюмени, Тулы, Ярославля начинают приобретать работы художника. В 1983 г. в Москве, в ГМИИ им. А.С. Пушкина состоялась первая персональная выставка работ художника. Работы художника начиная с 1980-х гг. неоднократно выставлялись на аукционах. Есть книга по истории европейского рисунка. В ней не так много русских художников. И вот среди них – три рисунка Басманова. Рядом с Врубелем, Пикассо. Это очень высокий уровень!
П.И. Басманов (1906-1993). Без названия. 1950-е г. Бумага, гуашь. 17,5х23,5 см. Собрание Игоря Сановича.
Картина экспонировалась в Париже на выставке русского авангарда «Utopies Mutantes»
(Мутирующие утопии) осенью 2010 г.
Павел Басманов не знал блестящего успеха, но обладал чем-то большим – безупречной репутацией художника, отстоявшего свою жизненную позицию и не поступившегося ни чем в своем чистом и свободном творчестве.
Павел Иванович Басманов скончался 5 сентября 1993 г. в Санкт-Петербурге в возрасте 87 лет.
Афиша выставки П.И. Басманова в Музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова. Саратов, 2014 г.
Афиша выставки П.И. Басманова в Музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова. Саратов, 2015 г.
ИСТОЧНИКИ:
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I. Москва, Издательство
Clobal Expert & Service Team, 2013 г. – Стр. 60-63, 111.
В круге Малевича. Составитель Ирина Карасик. Санкт-Петербург, Русский музей,
Palace Editions, 2000 г. – Стр. 324-330.
1. http://rusavangard.ru/online/biographies/basmanov-pavel-ivanovich/
2. В круге Малевича. СПб., Русский музей, Palace Edition, 2000.
3. http://cultobzor.ru/2013/03/basmanov-gallery/
4. http://www.artpanorama.su/?category=article&show=subsection&id=1498
5. https://www.altairegion22.ru/territory/regions/barnaul/news/?ELEMENT_ID=473007